Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ний создаются скользкие участки. Поэтому, подъезжая к остановке, необходимо заранее снижать скорость дви­ жения, в противном случае при торможении на таких участках может произойти занос автобуса, и пассажиры, ожидающие посадки, подвергнутся опасности.

На автомобильной дороге в тех местах, где на оста­ новках имеются уширения проезжей части, водитель обязан использовать их, чтобы не мешать движению транспортных средств.

Начинать движение автобуса с остановки водитель должен только после сигнала кондуктора, извещающе­ го о том, что высадка и посадка пассажиров законче­ ны. Однако на большинстве автобусов в настоящее время нет кондукторов, и за посадкой и высадкой пас­ сажиров наблюдают водители, которые используют зер­ кала заднего вида.

Безопасность посадки зависит не только от водите­ ля, но и от дисциплинированности пассажиров.

Водитель должен следить за поведением пассажи­ ров, пользуясь зеркалом заднего вида, и разъяснять пассажирам правила безопасности, что особенно удоб­ но на автобусах, оборудованных радиоустановкой.

Необходимо, чтобы пассажиры ожидали автобус только на тротуаре, посадочной площадке или на обо­ чине, но не на проезжей части. Входить в автобус и вы­ ходить из него пассажирам разрешается только после остановки автобуса.

Все автобусы должны быть обеспечены огнетуши­ телями на случай ликвидации возникшего пожара.

При групповой перевозке детей на автобусе спереди и сзади устанавливают -соответствующие опознаватель­ ные знаки.

Перевозка людей в легковых автомобилях и кабинах грузовых автомобилей

На отечественных легковых автомобилях допу­ скается перевозить рядом с- водителем только одного пассажира.

Вместимость кабины грузового автомобиля опреде­ ляется ее шириной. По ГОСТ 9734—61 внутренняя ши-

170

рина кабины на высоте 650 мм от плоскости сиденья должна быть не менее:

Для

одноместной кабины

(только для водителя) .

750

м м

»

двухместной

»

(водитель и

1 пассажир)

1250

»

»

двухместной

»

( »

2 пассажира)

1700

>

В соответствии с этим в кабинах грузовых автомо­ билей ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-130, МАЗ-200, МАЗ-500 и других автомобилей большой грузоподъемности раз­ решено перевозить в кабине не более двух пассажиров.

Вместе со взрослым пассажиром в легковом авто­ мобиле или в кабине грузового автомобиля рядом с водителем может находиться ребенок дошкольного возраста.

Групповая перевозка'на ірузовых автомобилях взрослых и детей

«Правила дорожного движения» предусматри­ вают использование грузовых автомобилей для группо­ вой перевозки людей при условии выполнения следу­ ющих требований:

к управлению таким автомобилем может быть до­ пущен водитель, непрерывный стаж работы которого в качестве водителя составляет не менее трех лет;

кузов должен быть оборудован сиденьями, закреп­ ленными на удобной высоте от пола кузова, но не ме­ нее 15 см от верхнего края бортов. Задняя скамья, а так­ же продольно расположенные .боковые скамьи должны иметь прочные спинки, а бортовые запоры должны быть прочно закрыты и надежно закреплены;

снаружи кабины водителя должен находиться легкосъемиый огнетушитель емкостью не менее 2 л;

каждый человек должен быть обеспечен достаточ­ ным по ширине местом для сидения.

Перед поездкой водитель должен сообщить пасса­ жирам об особенностях маршрута, о недопустимости стоять в кузове движущегося автомобиля, а также о по­ рядке посадки и высадки, имея в виду, что эти дей­ ствия они могут выполнять лишь при полной остановке автомобиля и только в сторону тротуара или обочины, или через задний борт.

171


Перевозка групп детей в грузовых автомобилях допускается в исключительных случаях при нахождении в кузове не менее двух взрослых.

При групповой перевозке детей на грузовом авто­ мобиле спереди и сзади должны быть установлены со­ ответствующие опознавательные знаки.

При соблюдении перечисленных условий грузовые автомобили, перевозящие людей, могут двигаться по ули­ цам, где знаком 2.4 запрещено движение грузового тран­ спорта.

На бортовых грузовых автомобилях, не приспособлен­ ных для групповой перевозки пассажиров, разрешается перевозить только лиц, сопровождающих груз или еду­ щих за получением груза (грузчики, экспедиторы и т. п.), при условии, что они обеспечены удобным мес­ том, расположенным ниже уровня бортов.

При любом количестве' людей в кузове грузового автомобиля скорость его движения не должна превы­ шать 60 км/ч.

Водитель, как и всякий советский человек, должен проявлять внимание и заботу к другим. В условиях не­

благоприятной погоды и особенно

там, где

отсутству­

ет движение транспортных .средств

общего

пользова­

ния и имеются значительные трудности в передвиже­ нии, водитель при наличии свободных мест в кабине автомобиля не только может, но и должен оказывать детям, женщинам, престарелым и другим людям бес­ корыстную услугу в просьбе подвести их в попутном направлении.

«Правилами дорожного движения» запрещается пе-

ревозит-ь людей:

на грузе, размещенном на уровне бортов кузова или выше, в кузове автомобиля-самосвала, на автомо­ биле-цистерне, грузовом прицепе (полуприцепе), вне кабины водителя на всех специальных автомобилях, а также тракторах;

на сиденье рядом с водителем и в коляске мотоцик­ ла (мотоколяске) сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест, кроме ребенка до­ школьного возраста;

в кузове грузового мотоцикла; на заднем сиденье мотоцикла детей, не достигших

12-летнего возраста.

172

Перевозка грузов

При перевозке груз должен быть хорошо уло­ жен и прочно закреплен, чтобы он не сместился, не вы­ пал и чтобы была обеспечена полная безопасность для окружающих и лиц, сопровождающих груз.

Груз необходимо равномерно распределить в кузо­ ве так, чтобы центр тяжести его приходился на середи­ ну, иначе будет нарушена устойчивость автомобиля и затруднено управление им. «Правилами дорожного дви­ жения» предусмотрено также, чтобы груз не ограничи­ вал водителю обзорности как спереди, так и сзади, не закрывал световые приборы, в том числе стоп-сиг­ налы и указатели поворотов, светоотражающие приспо­ собления, номерные и опознавательные знаки, а также сигналы, подаваемые рукой.

В открытых кузовах грузовых автомобилей не до­ пускается перевозка грузов, распространяющих непри­ ятный запах, загрязняющих проезжую часть или. обра­ зующих пыль, а также вызывающих шум. Такие грузы можно перевозить только в специальной таре или ук­ рытыми брезентом.

Погрузка и выгрузка грузов в городах и населен­

ных

пунктах

должна проводиться, как правило, вочдво­

рах,

причем,

если из-за свойства груза возникает шум,

то погрузка и выгрузка таких грузов с 0 до 6 за­ прещается.

На дорогах погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять за пределами дорожного полотна.

«Правила дорожного движения» ограничивают раз­ меры перевозимого груза, а также длину подвижного состава. Так, без согласования с Госавтоинспекцией за­ прещается перевозить грузы высотой более 3,8 м от поверхности проезжей части, шириной 2,5 м или высту­ пающие за заднюю точку габарита более чем на 2 м, а также тяжеловесные грузы, требующие специального подвижного состава, или движение автопоездов и дру­ гих составов механических транспортных средств, дли­ на которых превышает с одним прицепом (полупри­ цепом) 20 м, а с двумя и более прицепами — 24 м.

Если надо перевезти груз, габариты или вес которо­ го превышают указанные нормы, то для получения пра­ ва на перевозку' внегабаритных грузов' организаторы

173


перевозки обращаются в органы, в ведении которых на­ ходятся дороги, мосты, искусственные сооружения на дорогах, контактная сеть трамвая и троллейбуса. ГАИ выдает разрешение после согласия этих органов. '

При междугородных перевозках внегабаритных гру­ зов организация, отправляющая груз, должна получить письменное подтверждение Управления дороги (Управ­ ления строительства и эксплуатации дорог) о возмож­ ности перевозки внегабаритного груза исходя из дорож­ ных условий. Н'а основании этого подтверждения ГАИ выдает разрешение на перевозку груза, оговаривая в нем условия перевозки.

Например, для того, чтобы перевезти внегабаритный груз из Ленинграда в Харьков, необходимо получить письменное подтверждение на перевозку от управлений автомобильных дорог Москва—Ленинград и Москва— Харьков, которые исходя из параметров проезжей ча­ сти, мостов и путепроводов, а также из допустимой нагрузки на полотно дороги решают вопрос о возмож­ ности и условиях перевозки.

При положительном заключении вышеуказанных управлений дорог организаторы перевозки должны по­ лучить разрешение в ГАИ Ленинграда. При этом со стороны ГАИ может быть предъявлено требование об установке габаритных огней или принятия других мер, направленных на обеспечение безопасности движения.

Весьма важным обстоятельством для обеспечения бе­ зопасного разъезда со встречными транспортными средствами или предупреждения наезда сзади является обозначение груза, выступающего за габариты транс­

портного средства.

движения»

предусматривают,

«Правила

дорожного

что если груз

выступает

за

габариты

автомобиля мспе­

реди или сзади более чем на

1

м

или крайняя точка его

по ширине находится на

расстоянии

более 0,4

от

внешнего .края переднего

или

заднёго габаритного

ог­

ня, то крайние точки такого груза по ширине как спе­ реди, так и сзади должны бытьобозначены днем хо­ рошо закрепленными сигнальными щитками или флаж­ ками.

Так же должны обозначаться груз и любые предме­ ты на транспортном средстве, выступающие за его га­ бариты по длине или ширине,

174


Перевозка взрывчатых, радиоактивных, сильнодейст­ вующих ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под них допускается только в соответствии, со специальны­ ми правилами и инструкциями.

В необходимых случаях разрешение на перевозку опасного груза выдают органы внутренних дел по ме­ сту получения груза.

Г Л А В А I X

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Важнейшим условием эффективной работы ав­ томобиля является постоянное поддержание его в надле­ жащем техническом состоянии. Для этого необходимо тщательное техническое обслуживание с установленной периодичностью, а также повседневный контроль за тех­ ническим состоянием со стороны водителя и соответству­ ющих работников автотранспортного предприятия.

Роль водителя в данном контроле особенно велика, так как только он имеет возможность постоянно оцени­ вать состояние автомобиля во время движения, когда значительно легче выявить многие возможные откло­ нения от нормального состояния узлов и механизмов, более трудно поддающиеся оценке при неподвижном со­ стоянии автомобиля.

С точки зрения'обеспечения безопасности движения исправность автомобиля важна не только для исключе­ ния случаев внезапного отказа отдельных механизмов и узлов, могущего нарушить нормальное движение, но также потому, что надлежащее состояние автомобиля спо­ собствует лучшему сохранению работоспособности води­ теля и предупреждению повышенного уровня отрицатель­ ных воздействий автомобиля на окружающую среду (шум, загазованность, неопрятный внешний вид).

Для каждой модели автомобиля заводом-изготови- телем выпускается инструкция, содержащая описание его конструктивных особенностей и соответствующие указания по уходу, регулировке и контролю техниче-

175

ского состояния в эксплуатации. С этой инструкцией должен быть детально ознакомлен водитель и он дол­ жен строго придерживаться ее указаний.

Все автотранспортные предприятия и организации на территории РСФ СР, эксплуатирующие автомобили, обя­ заны выполнять «Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта», " ут­

вержденные

Министерством автомобильного транспор­

та РСФ СР .

В этих Правилах содержится общий пере­

чень недостатков и неисправностей, с которыми не допу­ скается эксплуатация подвижного состава независимо от конкретной модели.

«Правила дорожного движения» требуют, чтобы тех­ ническое состояние транспортных средств отвечало тре­ бованиям инструкций заводов-изготовителей, а также Правил технической эксплуатации. Кроме того, в «Пра­ вилах дорожного движения» содержится перечень недо­ статков и неисправностей, с которыми запрещается экс­ плуатировать автомобили и прицепы. Этот перечень несколько меньше, чем в Правилах технической эксплу­ атации, так как содержит только наиболее важные, с точки зрения безопасности движения, требования, ко­ торые обязательны для всех работников автомобиль­ ного транспорта и для индивидуальных владельцев ав­ томобилей.

Следует особо обратить внимание на то, что в «Пра­ вилах дорожного движения» содержится перечень осо­ бенно опасных неисправностей, при возникновении ко­ торых категорически запрещается дальнейшее движе­ ние транспортных средств. Ниже рассматриваются требования нормативных документов и приводятся неко­ торые указания по-контролю технического состояния ав­

томобилей.

 

 

 

Требования «Правил

технической

эксплуатации

подвижного состава автомобильного

транспорта»

Правил,

утвержденных

Статья 13 указанных

9 декабря 197G г. министром

автомобильного транспор­

та Р СФ СР ,

предусматривает

запрещение

эксплуатации

подвижного

состава, имеющего следующие недостатки

и неисправности.

176