Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

применением дорожных знаков или разделительных по­ лос устанавливают одностороннее движение.

В С С С Р на всех улицах и дорогах как в населенных пунктах, так и вне их принято правостороннее движение транспортных средств.

Прежде чем начать движение, водитель обязан убе­ диться в том, что двери кабины грузового или кузова легкового автомобиля надежно закрыты, а находящиеся в кузове грузового автомобиля люди или груз размеще­ ны безопасно.

Трогаясь с места остановки или стоянки, водитель не должен создавать помех движению других транспорт­ ных средств. Чтобы избежать столкновения, необходимо включить соответствующие указатели поворотов (или подать сигнал рукой) и внимательно наблюдать за той стороной, откуда возможно появление транспортных средств. Начиная движение от тротуара или с обочины дороги, нельзя резко поворачивать автомобиль.

Когда водитель выезжает со двора или с другой тер­ ритории, прилегающей к дороге, перед автомобилем вне­ запно могут оказаться пешеходы, идущие по тротуару, поэтому двигаться следует с минимальной скоростью. Непосредственно перед выездом на проезжую часть до­ роги нужно остановиться, внимательно осмотреться и не создавать помех движению транспортных средств и пешеходов.

Трогаясь с линии «Стоп» после смены сигнала свето­ фора, нужно пропустить пешеходов, не успевших закон­ чить переход проезжей части, а также транспортные средства, не успевшие освободить перекресток.

Большую осторожность необходимо соблюдать при трогании автомобиля с места задним ходом. Водитель должен убедиться в том, что движение задним ходом не создаст помех движению и будет безопасным. Особое внимание следует обратить на детей, если они будут на­ ходиться близко от автомобиля.

В тех случаях, когда водителю не видно, что делает­ ся сзади, и он не уверен, что проезжая часть свободна, ему следует воспользоваться помощью другого человека.

Расстояние между транспортными средствами по ши­ рине улиц или дорог (интервалы) и по длине (дистан­ ции) водитель выбирает соответственно скорости движе­ ния и возможности остановить транспортное средство,

94

Д и с т а н ц и и не могут быть одинаковыми и зара­ нее установленными. Например, при внезапном и рез­ ком торможении впереди идущего автомобиля водитель движущегося сзади автомобиля начнет тормозить толь­ ко после того, как воспримет стоп-сигнал, а затем' дол­ жен еще сработать привод тормозов. Если с достаточ­ ным запасом принять суммарное время (время реакции водителя и время срабатывания привода тормозов около 2 сек), то можно между автомобилями держать дистан­ ции, величина которых в метрах равна половине числен­ ного значения скорости (в километрах в час). Например,

при скорости 50

км/ч

дистанции должны быть

равны

25

м,

при скорости 60

км/ч

— 30

м

и т. д. На дорогах вне

населенных пунктов,

где скорость

больше названной,

следует увеличивать

дистанции, доводя их до величин,

рекомендуемых для движения

в колонне (1

м

на каж­

дый километр в час скорости движения).

 

движе­

 

И н т е р в а л ы необходимы

для

безопасного

ния транспортных средств в соседних рядах и при встре­ чных разъездах; они должны выдерживаться не только между транспортными средствами, но и относительно неподвижных препятствий, а также тротуаров и обочин.

Интервал должен быть тем больше, чем выше ско­ рость движения. Интервалы менее 0,5 м не могут быть рекомендованы, так как они представляют собой опас­ ность для транспортных средств, и пешеходов. При из­ лишне больших интервалах (2,5—3,0 м) уменьшается количество рядов для движения транспортных средств; следовательно; снижается пропускная способность улицы (дороги). Интервалы в 2,5—3,0 м опасны еще и тем, что неосмотрительный водитель может попытаться занять пространство между рядами и его автомобиль окажется зажатым между другими автомобилями.

Винтересах повышения пропускной способности улиц

идорог не рекомендуется располагать транспортные средства с интервалом более 1,5 м.

Число рядов движущихся транспортных средств за­

висит от ширины как проезжей части, так и транспорт­ ных средств.

Для того чтобы облегчить водителям определение чис­ ла и границ полос движения, проезжую часть на перего­ нах улиц и дорог размечают «разделительными» линия­ ми — сплошными или прерывистыми — в зависимости

95


от степени жесткости предписываемого ими режима, в со­ четании с «осевой» и «краевой» линиями, а также с до­ рожным знаком «Направления движения по полосам».

При движении по размеченной полосе водителю сле­ дует придерживаться ее середины.

Если проезжая часть не размечена и не применен со­ ответствующий дорожный знак, водители определяют возможное число рядов движения самостоятельно, взаим­ но обеспечивая безопасные интервалы.

Полотно трамвайных путей является элементом улицы (дороги), которое при определении количества рядов для движения нерельсовых транспортных средств не учиты­ вают.

Движение нерельсовых транспортных средств допу­ скается по трамвайным путям только попутного направ­ ления и лишь в том случае, если габариты их превыша­ ют ширину проезжей части, предназначенной для движе­ ния нерельсовых транспортных средств, а также при об­ гоне или объезде неподвижных препятствий (например, стоящих автомобилей, мест выполнения ремонтных ра­ бот и т. п.). Транспортное средство, въезжающее на по­ лотно трамвайных путей,'не должно мешать движению трамвая, которому должно быть предоставлено преиму­ щественное право проезда; движение по полотну трам­ вайных путей, расположенному не по оси, а на одной стороне улицы или дороги, сопряжено с большой опасно­ стью.

Водители нерельсовых транспортных средств обяза­ ны вести их ближе к правому краю проезжей части (к тротуару или к обочине), чтобы не затруднять обгона водителям других транспортных средств, но в то же время не создавать повышенной опасности для пе­ шеходов.

Когда ширина проезжей части допускает возмож­ ность расположения на ней нерельсовых транспортных средств в два ряда и больше, водителям запрещается занимать какую-либо левую полосу, если свободна со­ седняя полоса справа. Исключение составляют случаи поворота налево или разворота.

Соседняя правая полоса (ряд) считается занятой, сле­ довательно, можно ехать рядом по полосе слева, если по возвращении на ранее занимаемую' полосу водителю пришлось бы тотчас снова выехать из нее для обгона.

96

Правильному решению этой задачи на практике мо­ жет помочь несложный расчет. Можно не съезжать на соседнюю правую полосу (в правый ряд), если дистан­ ция (в метрах) между двумя транспортными средства­ ми, находящимися на правой полосе, численно не пре­ вышает значения скорости (в километрах в час) авто­ мобиля, движущегося по левой полосе; если заехать в такой разрыв, то дистанция впереди и позади окажется меньше рекомендованной, а это опасно, следовательно, дистанция должна быть больше. Приведенный расчет применим только в населенных пунктах. На загородных автомобильных дорогах, по которым автомобили дви­ жутся с большой скоростью, удобнеё ориентироваться по времени, требуемому для двукратной подачи преду­ предительных сигналов о перестроений — перед въездом

всоседний ряд и последующим выездом из него.

Втаком случае следует считать полосу занятой, если дистанция между автомобилями, находящимися на ней, может быть пройдена примерно за промежуток времени, равный 10 сек.

Конечно, по требованию регулировщика или по сиг­ налу с патрульного автомобиля Госавтоинспекции води­ тель обязан переместиться в указываемый ему ряд.

Когда для движения в данном направлении размет­ кой выделены три полосы движения и больше или без разметки движение возможно больше, чем в два ряда, водителям грузовых автомобилей запрещается занимать место в крайнем левом ряду (рис. 32), за исключением перестроения в этот ряд для поворота налево или разво­ рота.

В таких условиях водители грузовых автомобилей практически могут двигаться в прямом направлении и обгонять: при трехполосном движении — только в двух правых рядах, при четырехполосном — в трех рядах

ит. д.

Для механических транспортных средств, максималь­

ная скорость движения которых не должна превышать 30 км/ч или которые вследствие технических причин не могут развивать большую скорость, а также для вело­ сипедистов и гужевых повозок, установлено более жест­ кое ограничение: они должны двигаться только в край­ нем правом ряду при любой ширине проезжей части и могут выезжать из него только для обгона или объезда.

4— 6629

.

97


Рис. 32. Расположение автомобилей при трехрядном движении.

Кроме указанных целей разграничения транспортных средств по полосам движения, для ориентировки и пре­ дупреждения \водителей, а также для ограничения движения на перегонах дорог, применяют и другие тех­ нические средства организации и регулирования движе­ ния. О приближении ко многим опасным участкам дорог водителей оповещают предупреждающими дорожными знаками.

Один из предупреждающих знаков «Сужение дороги» имеет непосредственное отношение к расположению транспортных средств на проезжей части: он указывает на близость места, где вместо двух-трехрядного движе­ ния проезд будет возможен только в один-два ряда или где при однорядном движении будет затруднен встреч­ ный разъезд.

В большинстве случаев проезжая^ часть сужается также в местах, о близости которых предупреждает до­ рожный знак «Ремонтные работы».

Часто на улицах и дорогах организуют односторон­ нее движение или полностью запрещают движение всех или отдельных транспортных средств.

Для этого с одного конца перегона (квартала) улицы устанавливают знак «Въезд запрещен». Чтобы все води­

98

тели были осведомлены, что нельзя проезжать по улице или дороге в обратную сторону, устанавливают знак «Одностороннее движение»; он информирует водителей также о том, что при движении можно использовать про­ езжую часть по всей ширине, а не только, ее правую часть.

При встречных разъездах водителям необходимо ве­ сти автомобили с большим вниманием, а на узких доро­ гах снижать скорость и держаться правее, чтобы обеспе­ чить безопасность движения. Особую осторожность надо проявлять при разъездах в темное время суток и в других условиях плохой видимости.

Рис. 33. Организация временного одностороннего движения по ревер­ сивной полосе, выделенной сплошными и двойными прерывистыми

линиями продольной разметки

і

99

4*

 

 

 


Рис. 34. Организация одностороннего движения по средней полосе, обозначенной прерывистыми линиями продольной разметки

На автомобильных дорогах и улицах, когда одна сто­ рона проезжей части ремонтируется, занята стоящим транспортным средством или иным препятствием, преи­ мущественным правом проезда пользуются транспортные средства (независимо от их вида или типа), движущиеся по свободной стороне.

На дорогах и улицах с интенсивным движением в два ряда и более по каждому направлению может быть нанесена двойная осевая линия. На широких улицах

расстояние между такими линиями

может' достигать

5— 10

м

 

, отчего создается резервная полоса, как правило,

исключаемая из расчета рядов движения.

На

улицах и дорогах с переменной

интенсивностью

движения в одном и другом направлении в зависимости от времени суток по резервной полосе, называемой в этом случае реверсивной, может быть организовано вре­ менное одностороннее движение.

Для этой цели с концов участка улицы или дороги устанавливают двухсекционные светофоры (см. рис. 25). На одном конце участка включается зеленый сигнал (рис. 33) в форме стрелы, направленной острием вниз, а на другом — красный в форме двух перекрещивающихся

1 0 0

наклонных полос (запрещающий). В другое время сиг­ налы включаются в противоположных значениях.

Въезжать на реверсивную полосу и выезжать с нее допускается только с торцов (на перекрестках), так как пересекать можно только те двойные прерывистые ли­ нии, которые находятся справа от водителя, т. е. можно выезжать с резервной полосы в правые ряды, но нельзя справа въезжать на полосу, чтобы не создавать помехи движению по ней, а при обгоне выезжать за пределы по­ лосы влево на проезжую часть встречного направления движения.

На дорогах, проезжая часть которых размечена на три, пять и больше нечетных полос движения, средняя полоса может быть выделена прерывистыми «раздели­ тельными» линиями, и ее используют для обгона в двух направлениях. Однако по средней полосе может быть организовано попеременное движение в одном направ­ лении путем установки дорожных знаков «Направления движения по полосам». Пример такой организации дви­ жения показан на рис. 34. С одного конца участка уста­ новлен знак (световое табло), указывающий на возмож­ ность движения по двум полосам, а с другого — по од­ ной полосе; когда обстановка движения изменится, зна­ ки заменяют (переключают световое табло) и движение по средней полосе происходит в обратном направлении.

Если проезд по/средней полосе разрешен только ав­ томобилям определенного типа, например легковым, под знаком укрепляют соответствующую табличку «Вид транспорта».

В местах резкого уменьшения ширины проезжей ча­ сти, помимо предупреждающих знаков «Сужение доро­ ги», располагаемых по обе стороны узкого участка, с од­ ной стороны может быть установлен запрещающий до­ рожный знак «Преимущество в движении встречных транспортных средств», а с противоположной — указа­ тельный знак «Преимущество в движении перед встреч­ ными транспортными средствами» (рис. 35).

Регулирование движения встречных потоков транс­ портных средств с применением светофоров или непо: средственно регулировщиками применяют на очень уз­ ких участках проезжей части главным образом в преде­ лах дорожных сооружений — мостов, тоннелей, дамб, ущелий и т .п .

101


Рис. 35. Дорожные знаки приоритета по концам суженного уча­ стка дороги

Перед такими участками устанавливают предупреж­ дающий знак «Регулируемое пересечение (участок до­ роги)». Встречное движение возможно на отдельных уча­ стках улиц и дорог, где организовано одностороннее дви­ жение, или на одной стороне проезжей части, о чем во­ дителей информируют при помощи дорожного знака «Двустороннее движение».

Если на улице с односторонним движением по обо­ собленной полосе организовано встречное движение троллейбусов и автобусов, то для запрещения въезда на

'эту полосу других транспортных средств над ней поме­ щают знак «Въезд запрещен» с табличкой «Полоса дви­ жения».

Маневрирование

Каждое изменение направления движения како­ го-либо транспортного средства — поворот налево или направо, разворот, выезд из занимаемого ряда для оста-

102

новки или обгона — усложняет обстановку движения. Основная опасность заключается в том, что при манев­ рировании пути транспортных средств пересекаются или

совмещаются и

Бвозникают

опасные, так называемые

«конфликтные»

точки.

направлений движения ав­

Пересечения

(рис. 36)

томобилей представляют большую опасность, а примыка­ ния А направлений движения менее опасны для движе­ ния автомобилей, так как последние могут только сбли­ жаться, находясь на соседних полосах движения.

При организации движения стремятся исключить пе­ ресечения транспортных потоков в одном уровне и за­ менить их пересечениями в разных уровнях или сближе­ ниями в попутном направлении.

На улицах и дорогах, ширина проезжей части кото­ рых допускает движение транспортных средств в два ряда и более, водители транспортных средств вынужде­ ны переходить с одной полосы движения на другую. Пе^

реход с одной полосы движения

на другую называется

перестроением, порядок которого

сводится

в основном

к соблюдению следующих требований:

обязательно

предупреждать водителей транспортных средств о наме­ рении перейти на другую полосу подачей сигнала

Рис. 36. Взаимные помехи при изменении направления движенил:

А —'сближение путей движения; Б — пересечение путей движения

103