ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
ношениями. Эта гипотеза требует дальнейшего статистического иссле дования путем сопоставления с экспериментальными данными.
Отсутствие свободного члена в формулах связи соответствует физическому смыслу входящих величин, но, как видно из рис. 50, 51, линейная связь, обнаруженная в конкретных диапазонах варьирова ния переменных, часто содержит свободные члены (прямые не про ходят через начало координат.) Дальнейшее накопление данных должно помочь уточнить линейность исследуемых связей и постоян-
в-,,кгс/см2 |
|
ство коэффициентов |
в урав |
||||
|
нениях |
связи |
в пределах |
||||
5200 |
|
||||||
|
|
каждого материала. |
|
|
|||
|
|
Для машиностроительных |
|||||
|
|
деталей |
из |
стеклопластиков |
|||
|
|
представляют |
значительный |
||||
|
|
интерес |
возможности |
нераз |
|||
|
|
рушающего |
контроля |
уста |
|||
|
|
лостной прочности. При этом |
|||||
|
|
возможен тот же подход, |
|||||
|
|
какой описан |
выше |
для не |
|||
|
|
разрушающего контроля ста |
|||||
|
|
тической |
прочности деталей. |
||||
|
|
Экспериментальные |
ис |
||||
|
|
следования |
предела |
вынос |
|||
|
|
ливости |
ст_1, динамического |
||||
|
|
модуля |
упругости |
Е |
и ло |
||
|
т о т о 2000 г т 2воо т о |
|
|
|
|
|
|
|
К,кс/см2 |
гарифмического декремента |
|||||
Рис. 52. Результаты исследования связи ме |
затухания |
колебаний |
б вы |
||||
жду расчетным |
R и экспериментальным 0„j |
полнены |
Н. Д. Степаненко |
||||
значениями предела выносливости эпоксид |
(см. табл. 16). |
представлены |
|||||
ных |
стеклопластиков. |
На рис. |
52 |
||||
|
|
результаты |
|
сопоставления |
различных гипотез с экспериментальными данными по усталостной прочности некоторых стеклопластиков. Предел выносливости при симметричном изгибе а_и динамический модуль упругости Е и логарифмический декремент затухания б определялись для направ лений, составляющих угол а = 0, 45 и 90° с направлением преиму щественного армирования трех эпоксидных стеклопластиков с раз личными схемами армирования. На рис. 52 линия регрессии по строена по экспериментальным данным.
По оси абсцисс отложена величина расчетного предела вынос
ливости R, которая связана с величинами £ |
и б по различным гипо |
тезам уравнениями: |
|
R = А + BE, |
(70) |
R = A + BE + - ^ > |
(71) |
r = a + e ( b + |
(72) |
106
Точки нанесены в соответствии с гипотезой, выражаемой форму лой (70), крестики — формулой (71), треугольники — формулой (72). Гипотеза, лежащая в основе формулы (72), обоснована в [18] исходя из феноменологических уравнений вязко-упругой среды.
Расчет параметров А, В и D в этих уравнениях произведен по экс периментальным данным методом наименьших квадратов, т. е. из условия минимизации квадратов расхождений между величинами R и а_1. Как видно из рис. 52, предложенные гипотезы не противоречат экспериментальным данным. Наименьший квадрат расхождения по лучен при расчете R по формуле (71), что указывает на несколько лучшее соответствие эксперименту в случае использования для не разрушающего контроля не только параметров упругих свойств, но и характеристик затухания.
Методы измерения упругих постоянных непосредственно на кон струкциях из стеклопластиков разработаны достаточно. хорошо и осуществляются при одностороннем доступе к изделию 118]. Нере шенным остается вопрос о методике измерения (с достаточной для практики точностью) коэффициентов затухания ультразвуковых ко лебаний на конструкциях из стеклопластика.
Во многих случаях простейшая гипотеза (69) или (70) оказы вается достаточно точной и определения характеристик затухания колебаний не требуется.
Простейший однопараметровый метод неразрушающего контроля прочности деталей из стеклопластика состоит в том, что после их дефектоскопии определяются модули упругости материала безде фектных (не содержащих расслоений) мест детали. Определение мо дуля упругости производится по результатам измерения скорости распространения ультразвукового импульса при одностороннем до ступе к изделию методом профилирования, изложенным в [18]. Прочность определяется по уравнению (70) или (69), в которых пред варительно определены эмпирические коэффициенты.
Ниже, в § 16 гл. IV, дается подробное описание методики кон троля качества деталей судового машиностроения однопараметровым неразрушающим методом. Там же приведен пример оценки прочности одной из деталей судового машиностроения комплексным методом, предложенным в [7] и состоящим в сочетании неразрушающих (по измерению скорости распространения ультразвукового импульса) и разрушающих (по результатам испытания образцов материала, выре заемых из припусков к изделию) методов.
На рис. 50 и 51 приведены корреляционные связи модуля упру гости Е с пределами прочности стр и g £, определяемыми по резуль
татам испытания призматических образцов, вырезанных из стекло
пластиков. Далее |
(гл. IV) показано, что |
такая связь |
обнаружи |
вается и в случае |
определения предела |
прочности |
по резуль |
татам испытания готовых изделий.
Проблема неразрушающего контроля эксплуатационной проч ности деталей из стеклопластика требует дальнейшей разработки. Ниже рассматриваются примеры практического решения отдельных задач этой проблемы.
107
ГЛАВА IV
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
§ 12
Влияние технологических дефектов на прочность изделий из стеклопластиков
В деталях, изготовленных из стеклопластиков методом горячего прессования, обнаруживается существенное снижение прочности по сравнению с прочностью, определенной на малых образцах мате риала. Такое снижение прочности связано прежде всего с влиянием технологических дефектов.
Технологическими можно назвать все дефекты структуры мате риала, возникающие в процессе изготовления детали. При расчете и конструировании деталей предполагается обычно, что стеклопла стик является однородным материалом, в котором армирующие элементы (например, стеклоткань) ориентированы во всем объеме детали в соответствии с расчетной схемой ортогональной анизотро пии. Оптимальным является такое армирование детали, при котором направление наибольшей прочности материала совмещается с траек ториями действия главных напряжений. Для деталей, работающих, например, в условиях чистого изгиба в плоскости основы, считается, что прочность обеспечена, если максимальные действующие нормаль ные напряжения в k раз меньше расчетных сопротивлений материала, экспериментально определенных по испытанию образцов на растя жение или сжатие в направлении наибольшей прочности.
Развивая классификацию, предложенную X. Т. Кортеном [27], можно разделить технологические дефекты стеклопластиков на де фекты первого рода, связанные с нарушением расположения арми рующих элементов, и дефекты второго рода, обусловленные наруше нием сплошности полимерного связующего. Нарушение расчетной схемы анизотропии определяется только дефектами первого рода. При этом возможны два случая: а) смещение оси наибольшей проч ности материала х относительно траектории действия главных на пряжений, при котором плоскость ткани ху поворачивается вокруг оси г; б) искривление слоев ткани, при котором плоскость ху повора чивается вокруг оси у (направления утка ткани).
В работе американской Лаборатории лесных продуктов (Мэди сон) экспериментально исследовалось влияние дефектов, возникаю щих при горячем прессовании стеклопластиков, на прочность образ цов с искусственно созданными в них дефектами первого рода группы «б» в виде складок на поверхности образца [27]. В рабо тах [11, 55] теоретически исследовалось влияние начального искрив ления слоев на жесткость изделий из однонаправленных стеклопла стиков. В деталях сложной формы искривления слоев ткани при прес-
108
Совании почти неизбежны и могут влиять не только на их жесткость, но и на прочность. Если бы детали прессовались из гомогенной пласт массы, не армированной и не слоистой, то технологические дефекты первого рода, о которых пойдет речь в дальнейшем, не могли бы возникнуть.
Для исследования технологических дефектов в изделиях приме няются различные методы контроля:
а) исследование макроструктуры материала, позволяющее обна ружить дефекты первого рода;
Рис. 53. Волнистость и «завиток» ткани.
б) ультразвуковая дефектоскопия, позволяющая обнаружить де фекты второго рода;
в) контроль механических свойств стеклопластика в готовой де тали неразрушающим методом;
г) оценка несущей способности изделий путем их выборочного разрушающего испытания.
Наиболее опасный технологический дефект первого рода связан с местными искривлениями слоев стеклоткани и их отклонениями от срединной поверхности изделия. Этот дефект можно наблюдать, на пример, при изготовлении лопастей гребных винтов из стеклопла стиков. Все лопасти изготавливались из стеклопластиков горячего прессования типов СТЭР и СТЭТ. На рис. 53 и 54 представлена макро структура материала лопасти гребного винта диаметром 0,75 м: на рис. 53 (срез на расстоянии 15 мм от выходящей кромки) виден крупный дефект, а на рис. 54 (срез по оси) —■искривление слоев в средней (по высоте) части лопасти. Искривления возникают вслед ствие смещения слоев материала в процессе прессования изделия сложной геометрической формы, при котором усилие прессования не везде перпендикулярно слоям стеклоткани, а также неточности
109
Набора пакета ткани. В рассматриваемом случае степень искривле ния зависит от сложности геометрического перехода пера лопасти в комель. Искривления особенно опасны, если они приводят к вы ходу ткани на поверхность лопасти в опасном сечении в результате механической обработки боковых граней комля лопастей в процессе их установки в ступицу гребного винта. Для краткости назовем та кой дефект «косослоем», по аналогии с соответствующим пороком древесины.
Рис. 54. Меткая волнистость и |
характер разрушения лопасти. |
1 — расслоение; 2 — трещина; |
3 — разрывы стеклоткани. |
На рис. 53 и 54 показано, что косослой, при котором ткань выходит под углом около 15° на засасывающую поверхность в опасной точке корневого сечения, привел к появлению трещин по слоям связую щего и к преждевременному разрушению лопасти.
Как видно из рис. 55, а, в средней части лопасти гребного винта диаметром 1,1 м имеются регулярные искривления слоев. Макси мальная степень искривления имеет место в утолщенной комлевой части лопасти (рис. 55, б). В сжатой зоне опасного сечения наблю дается качественная параллельная структура. В комлевой части лопасти вблизи торца ткань выходит под углом 35° к засасывающей поверхности (рис. 55, а, точка Г, 55° к торцу) и под углом 55° вблизи торца к нагнетающей (точка /, 35° к торцу). В средней части комля
лопасти угол выхода ткани на торцевую поверхность соста вляет 15°.
Трещина при стендовых испытаниях начинается в точках 1 я Г (рис. 55, а) выхода ткани на поверхность и распространяется вдоль изогнутых слоев ткани. С целью объяснения причины появления трещины определим контактные напряжения в заделке комля лопасти винта диаметром 1,1 м.
110