Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При перемещении центра тяжести поплавкового узла одновре­ менно по двум осям предварительно определяется угловое поло­ жение плоскости NN (рис. 10.14), в которой должен произво­ диться наклон поплавка. Это положение определяется из соот­ ношения

 

tg' а =

°др!/

 

 

 

 

 

: іо. 11)

 

"лрг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где а — угол между осью ZZ и плоскостью наклона NN;

“ дру — дрейф от неуравновешенных масс,

измеренный при

горизонтальном положении оси YY;

 

 

 

 

Юдрг — дрейф от неуравновешенных

масс,

измеренный при

 

 

горизонтальном положении оси ZZ.

 

 

 

После

определения

углового

 

 

положения плоскости NN ампулы

 

 

обогреваются, сплав

в

них рас­

 

 

плавляется, прибор

 

наклоняется

 

 

на угол а, производится с задан­

 

 

ной точностью совмещение центра

 

 

тяжести поплавкового узла с его

 

 

центром давления.

статического

 

 

 

На

 

точность

 

 

уравновешивания

поплавкового

 

 

узла оказывают влияние

конвек­

 

 

ционные

потоки

жидкости. В про­

Рис. 10.14. К рассмотрению урав­

цессе уравновешивания не допус­

новешивания поплавкового

узла с

кается

перемещение

жидкости

помощью балансировочных

ампул:

вследствие ее нагрева. При посто­

б. а — балансировочные ампулы;

ц. т —

центр тяжести; а — угол, характеризу­

янной

температуре

жидкости пе­

ющий положение плоскости /Ѵ/Ѵ по от­

ремещения нет. С этой

целью в

ношению к оси OZ

 

 

 

балансировочных

ваннах

предус­

мотрен специальный подогрев, обеспечивающий регулируемое термостатирование в пределах ±0,1°С.

Контроль статической неуравновешенности поплавковых гироскопов

Контроль статической неуравновешенности поплавкового ги­ роузла производится в технологической ванне и в собранном поп­ лавковом гироприборе.

Контроль статической неуравновешенности, плавучести и диф­ ферента поплавкового узла (поплавка) в технологической ванне производится с помощью двух граммометров (рис. 10.15). При­ меняемый электромеханический граммометр двустороннего дей­ ствия с ценой деления не менеё 10 мг.

Опущенный в ванну поплавок 1 устанавливается в отверстия тяг 2 двух граммометров. При контроле плавучести и дифферен­ та поплавка измеряется давление на тягу. Поворот стрелки 5 граммометра относительно нулевого положения шкалы 4 про-

232


порционален величине давления на тягу. Чувствительным эле­ ментом граммометра является закрученная бронзовая лента 6.в При статической неуравновешенности создаются моменты, кото­ рые действуют иа тягу 2, опуская или поднимая ее, благодаря

Рис. 10.15. Схема установки для измерения плавучести и дифферен­

та

поплавкового узла

(поплавка):

I — поплавок; 2 — тяга;

3 — упругиЛ

подвес;

4 — шкала; 5 — стрелка; 6 — упру-

mil чувствительны!! элемент

(закрученная лента); 7 — стойка

чему стрелка 5, закрепленная на среднем участке чувствительно­ го элемента, поворачивается в ту или другую сторону.

По алгебраической сумме показаний граммометров опреде­ ляется допуск на плавучесть AG (рис. 10.16)

Iffi + ^ K A O :

(10-12)

где gi — показание левого граммометра; gV— показание правого граммометра;

AG — сила тяжести, пропорциональная допуску на плаву­ честь.

По полуразности показаний граммометров определяется до­ пуск иа дифферент АD

<Д£>. (10.13)

При контроле статической уравновешенности поплавкового уз­ ла в собранном интегрирующем поплавковом гироприборе опре*- деляется величина суммарного момента на выходной оси при вертикальном и горизонтальном положении оси ротора гиродви­ гателя при выключенном питании обмоток статора гиродвигателя.

233


Датчик момента поплавкового гироприбора предварительно

тарируют и определяют зависимость

 

I = f(M0),

 

где I — сила тока в датчике момента

гиропривода от действия

суммарного момента, приложенного к выходной оси.

Сигнал с датчика угла гироприбора

подается на его датчик

момента и по величине тока в датчике момента оценивается ве-

9,

М

Ш

12

2

A D LLI

Рис. 10.16. Схема сил при расчете допуска на плавучесть и дифферент поплавка

личина суммарного момента на выходной оси при различном уг­ ловом положении ротора. Поворот ротора вокруг собственной осп вращения производится периодическим включением питания об­ моток статора. Эта операция повторяется многократно, при этом считают, что все угловые положения ротора гиродвпгателя рав­ новероятны. Значение суммарного момента на выходной оси без учета статической неуравновешенности ротора гиродвигателя оп­ ределяется по формуле

É м і*

 

Мх= —— --------.

(10.14)

п

 

Момент статической неуравновешенности ротора гиродвигате­

ля равен

 

М0 = Мхт„ — Мхт1п '

(10.15)

Чем больше будет произведено замеров, тем точнее будет опре­ делен момент М0.

Для повышения точности статического уравновешивания поп­ лавковых гироскопов применяют новые материалы с минималь­ ным коэффициентом линейного расширения, производят тщатель­ ное обезгаживание как узлов поплавкового гироскопа, так и ра­ бочей жидкости, термостабилизацию сварных узлов, а также повышают точность и термостатирования.

234


Применение специальных балансировочных ампул с легко­ плавкими сплавами значительно сократило процесс статического уравновешивания поплавкового узла. Кроме того, представляет большой практический интерес использование лазерных устано­ вок для автоматизации процесса статического уравновешивания поплавковых узлов.

10.4. СТАТИЧЕСКОЕ УРАВНОВЕШИВАНИЕ ГИРОУЗЛОВ В РЕЖИМЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРУЖИНЫ

Для статического уравновешивания гироузлов в режиме электрической пружины применяются различные установки, отлича­ ющиеся друг от друга типами опор.(аэростатические и электро­ магнитные опоры).

Наибольшей точности статического уравновешивания можно достичь на установках, в конструкции которых используются аэростатические опоры, обладающие минимальным моментом трения.

Перед статическим уравновешиванием гироузла на установке с двухрядными шарикоподшипниками (вращающимися в разные стороны) в режиме электрической пружины производится урав­ новешивание подвижной рамки установки с ненагретым и не­ вращающимся ротором гиродвигателя (рис. 10.17).

Уравновешивание осуществляется перемещением балансиро­ вочных грузов 2а и 2. Точность статического уравновешивания равна моменту трения в опорах подвеса. После включения пита-

Рис.

10.17. Схема

установки с двух­

Рис. 10.18. Схема установки с аэро­

рядными

шарикоподшипниками

для

статическими опорами для статичес­

статического

уравновешивания

гиро­

кого

уравновешивания

гироузолов в

узлов

в режиме

электрической

пру­

режиме электрической пружины:

 

 

 

 

 

жины:

 

 

1 — гпроузел; 2 — балансировочный

груз;

/ — гироузел;

2 а,

2 — балансировочный

3 — аэростатическая опора;

4 —датчик

мо­

груз;

3

а,

3 — шарикоподшипниковая

опо­

мента;

5 — указывающий

прнбоо:

в — уси­

ра; 4

а,

4 — редукторы

шарикоподшипни­

литель;

7 — датчик угла;

8 — уровень;

9

ковой

опоры;

5 а, 5 — привод редуктора;

основание установки; 10— манометр

кл.

6 — датчик

момента;

7 — усилитель; 8 — са­

0,25; // — редуктор; 12 — воздушный йшльтр

мописец;

9 — резистор;

10 — датчик .угла;

 

 

 

 

 

 

11 — основание

установки; 12 — блок рас­

 

 

 

 

 

 

 

 

пределения

и согласования

 

 

 

 

 

 

 

235


ноя гнродвигателя и достижения рабочей частоты вращения ги­ роузел прогревают в течение заданного времени и измеряют мо­ мент статической неуравновешенности.

Для уменьшения момента трения в опоре производится вра­ щение средних колец шарикоподшипниковых опор 5а, 3 в разные стороньг Сила тока моментного датчика, пропорционального ста­

тической неуравновешенности гироузла /,

автоматически записы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вается на пленку самопис­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ца 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

При создании

установок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аэростатическими

опора­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми (рис. 10.18) использует­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ся методика расчета аэро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

статических

опор

гироско­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пов? а в некоторых случаях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заимствуются

готовые узлы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

что

значителньо

сокращает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трудоемкость

изготовления

Рис.

10.19. Схема

установки

с электро-

данного прецизионного

обо­

рудования.

Статическое

магнитными опорами

 

для

статического

уравновешивания

гироузлов

в

режиме

уравновешивание

гнроузлов

 

электрической пружины:

груз; 3

на

такой установке

в 20—

1 — гироузел; 2 — балансировочный

 

25 раз точнее, чем на уста­

электромагнитная

опора;

4 — датчик

момента:

5 — указывающий

прибор;

6 — усилитель; 7 —

новке с разиовращающпми-

датчик угла; 8 — блок

питания

и

регулирова­

ся шарикоподшипниками, за

ния

электромагнитных

опор;

9 — основание:

І0 — регулируемая

опора

основания;

11 — уро­

счет

уменьшения

момента

вень;

12 — технологическая

рамка

подвижной

 

систем ы; 13 — опора

 

 

трения в опорах. Однако

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применение

установки

с

аэростатическими опорами усложняет уравновешивание, так как при этом необходимо соблюдать дополнительные требования: минимальная запыленность помещений, минимальная вибрация основания, специальная повышенная очистка подводимого воз­ духа, поддержание постоянной температуры ±0,5° С. Установка с аэростатическими опорами изготовляется из материала повы­ шенной прочности, имеющего минимальный коэффициент ли­ нейного расширения. Гироузлы с силой тяжести до 2-9,8 Н могут быть уравновешены на данной установке с точностью

(0,005)9,8-ІО-8 Н-м.

При работе установок с электромагнитными опорами (рис. 10.19) в режиме электрической пружины используются силы маг­ нитного взаимодействия. В качестве электромагнитной опоры ис­ пользуются специальные индуктивные датчики [16, 29].

Индуктивный датчик электромагнитной опоры состоит из рото­ ра, насаженного на ось технологической рамки подвижной систе- - мы 12, и двенадцатиполюсного статора, закрепленного в корпусе установки. Подвижная система предохраняется от смещения в осевом направлении опорами 13, имеющими малый момент тре­ ния [16]. Подвижная система установки находится во взвешенном состоянии благодаря действию магнитных радиальных сил, ко­

236