Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 58. Водители руководствуются сигналами каждого свето­ фора, перед которым имеются линия или табличка «Стоп»

Между основными фазами включается промежуточ­ ный желтый сигнал.

На перекрестках все светофоры независимо от ко­ личества и способа установки их — в центре перекрестка или на углах — водители должны рассматривать как один светофор.

Это значит, что, въехав на перекресток при разре­ шающем сигнале светофора, водитель должен выехать в намеченном направлении — прямо или с поворотом — даже при запрещающем сигнале светофора, располо­ женного на выходе с перекрестка (рис. 57).

На многих перекрестках главным образом многосто­ ронних и площадях, чтобы обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, уста­ навливают несколько светофоров в местах пересечений проезжих частей и наносят на проезжей части линию «стоп» или подвешивают над проезжей частью такую же табличку.

Если перед светофорами, расположенными на пути движения транспортных средств, имеются линии (таб­ лички) «стоп», водитель обязан руководствоваться сиг­ налами каждого такого светофора (рис. 58).

140

Проезд нерегулируемых перекрестков

Транспортные средства движутся через нерегу­ лируемый перекресток, соблюдая очередность.

Среди водителей и других работников автомобиль­ ного транспорта распространено ошибочное мнение, что если какое-либо транспортное средство первым прибли­ зилось к перекрестку, то водитель его получает право первым проехать перекресток. Такое мнение противо­ речит «Правилам дорожного движения». Например, трактор, приблизившись первым к перекрестку по вто­ ростепенному проезду, задержал бы движение многих автомобилей, движущихся с большой скоростью по главной улице (дороге). В стремлении быть первыми водители, приближаясь к перекрестку, увеличивали бы скорость движения, вместо того чтобы уменьшать ее; особенно велика угроза столкновения, если обзор боко­ вых проездов ограничен зданиями или зелеными насаж -' дениями.

Каждый водитель, приблгіжаясь к перекрестку, дол-

Рис. 59. Главные и второстепенные улицы (дороги) определяются дорожными знаками

141

Рис. 60. Признаком главных улиц

и дорог служит

покрытие про­

езжей

части

движения

транспортных

жен

учитывать скорость

средств, расстояние между

каждым из

них и пере­

крестком, состояние дороги, видимость, обзор пути и другие обстоятельства и после этого решать, можно ли проехать перекресток или нужно остановиться,' чтобы уступить дорогу тем транспортным средствам, которые пользуются преимущественным правом проезда.

Правилами установлена последовательность выезда транспортных средств на нерегулируемые перекрестки.

Эта последовательность определяется,

прежде

всего,

дорожными

знаками

или

внешней

характеристикой

проезжих

частей улиц

и дорог, выходящих на

пере­

кресток.

По этим двум признакам улицы и дороги под­

разделяются

на г л а в н ы е

и в т о р о с т е п е н н ы е .

Главной на перекрестке считается любая улица или

дорога,

на которой

установлены знаки «Главная до­

рога» или «Пересечение с второстепенной дорогой», по

отношению к улице

или дороге, при выезде

с которой

на перекрестке

установлен

знак «Пересечение ~с глав­

ной дорогой»,

или

«Проезд без остановки

запрещен»

(рис. 59).

 

 

 

 

Если указанные выше знаки приоритета в движении

транспортных

средств не

установлены, то

главными

142


улицами или дорогами из образующих перекресток яв­ ляются те, которые имеют покрытие какого-либо типа по отношению к выходящим на перекресток улицам или дорогам без всякого покрытия — грунтовым (рис. 60).

Все другие улицы и дороги, не обладающие какимлибо из приведенных выше признаков, дающих основа­ ние отнести на перекрестке хотя бы одну из них к разря­ ду главных или обладающиё одинаковыми признаками (на обеих установлены знаки «Пересечение с равно­ значной дорогой», обе с покрытием или без него), счита­ ются равнозначными.

Водители транспортных средств, движущихся по вто­ ростепенным улицам или дорогам, должны уступать до­ рогу любым транспортным средствам, приближающим­ ся по главным улицам или дорогам, независимо от на­ правления движения.

На перекрестках р а в н о з н а ч н ы х улиц и дорог первым признаком приоритета является вид приближа­ ющихся транспортных средств, из которых выделен только трамвай. Водители нерельсовых транспортных средств обязаны уступить дорогу трамваю независимо

Рис. 61. На перекрестках равнозначных улиц (дорог) преимуще­

ственным правом на движение пользуется трамвай

143

от того, с какого направления он приближается к пере­

крестку

(рис. 61).

 

равнозначных улиц

Наконец, когда к перекрестку

или дорог приближаются водители

двух трамваев или

любых

других транспортных средств,

уже без

разли­

чия их вида или типа

(механические,

гужевые,

педаль­

ные), вступает в силу

наиболее

широко применяемое

правило:

водители обязаны уступать дорогу тем транспорт­ ным средствам, которые подъезжают справа от них не­ зависимо от направления движения (рис. 62).

Рис. 62. Преимущественное право проезда транспортного средства, не имеющего помехи справа на перекрестках равнозначных дорог

144-


Рис. 63. Последовательный проезд перекрестка тремя водителями, подъехавшими с разных сторон

Оба признака главной улицы или дороги (знаки, покрытие), приоритет по виду транспортного средства (трамвай) или относительному положению (правая сторона) действуют независимо от ширины пересекаю­ щихся улиц и дорог или их проезжих частей с одинако­ вой силой на трех-, четырех- и многосторонних пере­ крестках, пересечениях бульваров и иных зеленых насаждений, площадях со смешанным или круговым дви­ жением, причем в последнем случае наличие дорожно­ го знака «Круговое движение» не отменяет ни одного из приведенных признаков приоритета (см. рис. 68).

Признаки приоритета, рассмотренные выше для слу­ чая подъезда к перекрестку с двух пересекающихся на­ правлений, сохраняют силу и при подъезде транспорт­ ных средств к перекрестку равнозначных улиц или до­ рог с трех сторон: водители проезжают перекресток по мере устранения помехи движению с правой от них стороны.

На рис. 63 показано, что нет помехи с правой сто­ роны только у водителя гужевой повозки и он проезжа­ ет перекресток первым, после него проедет' перекрес­

145

ток велосипедист и только затем — водитель ав­ томобиля-самосвала.

Когда Правила или условия движения вынуждают к остановке, чтобы пропустить транспортные средства пользующиеся преимущественным правом проезда, во­ дитель обязан:

если перед перекрестком установлен дорожный знак «Проезд без остановки запрещен», остановиться у ли­ нии или таблички «стоп», а если они не применены, то перед знаком;

если перед перекрестком установлен дорожный знак «Пересечение с главной дорогой», не выезжать за ли­ нию поперечной разметки, применяемую с этим знаком (широкую прерывистую или обозначенную треугольни­ ками), а если линия не нанесена, то самостоятельно вы­ брать место остановки так, чтобы не оказаться на про­ езжей части пересекаемой дороги, т. е. обеспечить бес­ препятственный проезд транспортных средств любого направления;

при равнозначных улицах (дорогах) остановиться перед перекрестком или на нем так, чтобы пропускае­ мое транспортное средство не испытывало помехи и в то же время не создавалось затора на перекрестке.

Рис. 64. Схема движения автомобилей на четырехстороннем нерегу­ лируемом перекрестке

145


На рис. 64 показаны возможные направления движе­ ния автомобилей, приблизившихся к нерегулируемому перекрестку с трех сторон. Рассмотрим, какой автомо­ биль имеет преимущественное право проезда перекрест­ ка в прямом направлении и с поворотами.

Если Восточная и Западная улицы (дороги) — глав­ ные (например, с покрытием), а Северная и Южная — второстепенные (например, грунтовые), то:

автомобиль, движущийся со 'стороны Восточной улицы, пользуется преимущественным правом проезда перед автомобилем, выезжающим с Южной улицы;

автомобили, поворачивающие с Западной на Север­ ную улицу, с Восточной улицы на Северную, пользуют­ ся также преимуществом перед автомобилем, движу­ щимся с Южной улицы на Северную;

автомобиль, поворачивающий налево с Западной на Северную улицу, имеет преимущество перед автомоби­ лем, поворачивающим с Южной на Западную улицу;

водитель автомобиля, поворачивающий налево с За­ падной улицы, утрачивает свое преимущественное пра­ во проезда перед автомобилем, пересекающим пере­ кресток со стороны равнозначной Восточной улицы в прямом направлении, и обязан пропустить автомобиль, поворачивающий направо с Восточной на Северную ули­ цу (если бы на перекрестке были рельсовые пути и трам­ вай поворачивал налево с Западной улицы, то води­ тель трамвая не должен уступать дорогу автомобилю, выезжающему с Восточной улицы);

водитель автомобиля, разворачивающийся с Запад­ ной улицы для движения в обратном направлении, в начале маневра обязан пропустить автомобиль, движу­ щийся навстречу со стороны равнозначной Восточной улицы, а когда он будет заканчивать разворот, то со­ хранит преимущество перед подъезжающими по второ­ степенной Северной улице.

Если улицы

(дороги)

равнозначные и приближает­

ся трамвай, то

водитель

трамвая, выезжающий на пе­

рекресток для движения в прямом направлении, нале­ во или направо, пользуется преимущественным правом проезда перед другими транспортными средствами, вы­

езжающими из какой-либо улицы

в любом направле­

нии, т. е. он и при повороте налево

сохраняет преиму-

147


Шественное право проезда перед нерельсовыми транс­ портными средствами, движущимися навстречу ему.

Наконец, если к перекрестку равнозначных улиц (до­ рог) подъезжают только нерельсовые транспортные средства, то выезжающему на перекресток из одной улицы независимо от его направления движения дол­ жен уступить дорогу водитель транспортного средства, находящийся слева.

Следовательно, для безаварийного проезда перекре­ стка надо твердо помнить и соблюдать правило: обеспе­ чивать безопасность движения тому транспортному средству, которое пользуется преимущественным пра­ вом проезда. При разъезде со встречными транспортны­ ми средствами уступать дорогу проезжающим по равно­ значной дороге прямо и направо. Если водитель (на­ пример, с Западной улицы) разворачивается и в это вре­ мя на перекресток въезжает встречный. автомобиль (с Восточной улицы), то в начале маневра он обязан про­

пустить автомобиль с Восточной улицы,

а в конце —

и подъехавший автомобиль с Северной,

направление

по которой теперь стало встречным.

автомобиля,

Если к перекрестку приближаются три

а водитель с Восточной улицы поворачивает налево, то он въезжает на перекресток и останавливается, уступая дорогу «западному» водителю, который, въехав на пе­ рекресток, останавливается для пропуска автомобиля с Южной улицы, а тот по полосам проезжей части, не за­ нятым поворачивающим автомобилем, проезжает пе­

рекресток;

затем перекресток

освобождают «западный»

и наконец

«восточный» водители.

 

 

Особенностью многих перекрестков является то, что

примыкающая к нему главная

улица

или дорога про­

должается не

в прямом направлении,

а поворачивает

направо или налево. Например, к перекрестку

(рис. 60)

два отрезка улиц (дорог) с

покрытием подходят под

прямым углом.

Поэтому для

велосипедиста

главная

дорога поворачивает направо, а для возницы — налево. На рис. 60 показано, что водитель гужевой повозки (получивший преимущество перед велосипедистом, подъ­

ехавшим на равнозначной главной дороге слева)

как

продолжающий движение по главной дороге не

усту­

пает дорогу автобусу, поскольку тот находится на вто­ ростепенной улице.

148