Файл: Капорович В.Г. Обкатка в производстве металлоизделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предел текучести металла

изменяется от начальной величины

0 " т н = 1 . 2 о до От* =3,2 кгс/мм2

в конце обкатки.

Поскольку при обкатке все параметры непрерывно изменяются, нормальное давление металла на инструмент, осевое усилие, момент поворотного суппорта и момент, приложенный к шпинделю, рассчи­

тываем для различных углов X по формулам

(37) — (55),

(69) и сво­

дим полученные результаты в табл. 2.

 

 

 

 

Расчетное значение о т

определим,

приняв его линейное

измене­

ние в зависимости от

X:

 

 

 

 

 

 

= ан

2Х (а

°тк)

 

 

 

ат

+ •

 

 

 

 

Полученные значения

N, NZ, Мп.с,

Mum являются

исходными

для расчета силовых

органов, а также

для

прочностных

расчетов

обкатной машины.

Г Л А В А II

Э К С П Е Р И М Е Н Т А Л Ь Н Ы Е ИССЛЕДОВАНИЯ И П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Й ОПЫТ

ПО О П Р Е Д Е Л Е Н И Ю ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБКАТКИ

5.ФОРМОИЗМЕНЕНИЕ ПРИ ОБКАТКЕ ДНИЩ

Впромышленности находит широкое применение об­ катка концов цилиндрических заготовок в сферу по схе­ ме, показанной на рис. 9. Хорошо освоенной можно счи­ тать обкатку трубчатых заготовок по наружному диа­ метру 30—325 мм, по стенке толщиной 3—15 мм при

отношении - ^ - « 0 , 1 для малых и - ^ - » 0 , 0 5 для боль­ ших толщин и диаметров. При этом производительность одношпннделы-іых обкатных машин достигает свыше 200 операций в час для заготовок малых диаметров и 80—130 для заготовок диаметром 219—325 мм. Толщи-

на стенки в различных сечениях днищ, полу­ ченных таким спосо­ бом, различна и ее рас­ пределение вдоль об­ разующей зависит от отдельных технологи­ ческих параметров об­

катки.

Основными техно­ логическими парамет­ рами, влияющими на формообразование дни­ ща, являются: толщина

Рис. 9. Схема обкатки днищ плос-

стенки

ИСХОДНОЙ

ЗЗГО-

ким бруском

товки

s0, вылет

заго-

42


товки — расстояние от центра обкатки до торца заготов­ ки В, дробность деформации cpCJJ и температура нагрева обкатываемого конца Т°С. Под дробностью деформации понимается средний угол поворота инструмента за один оборот заготовки, определяемый зависимостью (42).

Влияние каждого из перечисленных параметров на формообразование сферических днищ показано на рис. 10 в координатах относительной толщины стенки

—— и относительного радиуса диаметрального сечения

So

 

 

 

днища 0

(обозначения

см. на рис. 9). Графики по­

строены

для случая обкатки

труб с наружным диамет­

ром £> = 219 мм из стали

45

(ГОСТ 1050—60).

Для анализа деформации обкатываемого конца на каждом графике построены кривые (штриховой линией) изменения толщины стенки вдоль образующей при ус­

ловии,

что

вытяжка

вдоль

образующей

равна

нулю

(плоское деформированное

состояние).

 

 

 

 

 

Влияние толщины стенки исходной заготовки на ка­

чество

формовки

изучалось

 

при

обкатке

заготовок

со

следующим

параметрами: ß = 1 4 3

мм,

средний

угол по­

ворота

инструмента за один

 

оборот заготовки срс р = 1°48',

температура

нагрева

обкатываемого

конца

(определя­

лась

оптическим

пирометром)

Г=1180° С, радиус сферы

Rc — — - 4 - ô

(ô = 3

мм — зазор

междѵ

заготовкой

и

 

 

2

 

установленный

перед

началом

обкатки

формователем,

и обеспечивающий заталкивание заготовки в шпиндель

обкатной машины).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обкатывались

заготовки

 

со

стенками

 

толщиной

S o i =

24

мм,

5 0 2 = 10 мм,

s0 3 = 8

мм

и S o 4 = 7

мм.

 

 

 

Из

рис. 10, а

(кривые

s0 i,

s0 2, s0 3,

S 0 4 )

видно,

что в

начале процесса с уменьшением относительного радиуса

экваториального

сечения

— -

относительная

толщина

 

 

 

 

 

 

 

0,5-D

 

 

 

 

 

 

 

стенки увеличивается, достигая максимальной величины

— = 0,18-f-0,25,

после чего

уменьшается

к центру. От­

клонения кривых

S o

i ,

S02,

 

So3,

s 0 4

от расчетной

(штрихо­

вая

линия)

объясняются

удлинением

обкатываемого

конца вдоль образующей. Чем больше это отклонение,

тем больше удлинение обкатываемого конца:

 

 

 

Вначале

с

увеличением

 

толщины

стенки

от . 7

до

43:


 

 

 

'^0^01

 

 

 

 

•h

 

 

 

\г

lS

о;

 

 

 

 

•h

 

 

 

X

 

 

 

 

•h

 

2,5

С

te

•sO't

 

І

 

 

•h

 

2,0

 

 

 

 

 

2,0'

f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s

 

 

 

1,5

 

 

 

 

 

i

 

 

 

1,0

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

0,2

0,4

0,6

0,8

Q

45,0

0,2

 

0,6

0,8

0

 

 

 

 

a)

 

^

 

 

 

5)

 

 

 

 

 

 

 

s

 

 

ГС/> 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ï / ' д

 

 

 

 

 

 

 

 

г,о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,2

0,4

0,6

0,8 _g_

 

 

 

 

 

 

Q5

 

 

2)

Q5J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

10. Влияние технологических параметров обкатки на

 

 

формообразование

сферических

днищ:

 

а — исходной

толщины

стенки

трубы;

6 — вылета

заготовки:

в—-температуры

нагрева

обкатываемого

конца;

г — дробности

деформации

15 мм происходит наибольшее удлинение заготовки вдоль вбразующей, при дальнейшем увеличении толщи­ ны стенки удлиняются лишь поверхностные слои. Дли­ на внутренних слоев при толщинах 25—34 мм практиче­ ски остается неизменной [5].

При равном вылете В с увеличением удлинения об­ катываемого конца обеспечивается получение более плотного стыка. С уменьшением толщины стенки удли­ нение уменьшается, и может наступить момент, когда к. концу обкатки длина образующей исходной заготовки будет равна длине образующей заданного изделия. Тог-

44


да может не произойти сварки стыка или образоваться сквозное отверстие в центре днища (кривая SQ^). Следо­ вательно, для правильного ведения технологического процесса с уменьшением толщины стенки исходной за­ готовки следует увеличить величину вылета В или вы­ тяжку вдоль образующей за счет уменьшения срср или температуры.

Влияние

вылета

В

на

формообразование

сферы

по­

казано на

рис. 10, б.

Кривые получены при

следующих

параметрах

обкатки:

срСр = 1048', T=ll80°

C,R

= - ^ - + ô

при

ô = 3

мм,

s0 = 8

мм,

варьировались

ß[ = 149

мм,

ß 2 =

ИЗ мм, В3=\39

мм, В І = 130 мм.

 

 

 

Из графика

видно, что увеличение В приводит к уве­

личению «набора» металла и к значительному уплотне­ нию стыка.

Однако с увеличением набора металла на внутрен­ ней поверхности днища образуются мелкие радиальные складки, которые значительно увеличиваются, когда в

каком-либо

месте кривой — > 3

(кривая

Ві).

 

Влияние температуры на формообразование сферы

показано

на

рис.

10, е. Параметры

обкатки:

ф С р = 1 4 8 / ,

R — - ^ -

-f- ß

при

6 = 3 мм, s0 = 8

мм,

JS =

143

мм, варьи­

ровались

Т\ = 1180° С, Г 2 = 1050°С и

Г3 = 900°С.

Из графика видно, что при

максимальной темпера­

туре 7] = 1180° С

получается значительная

вытяжка об­

катываемого конца вдоль образующей, благодаря чему стык хорошо уплотняется.

С понижением температуры нагрева уменьшается удлинение обкатываемого конца вдоль образующей, что объясняется переходом от схемы объемного напряжен­ но-деформированного состояния оболочки к схеме пло­ ского деформированного состояния. Это приводит к об­ разованию отверстия или глубокой воронки в центре днища. Поверхностные слои заготовки в результате на­ грева за счет трения о формующий инструмент все же удлиняются относительно внутренних, затягивая частич­

но

или полностью

образовавшееся

отверстие.

 

Увеличение относительной

толщины

стенки

(кривые

Т2

и Т3)

против

расчетной объясняется

тем,

что в ре­

зультате

резкого

возрастания

сопротивления

деформа­

ции

оболочка теряет устойчивость,

а диаметр

обжатой

45


части вновь увеличивается; это приводит к образованию брака (вздутию). Следовательно, более благоприятное распределение металла вдоль образующей достигается при повышении температуры обкатки. Если учесть, что качество сварки стыка с понижением температуры на­ грева обкатываемого конца заготовки также ухудшает­ ся, то температурный фактор следует считать главным.

Влияние дробности

деформации

 

на

формообразо­

вание сферы показано

иа

рис.

10, г:

7 = 1 1 8 0 ° С,

/? = 0,5 D + о, при 6 = 3

мм,

S o = 8

мм,

.6 = 143

мм, варьи

ровались срсрі = 2°15',

ф с Р 2 = Г 4 8 ' ,

фсрз=1°00',

ф с р 4 = 36'

[фср определялись по формуле

(42)].

 

 

 

Из рассмотрения рисунка следует, что с уменьше­ нием единичного обжатия суммарная вытяжка заготов­ ки вдоль образующей увеличивается, благодаря чему металл вдоль этой образующей распределяется более равномерно и достигается хорошее уплотнение металла в зоне смыкания кромок.

Кроме того, уменьшение фс р благоприятно влияет иа нагрев обкатываемого конца за счет трения: с увеличе­ нием продолжительности обкатки температура заготов­ ки по толщине стенки выравнивается и металл еще бо­ лее равномерно распределяется по сечению днища. Од­ нако уменьшение единичного обжатия вызывает увели­ чение машинного времени обкатки, а значит, и сниже­ ние производительности установки.

Менее изученной является обкатка толстостенных труб

Приведем результаты исследований на обкатной установке конструкции Ждановского металлургического завода им. Ильича технологических возможностей об­ катки сферических днищ инструментом трения на тру­ бах диаметром 219 и 325 мм со стенкой толщиной 22— 34 мм [5]. Заготовки под обкатку нагревали в кузнечной щелевой печи, работающей на природном газе. Конец трубы под обкатку нагревали до 1100—1250° С; его дли­ на составляла 200—250 мм. Параметры обкатки концов различных труб приведены в табл. 3.

Зазор между формователем и инструментом б, а так­ же вылет заготовки В варьировались в процессе обкат­ ки. Для контроля и подбора величины В измеряли дли-

46