Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис_ 37. Меняя ряд движения, водитель обязан пропустить транс­ портные средства, движущиеся в прямом направлении как слева, так и справа.

левого или правого поворота; не создавать помех дви­ жению, т. е. пропустить все транспортные средства, дви­ жущиеся в прямом направлении, как с левой стороны, так и с правой, снизив для этого скорость движения.

На рис. 37 сплошными линиями показано, что если автомобили движутся в пределах одного ряда, то они пользуются преимущественным правом проезда; пре­ рывистыми линиями показано, что водители, меняющие полосы движения, обязаны при этом пропустить любое транспортное средство, движущееся в прямом направ­ лении.

На рис. 38 показано, что меняют ряды одновременно водители двух автомобилей. В этом случае водители обязаны уступить дорогу транспортному средству лю­ бого вида и типа, находящемуся справа.

Правила дорожного движения не ограничивают зо­ ну перестроения каким-либо расстоянием; это зависит от скорости движения, ширины проезжей части, количест­ ва полос движения. Водитель самостоятельно опреде­ ляет, какое расстояние потребуется для того, чтобы, ни­ кому не мешая и не угрожая безопасности движения, перейти на нужную полосу-

Перестроение может быть запрещено или ограниче­ на разметкой проезжей части. Нельзя переходить с по­ лосы на полосу с пересечением сплошной разделитель­ ной линии.

Если рядом нанесены две «разделительные» линии, из которых одна сплошная, а другая прерывистая, то

запрещается перестроение со стороны сплошной

ли­

нии, но допускается со стороны прерывистой.

бо­

Поворачивать транспортное средство налево (в

ковой проезд, во двор)

и для движения в обратном

на­

правлении разрешается

(где это наиболее безопасно)

в любом месте улицы или дороги, на перекрестках и площадях как регулируемых, так и нерегулируемых не­ зависимо от конфигурации перекрестка и образую-, щих его проездов.

При интенсивном движении по широким улицам и дорогам водители транспортных средств занимают ме­ ста в рядах от крайнего правого до крайнего левого.

Допустим, что водителю автомобиля, движущемуся

по

первой от тротуара

полосе, необходимо

повернуть

во

двор налево, тогда

как водители других

автомоби­

105


лей движутся в прямом направлении. Затем допустим, что водителю автомобиля, расположенного на крайней левой полосе, необходимо въехать во двор с правой сто­ роны, а другие автомобили должны продолжать дви­ жение прямо. В обоих случаях возникают два пересе­ чения во взаимно перпендикулярных направленияхВы­ полняя требования «Правил дорожного движения» о перестроении, эти пересечения путей движения транс­ портных средств можно заменить менее опасными сов­ мещениями в попутном направлении.

Перед поворотом водитель обязан подать преду­ предительный сигнал и, не создавая помех другому транспортному средству, заблаговременно перестроить­ ся в соответствующий ряд: перед поворотом направо — в крайний правый, перед поворотом налево — в край­ ний левый.

При повороте

или

развороте

а

на перегонах улиц

и дорог (рис.

39)

водители

обязаны

пропускать

встречные транспортные средства, а также трамвай, дви-

Рис. 39. При развороте водитель пропускает транспортные средства,

движущиеся в прямом направлении — попутном

и встречном:

а — разворот

из крайнего левого ряда; б — разворот

нз правого ряда прп

недостаточной

ширине проезжей части

 

106

жущийся в попутном направлении; на трамвайных пу­ тях может находиться, например, автомобиль, водитель которого предпринял обгон раньше, чем водитель транс­ портного средства, поворачивающий налево, подал пре­ дупредительный сигнал, поэтому необходимо пропустить и данный автомобиль.

Если ширина проезжей части недостаточна для раз­ ворота из левого ряда, то на перегонах улиц и дорог допускается разворот б из правого ряда от тротуара или с обочины; в таком случае нужно остановиться с со­ блюдением установленных правил и пропустить все транспортные средства, следующие в прямом направле­ нии,— попутном и встречном. На очень узких улицах (до­ рогах) водители для разворота автомобилей применяют задний ход. В таких условиях для разворота может по­ требоваться длительное время, поэтому желательно в уз­ ких местах не предпринимать разворота. При выезде с территории дворов с поворотом направо водитель не дол­

жен мешать движению транспортных

 

средств

слева

в

прямом направлении, а при выезде с левым

поворо­

том — движению слева и справа.

 

 

 

 

Р а з в о р о т ы з а п р е щ е н ы : .

 

 

 

 

на обозначенных пешеходных переходах;

 

 

ближе іб

м

от перекрестков;

 

 

 

 

на железнодорожных переездах;

 

 

 

 

в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах;

вне населенных пунктов на участках с обзором

до­

роги в каждом направлении менее 100

м.

 

 

 

перегонах улиц

Повороты

 

налево и развороты на

(дорог) запрещает также дорожный знак «Обязатель­ ное направление движения», установленный за пере­ крестком и предписывающий движение только прямо.

На перегоне улицы или дороги, на котором дорож­ ным знаком или линиями разметки запрещено повора­ чивать налево и разворачиваться, могут быть выделены места для разворотов. Для этого устанавливают знак «Место разворота», который не отменяет ограничения для пёрегона в целом, а лишь указывает определенное место разворота.

В разрывах сплошной осевой линии (сдвоенных ли­ ний) могут быть нанесены линии поворота, изгиб которых показывает направление разрешенного разворо­ та или поворота, или то и другое в одном месте.

107


Обгон

Транспортные средства движутся с разной скоро­ стью, настигают друг друга, а это может создавать вза­ имные помехи и повышенную опасность для них и окру­ жающих.

Двигаясь в параллельных рядах по многополосной проезжей части, водители транспортных средств опе­ режают друг друга, не перестраиваясь; с соблюдением установленного порядка расположения они могут ехать в пределах разрешенной скорости независимо от того, оправа или слева находится опережаемое транспортное средство.

Такое движение, согласно Правилам, не рассматрива­ ется как обгон.

Но, настигнув транспортное средство, движущееся в том. жё ряду, водителю приходится прибегать к манев­ ру — выезжать из занимаемой полосы. Вот такой ма­ невр, т. е. опережение одного или нескольких движу­ щихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемого ряда, и определяется «Правилами дорож­ ного движения», как обгон, для выполнения которого установлен твердый порядок.

Обгон с выездом из занимаемого ряда хотя и име­ ет сходство с перестроением, но представляет большую опасность.

Допустим, что водитель автомобиля 2 (рис. 40) пы­ тается обогнать автомобиль 1 с правой стороны. При этом возникают следующие трудности для водителя ав­ томобиля 2:

плохо видна дорога впереди автомобиля 1 (не прот сматривается зона, заштрихованная на рисунке);

плохо видна дорога и в обратном направлении, вследствие чего трудно наблюдать за движением автомо­

биля

3;

 

 

 

 

 

 

не видно предупредительного сигнала поворота, по­

даваемого водителем рукой

с левой

стороны

автомоби­

ля

1;

водитель автомобиля

/ может принять правее, тог­

да 'обгоняющий автомобиль

2

окажется прижатым к

тротуару или кювету;

 

 

2

для

пешеходов,

 

создается повышенная

опасность

так как обгоняющий автомобиль движется с большой

108

, −

 


скоростью в

непосредствен­

 

 

ной

близости

от

тротуара

 

 

 

(обочины

дороги).

 

 

 

 

 

Пріі обгоне с левой сто­

 

 

роны таких

опасностей

не

 

 

будет. Поэтому обгон транс­

 

 

портных средств с

выездом

 

 

 

из занимаемого

ряда разре­

 

 

шен только

с

 

левой

 

сто­

 

 

роны.

 

 

 

 

 

 

 

во­

 

 

Однако если впереди

 

 

дитель

транспортного

сред­

 

 

ства

подал

сигнал

поворота

 

 

 

налево

и

приступил к

вы­

 

 

полнению

такого

поворота

 

 

 

на сниженной

скорости,

об­

 

 

гонять

его

 

разрешается с

 

 

правой

стороны.

 

 

 

 

 

 

 

Обгон с выездом на по­

 

 

лосу

встречного

 

движения

Рис. 40.

Обгон с

выездом

(на

левую

 

сторону

улицы

из ряда

в правую

сторону

или дороги)

всегда связан с

 

 

 

повышенной

 

 

опасностью

опасен

 

 

столкновения со

встречными

 

 

транспортными

 

средствами.

средства

разрешено только

Обгонять

транспортные

при хорошей видимости и свободном пути, если во вре­ мя обгона и после него води'гели транспортных средств, движущихся навстречу или позади с более высокой скоростью не испытают никакой помехи и не будут вынуждены резко поворачивать или тормозить-

В городах и других населенных пунктах, а также в зоне действия дорожного знака «Ограничение скорости» обгонять можно только в пределах установленной ско­ рости. При обгоне с выездом из занимаемого ряда води­ тель обгоняющего транспортного средства обязан пе­ ред обгоном подать сигнал левого поворота, а перед завершением обгона, т. е. перед возвращением в преж­ ний ряд, — сигнал правого поворота (в обоих случаях заблаговременно).

Обгон не может быть безопасным, если водитель об­ гоняемого транспортного средства не примет соответ­ ствующих мер. Водителям запрещено препятствовать

109