Файл: Детали из стеклопластика в судовом машиностроении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка контактных напряжений в заделке в точках 1, 2 и 3 (рис. 56) производилась по методике, разработанной в [38[ и пред­ полагающей, что закон распределения контактных напряжений в зонах опирания лопасти значительно отличается от линейного. Опорные реакции при действии разрушающей нагрузки соответ­ ственно составили: R t = 30 600 кгс, R 2 = 11 500 кгс и R 3 =

Рис. 55. Характер разрушения лопасти гребного винта диаметром 1,1 м: а — лопасть до испытаний; б после испытаний.

= 38 000 кгс. Контактные напряжения, если бы не было выскальзы­ вания, соответственно составляли бы: о(ц = 760 кгс/см2, 0(2) = = 246 кгс/см2, 0(3) = 900 кгс/см2.

Из-за некачественной сборки в процессе нагружения при стендо­ вых испытаниях лопасть выскользнула из приспособления, повора­ чиваясь вокруг опоры точки 3 (рис. 57). В момент выскальзывания контактные напряжения в точке 1 соответственно составляют oji) = = 1140 кгс/см2, так как можно принять, что в этот момент R 1 =

= Р — 5500 кгс. Вычисленные напряжения 0(і) в точке 1 следует сопоставить с пределом прочности материала при сжатии под углом 35° к плоскости слоев ткани (55° до боковой грани лопасти). На рис. 58 приводится кривая результатов испытаний на сжатие рас-

сматриваемого стеклопластика в различных направлениях, лежащих в плоскости xz, построенная по тензориальной формуле (57), приве­ денной в гл. II (рис. 58, средняя кривая).

Величины ствг, ствх и ataxz взяты из табл. 14. Из рис. 58 видно, что величина напряжений а 0) = 1140 кгс/см2 укладывается в полосу

Рис. 56. Схема действующих опорных

Рис. 57. Характер разрушения лопасти

реакций в заделе лопасти гребного

гребного винта диаметром 1,1 м в случае

винта.

некачественной

сборки.

1 - 3 - точки заделки комля лопасти.

^ _ контактные сжимающие напряжения.

 

1 , 3 — то же, что

на рис. 56.

Проведем количественную оценку влияния этого дефекта на сни­ жение общей прочности лопасти.

Обозначим: х и х' — предполагаемое (в расчете) и действительное (при косослое) направление основы материала лопасти; у — направ­ ление утка материала лопасти; z и z' — предполагаемое (в расчете) и фактическое (при косослое) направление, перпендикулярное слоям ткани.

Рассмотрим поворот системы координат xz на угол ос относительно неподвижной оси у (рис. 59). Система направляющих косинусов при повороте координатных осей относительно неподвижной оси у при­ ведена в табл. 18.


При повороте координатных осей на угол а определим напря­ жения, действующие по площадкам симметрии материала:

Ох, — охcos2 а,

 

°Уі — Оу,

 

ог, — ох sin2 а,

(73)

 

 

Хх , у , =

Х ху COS СС,

 

Ьггх =

**у sin а,

 

Х г,х, = — ох sin а cos а,

 

где ах, Оу, хку — напряжения,

действующие по предполагаемым

площадкам симметрии материала в случае отсутствия косослоя. Нор­ мальные напряжения аХі, ау, , aZl и касательные напряжения хХіУі, ху,г„ Х2,х, возникают на действительных площадках симметрии

материала в случае косослоя.

 

 

_ ,

*

 

 

 

 

 

Таблица 19

 

 

 

Таблица 18

Характеристики искривлений

 

 

 

(амплитуда 7,5

мм)

Система направляющих косинусов

Длина полу ­

Число

Параметр

 

 

 

 

 

 

 

 

волн U мм

полуволн

искривления

Оси

 

Главные оси

 

k

f

 

 

 

 

 

 

сравнения

 

У

 

20

12

14,2

 

X

Z

 

 

 

 

30

8

6,3

х'

cos а

0

sin а

40

6

3,5

У’

0

1

0

50

4,8

2,3

Z

—sin а

0

cos а

60

4

1,6

Считаем, что направление утка ткани (ось у) не меняется, т. е. что направление утка ткани остается перпендикулярным геометрической оси лопасти. Косослой рассматриваем как поворот слоев ткани (вслед­ ствие ее искривления) вокруг оси у, при котором волокна ткани ока­ зываются перерезанными (благодаря механической обработке) в опас­ ной точке корневого сечения лопасти Л'.

Для проверки прочности в этом случае нужно применить крите­ рий прочности для общего случая трехосного напряженного состоя­ ния, который был записан ранее (гл. II, формула (67)). Количествен­ ная оценка влияния этого дефекта на снижение общей прочности лопасти показала, что в случае выхода ткани на поверхность под углом 15° в опасной точке прочность лопасти снижается на 15%, в случае выхода ткани на поверхность под углам-и 30 и 60° — на 55%, в случае выхода ткани на поверхность под углом 45° — на 62% (рис. 60). Для проверки прочности был применен критерий прочности в форме полинома четвертой степени. На рис. 60 по оси абсцисс отложен диаметр винта DBи логарифм наименьшего момента сопротивления опасного сечения лопасти Wmln- По оси ординат от-

8 Е. К. Ашкенази

))3


ложены напряжения, вычисленные в опасных

точках лопасти (/),

и напряжения, вычисленные по критерию прочности при а =

15° (2),

а =

30° (3) и а = 45° (4). Прямые показывают снижение прочности

ав,

кгс/см2

 

 

 

 

 

с

увеличением

диаметра

 

 

 

 

 

 

 

винта:

1 — при

расчете

 

 

 

 

 

 

 

без учета косослоя, экс­

 

 

 

 

 

 

 

периментальные точки на­

 

 

 

 

 

 

 

ходятся в пределах довери­

 

 

 

 

 

 

 

тельного интервала ±3S;

 

 

 

 

 

 

 

2—4 — при

косослое, со­

 

 

 

 

 

 

 

ответственно а = 15°, 30°,

 

 

 

 

 

 

 

60°,

45°.

приведенные

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные,

 

 

 

 

 

 

 

на рис. 60, показывают,

 

 

 

 

 

 

 

что

снижение

прочности

 

 

 

 

 

 

 

лопастей с увеличением их

 

 

 

 

 

 

 

абсолютных

размеров мо­

 

 

 

 

 

 

 

жет быть объяснено влия­

 

 

 

 

 

 

 

нием косослоя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дефекты

второго рода

 

 

 

 

 

 

 

(расслоения

и

воздушные

 

 

 

 

 

 

 

включения) уверенно об­

 

 

 

 

 

 

 

наруживаются

ультразву­

 

 

 

 

 

 

 

ковым

 

дефектоскопом

Рис.

58. Изменение

прочности стеклопластика

ДУК-17. На дефектограм-

СТЭТ в зависимости от угла наклона

слоев

ме в

 

месте

дефекта оста­

 

 

стеклоткани.

 

 

ются белые

пятна. Напри­

диаметром

0,75

м

дефекты

в

 

мер, в лопасти № 1 винта

опасном

сечении

отсутствовали,

в то время

как

в

лопасти

2 они

 

были

обнаружены

непо­

средственно после изготовления (рис. 61, а). Площадь всех местных дефектов в опасном сечении лопасти № 2 составила не более 3 см2, т. е. около 5% от площади опасного сечения лопасти. Обнару-

Рис. 59. Поворот системы координатных осей.

« — угол поворота.

114


Рис. 60. Влияние косослоя на проч­ ность лопастей гребных винтов.
1 — значения напряжений, вычисленные по результатам тензометрии в опасных точках А '\ 2 — 4 — значения напряжений, вычисленных в опасных точках А ': 2 —
а = 15°, 3 а = 30° и а = 60°; 4 — а = 45°.

женная дефектоскопом длина дефектов точно Совпала С длиной рас­ слоений, замеренных в продольном сечении после того, как лопасть была разрезана. Расслоения появились в процессе прессования ло­ пасти из-за того, что на этих участках имелись утолщенные про­ слойки смолы. Несмотря на наличие дефектов в виде расслоений только в лопасти № 2, обе лопасти разрушились при испытаниях на стенде при одинаковой нагрузке 1500 кгс. Следовательно, дефекты второго рода при их небольшой площади, даже попадая в опасное сечение, могут и не снижать несущей способности лопастей. На рис. 61, б показана дефектограм­ ма лопасти № 1 винта диаметрЬм 0,75 м, снятая после испытания на стенде.

Таким образом, из проанали­ зированных технологических де­ фектов, снижающих прочность ло­ пастей гребных винтов, наиболее опасным является косослой или выход ткани на поверхность в опас­ ном сечении лопасти. В винтах больших диаметров вероятность косослоя всегда больше, чем в вин­ тах малых диаметров. Для винтов больших диаметров с целью умень­ шения искривлений ткани введена дополнительная технологическая операция по предварительному от­ дельному изготовлению средней части изделия в виде таблетки или сердечника.

Таблетирование производится в холодном состоянии без полиме­

ризации связующего либо при температуре 140° С с неполной поли­ меризацией до 50—70%. Основное назначение таблетки состоит в том, чтобы препятствовать появлению искривлений в наружных слоях изделия в процессе горячего прессования. Сердечник, изготовленный в специальной пресс-форме, вкладывается в общий пакет, после чего производится прессование лопасти. Первая партия лопастей изготав­ ливалась по старой технологии, без предварительного таблетирования, одностадийным методом. При рассмотрении структуры лопастей первой партии после испытаний было обнаружено наличие значи­ тельных по глубине складок и продольных искривлений. Лопасти разрушались первоначально на стороне сжатия с последующим расслоением вблизи нейтрального слоя. Подсчитанные по разрушаю­ щей нагрузке напряжения в наиболее нагруженном сечении оказа­ лись в два раза ниже, чем на стандартных образцах.

С целью устранения искривлений раскрой пресс-материала был переработан и изготовлена вторая партия лопастей. Улучшение раскроя позволило заметно повысить прочность лопастей, однако

8:*

115


полностью искривлений устранить не удалось. При изготовлений лопастей третьей партии двухстадийным методом вводился сердеч­ ник. Несущая способность лопастей третьей партии увеличилась благодаря отсутствию искривлений и косослоя. Аналогичные меро­ приятия проводились на лопастях крыльчатого движителя ДКК-20/5 (рис. 62, ав), что также позволило увеличить несущую способность изделий.

лопасть № 1, после разрушения на стенде.

1 — расслоение; 2 — дефектная зона; 3 — латунная окантовка.

Ниже подробно рассматривается влияние регулярных искривле­ ний и расслоений на несущую способность и прочность стеклопла­ стика.

Для экспериментальных исследований влияния регулярных ис­ кривлений на несущую способность стеклопластика были изготов­ лены образцы методом горячего прессования из стеклопластика марок СТЭР и СТЭТ. Образцы испытывались на поперечный и кон­ сольный изгиб, сжатие, сдвиг, удельную ударную вязкость. Все ис­ следования, за исключением консольного изгиба, проводились на стандартных образцах. Образцы для проведения испытаний при кон­ сольном изгибе имели размер 10 X 15 X 120 мм.

Прессование пластин осуществлялось на прессе усилием 63 тс при удельном давлении 100 кгс/см2 и температуре 160° С. Наружные слои толщиной 25% от общей толщины образца искривлений не имели. Регулярные искривления средней части образца выполнялись путем

116

введения жгутов из этого же материала, которые ориентировались в направлении утка ткани. Жгуты толщиной 2 мм укладывались по шаблону. Модель многослойного стержня с внутренними слоями, искривленными по синусоиде и направленными вдоль основы, и жгу-

Рис. 62. Структура материала в лопасти крыльчатого движителя ДКК-20/5: а — лопасть, изготовленная одностадийным методом; б — лопасть, изготовленная одностадийным методом после уточнения раскроя; в — лопасть с сердечником, изготовленная в две стадии.

тами, направленными вдоль утка ткани, показана на рис. 63. Харак­ тер искривлений в образцах соответствует искривлениям слоев мате­ риала в реальных конструкциях.

Для количественного описания искривлений Ю. М. Тарнополь­ ский [55] предложил использовать параметр f = где k—число

полуволн на замеренной базе /, А — амплитуда волны, мм. Характеристики искривлений, заложенных искусственно при

изготовлении пластин, приведены в табл. 19 (см. стр. 113).

117