Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 41. Схема обгона с выездом из ряда:

а

— расстояние от автомобиля,

движущегося

позади;

б

— расстояние до

обгоняемого автомобиля перед

г

началом

обгона;

в

— расстояние от обгоняе­

мого автомобиля после обгона;

 

— зона

обгона

 

 

 

 

обгону, например, во время обгона повышать скорость движения или мешать другими действиями.

Некоторые водители, восприняв сигнал об обгоне, подают как бы ответный сигнал правого поворота или применяют отмашку рукой — этим они не только сиг­

нализируют, что сами не будут

мешать

обгону,

но и

что нет препятствий впереди на

пути

обгона.

Хотя,

«Правила дорожного движения» не обязывают к ответ­ ной сигнализации, она оказывает большую помощь в ориентировке обгоняющих водителей.

Предупредительный сигнал об обгоне может быть дополнен звуковым сигналом (где' пользование им не запрещено), а в темное время суток — периодическим переключением света (при отсутствии встречного дви­ жения)-

Чтобы обгон был безопасным, можно выезжать из* занимаемого ряда впереди автомобиля, движущегося в

соседнем ряду слева, не ближе, чем на расстоянии

а

(рис 41), численно равном (в

метрах) величине скоро­

сти движения (в километрах

в час), деленной на два;

не меньше должна быть дистанция

б

до обгоняемого ав­

томобиля; на такое же расстояние

нужно опередить об-

110


гоняемый автомобиль, прежде чем занять место в преж­ нем ряду.

При обгоне с выездом на полосу встречного движе­ ния хотя бы только левыми колесами автомобиля не­ обходимо убедиться в том, что нет транспортных средств как на правой, так и на левой полосе проезжей части на всем протяжении зоны обгона.

При этом необходимо учитывать, что на дороге с

двусторонним движением, имеющей по всей

ширине

три полосы, запрещается выезжать на крайнюю

(левую)

полосу проезжей части, предназначенную для движения во встречном направлении. Водители из встречных пото­ ков могут попеременно использовать для обгона толь­ ко среднюю полосу.

Под зоной обгона г следует понимать полосу на про­ езжей части, длина которой равна пути обгона, а ши­ рина — расстоянию между крайними внешними очер­ таниями транспортных средств при наибольшем их уда­ лении друг от друга (на рис. 41 зона обгона заштрихо­ вана)-

Длина пути обгона зависит от абсолютной скорости и от соотношения скоростей движения обгоняющего и обгоняемого транспортных средств: она тем больше, чем меньше разность скоростей, а при определенной разно­ сти и чем выше абсолютная скорость.

Как и при определении места в рядах, водитель, на­ чавший обгон с выездом из занимаемого ряда, может остаться на левой полосе, но только проезжей части дан­ ного направления движения, если с учетом интенсивно­ сти движения ему после возвращения в ранее занимае­ мый ряд пришлось бы сразу начать новый обгон.

Если при этом создалась бы помеха транспортным средствам, движущимся сзади с еще большей скоро­ стью, водитель обязан уступить им дорогу для обгона.

Вследствие сложности и опасности обгон в опреде­ ленных условиях запрещен.

З а п р е щ е н о о б г о н я т ь с в ы е з д о м из з а ­

н и м а е м о г о р я д а

даже в пределах проезжей час­

ти данного направления:

 

на нерегулируемых перекрестках, за исключением

обгона велосипедистов,

и двухколесных мотоциклов

без коляски, обгона, осуществляемого на дороге, по ко­ торой предоставлено преимущественное право на дви­

111


жение (в частности, обозначенной как «главная» до­ рога), и разрешенного обгона справа;

на железнодорожных переездах и ближе 100 м пе­ ред ними;

транспортное средство, совершающее обгон с выез­ дом из занимаемого ряда (двойной обгон) или объезд. Эти маневры опасны тем, что водитель обгоняющего ав­ томобиля не видит впереди себя дорогу (она закрыта автомобилями) и при обгоне вынужден круто повора­ чивать и развивать большую скорость, что значительно повышает опасность столкновения со встречными тран­ спортными средствами.

Во всех перечисленных выше случаях сложившееся к началу зоны запрещения обгона движение в несколь­ ко рядов сохраняется, но если водитель закончил обгон и занял освободившееся место в правом ряду, вновь выезжать из него для обгона нельзя.

Напомним попутно, что водителям грузовых автомо­ билей запрещено выезжать в крайний левый ряд даже для обгона на улицах и дорогах с тремя полосами дви­ жения и более.

Иногда необходимо ^обогнать не один, а несколько автомобилей, движущихся в одном ряду; при этом нужно учитывать, что при движении обгоняемых автомобилей

на обычной

дистанции путь

обгона

увеличится при­

близительно

во

столько раз, сколько автомобилей

нужно обогнать;

поэтому

обгон

большой группы

автомобилей возможен только на хорошо и далеко про­ сматриваемых участках дороги при отсутствии встреч­ ных транспортных средств. Допускается и обгон авто­ мобиля последовательно двумя и более автомобилями, при этом для. каждого автомобиля путь обгона не уд­ линится, если обгон будет начат с нормальной дистан­

ции от. обгоняемого автомобиля.

 

на

З а п р е щ е н о б г о н с в ы е з д о м из р я д а

п о л о с у в с т р е ч н о г о

д в и ж е н и я (в преде­

лах

правой стороны проезжей

части допускается) в

конце подъема и на других участках дорог с ограни­ ченным обзором проезжей части. При помощи дорож­ ных знаков запрещают обгон с выездом из занимаемого ряда в любом месте дороги или улицы.

Знаки «Обгон запрещен» и «Обгон грузовым авто­ мобилям запрещен» распространяют свое действие не

112


Рис. 42. Запрещение обгонов посредством нанесения. рядом сплошной и прерывистой линий продольной разметки

только на автомобили (все или только грузовые), но так­ же на транспортные средства других видов (в частности, первый знак — на троллейбус).

Широко используют для регулирования обгонов на улицах и дорогах разметку проезжей части.

Если рядом нанесены сплошная и прерывистая ли­ нии продольной разметки (осевая, разделительная), то запрещен обгон со стороны сплошной линии и допуска­ ется со стороны прерывистой (рис. 42).

Например, на подходе к опасному участку запреща­ ют обгон водителям автомобилей, приближающихся к нему, и разрешают водителям удаляющихся автомоби-

ІІЗ

лей; непосредственно на опасном участке обгон запре­ щают в обоих направлениях.

О б ъ е з д — движение мимо неподвижных транс­ портных средств или иного препятствия на проезжей ча­ сти имеет очень много общего с обгоном. Поэтому води­ тели, совершающие объезд, должны придерживаться со­ ответствующих требований «Правил дорожного движе­ ния»; объезжать препятствие можно как с левой, так и с правой стороны, подавая соответствующий сигнал по­ ворота.

Если по особенностям местной обстановки водителям не может быть предоставлена инициатива в выборе на­ правления объезда, перед препятствием или на самом препятствии устанавливают Один из предписывающих дорожных знаков «Направление объезда препятствия»-

В населенных пунктах водителям маршрутных трол­ лейбусов и автобусов общего пользования, чтобы об­ легчить соблюдение расписания движения предостав­ лено преимущество перед остальными транспортными средствами в отъезде от места обозначенной остановки.

Водители отъезжающих от остановки троллейбусов и автобусов должны принимать меры предосторожно­ сти во избежание дорожно-транспортного происшест­ вия. В то же время водители других транспортных средств обязаны замедлить движение и в случае необхо­ димости даже остановиться, чтобы обеспечить возмож­ ность выезда с остановки троллейбуса или автобуса.

Остановка и стоянка

Остановкой

называется неподвижное состоя­

ние транспортного

средства в течение 5

мин

или боль­

 

шего периода времени, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки груза.

Транспортные средства останавливаются на правой стороне улицы или дороги. Если необходимо остано­ виться на противоположной, левой стороне, то на доро­ гах вне населенных пунктов и большинстве улиц населен­ ных пунктов нужно проехать намеченный пункт оста­ новки и развернуться в таком месте, где это наиболее удобно и не запрещено; при движении в обратном на­

правлении после

разворота место

остановки окажется

с правой стороны

(см. автомобиль

В

на рис. 43).

 

114


Рис. 43. Остановка на правой и левой сторонах при двустороннем движении:

А — автомобиль остановлен на правой стороне; БВ

— автомобиль

остановлен

на

левой стороне без использования разворота;

— автомобиль

остановлен

на

левой стороне после разворота; Г — движущийся

автомобиль

 

 

Остановка и стоянка разрешены:

 

 

 

повсеместно на правой

стороне улиц и дорог;

 

в населенных пунктах

как на правой стороне, так и

на левой стороне проезжей части с односторонним дви­ жением, если на этой стороне есть тротуар, и на левой стороне проезжей части двустороннего движения с од­ ной полосой для нерельсовых транспортных средств каждого направления. Пересекать трамвайные пути и двойные линии разметки (даже со стороны прерывистой линии) для остановки на левой стороне против движе­ ния запрещено. >

На проезжей части с односторонним движением ос­ тановка как на правой, так и на левой 'стороне не соз­ дает угрозы безопасности, так как нет движения во встречном направлении.

При двустороннем движении остановка на левой сто­ роне — против направления движёния— требует от во­ дителя повышенной осторожности. Водитель автомоби­

115

ля Б (см. рис. 43) имеет право заехать на левую сторону только при условии, что не помешает встречному авто­ мобилю Г (см. рис. 43), т. е. не заставит водителя встречного автомобиля круто сворачивать или замед­

лять ход.

Перед остановкой водитель обязан подать предупре­ дительный сигнал поворота, путем перестроения занять место в крайнем ряду и остановиться вплотную к бор­ ту тротуара, а при наличии обочины — только на ней

в одном ряду с другими транспортными средствами

(мо­

тоциклы без коляски и велосипеды разрешается

ста­

вить в два ряда).

про­

Останавливать автомобили под углом к краю

езжей части разрешается только при условии, что оста­ новленные автомобили не помешают движению других транспортных средств, например троллейбуса или ав­ тобуса.

Сигнал поворота подается соответственно направ­ лению перестроения: если водитель останавливает ав­

томобиль, на правой стороне

(как, например, автомобиль

А

на рис. 43), то он подает

сигнал поворота направо;

 

если водитель намерен остановить автомобиль на левой

стороне (автомобиль

Б

на рис. 43),

то он

должен по­

дать сигнал поворота налево.

 

мин,

 

состояние

С т о я н к о й

считается

неподвижное

транспортного средства

более 5

 

если это не вызы­

вается необходимостью посадки или высадки пассажи­ ров, погрузки или выгрузки грузов.

Если необходимо стоять длительное время, напри­ мер, для устранения технической неисправности, отды­ ха или ночлега водителя, ожидания экскурсантов, сбора колонны автомобилей и т. п. вне населенного пункта, то водитель обязан отвести автомобиль за пределы зем­ ляного полотна дороги (за кювет)-

Покидать место водителя, а тем более оставлять ав­ томобиль на месте стоянки можно только при условии, что приняты необходимые меры предосторожности, ис­ ключающие самопроизвольное движение автомобиля и использование его в отсутствие водителя.

При вынужденной остановке на железнодорожном' переезде, в тоннеле, под эстакадой, мостом или путе­

проводом, в отдалении от края проезжей

части или

не на обочине, а также в условиях, когда

автомобиль

116