Файл: Бесцентровые круглошлифовальные станки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузиков по специальным пазам планшайбы шпинделя. Допус­ тимый уровень колебаний стрелки микрокатора при балансиров­ ке для станков нормальной точности составляет 0,003—0,005 мм. В процессе шлифования уравновешенность круга нарушается.

эт о м случае необходимо повторить описанный выше процесс.

1—5

Рис. 25. Устройство для балансировки кругов

При портальном, расположении кругов перед установкой на станок абразивные круги должны быть предварительно прото­ чены на оправке и динамически отбалансированы до 80— 100 гс-см для черновых работ и не более 30 гс-см для чистовых работ в двух плоскостях (с лицевой стороны и со стороны при­ вода). Динамическую балансировку шлифовальных кругов про­ изводят на балансировочной машине, обычно установленной в отдельной мастерской завода, и окончательно корректируют ее после правки непосредственно на станке.

Особенности подготовки металлических ведущих кругов.

В ряде случаев вместо абразивных ведущих кругов применяют металлические (чугунные, стальные или дуралюминовые), имею­ щие более высокую стойкость. На рис. 27 показан ведущий круг, имеющий специальные прорези для снижения его жесткости. Снижение жесткости круга применяют для изменения динами­

ческих показателей станка. Металлические

круги заправляют

на требуемый

профиль твердосплавным резцом, установленным

в специальном

приспособлении, имеющим

копирную систему,

Рис. 26. Схема балансировки кругов на

Рис. 27.

Металлический

станке

ведущий

круг

или абразивными кругами. Приспособление для заправки ме­ таллического круга устанавливают вместо прибора правки ве­ дущего круга. Толщина снимаемого при этом слоя металла не превышает 0,2—0,3 мм.

На некоторых станках, работающих врезанием, металличе­ ский ведущий круг периодически шлифуется специальным кру­ гом, устанавливаемым вместо рабочего. Устройства правки та­ ких шлифовальных кругов имеют специальную копирную систе­ му (станки СЛ602, 6С137М). При шлифовании дорожек качения внутренних колец конических роликовых подшипников (станки •6С137 с модификациями) на шлифовальной бабке устанавлива­ ют дополнительное устройство с ручным приводом (рис. 28) для лравки абразивных кругов, шлифующих стальные ведущие дне-


кп [23]. Периферия дисков, являющаяся базирующей поверхно­ стью, шлифуется до получения биения 2—3 мкм. Шлифование дисков осуществляется кругами Э16С1К диаметром 600 мм, которые устанавливают на специальной планшайбе на шпин­ дель шлифовальной бабки. На периферии абразивных кругов с помощью устройства для правки создается поверхность, обра­ зующая на стальных дисках заданный профиль с выпуклостью порядка 0,15—0,3 мм. Бомбинированная поверхность обеспечи­ вает точечный контакт детали с ведущим кругом, в связи с чем

угол конуса шлифуемой поверхности определяется только поло­ жением торцовой опоры независимо от отклонения угла конуса на заготовке и изменения этого угла в процессе шлифования.

Привод шлифовального круга. Шпиндель шлифовального крута приводится во вращение от асинхронного электродвига­ теля. Электродвигатели выбирают в зависимости от вида обра­ ботки и требований, предъявляемых к детали. Ориентировочно, при шлифовании на 10 мм ширины рабочей кромки шлифоваль­ ного круга затрачивается мощность 1—1,5 кВт. Мощность холо­ стых ходов составляет около 3—8 кВт. Таким образом, мощ­ ность электродвигателей, применяемых на станках в качестве привода шлифовального круга, колеблется в пределах 4,5— 75 кВт.

Для станков, предназначенных для окончательного и дово­ дочного шлифования, применяют маловибрационные электро­ двигатели класса С1 с уровнем вибрации не более 1—2 мкм. На стайках, работающих врезанием, иногда применяют двухскоростиые электродвигатели, так как тонкое шлифование осуществля­

ют на

пониженных скоростях резания — 15—20 м/с. Правка же

.кругов

для сокращения

времени

производится

на

скорости

.35 м/с.

 

 

 

 

 

На бесцентровых круглошлнфовальных станках часто исполь­

зуют две клиноременные

передачи

и привод

осуществляется

•через промежуточный шкив. Такая конструкция

позволяет

демпфировать колебания,

передаваемые от электродвигателя,

и компенсировать изменение межцентрового расстояния, возни­ кающее при перемещениях бабки, при установке электродвига­ теля привода на отдельном основании.

На станках этого типа, выпускаемых заводом «Станколи- «ия», натяжение ремней происходит под действием собственной массы двигателя, который крепят на специальной качающейся

плите. Для компенсации пусковых и знакопеременных

нагрузок

качающаяся плита подпружинена.

 

Привод ведущего круга. По конструкции привода

ведущего

круга различают станки:

 

а) со ступенчатым регулированием числа оборотов

ведущего

круга, которое осуществляется гитарой сменных шестерен в ре­ дукторах различной конструкции;

; б) с бесступенчатым регулированием числа оборотов веду­ щего круга, которое осуществляется при помощи электродвига­ теля постоянного тока, вариатора или гндродвигателя. Преиму­ щество бесступенчатого регулирования заключается в том, что имеется возможность поддерживать постоянную скорость веду­ щего круга по мере его износа, а следовательно, и посто­ янную производительность станка, что особенно важно при установке нескольких станков последовательно в автоматиче­ ской линии.

Для привода шпинделя ведущих кругов используют двигате­ ли постоянного тока с широким диапазоном регулирования. При­ вод шпинделя осуществляется через червячный редуктор или через клиноременную передачу от трехступенчатого редуктора с цилиндрическими косозубыми колесами. Для изменения частоты вращения ведущего круга с рабочей скорости на скорость правки в редукторе предусмотрена блок-шестерня. Переключение про­ изводится вручную. При необходимости расширения диапазона

регулирования частоты вращения

ведущего круга

применяют

сменные зубчатые колеса.

 

 

 

 

Представляет интерес привод

ведущего

круга, выполненный

в виде планетарного редуктора, отличающегося

компактностью.

Такой привод (рис. 29) обеспечивает передачу

крутящего мо­

мента от двигателя постоянного

тока на

шпиндель

ведущего



круга при правке (без понижения частоты вращения в редук­ торе) и при шлифовании (с понижением в 7,4 раза).

Электродвигатель закреплен на фланце 10, который установ­ лен на корпусе бабки ведущего круга 8. От двигателя на ре­ дуктор крутящий момент передается через клиноременную пе­ редачу. Натяжение ремней осуществляется перемещением флан­ ца вместе с закрепленным на нем электродвигателем с помощью винта 9. Редуктор привода — планетарный одноступенчатый с расположением зубчатых колес в одной плоскости, установлен

Рис. 29. Привод ведущего круга с планетарным редуктором

на одной оси со шпинделем ведущего круга, обеспечивает диапа­ зон частот вращения шпинделя ведущего круга при шлифовании

п = 234-70 об/мин

и при правке

п п р = 500 об/мин.

На

торце ре­

дуктора имеется

устройство для

переключения

его с режима

«правка» на режим «работа».

 

 

1, нахо­

Переключение

осуществляется

поворотом шестерни

дящейся в зацеплении с шестерней-гайкой 2, при перемещении которой в осевом направлении происходит замыкание кинема­ тической цепи привода.

В положении «работа» коническая часть эпицикла 4 фрикционно соединяется с неподвижно закрепленным конусом 7, и тем самым обеспечивается неподвижность эпицикла. Вращение передается от ведущего вала шестерни 6 на водило. Три сателт лита 5 находятся в зацеплении с ведущим зубчатым колесом и неподвижным эпициклом.

Крутящий момент от водила на шпиндель передается через муфту, компенсирующую несоосность между приводом и шпин­ делем.

Для правки ведущего круга необходимо редуктор переклю­ чать в положение «правка». При этом коническая часть эпицикла будет выведена из соприкосновения с неподвижным конусом и фрикционно связана с ведущим фланцем 3. Величина редукции становится равной 1. Все элементы планетарного механизма (вал, шестерня, сателлиты, эпицикл) вращаются как одно целое

звено и с такой же скоростью, как и шкив редуктора.

 

Фирма Цинциннати

применяет бесступенчатое

регулирова­

ние частоты

вращения

ведущего

круга

(11—320 об/мин) от

ва­

риатора PIV мощностью 1,5 кВт. В станке фирмы Нортон при­

вод шпинделя ведущего круга осуществлен от гидромотора.

 

Исследования, проведенные Ю. В. Копыленко, показали, что

частота вращения

заготовки изменяется не только от оборота

к обороту,

но 'И

в

процессе

одного

оборота;

причем

кру­

тильные колебания, связанные с работой 'Привода ведущего круга, оказывают существенное влияние на погрешность формы детали.

Постоянство частоты вращения ведущих кругов — одно из серьезных требований к бесцентровым круглошлифовальным станкам. Однако ввиду специфики процесса бесцентрового шли­ фования (действие сил резания, трения на ведущем круге и но­ же) возможно увеличение частоты вращения ведущих кругов от шлифовальных. Использование червячного редуктора в приводе ведущего круга не исключает раскручивание. Для устранения раскручивания применяют червячные редукторы, имеющие два червяка.

При раскручивании ведущих кругов нарушается наладка станка, так как изменяется частота возмущения упругой системы от гармоник, составляющих спектр некруглости изделия, и воз­ можно совпадение частоты возмущения от какой-либо гармони­ ки с опасными частотами динамической системы станка. В ряде случаев из-за раскручивания возможно нарушение базирования изделия.

На станках, предназначенных для окончательного шлифова­ ния, и на станках, работающих врезанием, раскручивание ве­ дущего круга не должно превышать 3—5%, для чего применяют различные методы повышения жесткости характеристики при­ вода ведущего круга. Наиболее распространенными являются: стабилизация напряжения в результате подбора сопротивлений в системе управления приводом и использование привода веду­ щего круга с электромагнитным усилителем.

Станина. На всех станках с горизонтальной компоновкой ста­ нина имеет принципиально аналогичную конструкцию. Станина представляет собой чугунную отливку, на ее верхней поверхно­ сти имеются У-образная и плоская направляющие, по которым


перемещаются салазки шлифовальной и ведущей бабок или сами бабки. На станках с наклонной компоновкой при угле 30° и более станину делают более сложной конструкции. Такая станина име­ ет горизонтальную площадку для установки бабки шлифоваль­ ного круга и наклонную часть для салазок, на которых монти­ руют бабку ведущего круга н суппорт ножа. Есть конструкципі станин, выполненных за одно целое іс бабкой шлифовального круга.

Обязательным для станины разных конструкций является отбортовка по всему периметру и корыто для предохранения от растекания охлаждающей жидкости.

На станине предусматривают места для установки вспомога­ тельных узлов: кранов охлаждения, блока коммутации и др. Станину к фундаменту крепят фундаментными болтами, встав­ ленными в специальные гнезда.

Для уменьшения действия на качество обработки посторон­ них источников вибраций не следует устанавливать станок на одной плите с другими станками. При установке станка на фун­

дамент

необходимо

пользоваться специальными

башмаками.

С помощью башмаков станок

выставляется

в горизонтальном,

положении с точностью до 0,1

мм на 1 м по уровню,

устанавли­

ваемому

на платики

станины

в продольном

и поперечном на­

правлениях. Для установки станков малых и средних размеров; целесообразно применять виброопоры различных конструкций, серийно выпускаемые промышленностью.

Конструкция бабок шлифовального и ведущего кругов. Баб­ ку шлифовального круга устанавливают на станине, она состоит

из корпуса

или из корпуса и салазок.

С помощью механизма

подачи

на

проходных станках и механизма подачи

и гидроци­

линдра

для

быстрого отвода-подвода на

врезных

станках

или

механизма

ручного перемещения бабка

шлифовального

круга

осуществляет наладочные и рабочие перемещения относительно' салазок или вместе с ними относительно станины. На станках,, у которых бабка выполнена неподвижной, конструкция корпуса бабки несколько отличается, механизм подачи при такой компо­ новке установлен на бабке ведущего круга.

Рассмотрим конструкцию бабки шлифовального круга, пода­ ча которой на деталь осуществляется методом качания — пово­ ротом корпуса бабки относительно оси, расположенной под: шпинделем шлифовального круга.

На рис. 16 изображена бабка шлифовального круга станка. Корпус бабки представляет собой чугунную отливку. Для уве­ личения жесткости корпуса ребра в нижней части бабки выпол­ нены по форме пчелиные соты.

В расточные отверстия корпуса бабки устанавливают опоры шпинделя шлифовального круга 21 и прижимают их сверху чу­ гунными крышками 2$. В корпусе, в местах посадки обойм шпинделя, установлены штыри для фиксации шпинделя в осевомі