Файл: Капорович В.Г. Обкатка в производстве металлоизделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
предел текучести металла |
изменяется от начальной величины |
0 " т н = 1 . 2 о до От* =3,2 кгс/мм2 |
в конце обкатки. |
Поскольку при обкатке все параметры непрерывно изменяются, нормальное давление металла на инструмент, осевое усилие, момент поворотного суппорта и момент, приложенный к шпинделю, рассчи
тываем для различных углов X по формулам |
(37) — (55), |
(69) и сво |
||||
дим полученные результаты в табл. 2. |
|
|
|
|
||
Расчетное значение о т |
определим, |
приняв его линейное |
измене |
|||
ние в зависимости от |
X: |
|
|
|
|
|
|
= ан |
2Х (а |
°тк) |
|
|
|
ат |
+ • |
|
|
|
|
|
Полученные значения |
N, NZ, Мп.с, |
Mum являются |
исходными |
|||
для расчета силовых |
органов, а также |
для |
прочностных |
расчетов |
обкатной машины.
Г Л А В А II
Э К С П Е Р И М Е Н Т А Л Ь Н Ы Е ИССЛЕДОВАНИЯ И П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Й ОПЫТ
ПО О П Р Е Д Е Л Е Н И Ю ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБКАТКИ
5.ФОРМОИЗМЕНЕНИЕ ПРИ ОБКАТКЕ ДНИЩ
Впромышленности находит широкое применение об катка концов цилиндрических заготовок в сферу по схе ме, показанной на рис. 9. Хорошо освоенной можно счи тать обкатку трубчатых заготовок по наружному диа метру 30—325 мм, по стенке толщиной 3—15 мм при
отношении - ^ - « 0 , 1 для малых и - ^ - » 0 , 0 5 для боль ших толщин и диаметров. При этом производительность одношпннделы-іых обкатных машин достигает свыше 200 операций в час для заготовок малых диаметров и 80—130 для заготовок диаметром 219—325 мм. Толщи-
на стенки в различных сечениях днищ, полу ченных таким спосо бом, различна и ее рас пределение вдоль об разующей зависит от отдельных технологи ческих параметров об
катки.
Основными техно логическими парамет рами, влияющими на формообразование дни ща, являются: толщина
Рис. 9. Схема обкатки днищ плос- |
стенки |
ИСХОДНОЙ |
ЗЗГО- |
ким бруском |
товки |
s0, вылет |
заго- |
42
товки — расстояние от центра обкатки до торца заготов ки В, дробность деформации cpCJJ и температура нагрева обкатываемого конца Т°С. Под дробностью деформации понимается средний угол поворота инструмента за один оборот заготовки, определяемый зависимостью (42).
Влияние каждого из перечисленных параметров на формообразование сферических днищ показано на рис. 10 в координатах относительной толщины стенки
—— и относительного радиуса диаметрального сечения
So |
|
|
|
днища 0 |
(обозначения |
см. на рис. 9). Графики по |
|
строены |
для случая обкатки |
труб с наружным диамет |
|
ром £> = 219 мм из стали |
45 |
(ГОСТ 1050—60). |
Для анализа деформации обкатываемого конца на каждом графике построены кривые (штриховой линией) изменения толщины стенки вдоль образующей при ус
ловии, |
что |
вытяжка |
вдоль |
образующей |
равна |
нулю |
|||||||||||
(плоское деформированное |
состояние). |
|
|
|
|
|
|||||||||||
Влияние толщины стенки исходной заготовки на ка |
|||||||||||||||||
чество |
формовки |
изучалось |
|
при |
обкатке |
заготовок |
со |
||||||||||
следующим |
параметрами: ß = 1 4 3 |
мм, |
средний |
угол по |
|||||||||||||
ворота |
инструмента за один |
|
оборот заготовки срс р = 1°48', |
||||||||||||||
температура |
нагрева |
обкатываемого |
конца |
(определя |
|||||||||||||
лась |
оптическим |
пирометром) |
Г=1180° С, радиус сферы |
||||||||||||||
Rc — — - 4 - ô |
(ô = 3 |
мм — зазор |
междѵ |
заготовкой |
и |
||||||||||||
|
|
2 |
|
установленный |
перед |
началом |
обкатки |
||||||||||
формователем, |
|||||||||||||||||
и обеспечивающий заталкивание заготовки в шпиндель |
|||||||||||||||||
обкатной машины). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Обкатывались |
заготовки |
|
со |
стенками |
|
толщиной |
|||||||||||
S o i = |
24 |
мм, |
5 0 2 = 10 мм, |
s0 3 = 8 |
мм |
и S o 4 = 7 |
мм. |
|
|
|
|||||||
Из |
рис. 10, а |
(кривые |
s0 i, |
s0 2, s0 3, |
S 0 4 ) |
видно, |
что в |
||||||||||
начале процесса с уменьшением относительного радиуса |
|||||||||||||||||
экваториального |
сечения |
— - |
относительная |
толщина |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,5-D |
|
|
|
|
|
|
|
|||
стенки увеличивается, достигая максимальной величины |
|||||||||||||||||
— = 0,18-f-0,25, |
после чего |
уменьшается |
к центру. От |
||||||||||||||
клонения кривых |
S o |
i , |
S02, |
|
So3, |
s 0 4 |
от расчетной |
(штрихо |
|||||||||
вая |
линия) |
объясняются |
удлинением |
обкатываемого |
|||||||||||||
конца вдоль образующей. Чем больше это отклонение, |
|||||||||||||||||
тем больше удлинение обкатываемого конца: |
|
|
|
||||||||||||||
Вначале |
с |
увеличением |
|
толщины |
стенки |
от . 7 |
до |
43:
|
|
|
'^0^01 |
|
|
|
|
•h |
|
|
|
|
\г |
lS |
о; |
|
|
|
|
•h |
|
|
|
X |
|
|
|
|
•h |
|
||
2,5 |
С |
te |
•sO't |
|
І |
|
|
•h |
|
|
2,0 |
|
|
|
|
|
2,0' |
f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
s |
|
|
|
|
1,5 |
|
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
1,0 |
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
Q |
45,0 |
0,2 |
|
0,6 |
0,8 |
0 |
|
|||||||||
|
|
|
a) |
|
^ |
|
|
|
5) |
|
|
|
|
|
|
|
s |
|
|
ГС/> 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ï / ' д |
|
|
|
|
|
|
|
|
г,о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 _g_ |
|
|
|
|
|
|
Q5 |
|
|
2) |
Q5J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
10. Влияние технологических параметров обкатки на |
|||||||||
|
|
формообразование |
сферических |
днищ: |
|
|||||
а — исходной |
толщины |
стенки |
трубы; |
6 — вылета |
заготовки: |
|||||
в—-температуры |
нагрева |
обкатываемого |
конца; |
г — дробности |
деформации
15 мм происходит наибольшее удлинение заготовки вдоль вбразующей, при дальнейшем увеличении толщи ны стенки удлиняются лишь поверхностные слои. Дли на внутренних слоев при толщинах 25—34 мм практиче ски остается неизменной [5].
При равном вылете В с увеличением удлинения об катываемого конца обеспечивается получение более плотного стыка. С уменьшением толщины стенки удли нение уменьшается, и может наступить момент, когда к. концу обкатки длина образующей исходной заготовки будет равна длине образующей заданного изделия. Тог-
44
да может не произойти сварки стыка или образоваться сквозное отверстие в центре днища (кривая SQ^). Следо вательно, для правильного ведения технологического процесса с уменьшением толщины стенки исходной за готовки следует увеличить величину вылета В или вы тяжку вдоль образующей за счет уменьшения срср или температуры.
Влияние |
вылета |
В |
на |
формообразование |
сферы |
по |
|||
казано на |
рис. 10, б. |
Кривые получены при |
следующих |
||||||
параметрах |
обкатки: |
срСр = 1048', T=ll80° |
C,R |
= - ^ - + ô |
|||||
при |
ô = 3 |
мм, |
s0 = 8 |
мм, |
варьировались |
ß[ = 149 |
мм, |
||
ß 2 = |
ИЗ мм, В3=\39 |
мм, В І = 130 мм. |
|
|
|
||||
Из графика |
видно, что увеличение В приводит к уве |
личению «набора» металла и к значительному уплотне нию стыка.
Однако с увеличением набора металла на внутрен ней поверхности днища образуются мелкие радиальные складки, которые значительно увеличиваются, когда в
каком-либо |
месте кривой — > 3 |
(кривая |
Ві). |
|
|||
Влияние температуры на формообразование сферы |
|||||||
показано |
на |
рис. |
10, е. Параметры |
обкатки: |
ф С р = 1 4 8 / , |
||
R — - ^ - |
-f- ß |
при |
6 = 3 мм, s0 = 8 |
мм, |
JS = |
143 |
мм, варьи |
ровались |
Т\ = 1180° С, Г 2 = 1050°С и |
Г3 = 900°С. |
|||||
Из графика видно, что при |
максимальной темпера |
||||||
туре 7] = 1180° С |
получается значительная |
вытяжка об |
катываемого конца вдоль образующей, благодаря чему стык хорошо уплотняется.
С понижением температуры нагрева уменьшается удлинение обкатываемого конца вдоль образующей, что объясняется переходом от схемы объемного напряжен но-деформированного состояния оболочки к схеме пло ского деформированного состояния. Это приводит к об разованию отверстия или глубокой воронки в центре днища. Поверхностные слои заготовки в результате на грева за счет трения о формующий инструмент все же удлиняются относительно внутренних, затягивая частич
но |
или полностью |
образовавшееся |
отверстие. |
|
|||
Увеличение относительной |
толщины |
стенки |
(кривые |
||||
Т2 |
и Т3) |
против |
расчетной объясняется |
тем, |
что в ре |
||
зультате |
резкого |
возрастания |
сопротивления |
деформа |
|||
ции |
оболочка теряет устойчивость, |
а диаметр |
обжатой |
45
части вновь увеличивается; это приводит к образованию брака (вздутию). Следовательно, более благоприятное распределение металла вдоль образующей достигается при повышении температуры обкатки. Если учесть, что качество сварки стыка с понижением температуры на грева обкатываемого конца заготовки также ухудшает ся, то температурный фактор следует считать главным.
Влияние дробности |
деформации |
|
на |
формообразо |
|||
вание сферы показано |
иа |
рис. |
10, г: |
7 = 1 1 8 0 ° С, |
|||
/? = 0,5 D + о, при 6 = 3 |
мм, |
S o = 8 |
мм, |
.6 = 143 |
мм, варьи |
||
ровались срсрі = 2°15', |
ф с Р 2 = Г 4 8 ' , |
фсрз=1°00', |
ф с р 4 = 36' |
||||
[фср определялись по формуле |
(42)]. |
|
|
|
Из рассмотрения рисунка следует, что с уменьше нием единичного обжатия суммарная вытяжка заготов ки вдоль образующей увеличивается, благодаря чему металл вдоль этой образующей распределяется более равномерно и достигается хорошее уплотнение металла в зоне смыкания кромок.
Кроме того, уменьшение фс р благоприятно влияет иа нагрев обкатываемого конца за счет трения: с увеличе нием продолжительности обкатки температура заготов ки по толщине стенки выравнивается и металл еще бо лее равномерно распределяется по сечению днища. Од нако уменьшение единичного обжатия вызывает увели чение машинного времени обкатки, а значит, и сниже ние производительности установки.
Менее изученной является обкатка толстостенных труб
Приведем результаты исследований на обкатной установке конструкции Ждановского металлургического завода им. Ильича технологических возможностей об катки сферических днищ инструментом трения на тру бах диаметром 219 и 325 мм со стенкой толщиной 22— 34 мм [5]. Заготовки под обкатку нагревали в кузнечной щелевой печи, работающей на природном газе. Конец трубы под обкатку нагревали до 1100—1250° С; его дли на составляла 200—250 мм. Параметры обкатки концов различных труб приведены в табл. 3.
Зазор между формователем и инструментом б, а так же вылет заготовки В варьировались в процессе обкат ки. Для контроля и подбора величины В измеряли дли-
46