Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
Р а с с м а т р и в а е м а я система автоматического поддержания постоянного давления кипения холодильного агента в испа рителе работает следующим образом . Если давление в испа
рителе не превышает |
установленного значения, |
то |
основной |
|
и пилотный |
вентили |
закрыты . При увеличении |
тепловой на |
|
грузки давление паров в испарителе повышается, |
пилотный |
|||
вентиль открывается |
и пары воздействуют на сервопоршень |
|||
14 основного |
вентиля |
(см. рис. 45), который н а ж и м а е т через |
шпиндель на клапанную тарелку 10, преодолевая сопротив
ление |
пружины . В результате к л а п а н н а я тарелка 10 опуска |
ется, |
клапан откроется п компрессор начнет отсасывать па |
ры холодильного агента из испарителя. При понижении д а в
ления кипения пилотный вентиль |
постепенно |
закрывается, |
давление на сервопоршень 14 уменьшается, за |
счет усилия |
|
пружины к л а п а н н а я т а р е л к а 10 |
поднимается |
и уменьшает |
отсос паров компрессором. Основной вентиль з а к р ы в а е т с я настолько, что усилия между давлением паров и пружины
уравновешиваются . |
Д л я |
контроля |
настройки |
имеется мано |
|
метр. Н а входе паров из |
испарителя |
поставлен |
фильтр |
12, за |
|
щ и щ а ю щ и й седло |
к л а п а н а от загрязнений. Б о л ь ш а я |
разница |
давлений в испарителе и на всасывающей стороне компрессо ра при открытом полностью клапане свидетельствует о за
грязнении |
фильтра . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
В случае выхода из строя пилотного вентиля, работу хо |
||||||||||||
лодильной |
установки следует регулировать ручным спосо |
|||||||||||
бом |
с |
помощью |
основного |
вентиля. Д л я |
этого |
необходимо |
||||||
шпинделем |
9 отжать в нижнее положение |
сервопоршень |
14. |
|||||||||
Такое регулирование давления кипения применено на тун- |
||||||||||||
целовных базах |
типа «Ленинский |
луч». В |
качестве основно |
|||||||||
го вентиля использован HSA-70 и 100, пилотный вентиль — |
||||||||||||
CVA-10. |
В |
зависимости от |
|
назначения |
испарителей |
основ |
||||||
ные |
вентили отрегулированы |
на |
необходимые давления |
ки |
||||||||
пения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н а |
некоторых холодильных установках в качестве при |
|||||||||||
водного |
органа |
основного |
вентиля |
применяются |
терморегу- |
|||||||
лирующне вентили (рис. 47). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Эта |
комбинация приборов |
позволяет |
поддерживать |
более |
стабильное давление в испарителе, т а к как термобаллон терморегулирующего вентиля находится непосредственно в
контакте со средой, |
колебание температуры которой приво |
||||
дит |
к открыванию |
или з а к р ы в а н и ю |
основного вентиля. |
Та |
|
кое |
регулирование |
применено на |
холодильных |
установках |
|
Б М Р Т типа «Маяковский». Термочувствительный |
баллон |
по |
мещен в гильзу трубопровода рассола для -охлаждения трю мов. Температурные колебания рассола вызывают открытие или закрытие терморегулирующего вентиля. Когда темпера тура рассола достигает заданной величины, терморегулиру-
ІІОЩІІЙ вентиль закрывается, тем самым п р е к р а щ а я проход паров из испарителя по вспомогательному трубопроводу в пространство над сервопоршнем. П р и этом давление над сер-
вопоршнем падает |
и клапан |
закрывается . С |
повышением |
.давления кипения |
возрастает |
количество паров, |
проходящих |
:по вспомогательной линии, и повышается давление н а д пор-
.шнем, увеличивая проходное сечение |
клапана д л я |
всасывае |
м ы х паров из испарителя. На рис. |
48 представлен |
вариант |
Рис. 48. Схема включения автоматических приборов на испарителе для охлаждения воды:
/, 4 |
— соленоидный вентиль; |
2 — регулирую |
|
щий |
вентиль; 3 — реле |
уровня; |
5 — пилотный |
вентиль; Є — основной |
вентиль; |
7 — реле тем |
пературы; 8 — термобаллон; 9— испаритель
включения |
прибо |
||
ров |
для |
охлаждения |
|
пресной |
воды |
систе |
|
мы |
кондиционирова- |
||
7 и и я |
воздуха |
на су- |
/дах типа «Тропик». Постоянное давле ние кипения поддер живается основным вентилем 6 типа HSA с управлением от со
леноидного венти ля 4, который полу
чает |
сигналы от |
ре |
ле |
температуры |
7. |
Термобаллон 8 уста новлен в испарите ле 9. Реле темпера туры 7 отрегулиро вано на дифференци ал 2°С, т. е. при по вышении температу ры воды до 4°С реле открывает соленоид ный вентиль и под воздействием пилот ного вентиля 5 от крывается основной
^вентиль 6. Т а к а я схема автоматики позволяет поддерживать постоянной температуру кипения холодильного агента, а сле
довательно, |
температуру о х л а ж д а ю щ е й воды. О д н а к о |
в |
прак |
тике имели |
место случаи, когда приборы автоматики |
не |
сра |
б а т ы в а л и и |
вода в испарителе з а м е р з а л а . Вследствие |
этого |
на таких судах в настоящее время в системе кондициониро вания применяется водосолевой раствор.
В последнее время ф и р м а «Данфосс» |
выпускает |
исполни |
|
тельные м е х а н и з м ы типа PHV, |
P H L |
и Р Н К с |
пилотным |
управлением . Они могут .быть использованы для |
решения |
||
различных з а д а ч автоматизации . |
К их |
достоинству |
относит- |
ся более плавное открытие и закрытие клапана при значи тельных перепадах давления, что позволяет уменьшить опас ность гидравлических ударов в трубопроводах.
Приборы типа |
P H V применяются для регулирования |
уровня жидкости |
в испарительной системе (рис. 49). Д а в л е - |
Рис. 49. Основной вентиль типа PHV:
|
|
а) устройство |
прибора; |
б) схема включения; |
|
|
||
1 — управляющий |
трубопровод; |
2 — п р у ж и н а ; 3— |
сервопоршень; |
4 — седло |
кла |
|||
пана; |
5—клапан; |
6 — |
отверстие |
для выравнивания |
давлення; 7 |
— основной |
вен |
|
тиль; |
8 — соленоидный |
вентиль; |
9 — реле |
уровня; |
10 — испаритель; 11 — регули |
рующий вентиль
ние кипения холодильного агента применяется как разгру
зочное |
давление |
в пилотной линии 1, на которой в качестве |
|||
у п р а в л я ю щ е г о |
органа устанавливается |
соленоидный |
вен |
||
тиль 8. |
И м п у л ь с |
на открытие или |
закрытие соленоидного |
||
вентиля |
подает |
регулятор уровня 9. |
П р и |
достижении |
мини |
мального уровня жидкости в испарителе соленоидный |
вен |
||||
тиль открывается и давление пара |
под поршнем к л а п а н а 3 |
падает, поршень открывается и жидкость поступает в испа
ритель 10. 'При максимальном |
уровне |
соленоидный |
вентиль |
|
закрывается, |
давление под поршнем |
возрастает и |
. клапан |
|
п р е к р а щ а е т |
подачу жидкости |
в испаритель. Сервопоршень |
имеет калиброванное отверстие 6, через которое происходит уравнивание давлений . Это обеспечивает плавное движение
клапана . |
После |
|
прибора |
P H V |
устанавливается |
регулирую |
|||||||
щий |
вентиль |
11, |
который д о л ж е н |
быть отрегулирован |
при |
||||||||
максимальной |
тепловой |
нагрузке |
на испаритель |
так, |
чтобы |
||||||||
период |
открытия |
прибора |
P H V |
составлял |
75—90% от |
про |
|||||||
должительности |
работы испарителя. |
|
|
|
|
||||||||
Прибор типа |
|
Р Н К |
применяется |
в качестве обратного |
кла |
||||||||
пана, |
установленного |
на |
нагнетательной |
линии |
(рис. |
50, |
|||||||
обозначение |
см. рис. |
49). |
В качестве управляющего |
органа |
Рис. 50. Основной вентиль типа РНК:
а) устройство прибора; 6) схема включения,
|
Рис. 51. |
Основной вентиль типа PHL: |
|
|
|||||
|
|
|
|
а) устройство |
прибора; |
б) схема |
включения; |
|
|
/ — компоессор высокой |
ступени; |
2 — к о м п р е с с о р |
низкой |
ступени; |
3 — промежуточный |
сосуд; 4 - |
|||
конденсатор- 5-ресивер; |
6 |
— |
основной вентиль; |
7 - и с п а р и т е л ь с |
высокой |
температурой |
кипения; |
||
8 — испаритель |
с |
низкой температурой кипения; 0 — соленоидный |
вентиль |
|
используется |
соленоидный вентиль 1. |
Н а |
байпасной линии |
|||||
т а к ж е установлен |
соленоидный |
вентиль |
2. |
Оба |
соленоидных |
|||
вентиля подключены к пусковому устройству компрессора |
та |
|||||||
ким образом, |
что |
если соленоидный |
вентиль |
2 открыт, |
то |
|||
вентиль 1 закрыт, |
и наоборот. |
При |
пуске |
компрессора |
вен |
тиль 2 открыт и при достижении полного числа оборотов вен тиль 2 закрывается и вентиль 1 открывается и тем самым открывает основной вентиль 3.
Прибор типа P H L может использоваться в холодильных установках и для поддержания постоянного давления в испа
рительной |
системе |
7, которое |
выше, чем давление |
кипения |
|||||
холодильного агента в испарителе 8 (рис. |
51). |
Н а з н а ч е н и е |
|||||||
прибора P H L |
в данном случае |
аналогично |
вентилю постоян |
||||||
ного давления |
«до себя». Д а в л е н и е |
пара рп |
от |
промежуточно |
|||||
го сосуда |
3 используется для |
управления |
основного |
венти |
|||||
ля. 6. Соленоидный вентиль |
9 на |
пилотной |
линии |
м о ж е т |
|||||
управляться реле |
температуры, |
установленном |
в |
помещении. |
Если температура в помещении, в котором установлен испа ритель 7, понизится ниже заданного значения, то реле темпе
ратуры подаст сигнал на открытие соленоидного |
вентиля .9. |
||
При |
открытии соленоидного |
вентиля давление рп, воздейст |
|
вуя |
на поршень, закрывает |
основной вентиль и |
отсос п а р о в |
холодильного агента из испарителя 7 |
прекратится. В случае, |
|||
если соленоидный вентиль закрыт, то |
за счет |
усилия |
п р у ж и |
|
ны |
основной вентиль откроется и компрессор |
низкой |
ступе |
|
ни |
2 вновь начнет отсасывать пары из испарителя 7. |
|
§ п.
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИБОРЫ ПНЕВМОАВТОМАТИКИ
На рыбопромысловых судах широкое применение н а ш л и приборы пневматической системы регулирования, использу
ющие |
в качестве вспомогательной энергии энергию с ж а т о г о |
|
воздуха. Они отличаются простой конструкцией, |
н а д е ж н о |
|
стью, |
возможностью плавного регулирования, |
п о ж а р о б е з - |
опасностыо и др . Рассмотрим пневматическую систему авто
матического регулирования |
температуры |
воздуха помещений |
с рассольным охлаждением |
(рис. 52). |
Она состоит из рас |
сольных пневматических вентелей /, позиционеров 2, регуля торов температуры 3, воздушных редукционных клапанов 4, воздухоосушительной установки, системы воздухопроводов и запорной арматуры .
П о д д е р ж а н и е температуры в помещении осуществляется регуляторами 3 с термочувствительными элементами 6, дей ствующими на регулирующие вентили с пневмоприводом 2.
Рис. 52. Схема регулирования температуры помещений с пневматическими смесительными пентилями:
/ — пневмовентнль; |
2 — позиционер; 3 — терморегулятор; |
4 — воздушный |
р е д у к |
||||
тор; |
5 — з а п о р н ы й |
воздушный вентиль; В — термобаллон; |
7 — рассольный |
о х л а д и |
|||
тель; |
8 — вентилятор; 9 — запорные рассольные |
вентили; 10 — воздушный коллектор' |
|||||
В о з д у ш н ый коллектор 10, запорные |
и редукционные |
клапаны. |
|||||
4, 5 с л у ж а т |
д л я |
снабжения пневмоавтоматики с ж а т ы м |
в о з |
||||
духом. Н и ж е |
рассматриваются конструкция |
и работа |
о т д е л ь |
||||
ных устройств системы. |
|
|
|
|
|||
Р е г у л я т о р т е м п е р а т у р ы |
п р о п о р ц и о н а л ь н о |
г о д е й с т в и я ф и р м ы И о к а г а в а Э л е к т р и к В о р к е-
( Я п о н и я ) . |
Этот |
прибор осуществляет |
автоматический- |
||||||
контроль |
н регулирование |
температуры |
в помещении, |
у п р а в |
|||||
ляя в зависимости |
от ее |
колебаний |
исполнительным |
м е х а |
|||||
н и з м о м — пневматическим |
смесительным |
вентилем. |
|
||||||
Принципиальная |
конструкция |
регулятора |
температуры, |
||||||
приведена |
на |
рис. |
53. П р и б о р состоит |
из |
термочувствитель |
||||
ного патрона ) , соединенного капиллярной |
трубкой 2 с п р у |
||||||||
жиной 3, вторичным реле 4, механизма |
управления |
5, п о д |
|||||||
вижной части |
6, у к а з а т е л я |
давления |
7. |
Прибор |
смонтирован |
||||
в пластмассовой коробке, з а к р ы в а ю щ е й с я с лицевой |
стороны |
||||||||
крышкой с д в у м я застекленными окошками . |
|
|
|
Действует он |
следующим образом . |
С ж а т ы й |
|
ется к |
прибору |
от судовой воздушной |
системы |
ем 7—8 |
кгс/см2 |
через редукционный вентиль 8, |
воздух п о д а под давлени понижающий