Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Рис. 51. Организация «полукругового» левоповоротного движения:
а— схема левого поворота на перекрестке; б — знак разрешает только левый поворот; в — знак разрешает движение прямо, налево и направо
лю, который, в свою очередь, должен постараться, насколько окажется возможным, сократить пребывание на перекрестке в процессе маневра. На регулируемых пере крестках, а также на нерегулируемых при выезде из второстепенной дороги это требование распространяется и на водителей трамваев. Поскольку для движения в об ратном направлении водитель совершает последователь но два поворота налево, ему п р и р а з в о р о т е на н е р е г у л и р у е м о м п е р е к р е с т к е р а в н о з н а ч н ых д о р о г приходится дважды выполнять условия ма невра— уступать дорогу транспортным средствам, дви жущимся со встречного направления: один раз перед пер вым поворотом и другой раз перед вторым поворо том — уже с нового направления.
На многих перекрестках и площадях организуют дви жение по кольцу, о чем информируют водителей пред писывающим дорожным знаком' «Круговое движение». При такой организации движения его траектории не пересекаются под прямым углом, а лишь совмещаются.
130
Когда размеры перекрестка ие позволяют обеспечить полное круговое движение, повороты налево на широ кой проезжей части могут быть вынесены за пределы пе рекрестка, чем организуется как бы «полукруговое» дви
жение. |
В таком случае требуемая |
при повороте траек |
||||
тория |
движения предписывается |
изгибом |
стрелы |
на |
||
знаке «Обязательные направления движения». |
|
а) |
|
|||
Один из примеров такой организации |
левоповоротно |
|||||
го движения показан на рис. 51. Здесь |
(рис. 51, |
|
ус |
|||
тановлен предписывающий знак |
«Обязательные |
на |
||||
правления движения» в варианте |
«прямо и |
налево», |
но в отличие от обычно применяемого символа боковая стрела отходит от прямой стрелы не сразу влево, а сна чала отклоняется вправо и лишь затем изгибается в направлении поперечной улицы (дороги), т. е. указы вает конкретную траекторию, по которой водитель дол жен провести автомобиль, чтобы повернуть налево.
При таком способе периоды |
поворота становятся |
уже не условными — они четко |
разделены между со |
бой. В первом периоде водитель, въехав на перекре сток с поворотом направо, сразу же выезжает за его пре делы, разворачивается и вновь подъезжает к границе перекрестка, пересекаемого теперь в прямом направле нии, поперечном по отношению к первоначальному. Движение через перекресток, а при необходимости ос тановка перед ним и посередине осуществляются по пра
вилам |
проезда регулируемых или |
нерегулируемых п е -' |
|||
рекрестков соответственно |
примененным |
техническим |
|||
средствам. На рис. 51, б |
и в |
показаны варианты знака |
|||
«Обязательные направления |
движения», |
приспособлен |
|||
ные к схемам «полукругового» движения. ( . |
|||||
* |
Проезд регулируемых перекрёстков |
||||
Подъезжая к перекрестку |
при |
запрещающем |
сигнале светофора или регулировщика, водитель обязан остановить транспортное средство под табличкой или у линии «стоп», а где их нет, то перед перекрестком, не создавая помех пешеходам.
Если запрещающий сигнал светофора застигнет транспортное средство на пешеходном переходе, води тель обязан, продолжив движение, освободить пере кресток.
5* |
131 |
Тем водителям, которые в момент включения в све тофоре желтого сигнала или вытягивания регулиров щиком руки вверх не могли остановиться перед пере крестком или пешеходным переходом, разрешено про должать движение до освобождения перекрестка.
И, наоборот, запрещается въезжать на перекресток даже при разрешающем движение сигнале светофора, если в намеченном водителем направлении образовался затор и вынужденная остановка на перекрестке соз дала бы помехи движению с других направлений.
На рис. 52 показаны направления движения нерель совых транспортных средств и трамвая с одной сторо ны перекрестка, разрешенные при рабочем положении
светофора трехцветной сигнализации, а |
на рис. 53 — |
разрешенные при сигналах, определяемых |
положением |
и жестом регулировщика. |
|
Рис. 52. Направления движения транспортных средств, разре
шенные при рабочем положении светофора трехцветной сигна лизации
132
Рис. 53. Направления движения транспортных средств по сигна лам регулировщика:
а — регулировщик обращен к транспортному средству боком; б — регу лировщик обращен к транспортному средству боком с вытянутой вперед правой рукой
На рис. 54 направления движения транспортных средств, разрешенные при регулировании движения транспортных средств светофором с дополнительными секциями, показаны сплошными линиями, когда вклю
чен |
основной |
зеленый сигнал, |
и прерывистыми, |
когда |
|||||
включен основной красный сигнал. |
на рис. 52, |
53 |
и .54, |
||||||
|
Сравнивая |
схемы, приведенные |
|||||||
можно видеть, |
что траектории |
разрешенного движения |
|||||||
транспортных |
средств одного вида пересекаются меж |
||||||||
ду собой главным образом при |
поворотах. |
Видно |
так |
||||||
же, |
что траектории движения |
трамвая |
и нерельсовых |
||||||
транспортных |
средств пересекаются |
между |
собой при |
||||||
регулировании |
движения |
не |
только |
трехсекционным |
|||||
светофором, но также оборудованным |
дополнительны |
||||||||
ми |
секциями; |
при некотором |
расположении |
трамвай^ |
|||||
ных путей взаимные помехи |
возможны даже |
при сиг |
|||||||
налах регулировщика. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Взаимные помехи устраняют, включая в светофорах |
|||||||||
основные и дополнительные |
сигналы в бесконфликтных |
133
а) Б |
т |
в |
О |
о |
о |
|
®~щ |
(® |
У |
||
О |
|||
О |
0 |
||
О О |
0 о о |
в)
Е
о
0 ® Q 1
е)
Q
О О Ъ
I
t
Рис. 54. Направления движения транспортных средств при работе свётофора с дополнительными секциями:
— при .основном зеленом сигнале; а—е — при основном красном сигнале
сочетаниях по сложным электрическим схемам, ис пользуя специальные светофоры-табло, регулирующие движение трамвая, а при ручном регулировании приме няя заранее разработанные жесты.
На те случаи, когда взаимные помехи не устранены, Правилами предусмотрены условия, приводимые ниже.
134
Рис. 55. Схемы движения транспортных средств на четырехсторон нем перекрестке:
а — при опущенных |
руках регулировщика; б — при регулировании движе |
ния трехснгнальным |
светофором |
Рис. 56. Направлении движения транспортных средств при работе
светофора с двумя дополнительньшн секциями.
1. Приоритет одних сиЬ-іалов по отношению к дру гим. Это — различие в праве на движение при вклю чении стрелки в дополнительной секции светофора: бе зусловное право при основном зеленом сигнале и лишь допустимость движения при основном красном сигнале при условии, что не будет создано помех транспортным
средствам, |
проезжающим с других направлений. Это |
||||
различие имеет |
равную силу для транспортных средств |
||||
всех видов |
(см. |
г |
и |
е |
на рис. 54, где трамвай, движу |
|
|
щийся по направлению «стрелки», включенной с основ ным красным сигналом, пропускает транспортное сред ство, проезжающее с другого направления).
2. Приоритет трамвая по отношению к нерельсовым транспортным средствам, когда к тем и другим отно сится одно и то же значение сигнала (как, например, по казано на рис. 52, рис. 54. б, и в и на рис. 55, б, где не рельсовые транспортные средства пропускают трам вай).
Таким образом, трамвай пользуется безоговороч ным приоритетом при регулировании движения трехсек ционным светофором, а при оборудований последнего дополнительными секциями приоритет трамвая вступа ет в силу лишь после того, как учтено различие в значе нии сигналов. -
На рис. 55 приведены общие схемы движения нерель совых транспортных средств и трамвая на четырехсторон нем перекрестке при регулировщике (рис. 55, а) и трех секционном светофоре (рис. 55, б). При регулировщике возникает меньше взаимных помех для движения тран спортных средств; при регулировании же движения светофором водители могут проявить свою инициативу и быстрее проехать через перекресток.
Основным для светофора с двумя дополнительными секциями является .четырехфазный цикл, позволяющий пропускать без помех транспортные средства и пешехо дов в прямом направлении, а поворачивающие транс портные средства — во всех направлениях. Схемы дви жения транспортных средств и пешеходов в период каж
дой фазы приведены |
на рис. 56; |
короткими стрелками |
||||||
'обозначены направления |
движения пешеходов. |
В све |
||||||
тофорах, |
обозначенных |
одинаковыми |
буквами |
(А,А |
и |
|||
Б,Б), |
сочетаются одинаковые сигналы. |
Для упрощения |
||||||
схемы не |
показаны |
развороты; |
они либо запрещаются |
138
Рис. 57. Водитель выезжает из пределов перекрестка даже при запрещающем сигнале светофора
знаками, либо выполняются одновременно с транспорт
ными средствами, |
поворачивающими налево. |
|
||||||
На рис. 56, |
а |
|
показано, |
что транспортные |
средства |
|||
поворачивают налево с Южного и Северного |
проездов,, |
|||||||
а направо — со |
|
всех проездов; пешеходы |
не переходят |
|||||
улицы, |
так как |
|
во всех направлениях включены крас |
|||||
ные сигналы светофоров. |
|
|
|
|||||
На рис. 56, |
б |
показано, |
что повороты транспортных |
|||||
средств |
запрещены |
во всех направлениях, |
транспорт |
ные средства движутся только прямо по оси Южного.и Северного проездов; пешеходы в- полной безопасно сти переходят Западный и Восточный проезды, так как
по этим направлениям |
включены зеленые сигналы. |
||||||
На рис. 56, |
в |
показано, |
что транспортные средства |
||||
поворачивают |
направо |
и |
налево так же, как |
и на |
|||
рис. 56, |
а, |
но в |
гперпендикулярных направлениях; |
пеше |
|||
ходы ожидают на углах тротуаров. |
|
||||||
На рис. |
56, |
|
показано, |
что повороты транспортных |
средств запрещены, при этом потоки транспортных средств и«пешеходов параллельны.
1 3 9