Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Рис_ 37. Меняя ряд движения, водитель обязан пропустить транс портные средства, движущиеся в прямом направлении как слева, так и справа.
левого или правого поворота; не создавать помех дви жению, т. е. пропустить все транспортные средства, дви жущиеся в прямом направлении, как с левой стороны, так и с правой, снизив для этого скорость движения.
На рис. 37 сплошными линиями показано, что если автомобили движутся в пределах одного ряда, то они пользуются преимущественным правом проезда; пре рывистыми линиями показано, что водители, меняющие полосы движения, обязаны при этом пропустить любое транспортное средство, движущееся в прямом направ лении.
На рис. 38 показано, что меняют ряды одновременно водители двух автомобилей. В этом случае водители обязаны уступить дорогу транспортному средству лю бого вида и типа, находящемуся справа.
Правила дорожного движения не ограничивают зо ну перестроения каким-либо расстоянием; это зависит от скорости движения, ширины проезжей части, количест ва полос движения. Водитель самостоятельно опреде ляет, какое расстояние потребуется для того, чтобы, ни кому не мешая и не угрожая безопасности движения, перейти на нужную полосу-
Перестроение может быть запрещено или ограниче на разметкой проезжей части. Нельзя переходить с по лосы на полосу с пересечением сплошной разделитель ной линии.
Если рядом нанесены две «разделительные» линии, из которых одна сплошная, а другая прерывистая, то
запрещается перестроение со стороны сплошной |
ли |
|
нии, но допускается со стороны прерывистой. |
бо |
|
Поворачивать транспортное средство налево (в |
||
ковой проезд, во двор) |
и для движения в обратном |
на |
правлении разрешается |
(где это наиболее безопасно) |
в любом месте улицы или дороги, на перекрестках и площадях как регулируемых, так и нерегулируемых не зависимо от конфигурации перекрестка и образую-, щих его проездов.
При интенсивном движении по широким улицам и дорогам водители транспортных средств занимают ме ста в рядах от крайнего правого до крайнего левого.
Допустим, что водителю автомобиля, движущемуся
по |
первой от тротуара |
полосе, необходимо |
повернуть |
во |
двор налево, тогда |
как водители других |
автомоби |
105
лей движутся в прямом направлении. Затем допустим, что водителю автомобиля, расположенного на крайней левой полосе, необходимо въехать во двор с правой сто роны, а другие автомобили должны продолжать дви жение прямо. В обоих случаях возникают два пересе чения во взаимно перпендикулярных направленияхВы полняя требования «Правил дорожного движения» о перестроении, эти пересечения путей движения транс портных средств можно заменить менее опасными сов мещениями в попутном направлении.
Перед поворотом водитель обязан подать преду предительный сигнал и, не создавая помех другому транспортному средству, заблаговременно перестроить ся в соответствующий ряд: перед поворотом направо — в крайний правый, перед поворотом налево — в край ний левый.
При повороте |
или |
развороте |
а |
на перегонах улиц |
|
и дорог (рис. |
39) |
водители |
обязаны |
пропускать |
встречные транспортные средства, а также трамвай, дви-
Рис. 39. При развороте водитель пропускает транспортные средства,
движущиеся в прямом направлении — попутном |
и встречном: |
|
а — разворот |
из крайнего левого ряда; б — разворот |
нз правого ряда прп |
недостаточной |
ширине проезжей части |
|
106
жущийся в попутном направлении; на трамвайных пу тях может находиться, например, автомобиль, водитель которого предпринял обгон раньше, чем водитель транс портного средства, поворачивающий налево, подал пре дупредительный сигнал, поэтому необходимо пропустить и данный автомобиль.
Если ширина проезжей части недостаточна для раз ворота из левого ряда, то на перегонах улиц и дорог допускается разворот б из правого ряда от тротуара или с обочины; в таком случае нужно остановиться с со блюдением установленных правил и пропустить все транспортные средства, следующие в прямом направле нии,— попутном и встречном. На очень узких улицах (до рогах) водители для разворота автомобилей применяют задний ход. В таких условиях для разворота может по требоваться длительное время, поэтому желательно в уз ких местах не предпринимать разворота. При выезде с территории дворов с поворотом направо водитель не дол
жен мешать движению транспортных |
|
средств |
слева |
в |
||
прямом направлении, а при выезде с левым |
поворо |
|||||
том — движению слева и справа. |
|
|
|
|
||
Р а з в о р о т ы з а п р е щ е н ы : . |
|
|
|
|
||
на обозначенных пешеходных переходах; |
|
|
||||
ближе іб |
м |
от перекрестков; |
|
|
|
|
на железнодорожных переездах; |
|
|
|
|
||
в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах; |
||||||
вне населенных пунктов на участках с обзором |
до |
|||||
роги в каждом направлении менее 100 |
м. |
|
|
|||
|
перегонах улиц |
|||||
Повороты |
|
налево и развороты на |
(дорог) запрещает также дорожный знак «Обязатель ное направление движения», установленный за пере крестком и предписывающий движение только прямо.
На перегоне улицы или дороги, на котором дорож ным знаком или линиями разметки запрещено повора чивать налево и разворачиваться, могут быть выделены места для разворотов. Для этого устанавливают знак «Место разворота», который не отменяет ограничения для пёрегона в целом, а лишь указывает определенное место разворота.
В разрывах сплошной осевой линии (сдвоенных ли ний) могут быть нанесены линии поворота, изгиб которых показывает направление разрешенного разворо та или поворота, или то и другое в одном месте.
107
Обгон
Транспортные средства движутся с разной скоро стью, настигают друг друга, а это может создавать вза имные помехи и повышенную опасность для них и окру жающих.
Двигаясь в параллельных рядах по многополосной проезжей части, водители транспортных средств опе режают друг друга, не перестраиваясь; с соблюдением установленного порядка расположения они могут ехать в пределах разрешенной скорости независимо от того, оправа или слева находится опережаемое транспортное средство.
Такое движение, согласно Правилам, не рассматрива ется как обгон.
Но, настигнув транспортное средство, движущееся в том. жё ряду, водителю приходится прибегать к манев ру — выезжать из занимаемой полосы. Вот такой ма невр, т. е. опережение одного или нескольких движу щихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемого ряда, и определяется «Правилами дорож ного движения», как обгон, для выполнения которого установлен твердый порядок.
Обгон с выездом из занимаемого ряда хотя и име ет сходство с перестроением, но представляет большую опасность.
Допустим, что водитель автомобиля 2 (рис. 40) пы тается обогнать автомобиль 1 с правой стороны. При этом возникают следующие трудности для водителя ав томобиля 2:
плохо видна дорога впереди автомобиля 1 (не прот сматривается зона, заштрихованная на рисунке);
плохо видна дорога и в обратном направлении, вследствие чего трудно наблюдать за движением автомо
биля |
3; |
|
|
|
|
|
|
|
не видно предупредительного сигнала поворота, по |
||||||
даваемого водителем рукой |
с левой |
стороны |
автомоби |
||||
ля |
1; |
водитель автомобиля |
/ может принять правее, тог |
||||
да 'обгоняющий автомобиль |
2 |
окажется прижатым к |
|||||
тротуару или кювету; |
|
|
2 |
для |
пешеходов, |
||
|
создается повышенная |
опасность |
так как обгоняющий автомобиль движется с большой |
|
108 |
, − |
|
скоростью в |
непосредствен |
|
|
|||||||||
ной |
близости |
от |
тротуара |
|
|
|
||||||
(обочины |
дороги). |
|
|
|
|
|
||||||
Пріі обгоне с левой сто |
|
|
||||||||||
роны таких |
опасностей |
не |
|
|
||||||||
будет. Поэтому обгон транс |
|
|
||||||||||
портных средств с |
выездом |
|
|
|
||||||||
из занимаемого |
ряда разре |
|
|
|||||||||
шен только |
с |
|
левой |
|
сто |
|
|
|||||
роны. |
|
|
|
|
|
|
|
во |
|
|
||
Однако если впереди |
|
|
||||||||||
дитель |
транспортного |
сред |
|
|
||||||||
ства |
подал |
сигнал |
поворота |
|
|
|
||||||
налево |
и |
приступил к |
вы |
|
|
|||||||
полнению |
такого |
поворота |
|
|
|
|||||||
на сниженной |
скорости, |
об |
|
|
||||||||
гонять |
его |
|
разрешается с |
|
|
|||||||
правой |
стороны. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Обгон с выездом на по |
|
|
||||||||||
лосу |
встречного |
|
движения |
Рис. 40. |
Обгон с |
выездом |
||||||
(на |
левую |
|
сторону |
улицы |
из ряда |
в правую |
сторону |
|||||
или дороги) |
всегда связан с |
|
|
|
||||||||
повышенной |
|
|
опасностью |
опасен |
|
|
||||||
столкновения со |
встречными |
|
|
|||||||||
транспортными |
|
средствами. |
средства |
разрешено только |
||||||||
Обгонять |
транспортные |
при хорошей видимости и свободном пути, если во вре мя обгона и после него води'гели транспортных средств, движущихся навстречу или позади с более высокой скоростью не испытают никакой помехи и не будут вынуждены резко поворачивать или тормозить-
В городах и других населенных пунктах, а также в зоне действия дорожного знака «Ограничение скорости» обгонять можно только в пределах установленной ско рости. При обгоне с выездом из занимаемого ряда води тель обгоняющего транспортного средства обязан пе ред обгоном подать сигнал левого поворота, а перед завершением обгона, т. е. перед возвращением в преж ний ряд, — сигнал правого поворота (в обоих случаях заблаговременно).
Обгон не может быть безопасным, если водитель об гоняемого транспортного средства не примет соответ ствующих мер. Водителям запрещено препятствовать
109