Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этот порядок относится и к тем перекресткам, на ко­ торых улицы (дороги) не имеют различия по покры­ тию, а отнесены к числу главных установкой соответ­ ствующих дорожных знаков приоритета. В таком слу­ чае о том, что главная дорога изменяет направление, водителей информируют табличками «Направление главной дороги», располагаемыми под знаками со всех сторон перекрестка.

В качестве примера на рис. 65

показано, что

не

Только водитель гужевой повозки,

едущий направо,

но

и велосипедист, поворачивающий

налево, сохраняют

преимущественное право на движение по главной.доро­ ге, изменяющей направление на перекрестке.

За водителями, подъехавшими к перекрестку по из­ меняющей направление главной улице или дороге, пре­ имущественное право на движение сохраняется не толь­ ко, когда они поворачивают вместе с главной дорогой, но и когда они съезжают с нее, т. е. выедут с перекрест­ ка на второстепенную дорогу.

В качестве примера на рис. 66 показано,

что води­

тель автобуса,

 

хотя

и поворачивает

по

направлению

главной

 

дороги,

пропускает

трамвай,

съезжающий с

нее, так как водитель трамвая

сохраняет

преимущест­

венное

право

на движение

независимо

от

намеченного

направления.

Водитель трамвая

Б

не въезжает на пе­

рекресток,

так

как на него распространяется значение

знака

«Проезд

без

остановки запрещен»,

и

он будет

обязан

 

уступить

дорогу автобусу, который,

пропустив

трамвай

А,

продолжит движение по главной дороге.

 

В «Правилах дорожного движения» приведена обоб­ щающая формулировка. Когда пересекаются пути тран­ спортных средств, приближающихся к перекрестку по главной дороге, направление которой изменяется,

водители-,

должны руководствоваться

между собой

правилами

проезда

перекрестков

равнозначных

дорог.

65 водитель

гужевой повозки, проезжая

На рис.

прямо, уступит дорогу велосипедисту, приближающему­ ся справа; на рис. 60 велосипедист уступает дорогу гу­ жевой повозке, подъехавшей справа; на рис. 66 водитель грузового автомобиля для проезда перекрестка в пря­ мом направлении пропустит трамвай А (он на равно­ значной главной дороге пользуется приоритетом), а

149



Рис. 65. Когда главная улица или дорога изменяет направление на перекрестке, приоритет сохраняется за движущимися по ней транспортными средствами

Рис. 66 Трамвай, находящийся на главной дороге, даже съезжая с нее, сохраняет преимущественное право на движение

при отсутствии этого трамвая уступит дорогу и автобу­ су, как находящемуся справа.

Приведенное выше правило в равной мере относит­ ся и к случаям, когда к перекрестку с изменяющимся направлением главной дороги транспортные средства приближаются по второстепенным дорогам (последние ведь тоже не продолжаются в прямом направлении).

На рис. 67, а велосипед и автомобиль находятся на равнозначных второстепенных дорогах, и поэтому води­ тель автомобиля' уступает дорогу велосипедисту, подъ­ ехавшему справа. На рис. 67, б трамвай и автобус подъехали по равнозначным второстепенным улицам, и поэтому водитель трамвая получает преимущественное

право

на

движение,

даже находясь слева от автобуса.

В

начале главы

было рассмотрено, как при благо­

приятных

условиях

и гарантий безопасности перекре­

сток могут проезжать с разных направлений одновре­ менно два транспортных средства. Ниже приводится несколько примеров.

Если гужевая повозка (см. рис. 63) проезжает пере­ кресток в прямом направлении, одновременно получа­ ют возможность повернуть направо как велосипедист, так и водитель автомобиля-самосвала.

В обстановке, показанной на рис. 65, одновременно с движением, по главной улице велосипедиста и гуже­ вой повозки водитель автобуса может со второстепен­ ной улицы повернуть направо, так как позанимаемой при этом маневре стороне проезжей части транспортные средства, пользующиеся преимущественным правом на

движение, не проезжают.

 

 

Б

 

 

Когда автобуса

не будет

на перекрестке, показан­

ном на рис. 66, водитель

трамвая

 

может

проезжать

перекресток

одновременно

с

поворотом грузовика, ес­

ли, конечно,

тот бне займет

рельсовый

путь

вследствие

недостаточной ширины проезжей части.

 

при доста­

На рис.

67,

одновременно с трамваем

точной ширине проезжей части водитель автобуса смо­ жет повернуть направо.

Однако в «Правилах дорожного движения» не содер­ жится положения, согласно которому ранее разреша­ лось движение через перекресток транспортных средств «под прикрытием» попутного или встречного транспорт­ ного средства, имеющего по отношению других тран-

151


Рис. 67. При изменении направления главной дороги на перекрестке водители, приближающиеся по второстепенным дорогам, соблюда­ ют между собой правила проезда перекрестка равнозначных дорог.

а *—если

нет трамвайного движения;, б — при наличии приближающегося

трамвая

'

спортных средств

преимущественное

право

на

дви­

жение.

 

видеть на рисунках, помещенных в

Примеры можно

книге: водитель

нижнего грузового

автомобиля

на

рис. 50 не вправе

поворачивать налево

«под

прикры­

тием» трамвая;

таким правом по отношению к встреч­

ному грузовому автомобилю пользуется только трам­ вай; на рис. 63 водителю грузового автомобиля не предоставлено право пересекать перекресток одновре­ менно с пользующимся преимущественным правом на движение возчиком, так как велосипедист уступает до­ рогу только находящемуся справа; на рис. 65 легковой автомобиль не въезжает на перекресток «под прикры­ тием» велосипеда, а автобус — «под прикрытием» гу­ жевой повозки, так•как должен будет уступить дорогу находящемуся справа легковому автомобилю.

Порядок проезда площадей

Выше отмечалось, что траектория движения транспортных средств через перекрестки «Правилами дорожного движения» не предписана, нужно лишь вые­ хать из его пределов на проезжую часть дороги или улицы по установленному на ней направлению движе­ ния. Следовательно, проезжать на многосторонних перекрестках и площадях из одной какой-либо улицы

(дороги)

в любую другую можно как

правой

стороной

по кругу,

 

так

и по

наиболее удобным

для

водителей

кратчайшим

направлениям (например,

как

показано

на рис. 13,

а).

 

 

 

 

местах на

площади или многостороннем пе­

В тех

 

рекрестке, где пересекаются или совмещаются разде­ ленные между собой проезжие части улиц или дорог, могут быть образованы как бы самостоятельные пе­ рекрестки, все границы которых разделены между со­ бой; на каждом из них водители обязаны соблюдать правила, - установленные соответственно для регулируе­ мых или нерегулируемых перекрестков. •

На некоторых площадях образуется большое коли­ чество пересечений транспортных потоков. Если дви­ жение интенсивное, то целесообразно определять на­ правления движения, порядок проезда площади дорож­ ными знаками или разметкой проезжей части.

153


На ряде площадей организуют движение по кругу (рис. 68). Чтобы предупредить водителей о введении кругового движения, в конце каждой улицы или доро­ ги, выходящей на площадь (перекресток), устанавли­ вают знак «Круговое движение», а на проезжей части дополнительно может быть применена разметка, преи­ мущественно изогнутая линия в центральной части площади.

Вэтом случае схема движения значительно упроща­ ется; только в местах, где на площадь выходят обра­ зующие ее улицы, возникают пересечения путей движе­ ния транспортных средств во взаимопересекающихся направлениях.

Напомним, что при отсутствии, знаков и дорожных признаков, предоставляющих приоритет в движении, водителей, находящиеся на площади, не пользуются пре­ имуществом в движении перед въезжающими транс­ портными средствами даже при организации кругового движения; наоборот, все въезжающие, поскольку они находятся справа от движущихся по площади, поль­ зуются приоритетом.

Втаких условиях преимущество в движении сохраня­ ется только за трамваями.

Рис. 68. Правило «правой стороны» сохраняет силу и иа площа­ дях с круговым движением _

154

Рис. 69. Направления движения транспортных средств на пло­ щади со смешанным порядком движения

Благодаря одностороннему движению по кругу опас­ ность разъезда транспортных средств уменьшается, а соответствующими дорожными знаками приоритет в движении может быть при необходимости предоставлен проезжающим по площади.

За ширину проезжей части на площадях с круго­ вым или смешанным движением принимают расстояние от тротуара до линии разметки или какого-либо соору­ жения в середине площади. При движении на площа­ ди по кругу в крайнем правом ряду располагают тран­ спортные средства, которым предстоит повернуть в бли­ жайший боковой проезд, а левее — транспортные сред­ ства, продолжающие движение по площади.

При одновременном взаимном перестроении в двух соседних рядах на площадях преимущественное право проезда сохраняется за транспортным средством, нахо­ дящимся справа. Движение по кругу может быть ор­ ганизовано также на перекрестках широких улиц и до­ рог как четырехсторонних, так и трехсторонних.

155

На многих площадях движение имеет смешанный ха­ рактер. Пример такой площади показан на рис. 69. Здесь организовано встречное движение по кратчайше­ му направлению в правой части и движение по кругу в левой части площади; на большинстве пересечений на­ правления движения ограничены дорожными знаками. Каждый светофор имеет самостоятельное значение, о чем водители оповещаются линиями «СТОП»,

Пересечение рельсовых путей

Пересекать железнодорожное полотно разреша­ ется только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

Для предупреждения водителей о приближении к железнодорожному пути перед переездом со шлагбау­ мом устанавливают дорожные знаки «Железнодорож­ ный переезд со шлагбаумом» и указатель «Берегись по­ езда» прямоугольной формы, а перед переездом без шлагбаума — дорожные знаки «Железнодорожный пе­ реезд без шлагбаума» и указатели «Берегись поезда» крестообразной формы.

При наличии на переезде автоматических шлагбау­ мов на обочине дороги в 50 ж от крайних рельсов уста­ навливают указательные щиты с надписью: «Внимание! Автоматический шлагбаум!»

П р и б л и ж а я с ь к ж е л е з н о д о р о ж н о м у п е ­

р е е з д у и проезжая по нему,

водитель обязан

прояв­

лять повышенную осторожность

(особенно в

темное

время суток, во время тумана, метели, снегопада), стро­ го руководствоваться дорожными знаками, звуковой и световой сигнализацией, положением шлагбаумов и ука­ заниями дежурного по переезду.

Для устранения

помех и повышения

безопасности на

участках улиц и дорог, примыкающих

к переездам,

за­

прещено: обгонять

с выездом из занимаемого ряда

м

на

самих переездах и в непосредственной близости от них,

останавливаться на переездах и стоять

ближе

І00

по обе стороны от них.

тогда,

когда

Выезжать на переезд рекомендуется

впереди идущре транспортное средство

отъедет

от пе­

реезда на такое расстояние, которое позволило бы в слу­ чае его вынужденной остановки съехать с переезда.

І56