Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двигатель. Затрудненный пуск и неустойчивая ра­ бота на малых оборотах холостого хода. Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости, пропуск га­ зов в соединениях системы выпуска, неисправный глу­ шитель. Увеличенное по сравнению с установленными нормами содержание окиси углерода в отработавших газах. Понижение давления масла в системе смазки.

Трансмиссия. Неисправное или неправильно отрегу­ лированное сцепление. Затрудненное включение или са­ мопроизвольное выключение передач. Повышенные люф­ ты в шарнирах и подшипниках промежуточных опор карданной передачи, деформация вала. Повышенный шум и нагрев механизмов трансмиссии и подтекание масла из них.

Рулевое управление и передний мост. Затрудненное вращение при заедании рулевого колеса. Неисправно­ сти гидравлического усилителя рулевого управления, балки переднего моста, поперечины и рычагов неза­ висимой передней подвески. Увеличенный люфт в шар­ нирах рулевых тяг и шкворневых соединениях, ненор­ мальная величина углов установки передних колес.

Тормоза. Повышенные по сравнению с установлен­ ными нормативами усилия на педали (рычаге) тор­ моза.

Ходовая часть. Трещины и другие повреждения, а также ослабление крепления рессор, пружин и других узлов и деталей подвески.

Несоответствие

размеров

шин, допустимой нагруз- .

ки

на них, а также

давления

в шинах характеристике

подвижного состава, неисправности бортов шин.

Неисправные или неправильно установленные съем­ ные бортовые кольца ободьев колес.

Кабина и кузов грузовых автомобилей, кузов при­ цепов и полуприцепов. Повреждения кузова и опере­ ния, наружной окраски и декоративных покрытий. Не­ четко различаются надписи, которыми повторяются циф­ ры и буквы государственного номерного знака, над­ пись гаражного номера и изображение эмблемы авто­ транспортного предприятия (организации).

Отсутствие у седельных автомобилей-тягачей и гру­ зовых автомобилей, работающих с прицепами, опозна­ вательного знака автопоезда установленной формы.

177

Угрузовых автомобилей, осуществляющих перевоз­ ки горючих жидкостей, сжатых и сжиженных газов, химических удобрений и ядохимикатов, самовоспла­ меняющихся, едких, взрывчатых и радиоактивных ве­ ществ, несоответствие кузова и его оборудования тре­ бованиям действующих правил перевозки указанных грузов.

Успециализированных грузовых автомобилей, пред­ назначенных для перевозки мяса, рыбы, молока, хле­ бобулочных продуктов и т. п., — невыполнение предпи­ санной специальными правилами санитарной обработ­ ки кузова. Неисправности механизма подъема кузова-са­ мосвала и других механизмов и устройств специализиро­ ванных, автомобилей и автопоездов.

Кузов и пассажирское помещение автобусов и лег­ ковых автомобилей. Неисправности каркаса кузова,

окон, дверей, устройств для запасных выходов (если они предусмотрены конструкцией), подножек, ступеней. Плохо закрепленные или неисправные пассажирские сиденья и поручни. Нарушение нормального действия приборов вентиляции, отопления и внутреннего освеще­ ния пассажирского помещения. Неисправности пред­ метов наружного и внутреннего оборудования кузова, могущие вызвать травмы пассажиров или ремонтно-об­ служивающего персонала.

Отсутствие или неисправное состояние требуемого комплекта предметов наружного и внутреннего оформ­ ления и рабочего оборудования автобусов — указате­ лей маршрута, приборов сигнализации, связывающих салон автобуса с кабиной водителя, громкоговорящей установки и т. д.

Нечетко различаются надписи государственного но­ мерного знака на задней стенке автобуса и гаражного номера.

Нарушение плотности соединений кузова, вызываю­ щее попадание в салон пыли и атмосферных осадков, а также повышение содержания окиси углерода в воз­ душной среде салона сверх установленных норм.

Рабочее место водителя. Неисправности контроль­ ных приборов, стеклоподъемников и обогревателей вет­ рового стекла, противосолнечных щитков. Ослабление крепления или неисправности сиденья водителя. Нару­ шение нормального действия систем вентиляции и отоп-

178


ления, а также уплотнений кабины, приводящее к по­ вышению концентрации окиси углерода в зоне рабо­ чего места водителя сверх установленных норм.

Опорно-сцепные и поворотные устройства автомоби­ лей-тягачей, прицепов и полуприцепов.

Неисправность опорно-сцепного устройства седель­ ных тягачей и полуприцепов, буксирного прибора авто­ мобиля, сцепной петли, дышла и поворотного устройст­ ва прицепов.

Электрооборудование. Неисправности генератора, реле-регулятора и стартера. Перебои в зажигании, от­ сутствие в системе зажигания помёхоподавительных устройств.

Неисправна проводка, в предохранителях установ­ лены несоответствующие плавкие вставки. Отсутствует штепсельный разъем в соединении автомобиля с прице­ пом (полуприцепом).

Если при осмотре автомобиля перед выездом на линию будет обнаружена одна из неисправностей, пе­ речисленных выше, то он может быть выпущен на ли­ нию только после устранения их. При обнаружении та­ кой неисправности во время работы на линии водитель должен принять меры к устранению ее, а если это не­ возможно, то возвратиться на автотранспортное пред­ приятие, соблюдая при этом особую осторожность.

Однако есть неисправности, с которыми вообще не­ допустимо дальнейшее движение, так как это непосред­ ственно угрожает возникновением дорожно-транспортно­ го происшествия. В этом случае автомобиль должен доставляться к месту ремонта при помощи буксира.

Перечень неисправностей, при которых запрещено дальнейшее движение

«Правилами дорожного движения» запрещено дальнейшее' движение транспортного средства при сле­ дующих неисправностях:

1. Рабочий тормоз при однократном нажатии на педаль (рукоятку) не обеспечивает необходимой эф­ фективности торможения (табл.5).

2. Не работает манометр системы пневматических тормозов.

179


3. Компрессор не обеспечивает установленного дав­ ления воздуха в системе пневматических тормозов.

4. Отсутствует или неисправна тормозная система прицепа или полуприцепа с разрешенным максималь­ ным весом более 0,75 т.

5.Не закреплены, не зашплинтованы, отсоедини­

лись или повреждены детали рулевого управления.

■ 6.

Колесо ненадежно закреплено на ступице.

7.

Подтекает топливо из системы питания.

. 8.

Поврежден или вибрирует карданный вал.

9.

Неисправно тягово-сцепное устройство автомо­

биля и прицепа или опорно-сцепное устройство авто­ мобиля-тягача и полуприцепа.

10.Если в темное время суток или в условиях ог­ раниченной видимости не горит по крайней мере одна левая фара или один левый габаритный фонарь.

11.Не работает стеклоочиститель во время дождя или снегопада.

Методы проверки технического состояния транспортных средств

Тормоза

Эффективность действия р а б о ч е г о т о р м о ­ за и ее соответствие требованиям, приведенным в табл. 5,

проверяют на

горизонтальном

участке дороги

с сухим

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

 

 

 

 

 

 

Тормозной

Максимальное

Внд транспортного средства

 

замедление,

 

путь, не более,

 

 

 

 

 

 

 

м

(MjceK1),

 

 

 

 

 

 

 

не менее'

Легковые автомобили и автомобили, из­

7,2

5,8

готовленные на их

базе

 

 

 

 

 

 

Грузовые

автомобили

с

разрешенным

9,5

5,0

максимальным весом до

8

и ,

а также

 

 

автопоезда,

сконструированные

на их ба­

 

 

зе; автобусы длиной до 7,5 м

 

 

 

 

Грузовые

автомобили

с

разрешенным

11,0

4,2

максимальным весом более 8 т ,

а также

 

 

автопоезда,

сконструированные

на их

ба­

 

 

зе, автобусы длиной более 7,5 м

 

 

 

Мотоциклы без коляски

 

 

 

 

7,5

5,5

»

с коляской

 

 

 

 

8,2 "

5,0

180


асфальтобетонным пок­

 

 

рытием.

При этом

ве­

 

 

личина

тормозного

пу­

 

 

ти

определяется

для

 

 

автомобиля

 

без

на­

 

 

грузки при

 

начальной

 

 

скорости 30

км/ч.

ве­

 

 

 

Для

измерения

 

Пистолет-отметчик

личины -тормозного пу­

Рис74‘

 

ти необходимо на доро-

 

ге

получить

отметку

учитывая, что под длиной

места начала

торможения,

тормозного пути понимается отрезок, который проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки. Измерение Длины следа юза колес не может быть использовано, так как он все­ гда значительно меньше тормозного пути.

Простейшим прибором для определения тормозно­ го пути является пистолет-отметчик, осуществляющий отметку на дороге в момент нажатия на педаль тор­

моза. Пистолет-отметчик

 

(рис.

74) состоит

из струбци­

ны

1,

при помощи которой его

крепят к подножке или

буферу

автомобиля,

стержня

2,

патрона

 

3

с

отверстием

под

свечу зажигания

4.

Пусковая катушка

5

с преры­

вателем

(зуммером)

дает

ток

высокого

 

напряжения в

тот

момент, когда замыкаются

контакты

 

стоп-сигнала,

к которым присоединены провода катушки.

 

на педаль

Таким образом, при нажатии водителем

 

тормоза

искра, проскакивающая в свече

 

зажигания,

воспламеняет пороховой заряд патрона

3

 

и происходит

 

 

 

выстрел меловым порошком на дорогу. Тормозной путь определяется замером рулеткой расстояния от меловой отметки на дороге до пистолета-отметчика остановив­ шегося автомобиля.

Перед испытанием на автомобиле должно быть про­ верено действие спидометра, так как при неправильном определении скорости во время испытания нельзя по­ лучить достоверных данных о соответствии тормозного пути требованиям норматива..

Более простым испытанием является измерение ве­ личины максимального замедления, т. е. величины сни­ жения скорости автомобиля при торможении за 1 сек. Измерить величину замедления можно при помощи

181


приборов, называемых деселерометрами. Простей­ ший деселерометр пока­ зан на рис. 75. Он пред­ ставляет собой маятник, подвешенный в закрытом пластмассовом . кожухе. Величина отклонения ма­ ятника при торможении автомобиля всегда строго пропорциональна силе торможения. Шкала при­ бора градуирована непо­

Рис. 75. Деселерометр средственно в единицах, показывающих замедле­

ние в м/сек2.

Для испытания, которое проводят на горизонтальной сухой дороге, деселерометр устанавливают так, чтобы его маятник располагался строго вертикально и был расположен против нулевого деления.

Ручной с т о я н о ч н ы й т о р м о з считается ис­ правным, если удерживает автомобиль с полной на­ грузкой на уклоне 16%. Проверку можно осуществить либо на естественном уклоне или на специальной эста­ каде, где можно обеспечить „соответствующий продоль­ ный наклон автомобиля.

Рулевое управление. Люфт в рулевом управлении из­ меряют по свободному ходу рулевого колеса при пря­ мом положении колес. У автомобилей, снабженных гидроусилителем рулевого управления, проверку ведут при работающем гидроусилителе. Для измерения ве­ личины люфта могут быть использованы люфтомеры различной конструкции.

Простейший люфтомер, рас­ считанный на определен­ ный диаметр рулевого коле­ са (рис. 76), состоит из сек­ тора /, со шкалой в граду­ сах, укрепляемого на руле­ вой колонке, и указательной стрелки 2, устанавливаемой на ободе рулевого колеса.

182

Величину

 

люфта

опре­

 

 

 

деляют

вращением

руле­

 

 

 

вого

 

колеса

в

пределах

 

 

 

его свободного хода,

 

на-'

 

 

 

блюдая,

чтобы колеса

ав­

 

 

 

томобиля оставались

не­

 

 

 

подвижными.

 

 

 

 

 

 

 

Более совершенной яв­

 

 

 

ляется

проверка

рулевого

 

 

 

управления при вывешен­

 

 

 

ных передних колесах при

 

 

 

помощи

 

 

динамометра-

 

 

 

люфтомера

 

при

жесткой

 

 

 

фиксации одного

из

 

пе­

 

 

 

редних колес. Такая

про­

 

 

 

верка

может быть выпол­

 

 

 

нена при помощи . комп­

 

 

 

лекта

приборов (рис. 77):

 

 

 

пружинного

 

динамомет­

 

 

 

ра, стрелки-указателя и

 

 

 

фиксатора.

 

Пружинный

2

1

2

динамометр

1,

выполнен­

 

 

 

ный вместе

 

со шкалой

4

Рис. 77. Динамометр-люфтомер

 

 

люфтомера,

 

закрепляют

 

 

 

 

замками

3

на

ободе

рулевого колеса,

 

а стрелку-указа­

тель

5

— захватом на рулевой колонке.

2,

Величину усилия, прилагаемого к ободу рулевого колеса, определяют по шкале, нанесенной на втулках против которых устанавливают кромку рукоятки. На­ личие двух пружин позволяет замерять усилия в диа­ пазонах от 0,3 до 2,0 и от 2,0 до 10,0 кГ. Раздвижная стрелка-указатель 5 дает возможность определить люфт при различном диаметре рулевого колеса.

В качестве фиксатора колеса может быть исполь­ зовано приспособление, состоящее из двух трубчатых распорок, устанавливаемых между рессорой и фланцем поворотной цапфы. При отсутствии люфтомера вели­ чину люфта Д можно измерить по длине дуги рулевого колеса, на которую оно перемещается при свободном ходе. Допустимая величина люфта Дтах рассчитывается по формуле (для люфта, соответствующего 25°).

Дтах = ^4—

см,

где

D

— диаметр рулевого колеса,

см.

14

 

 

 

 

 

183