Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р а с с м а т р и в а е м а я система автоматического поддержания постоянного давления кипения холодильного агента в испа­ рителе работает следующим образом . Если давление в испа­

рителе не превышает

установленного значения,

то

основной

и пилотный

вентили

закрыты . При увеличении

тепловой на­

грузки давление паров в испарителе повышается,

пилотный

вентиль открывается

и пары воздействуют на сервопоршень

14 основного

вентиля

(см. рис. 45), который н а ж и м а е т через

шпиндель на клапанную тарелку 10, преодолевая сопротив­

ление

пружины . В результате к л а п а н н а я тарелка 10 опуска­

ется,

клапан откроется п компрессор начнет отсасывать па­

ры холодильного агента из испарителя. При понижении д а в ­

ления кипения пилотный вентиль

постепенно

закрывается,

давление на сервопоршень 14 уменьшается, за

счет усилия

пружины к л а п а н н а я т а р е л к а 10

поднимается

и уменьшает

отсос паров компрессором. Основной вентиль з а к р ы в а е т с я настолько, что усилия между давлением паров и пружины

уравновешиваются .

Д л я

контроля

настройки

имеется мано­

метр. Н а входе паров из

испарителя

поставлен

фильтр

12, за­

щ и щ а ю щ и й седло

к л а п а н а от загрязнений. Б о л ь ш а я

разница

давлений в испарителе и на всасывающей стороне компрессо­ ра при открытом полностью клапане свидетельствует о за­

грязнении

фильтра .

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае выхода из строя пилотного вентиля, работу хо­

лодильной

установки следует регулировать ручным спосо­

бом

с

помощью

основного

вентиля. Д л я

этого

необходимо

шпинделем

9 отжать в нижнее положение

сервопоршень

14.

Такое регулирование давления кипения применено на тун-

целовных базах

типа «Ленинский

луч». В

качестве основно­

го вентиля использован HSA-70 и 100, пилотный вентиль —

CVA-10.

В

зависимости от

 

назначения

испарителей

основ­

ные

вентили отрегулированы

на

необходимые давления

ки­

пения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а

некоторых холодильных установках в качестве при­

водного

органа

основного

вентиля

применяются

терморегу-

лирующне вентили (рис. 47).

 

 

 

 

 

 

 

Эта

комбинация приборов

позволяет

поддерживать

более

стабильное давление в испарителе, т а к как термобаллон терморегулирующего вентиля находится непосредственно в

контакте со средой,

колебание температуры которой приво­

дит

к открыванию

или з а к р ы в а н и ю

основного вентиля.

Та­

кое

регулирование

применено на

холодильных

установках

Б М Р Т типа «Маяковский». Термочувствительный

баллон

по­

мещен в гильзу трубопровода рассола для -охлаждения трю­ мов. Температурные колебания рассола вызывают открытие или закрытие терморегулирующего вентиля. Когда темпера­ тура рассола достигает заданной величины, терморегулиру-


ІІОЩІІЙ вентиль закрывается, тем самым п р е к р а щ а я проход паров из испарителя по вспомогательному трубопроводу в пространство над сервопоршнем. П р и этом давление над сер-

вопоршнем падает

и клапан

закрывается . С

повышением

.давления кипения

возрастает

количество паров,

проходящих

:по вспомогательной линии, и повышается давление н а д пор-

.шнем, увеличивая проходное сечение

клапана д л я

всасывае­

м ы х паров из испарителя. На рис.

48 представлен

вариант

Рис. 48. Схема включения автоматических приборов на испарителе для охлаждения воды:

/, 4

— соленоидный вентиль;

2 — регулирую­

щий

вентиль; 3 — реле

уровня;

5 — пилотный

вентиль; Є — основной

вентиль;

7 — реле тем­

пературы; 8 — термобаллон; 9— испаритель

включения

прибо­

ров

для

охлаждения

пресной

воды

систе­

мы

кондиционирова-

7 и и я

воздуха

на су-

/дах типа «Тропик». Постоянное давле ­ ние кипения поддер­ живается основным вентилем 6 типа HSA с управлением от со­

леноидного венти­ ля 4, который полу­

чает

сигналы от

ре­

ле

температуры

7.

Термобаллон 8 уста­ новлен в испарите­ ле 9. Реле темпера­ туры 7 отрегулиро­ вано на дифференци ­ ал 2°С, т. е. при по­ вышении температу­ ры воды до 4°С реле открывает соленоид­ ный вентиль и под воздействием пилот­ ного вентиля 5 от­ крывается основной

^вентиль 6. Т а к а я схема автоматики позволяет поддерживать постоянной температуру кипения холодильного агента, а сле­

довательно,

температуру о х л а ж д а ю щ е й воды. О д н а к о

в

прак­

тике имели

место случаи, когда приборы автоматики

не

сра­

б а т ы в а л и и

вода в испарителе з а м е р з а л а . Вследствие

этого

на таких судах в настоящее время в системе кондициониро­ вания применяется водосолевой раствор.

В последнее время ф и р м а «Данфосс»

выпускает

исполни­

тельные м е х а н и з м ы типа PHV,

P H L

и Р Н К с

пилотным

управлением . Они могут .быть использованы для

решения

различных з а д а ч автоматизации .

К их

достоинству

относит-


ся более плавное открытие и закрытие клапана при значи­ тельных перепадах давления, что позволяет уменьшить опас­ ность гидравлических ударов в трубопроводах.

Приборы типа

P H V применяются для регулирования

уровня жидкости

в испарительной системе (рис. 49). Д а в л е -

Рис. 49. Основной вентиль типа PHV:

 

 

а) устройство

прибора;

б) схема включения;

 

 

1 — управляющий

трубопровод;

2 — п р у ж и н а ; 3

сервопоршень;

4 — седло

кла­

пана;

5—клапан;

6

отверстие

для выравнивания

давлення; 7

— основной

вен­

тиль;

8 — соленоидный

вентиль;

9 — реле

уровня;

10 — испаритель; 11 — регули­

рующий вентиль

ние кипения холодильного агента применяется как разгру­

зочное

давление

в пилотной линии 1, на которой в качестве

у п р а в л я ю щ е г о

органа устанавливается

соленоидный

вен­

тиль 8.

И м п у л ь с

на открытие или

закрытие соленоидного

вентиля

подает

регулятор уровня 9.

П р и

достижении

мини­

мального уровня жидкости в испарителе соленоидный

вен­

тиль открывается и давление пара

под поршнем к л а п а н а 3

падает, поршень открывается и жидкость поступает в испа­

ритель 10. 'При максимальном

уровне

соленоидный

вентиль

закрывается,

давление под поршнем

возрастает и

. клапан

п р е к р а щ а е т

подачу жидкости

в испаритель. Сервопоршень

имеет калиброванное отверстие 6, через которое происходит уравнивание давлений . Это обеспечивает плавное движение

клапана .

После

 

прибора

P H V

устанавливается

регулирую­

щий

вентиль

11,

который д о л ж е н

быть отрегулирован

при

максимальной

тепловой

нагрузке

на испаритель

так,

чтобы

период

открытия

прибора

P H V

составлял

75—90% от

про­

должительности

работы испарителя.

 

 

 

 

Прибор типа

 

Р Н К

применяется

в качестве обратного

кла­

пана,

установленного

на

нагнетательной

линии

(рис.

50,

обозначение

см. рис.

49).

В качестве управляющего

органа


Рис. 50. Основной вентиль типа РНК:

а) устройство прибора; 6) схема включения,

 

Рис. 51.

Основной вентиль типа PHL:

 

 

 

 

 

 

а) устройство

прибора;

б) схема

включения;

 

/ — компоессор высокой

ступени;

2 — к о м п р е с с о р

низкой

ступени;

3 — промежуточный

сосуд; 4 -

конденсатор- 5-ресивер;

6

основной вентиль;

7 - и с п а р и т е л ь с

высокой

температурой

кипения;

8 — испаритель

с

низкой температурой кипения; 0 — соленоидный

вентиль

 

используется

соленоидный вентиль 1.

Н а

байпасной линии

т а к ж е установлен

соленоидный

вентиль

2.

Оба

соленоидных

вентиля подключены к пусковому устройству компрессора

та­

ким образом,

что

если соленоидный

вентиль

2 открыт,

то

вентиль 1 закрыт,

и наоборот.

При

пуске

компрессора

вен ­

тиль 2 открыт и при достижении полного числа оборотов вен­ тиль 2 закрывается и вентиль 1 открывается и тем самым открывает основной вентиль 3.

Прибор типа P H L может использоваться в холодильных установках и для поддержания постоянного давления в испа ­

рительной

системе

7, которое

выше, чем давление

кипения

холодильного агента в испарителе 8 (рис.

51).

Н а з н а ч е н и е

прибора P H L

в данном случае

аналогично

вентилю постоян­

ного давления

«до себя». Д а в л е н и е

пара рп

от

промежуточно­

го сосуда

3 используется для

управления

основного

венти­

ля. 6. Соленоидный вентиль

9 на

пилотной

линии

м о ж е т

управляться реле

температуры,

установленном

в

помещении.

Если температура в помещении, в котором установлен испа­ ритель 7, понизится ниже заданного значения, то реле темпе ­

ратуры подаст сигнал на открытие соленоидного

вентиля .9.

При

открытии соленоидного

вентиля давление рп, воздейст­

вуя

на поршень, закрывает

основной вентиль и

отсос п а р о в

холодильного агента из испарителя 7

прекратится. В случае,

если соленоидный вентиль закрыт, то

за счет

усилия

п р у ж и ­

ны

основной вентиль откроется и компрессор

низкой

ступе­

ни

2 вновь начнет отсасывать пары из испарителя 7.

 

§ п.

ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИБОРЫ ПНЕВМОАВТОМАТИКИ

На рыбопромысловых судах широкое применение н а ш л и приборы пневматической системы регулирования, использу­

ющие

в качестве вспомогательной энергии энергию с ж а т о г о

воздуха. Они отличаются простой конструкцией,

н а д е ж н о ­

стью,

возможностью плавного регулирования,

п о ж а р о б е з -

опасностыо и др . Рассмотрим пневматическую систему авто­

матического регулирования

температуры

воздуха помещений

с рассольным охлаждением

(рис. 52).

Она состоит из рас ­

сольных пневматических вентелей /, позиционеров 2, регуля­ торов температуры 3, воздушных редукционных клапанов 4, воздухоосушительной установки, системы воздухопроводов и запорной арматуры .

П о д д е р ж а н и е температуры в помещении осуществляется регуляторами 3 с термочувствительными элементами 6, дей­ ствующими на регулирующие вентили с пневмоприводом 2.


Рис. 52. Схема регулирования температуры помещений с пневматическими смесительными пентилями:

/ — пневмовентнль;

2 — позиционер; 3 — терморегулятор;

4 — воздушный

р е д у к ­

тор;

5 — з а п о р н ы й

воздушный вентиль; В — термобаллон;

7 — рассольный

о х л а д и ­

тель;

8 — вентилятор; 9 — запорные рассольные

вентили; 10 — воздушный коллектор'

В о з д у ш н ый коллектор 10, запорные

и редукционные

клапаны.

4, 5 с л у ж а т

д л я

снабжения пневмоавтоматики с ж а т ы м

в о з ­

духом. Н и ж е

рассматриваются конструкция

и работа

о т д е л ь ­

ных устройств системы.

 

 

 

 

Р е г у л я т о р т е м п е р а т у р ы

п р о п о р ц и о н а л ь н о ­

г о д е й с т в и я ф и р м ы И о к а г а в а Э л е к т р и к В о р к е-

( Я п о н и я ) .

Этот

прибор осуществляет

автоматический-

контроль

н регулирование

температуры

в помещении,

у п р а в ­

ляя в зависимости

от ее

колебаний

исполнительным

м е х а ­

н и з м о м — пневматическим

смесительным

вентилем.

 

Принципиальная

конструкция

регулятора

температуры,

приведена

на

рис.

53. П р и б о р состоит

из

термочувствитель ­

ного патрона ) , соединенного капиллярной

трубкой 2 с п р у ­

жиной 3, вторичным реле 4, механизма

управления

5, п о д ­

вижной части

6, у к а з а т е л я

давления

7.

Прибор

смонтирован

в пластмассовой коробке, з а к р ы в а ю щ е й с я с лицевой

стороны

крышкой с д в у м я застекленными окошками .

 

 

 

Действует он

следующим образом .

С ж а т ы й

ется к

прибору

от судовой воздушной

системы

ем 7—8

кгс/см2

через редукционный вентиль 8,

воздух п о д а ­ под давлени­ понижающий