Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ний создаются скользкие участки. Поэтому, подъезжая к остановке, необходимо заранее снижать скорость дви жения, в противном случае при торможении на таких участках может произойти занос автобуса, и пассажиры, ожидающие посадки, подвергнутся опасности.
На автомобильной дороге в тех местах, где на оста новках имеются уширения проезжей части, водитель обязан использовать их, чтобы не мешать движению транспортных средств.
Начинать движение автобуса с остановки водитель должен только после сигнала кондуктора, извещающе го о том, что высадка и посадка пассажиров законче ны. Однако на большинстве автобусов в настоящее время нет кондукторов, и за посадкой и высадкой пас сажиров наблюдают водители, которые используют зер кала заднего вида.
Безопасность посадки зависит не только от водите ля, но и от дисциплинированности пассажиров.
Водитель должен следить за поведением пассажи ров, пользуясь зеркалом заднего вида, и разъяснять пассажирам правила безопасности, что особенно удоб но на автобусах, оборудованных радиоустановкой.
Необходимо, чтобы пассажиры ожидали автобус только на тротуаре, посадочной площадке или на обо чине, но не на проезжей части. Входить в автобус и вы ходить из него пассажирам разрешается только после остановки автобуса.
Все автобусы должны быть обеспечены огнетуши телями на случай ликвидации возникшего пожара.
При групповой перевозке детей на автобусе спереди и сзади устанавливают -соответствующие опознаватель ные знаки.
Перевозка людей в легковых автомобилях и кабинах грузовых автомобилей
На отечественных легковых автомобилях допу скается перевозить рядом с- водителем только одного пассажира.
Вместимость кабины грузового автомобиля опреде ляется ее шириной. По ГОСТ 9734—61 внутренняя ши-
170
рина кабины на высоте 650 мм от плоскости сиденья должна быть не менее:
Для |
одноместной кабины |
(только для водителя) . |
750 |
м м |
||
» |
двухместной |
» |
(водитель и |
1 пассажир) |
1250 |
» |
» |
двухместной |
» |
( » |
2 пассажира) |
1700 |
> |
В соответствии с этим в кабинах грузовых автомо билей ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-130, МАЗ-200, МАЗ-500 и других автомобилей большой грузоподъемности раз решено перевозить в кабине не более двух пассажиров.
Вместе со взрослым пассажиром в легковом авто мобиле или в кабине грузового автомобиля рядом с водителем может находиться ребенок дошкольного возраста.
Групповая перевозка'на ірузовых автомобилях взрослых и детей
«Правила дорожного движения» предусматри вают использование грузовых автомобилей для группо вой перевозки людей при условии выполнения следу ющих требований:
к управлению таким автомобилем может быть до пущен водитель, непрерывный стаж работы которого в качестве водителя составляет не менее трех лет;
кузов должен быть оборудован сиденьями, закреп ленными на удобной высоте от пола кузова, но не ме нее 15 см от верхнего края бортов. Задняя скамья, а так же продольно расположенные .боковые скамьи должны иметь прочные спинки, а бортовые запоры должны быть прочно закрыты и надежно закреплены;
снаружи кабины водителя должен находиться легкосъемиый огнетушитель емкостью не менее 2 л;
каждый человек должен быть обеспечен достаточ ным по ширине местом для сидения.
Перед поездкой водитель должен сообщить пасса жирам об особенностях маршрута, о недопустимости стоять в кузове движущегося автомобиля, а также о по рядке посадки и высадки, имея в виду, что эти дей ствия они могут выполнять лишь при полной остановке автомобиля и только в сторону тротуара или обочины, или через задний борт.
171
Перевозка групп детей в грузовых автомобилях допускается в исключительных случаях при нахождении в кузове не менее двух взрослых.
При групповой перевозке детей на грузовом авто мобиле спереди и сзади должны быть установлены со ответствующие опознавательные знаки.
При соблюдении перечисленных условий грузовые автомобили, перевозящие людей, могут двигаться по ули цам, где знаком 2.4 запрещено движение грузового тран спорта.
На бортовых грузовых автомобилях, не приспособлен ных для групповой перевозки пассажиров, разрешается перевозить только лиц, сопровождающих груз или еду щих за получением груза (грузчики, экспедиторы и т. п.), при условии, что они обеспечены удобным мес том, расположенным ниже уровня бортов.
При любом количестве' людей в кузове грузового автомобиля скорость его движения не должна превы шать 60 км/ч.
Водитель, как и всякий советский человек, должен проявлять внимание и заботу к другим. В условиях не
благоприятной погоды и особенно |
там, где |
отсутству |
ет движение транспортных .средств |
общего |
пользова |
ния и имеются значительные трудности в передвиже нии, водитель при наличии свободных мест в кабине автомобиля не только может, но и должен оказывать детям, женщинам, престарелым и другим людям бес корыстную услугу в просьбе подвести их в попутном направлении.
«Правилами дорожного движения» запрещается пе-
ревозит-ь людей:
на грузе, размещенном на уровне бортов кузова или выше, в кузове автомобиля-самосвала, на автомо биле-цистерне, грузовом прицепе (полуприцепе), вне кабины водителя на всех специальных автомобилях, а также тракторах;
на сиденье рядом с водителем и в коляске мотоцик ла (мотоколяске) сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест, кроме ребенка до школьного возраста;
в кузове грузового мотоцикла; на заднем сиденье мотоцикла детей, не достигших
12-летнего возраста.
172
Перевозка грузов
При перевозке груз должен быть хорошо уло жен и прочно закреплен, чтобы он не сместился, не вы пал и чтобы была обеспечена полная безопасность для окружающих и лиц, сопровождающих груз.
Груз необходимо равномерно распределить в кузо ве так, чтобы центр тяжести его приходился на середи ну, иначе будет нарушена устойчивость автомобиля и затруднено управление им. «Правилами дорожного дви жения» предусмотрено также, чтобы груз не ограничи вал водителю обзорности как спереди, так и сзади, не закрывал световые приборы, в том числе стоп-сиг налы и указатели поворотов, светоотражающие приспо собления, номерные и опознавательные знаки, а также сигналы, подаваемые рукой.
В открытых кузовах грузовых автомобилей не до пускается перевозка грузов, распространяющих непри ятный запах, загрязняющих проезжую часть или. обра зующих пыль, а также вызывающих шум. Такие грузы можно перевозить только в специальной таре или ук рытыми брезентом.
Погрузка и выгрузка грузов в городах и населен
ных |
пунктах |
должна проводиться, как правило, вочдво |
рах, |
причем, |
если из-за свойства груза возникает шум, |
то погрузка и выгрузка таких грузов с 0 до 6 за прещается.
На дорогах погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять за пределами дорожного полотна.
«Правила дорожного движения» ограничивают раз меры перевозимого груза, а также длину подвижного состава. Так, без согласования с Госавтоинспекцией за прещается перевозить грузы высотой более 3,8 м от поверхности проезжей части, шириной 2,5 м или высту пающие за заднюю точку габарита более чем на 2 м, а также тяжеловесные грузы, требующие специального подвижного состава, или движение автопоездов и дру гих составов механических транспортных средств, дли на которых превышает с одним прицепом (полупри цепом) 20 м, а с двумя и более прицепами — 24 м.
Если надо перевезти груз, габариты или вес которо го превышают указанные нормы, то для получения пра ва на перевозку' внегабаритных грузов' организаторы
173
перевозки обращаются в органы, в ведении которых на ходятся дороги, мосты, искусственные сооружения на дорогах, контактная сеть трамвая и троллейбуса. ГАИ выдает разрешение после согласия этих органов. '
При междугородных перевозках внегабаритных гру зов организация, отправляющая груз, должна получить письменное подтверждение Управления дороги (Управ ления строительства и эксплуатации дорог) о возмож ности перевозки внегабаритного груза исходя из дорож ных условий. Н'а основании этого подтверждения ГАИ выдает разрешение на перевозку груза, оговаривая в нем условия перевозки.
Например, для того, чтобы перевезти внегабаритный груз из Ленинграда в Харьков, необходимо получить письменное подтверждение на перевозку от управлений автомобильных дорог Москва—Ленинград и Москва— Харьков, которые исходя из параметров проезжей ча сти, мостов и путепроводов, а также из допустимой нагрузки на полотно дороги решают вопрос о возмож ности и условиях перевозки.
При положительном заключении вышеуказанных управлений дорог организаторы перевозки должны по лучить разрешение в ГАИ Ленинграда. При этом со стороны ГАИ может быть предъявлено требование об установке габаритных огней или принятия других мер, направленных на обеспечение безопасности движения.
Весьма важным обстоятельством для обеспечения бе зопасного разъезда со встречными транспортными средствами или предупреждения наезда сзади является обозначение груза, выступающего за габариты транс
портного средства. |
движения» |
предусматривают, |
|||||
«Правила |
дорожного |
||||||
что если груз |
выступает |
за |
габариты |
автомобиля мспе |
|||
реди или сзади более чем на |
1 |
м |
или крайняя точка его |
||||
по ширине находится на |
расстоянии |
более 0,4 |
от |
||||
внешнего .края переднего |
или |
заднёго габаритного |
ог |
ня, то крайние точки такого груза по ширине как спе реди, так и сзади должны бытьобозначены днем хо рошо закрепленными сигнальными щитками или флаж ками.
Так же должны обозначаться груз и любые предме ты на транспортном средстве, выступающие за его га бариты по длине или ширине,
174
Перевозка взрывчатых, радиоактивных, сильнодейст вующих ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под них допускается только в соответствии, со специальны ми правилами и инструкциями.
В необходимых случаях разрешение на перевозку опасного груза выдают органы внутренних дел по ме сту получения груза.
Г Л А В А I X
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Важнейшим условием эффективной работы ав томобиля является постоянное поддержание его в надле жащем техническом состоянии. Для этого необходимо тщательное техническое обслуживание с установленной периодичностью, а также повседневный контроль за тех ническим состоянием со стороны водителя и соответству ющих работников автотранспортного предприятия.
Роль водителя в данном контроле особенно велика, так как только он имеет возможность постоянно оцени вать состояние автомобиля во время движения, когда значительно легче выявить многие возможные откло нения от нормального состояния узлов и механизмов, более трудно поддающиеся оценке при неподвижном со стоянии автомобиля.
С точки зрения'обеспечения безопасности движения исправность автомобиля важна не только для исключе ния случаев внезапного отказа отдельных механизмов и узлов, могущего нарушить нормальное движение, но также потому, что надлежащее состояние автомобиля спо собствует лучшему сохранению работоспособности води теля и предупреждению повышенного уровня отрицатель ных воздействий автомобиля на окружающую среду (шум, загазованность, неопрятный внешний вид).
Для каждой модели автомобиля заводом-изготови- телем выпускается инструкция, содержащая описание его конструктивных особенностей и соответствующие указания по уходу, регулировке и контролю техниче-
175
ского состояния в эксплуатации. С этой инструкцией должен быть детально ознакомлен водитель и он дол жен строго придерживаться ее указаний.
Все автотранспортные предприятия и организации на территории РСФ СР, эксплуатирующие автомобили, обя заны выполнять «Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта», " ут
вержденные |
Министерством автомобильного транспор |
та РСФ СР . |
В этих Правилах содержится общий пере |
чень недостатков и неисправностей, с которыми не допу скается эксплуатация подвижного состава независимо от конкретной модели.
«Правила дорожного движения» требуют, чтобы тех ническое состояние транспортных средств отвечало тре бованиям инструкций заводов-изготовителей, а также Правил технической эксплуатации. Кроме того, в «Пра вилах дорожного движения» содержится перечень недо статков и неисправностей, с которыми запрещается экс плуатировать автомобили и прицепы. Этот перечень несколько меньше, чем в Правилах технической эксплу атации, так как содержит только наиболее важные, с точки зрения безопасности движения, требования, ко торые обязательны для всех работников автомобиль ного транспорта и для индивидуальных владельцев ав томобилей.
Следует особо обратить внимание на то, что в «Пра вилах дорожного движения» содержится перечень осо бенно опасных неисправностей, при возникновении ко торых категорически запрещается дальнейшее движе ние транспортных средств. Ниже рассматриваются требования нормативных документов и приводятся неко торые указания по-контролю технического состояния ав
томобилей. |
|
|
|
Требования «Правил |
технической |
эксплуатации |
|
подвижного состава автомобильного |
|||
транспорта» |
Правил, |
утвержденных |
|
Статья 13 указанных |
|||
9 декабря 197G г. министром |
автомобильного транспор |
||
та Р СФ СР , |
предусматривает |
запрещение |
эксплуатации |
подвижного |
состава, имеющего следующие недостатки |
и неисправности.
176