При перемещении центра тяжести поплавкового узла одновре менно по двум осям предварительно определяется угловое поло жение плоскости NN (рис. 10.14), в которой должен произво диться наклон поплавка. Это положение определяется из соот ношения
|
tg' а = |
°др!/ |
|
|
|
|
|
: іо. 11) |
|
"лрг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где а — угол между осью ZZ и плоскостью наклона NN; |
“ дру — дрейф от неуравновешенных масс, |
измеренный при |
горизонтальном положении оси YY; |
|
|
|
|
Юдрг — дрейф от неуравновешенных |
масс, |
измеренный при |
|
|
горизонтальном положении оси ZZ. |
|
|
|
После |
определения |
углового |
|
|
положения плоскости NN ампулы |
|
|
обогреваются, сплав |
в |
них рас |
|
|
плавляется, прибор |
|
наклоняется |
|
|
на угол а, производится с задан |
|
|
ной точностью совмещение центра |
|
|
тяжести поплавкового узла с его |
|
|
центром давления. |
статического |
|
|
|
На |
|
точность |
|
|
уравновешивания |
поплавкового |
|
|
узла оказывают влияние |
конвек |
|
|
ционные |
потоки |
жидкости. В про |
Рис. 10.14. К рассмотрению урав |
цессе уравновешивания не допус |
новешивания поплавкового |
узла с |
кается |
перемещение |
жидкости |
помощью балансировочных |
ампул: |
вследствие ее нагрева. При посто |
б. а — балансировочные ампулы; |
ц. т — |
центр тяжести; а — угол, характеризу |
янной |
температуре |
жидкости пе |
ющий положение плоскости /Ѵ/Ѵ по от |
ремещения нет. С этой |
целью в |
ношению к оси OZ |
|
|
|
балансировочных |
ваннах |
предус |
мотрен специальный подогрев, обеспечивающий регулируемое термостатирование в пределах ±0,1°С.
Контроль статической неуравновешенности поплавковых гироскопов
Контроль статической неуравновешенности поплавкового ги роузла производится в технологической ванне и в собранном поп лавковом гироприборе.
Контроль статической неуравновешенности, плавучести и диф ферента поплавкового узла (поплавка) в технологической ванне производится с помощью двух граммометров (рис. 10.15). При меняемый электромеханический граммометр двустороннего дей ствия с ценой деления не менеё 10 мг.
Опущенный в ванну поплавок 1 устанавливается в отверстия тяг 2 двух граммометров. При контроле плавучести и дифферен та поплавка измеряется давление на тягу. Поворот стрелки 5 граммометра относительно нулевого положения шкалы 4 про-
порционален величине давления на тягу. Чувствительным эле ментом граммометра является закрученная бронзовая лента 6.в При статической неуравновешенности создаются моменты, кото рые действуют иа тягу 2, опуская или поднимая ее, благодаря
Рис. 10.15. Схема установки для измерения плавучести и дифферен
та |
поплавкового узла |
(поплавка): |
I — поплавок; 2 — тяга; |
3 — упругиЛ |
подвес; |
4 — шкала; 5 — стрелка; 6 — упру- |
mil чувствительны!! элемент |
(закрученная лента); 7 — стойка |
чему стрелка 5, закрепленная на среднем участке чувствительно го элемента, поворачивается в ту или другую сторону.
По алгебраической сумме показаний граммометров опреде ляется допуск на плавучесть AG (рис. 10.16)
где gi — показание левого граммометра; gV— показание правого граммометра;
AG — сила тяжести, пропорциональная допуску на плаву честь.
По полуразности показаний граммометров определяется до пуск иа дифферент АD
<Д£>. (10.13)
При контроле статической уравновешенности поплавкового уз ла в собранном интегрирующем поплавковом гироприборе опре*- деляется величина суммарного момента на выходной оси при вертикальном и горизонтальном положении оси ротора гиродви гателя при выключенном питании обмоток статора гиродвигателя.
Датчик момента поплавкового гироприбора предварительно
тарируют и определяют зависимость |
|
I = f(M0), |
|
где I — сила тока в датчике момента |
гиропривода от действия |
суммарного момента, приложенного к выходной оси. |
Сигнал с датчика угла гироприбора |
подается на его датчик |
момента и по величине тока в датчике момента оценивается ве-
A D LLI
Рис. 10.16. Схема сил при расчете допуска на плавучесть и дифферент поплавка
личина суммарного момента на выходной оси при различном уг ловом положении ротора. Поворот ротора вокруг собственной осп вращения производится периодическим включением питания об моток статора. Эта операция повторяется многократно, при этом считают, что все угловые положения ротора гиродвпгателя рав новероятны. Значение суммарного момента на выходной оси без учета статической неуравновешенности ротора гиродвигателя оп ределяется по формуле
É м і* |
|
Мх= —— --------. |
(10.14) |
п |
|
Момент статической неуравновешенности ротора гиродвигате |
ля равен |
|
М0 = Мхт„ — Мхт1п ' |
(10.15) |
Чем больше будет произведено замеров, тем точнее будет опре делен момент М0.
Для повышения точности статического уравновешивания поп лавковых гироскопов применяют новые материалы с минималь ным коэффициентом линейного расширения, производят тщатель ное обезгаживание как узлов поплавкового гироскопа, так и ра бочей жидкости, термостабилизацию сварных узлов, а также повышают точность и термостатирования.
Применение специальных балансировочных ампул с легко плавкими сплавами значительно сократило процесс статического уравновешивания поплавкового узла. Кроме того, представляет большой практический интерес использование лазерных устано вок для автоматизации процесса статического уравновешивания поплавковых узлов.
10.4. СТАТИЧЕСКОЕ УРАВНОВЕШИВАНИЕ ГИРОУЗЛОВ В РЕЖИМЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРУЖИНЫ
Для статического уравновешивания гироузлов в режиме электрической пружины применяются различные установки, отлича ющиеся друг от друга типами опор.(аэростатические и электро магнитные опоры).
Наибольшей точности статического уравновешивания можно достичь на установках, в конструкции которых используются аэростатические опоры, обладающие минимальным моментом трения.
Перед статическим уравновешиванием гироузла на установке с двухрядными шарикоподшипниками (вращающимися в разные стороны) в режиме электрической пружины производится урав новешивание подвижной рамки установки с ненагретым и не вращающимся ротором гиродвигателя (рис. 10.17).
Уравновешивание осуществляется перемещением балансиро вочных грузов 2а и 2. Точность статического уравновешивания равна моменту трения в опорах подвеса. После включения пита-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
10.17. Схема |
установки с двух |
Рис. 10.18. Схема установки с аэро |
рядными |
шарикоподшипниками |
для |
статическими опорами для статичес |
статического |
уравновешивания |
гиро |
кого |
уравновешивания |
гироузолов в |
узлов |
в режиме |
электрической |
пру |
режиме электрической пружины: |
|
|
|
|
|
жины: |
|
|
1 — гпроузел; 2 — балансировочный |
груз; |
/ — гироузел; |
2 а, |
2 — балансировочный |
3 — аэростатическая опора; |
4 —датчик |
мо |
груз; |
3 |
а, |
3 — шарикоподшипниковая |
опо |
мента; |
5 — указывающий |
прнбоо: |
в — уси |
ра; 4 |
а, |
4 — редукторы |
шарикоподшипни |
литель; |
7 — датчик угла; |
8 — уровень; |
9 — |
ковой |
опоры; |
5 а, 5 — привод редуктора; |
основание установки; 10— манометр |
кл. |
6 — датчик |
момента; |
7 — усилитель; 8 — са |
0,25; // — редуктор; 12 — воздушный йшльтр |
мописец; |
9 — резистор; |
10 — датчик .угла; |
|
|
|
|
|
|
11 — основание |
установки; 12 — блок рас |
|
|
|
|
|
|
|
|
пределения |
и согласования |
|
|
|
|
|
|
|
ноя гнродвигателя и достижения рабочей частоты вращения ги роузел прогревают в течение заданного времени и измеряют мо мент статической неуравновешенности.
Для уменьшения момента трения в опоре производится вра щение средних колец шарикоподшипниковых опор 5а, 3 в разные стороньг Сила тока моментного датчика, пропорционального ста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тической неуравновешенности гироузла /, |
автоматически записы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вается на пленку самопис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ца 8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
При создании |
установок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аэростатическими |
опора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ми (рис. 10.18) использует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ся методика расчета аэро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
статических |
опор |
гироско |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пов? а в некоторых случаях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
заимствуются |
готовые узлы, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
что |
значителньо |
сокращает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
трудоемкость |
изготовления |
|
Рис. |
10.19. Схема |
установки |
с электро- |
данного прецизионного |
обо |
|
рудования. |
Статическое |
|
магнитными опорами |
|
для |
статического |
|
уравновешивания |
гироузлов |
в |
режиме |
уравновешивание |
гнроузлов |
|
|
электрической пружины: |
груз; 3 — |
на |
такой установке |
в 20— |
|
1 — гироузел; 2 — балансировочный |
|
25 раз точнее, чем на уста |
|
электромагнитная |
опора; |
4 — датчик |
момента: |
|
5 — указывающий |
прибор; |
6 — усилитель; 7 — |
новке с разиовращающпми- |
|
датчик угла; 8 — блок |
питания |
и |
регулирова |
ся шарикоподшипниками, за |
|
ния |
электромагнитных |
опор; |
9 — основание: |
|
І0 — регулируемая |
опора |
основания; |
11 — уро |
счет |
уменьшения |
момента |
|
вень; |
12 — технологическая |
рамка |
подвижной |
|
|
систем ы; 13 — опора |
|
|
трения в опорах. Однако |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
применение |
установки |
с |
аэростатическими опорами усложняет уравновешивание, так как при этом необходимо соблюдать дополнительные требования: минимальная запыленность помещений, минимальная вибрация основания, специальная повышенная очистка подводимого воз духа, поддержание постоянной температуры ±0,5° С. Установка с аэростатическими опорами изготовляется из материала повы шенной прочности, имеющего минимальный коэффициент ли нейного расширения. Гироузлы с силой тяжести до 2-9,8 Н могут быть уравновешены на данной установке с точностью
(0,005)9,8-ІО-8 Н-м.
При работе установок с электромагнитными опорами (рис. 10.19) в режиме электрической пружины используются силы маг нитного взаимодействия. В качестве электромагнитной опоры ис пользуются специальные индуктивные датчики [16, 29].
Индуктивный датчик электромагнитной опоры состоит из рото ра, насаженного на ось технологической рамки подвижной систе- - мы 12, и двенадцатиполюсного статора, закрепленного в корпусе установки. Подвижная система предохраняется от смещения в осевом направлении опорами 13, имеющими малый момент тре ния [16]. Подвижная система установки находится во взвешенном состоянии благодаря действию магнитных радиальных сил, ко