Файл: Капорович В.Г. Обкатка в производстве металлоизделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чения • — — « 0 , 2 и составляет около 1,6—1,7. Относи-

0,5

0

тельная толщина стенки в центре стыка составляет 1,44—1,64. Основные технологические параметры обкат­ ки, при которых получена удовлетворительная формовка сферы, приведены в табл. 3.

При обкатке толстостенных труб в течение 30 сек машинного времени длина внутренних слоев металла практически не изменяется вдоль образующей. Это поз­ воляет определить расчетную величину вылета В заго­ товки, при которой обеспечивается стыковка кромок

В = 0,785 (D —2s0 ),

(56)

а также величину укорочения заготовки после обкатки днища

Ab = 0 785 (D — 2s0) ^ .

(57)

Наружные же слои удлиняются настолько интенсив­ но, что смыкаются намного раньше торцовых кромок внутренних слоев. Это затрудняет формирование каче­ ственного стыка, особенно при необходимости получе­ ния герметичных днищ.

Окислы, шлаковые включения, складки и другие де­ фекты стыка при исходной толщине стенки свыше 15 мм в худшем случае располагаются в центре сферы на диа­ метре, приблизительно равном толщине стенки исходной заготовки, что позволяет при изготовлении особо ответ­ ственных изделий высверливать дефектное место, а в по­ лученное отверстие устанавливать герметичные техноло­ гические пробки.

Качество наружной поверхности полученных днищ при прочих постоянных параметрах обкатки в значи­ тельной степени зависит от исходной величины зазора ô между инструментом и заготовкой, с увеличением кото­ рого увеличиваются кольцевые риски и ступеньки. За­ зор следует принимать минимальным исходя из возмож­ ности загрузки заготовки в шпиндель машины.

6. ОБКАТКА С ПОЛУЧЕНИЕМ РАВНОСТЕННЫХ ДНИЩ

При изготовлении сосудов высокого давления из трубчатых заготовок по условию равнопрочное™ тол­ щина стенки на сферической части сосуда может быть

48

вдвое меньше, чем па цилиндрической (когда толщина стенок мала по сравнению с внутренним и наружным радиусами цилиндра и сферы).

Как показано, вследствие технологической особен­ ности горячей обкатки сферических днищ трубчатых за­ готовок инструментом трения, толщина стенки на пере­ ходе от цилиндрической части к сферической увеливается, что приводит к нерациональному расходу металла на единицу изделия, к увеличению его массы, расхода металла на единицу полезного объема сосуда и т. д.

Изменение толщины стенки по сечению днища при прочих постоянных параметрах процесса зависит от раз­ личных факторов

s = s(s0,D,B,

qkp.^.yjrjj.

(5 8 )

При массовом производстве, когда процесс обкатки отработан и параметры sо, В, срс р , Т, \.і изменяются не­ значительно, распределение толщины стенки s по сфери­ ческой части днища может быть представлено графиче­ ски некоторой областью 1 (рис. 12).

Тогда приблизительно подбираем функцию

 

 

 

 

s

'(-.гЬг)-

 

 

 

 

 

 

 

 

So

 

 

 

( 5 9 )

отвечающую средней линии области.

 

 

 

 

При

обработке

экспериментальных

данных

для

/3 = 219

мм,

So = 8-r-24

мм, 5=141^-145

мм,

ф с р

= Г-т-

Ч-ГЗО',

Т= 1100-7-1200° С была

получена зависимость

для

средней

линии

области 1

(см.

обозначения на

рис.

9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— =2,8 — 1,8 - 2 —

 

 

 

(60)

 

 

 

so

 

0,5D

 

 

v

'

или

в

зависимости

от

длины

дуги

X

(рис.

12, б)

 

 

 

^ = 2 , 8 - l , 8 S i n

0,5 D

.

 

(60')

 

 

 

So

 

 

 

 

 

 

Для получения после обкатки стенки с постоянной толщиной по сечению сферических днищ изменяют тол­ щину стенки обкатываемого конца заготовки, начиная от ее торца, исходя из условия, обратного зависимости

4—405

49



(60), т. е. профиль заготовки определяют из выра-1 жени я

s

 

 

 

So

2,8-

 

 

 

 

0,5D

 

 

 

тогда

 

So

 

 

 

(61)

 

 

 

2,8— 1,8 sin 0,5D

Эффективность изменения толщины стенки обкаты­ ваемых концов подтверждена экспериментально, при этом использовали заготовки 219X8 — 219x20 мм из стали Ст4 (ГОСТ 380—71). В результате предвари­ тельного профилирования обкатываемого конца заго-

1

J

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

12.

К

расчету

Щл

 

профилирования

кон­

?<

 

 

ца заготовки

для по­

А

 

 

/

 

лучения

равиостенпых

 

 

 

 

 

днищ:

 

 

 

 

 

а — область

распределе­

 

 

 

ния толщин

стенки

вдоль

 

 

 

 

 

 

 

 

образующих

сферы; б —

0

0,1 0,4

0.5 0,8

профиль

сечения

конца

 

заготовки

 

0,5 В

ѵа)

товки (рис. 12, область 2) толщина стенки по сфере близка к толщине стенки цилиндрической части.

При поточном производстве концы заготовок целесо­ образно профилировать с нагревом перед обкаткой.

Несложной модернизацией существующих обкатных машин можно получить установку для совмещенных операций профилирования и обкатки концов труб.

7.ОБКАТКА ГЕРМЕТИЧНЫХ ДНИЩ

Впроцессе обкатки между формователем и заготов­ кой возникает трение. Сила трения направлена по ка­ сательной к винтовой линии высшего порядка, т. е. в направлении скольжения контактной зоны деформации относительно инструмента.

50


Значительная величина силы трения, а также боль­ шая окружная скорость скольжения трущихся 'поверх­ ностей приводит к дополнительному нагреву поверхно­ стного слоя заготовки, что вызывает неравномерность пластических свойств по толщине деформируемого ме­ талла. В результате наружные слои металла сдвигаются относительно внутренних в направлении действия сил трения. Этому сдвигу способствует удлинение перифе­ рийных слоев относительно внутренних, наблюдаемое также при поперечной прокатке сплошных и полых тел и объясняемое локализацией деформации у контактной поверхности.

Разогрев и сдвиг поверхностных слоев деформируе­ мого металла, вызванные трением о формователь, а так­ же удлинение поверхностных слоев относительно внут­ ренних за счет локализации деформации у контактной поверхности, назовем поверхностным эффектом при об­ катке.

Понятно, что поверхностный эффект при обкатке про­ является в большей степени с увеличением толщины стенки обкатываемой заготовки, когда за время обкатки не успевает выравняться температура. Поверхностный эффект при обкатке усиливается с понижением темпера­ туры нагрева деформируемого конца, когда неравномер­ ность пластических свойств по толщине заготовки еще более возрастает. Поверхностный эффект усиливается с увеличением скорости вращения заготовки и с умень­ шением единичного обжатия.

Рассмотрим характер течения металла в стыке, опре­ деляющем герметичность днища изделия.

На рис. 13 даны разрезы днищ изделий, показываю­ щие стадии формовки стыка без подогрева стыкуемых кромок. Поверхностный слой металла в результате зна­ чительного поверхностного сдвига стыкуется намного раньше внутренних слоев, поэтому при дальнейшем сжа­ тии металл стыка полностью заполняет полость, образуя своеобразную пробку. Диаметр пробки увеличивается с развитием поверхностного эффекта при обкатке. Следо­ вательно, герметичность днища определяется качеством сварки стыка и его конфигурацией.

На рис. 14 дана микроструктура зоны К микрошли­ фа, показанного на рис. 13. Расходящиеся вверх темные ветви, заполненные окислами, соответствуют хорошо ви­ димым складкам (рис. 14). Начало стыка, определяю-

4*

51


Первоуральском новотрубном заводах стыки днищ из углеродистой стали сваривают только путем обдувки кромки кислородом. Для этого используют инжекторную горелку «Москва» (ГОСТ 1077—69) либо специальные следящие автоматизированные устройства. Режим ра­ боты следующий: номер наконечника — 4, давление кис­ лорода 4—6 кгс/см2, расход кислорода 700—800 л/ч.

Стыковка 'кромок с подогревом ацетилено-кислород- ным пламенем и с обдувкой их кислородом во многом сходна с газопрессовой сваркой. Давление на стык при прочих постоянных параметрах определяется длиной

обкатываемого конца трубчатой

заготовки

(вылетом).

Чем больше вылет, тем раньше

начинается

стыковка,

тем большее давление возникает на стыке. Оно может достичь и такой величины, при которой обкатываемая оболочка теряет устойчивость.

В реальных условиях производства, даже если кром­ ки подогревали не вручную, а автоматически, механизм формовки стыка в той или иной степени может прибли­ жаться к механизму формовки без подогрева кромок, что и подтверждается при разрезе днищ изделий, у ко­ торых обнаружена течь при гидроиспытании.

Изучалось также влияние конфигурации кромок трубчатых заготовок на процесс обкатки и, главное, на процесс сварки стыка. Установлено, что на обкатку . и сварку стыка не оказывают существенного влияния ни конфигурация кромок, ни класс чистоты их обработки, если кромки (для заготовок 219X7 — 219X15 мм) об­

дувают

кислородом

или

оплавляют кислородно-ацети­

леновым

лламенем.

Те же выводы

получены и при

обкатке

концов труб,

разрезанных

газопламенной

резкой.

 

 

 

 

8. ОБКАТКА ГОРЛОВИН

Обкатку горловин в отличие от сферических днищ осуществляют поворотом инструмента со сложным пере­ менным сечением профиля вокруг оси О—О, перпенди­ кулярной к оси вращения заготовки (рис. 17). Калиб­ ровка инструмента изучается и контролируется профилографом, позволяющим записывать профиль инстру­ мента по сечѳниям, которые определяют промежуточные конфигурации (переходы) заготовки при обкатке.

55