ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Электронагревательный элемент для разогрева системы охлаж дения и масла должен быть закрытого типа (ТЭН) и не иметь кон такта с нагреваемой средой.
Исследованиями канд. техн. наук Н. В. Семенова установлено, что при работе электродного электронагревателя происходит утечка тока через заземление, достигающая 100—150 ма, а при работе электронагревателя с закрытым элементом из нихромовой проволо ки сила тока и мощность в процессе разогрева двигателя не изме няются, утечка тока отсутствует, что обеспечивает его безопасное применение.
Для питания нагревательных элементов разрешается использо вание электрического тока с напряжением не выше 220 в при соот ветствующих мерах безопасности (заземление и др.).
Система подогрева двигателей электроэнергией должна иметь аварийную звуковую и световую сигнализацию, питаемую током с напряжением не выше 36 в.
Электронагревательные элементы как для охлаждающей жид кости, так и для масла, устанавливаемые на автомобиле, должны иметь штепсельное соединение закрытого типа, при котором вилка снабжена защитными крышками во избежание попадания в них грязи, пыли, снега, влаги.
Для каждого автомобиля, имеющего электроподогрев, должно быть предусмотрено стационарное защитное устройство с индиви дуальными проводами заземления и зажимами для обеспечения на дежного электрического контакта с шасси автомобиля.
Установленные на автомобиле электронагреватели не должны затруднять проведение технического обслуживания автомобилей.
Применяют два способа электроподогрева: подогрев охлаждаю щей жидкости в течение межсменного простоя и разогрев масла в картере двигателя перед выходом автомобиля на линию. Второй способ обычно применяют как дополнительный к разогреву двига теля водой или паром.
Существующее среди эксплуатационников мнение, что, применяя лишь разогрев масла в картере двигателя без подогрева блока, можно обеспечить легкий его пуск, является ошибочным. Даже при длительном нагреве (до 1 ч) масла в картере до температуры 60— 70° С, коленчатый вал двигателя с подшипниками и блок цилиндров практически не нагреваются (мешает прокладка между картером и блоком).
Для поддержания двигателей в прогретом состоянии в течение всего межсменного простоя применяют трубчатый электронагрева тель (ТЭН) закрытого типа мощностью 1,5—3,2 кет и напряжением 24 и 36 в.
В некоторых автотранспортных предприятиях для электроподо грева двигателя ЗИЛ-120 применяют пластинчатый электронагрева тельный элемент, состоящий из двух пластинок толщиной 0,9—1 мм, изготовленных из нержавеющей стали.
Несмотря на простоту нагревательных приборов и оборудования площадок, электроподогрев в автотранспортных предприятиях от-
59
В )
|
Рис. 59. Трубчатый |
электронагревательный элемент (ТЭЫ): |
|
|||
/ |
разборная |
свеча зажигания; 2 |
— центральный |
электрод |
свечи; 3 — спираль; |
4 — трубка; |
о |
отверстия, |
в которые вваривают муфты; 6 — |
положение |
элемента в картере |
двигателя |
Рис. і60. Автобусы на стоянке с электроподогревом' а — общин вид; б — установка элемента на двигателе ГАЗ-51; а — установка эле
мента на двигателе ЗИЛ-120
г
*
f-
' иосительно широкого распространения не получил из-за трудностей
-в выполнении правил техники безопасности и большой потребности в электроэнергии, хотя теоретически это самый экономичный спо соб.
Для подогрева масла в картерах двигателей наибольшее рас пространение получили трубчатые электронагревательные элементы (рис. 59), рассчитанные, исходя из условий техники безопасности, па использование тока 24—36 в.
Исследования, проведенные в Сибирском автомобильно-дорож ном институте, показали, что электронагреватели, размещенные не посредственно в масле, должны иметь мощность для двигателей ти_ на ГАЗ-51 порядка 320—330 вт и для ЗИЛ-120—450—500 вт.
Мощность нагревателей, устанавливаемых снаружи поддона картера (наружных нагревателей), из-за увеличенных потерь тепла ■в окружающую среду должна быть больше: для двигателей ГАЗ-51
порядка 500—550 вт и для ЗЙЛ-120 — 600—700 вт.
Общий вид автобусов на электроподогреве показан на рис. 60.
Подогрев горячим воздухом
В последнее время широкое распространение получил імежсменный подогрев двигателей горячим воздухом без слива воды из сис темы охлаждения. Такой способ целесообразно использовать в районах со средней температурой января ниже минус 10° С.
" Применение такого подогрева снижает расход воды, повышает долговечность и уменьшает накипь в системе охлаждения.
Подогрев автомобилей горячим воздухом должен обеспечивать как непрерывный подогрев в течение межсменной стоянки (при ис пользовании любой жидкости в системе охлаждения и отопления), так и кратковременный предпусковой разогрев (при использовании антифриза в системах охлаждения и отопления), рациональный при небольших морозах. На рис. 61 показана безгаражная стоянка автомобилей с воздушным 'подогревом от стационарной \ютановки.
Рис. 61. Автомобили на стоянке с воздушным подогревом
61
Рис. 62. Рамочное устройство для подачи горячего воздуха к двигателю автомо биля ЗИЛ-130:
1 — корпус; 2 — патрубок отвода воздуха в кабину; 3 — патрубок отвода воздуха к аккумулятору; 4 — кронштейны крепления; 5 — горловина подвода воздуха
Горячий воздух |
с темпе |
ш |
|||||||
ратурой |
|
65—70° С |
может |
|
|||||
быть получен |
от |
|
передвиж |
|
|||||
ных |
огневых |
воздухонагре |
|
||||||
вателей (модели |
ТПЖ-50 — |
|
|||||||
горячая |
|
газовая |
смесь, |
|
|||||
ВПТ-300, |
|
|
|
|
ВПТ-400, |
|
|||
МПМ-85П и др.), |
|
работаю |
|
||||||
щих на жидком топливе, или |
|
||||||||
от стационарных |
|
установок, |
|
||||||
в которых воздух нагревает |
|
||||||||
ся |
в калориферах, обогре |
|
|||||||
ваемых паром или |
горячей |
|
|||||||
водой. |
Расположение |
воз |
|
||||||
духоводов |
может |
|
быть на |
|
|||||
земным и подземным. |
воз |
|
|||||||
Подогрев |
горячим |
|
|||||||
духом наиболее эффективен |
|
||||||||
для автомобилей |
|
с |
воздуш |
|
|||||
ной |
системой |
охлаждения |
|
||||||
двигателя |
(например, |
авто |
|
||||||
мобили |
«Запорожец», |
«Тат |
|
||||||
ра» и др.). |
|
|
|
|
|
|
|
||
Подогрев с помощью га |
|
||||||||
зовоздушной смеси разрабо |
|
||||||||
тан |
проектным |
институтом |
|
||||||
«Укргипрогорпромгаз». |
|
|
|||||||
Такая |
установка для га |
|
|||||||
зовоздушного обогрева 27 ав |
|
||||||||
томобилей |
на |
|
|
открытой |
|
||||
зтоянке |
|
расходует |
газа |
|
|||||
32 м 3/ч. Общий часовой рас |
— і 00 |
||||||||
ход |
воздуха |
на |
горение и |
1 |
|||||
обогрев |
|
равен |
11000 |
м 3/ч. |
|
||||
Температура |
газовоздушной |
Рис. 63. Рамочное устройство для подво |
|||||||
смеси, |
идущей |
на |
обогрев, |
||||||
60° С. |
|
|
|
|
|
|
|
да горячего воздуха к двигателю авто |
|
|
|
|
|
|
теплой |
мобиля ГАЗ-53: |
|||
Приготовление |
|
/ — корпус; 2 — кронштейны крепления рамки; |
|||||||
газовоздушной смеси проис |
3 — горловина подвода воздуха |
||||||||
ходит |
в |
теплогенераторе, |
|
||||||
представляющем |
собой ме |
|
таллическую трубу диаметром 480 мм, в которую вмонтирована ка мера сгорания с диффузором. Природный газ подводят по газопро воду, идущему от котельной. Теплогенератор разжигают запальни ком через специальный лючок. Для регулирования подачи воздуха на вентиляторе предусмотрена дроссельная заслонка. Газ в атмо сферу выбрасывается через продувочный газопровод. На случай прекращения подачи газа или электроэнергии на газопроводе уста навливается электромагнитный клапан типа ЗСК-25, от которого
63
импульсные провода отводятся к пульту управления, находящемуся в котельной.
Сама газовая горелка представляет собой перфорированную-тру бу диаметром 25 мм, установленную в диффузоре. Приготовленная в диффузоре газовоздушная смесь сгорает в камере сгорания при температуре около 1200° С. Продукты сгорания, перемешиваясь с наружным воздухом при помощи вентилятора, подаются в распре делительный железобетонный трубопровод диаметром 400 м и да лее через патрубок и брезентовые рукава к каждому автомобилю.
Проектом предусмотрено автоматическое прекращение подачи газа в случае остановки вентилятора и звуковая сигнализация при прекращении горения.
Струя горячего воздуха подводится не только на радиатор, но и на весь двигатель с отводом к аккумуляторам и в кабину. Такое устройство для автомобиля ЗИЛ-130 показано на рис. 62. Изготав ливается оно из листового железа. Аналогичное устройство для ав томобиля ГАЗ-53 показано на рис. 63.
Подогрев двигателей с помощью газовых горелок инфракрасного излучения
Инфракрасные излучатели (горелки), работающие на природном или сжиженном газе целесообразно применять в районах со сред ней температурой января ниже минус 10° С.
В них использован принцип передачи тепловой энергии от ис точника к нагреваемому объекту с помощью инфракрасных лучей.
Для подогрева двигателей используется специально приспособ ленная для работы беспламенная газовая горелка инфракрасного излучения «Звездочка» (рис. 64), которая обеспечивает малое со держание окиси углерода в продуктах сгорания газа. Газ из сети или баллона поступает через штуцер 5 и далее через сопло форсун ки 4 во всасывающую камеру. Увлекая по пути воздух, необходи мый для сгорания, газ направляется в смесительную камеру, где происходит окончательное смешение его с воздухом. Подготовлен ная газовоздушная смесь, выходя через ‘многочисленные каналы в керамической или металлической объемной сетке, сгорает на ее поверхности без видимого пламени. Зажигается газовоздушная смесь с помощью постороннего источника. При сгорании смеси объ емная сетка нагревается до температуры 850—900° С и становится источником излучения инфракрасных лучей, с помощью которых на нагрев передается около 40—50% тепловой энергии. Метод беспла менного сжигания является наиболее совершенным, безвредным и экономичным.
В зависимости от способа подключения горелки к газовой сети различают стационарные и передвижные установки. В стационар ной установке газовая горелка подключается к стояку стационарно го газопровода и может работать на природном или сжиженном га зе. При переходе с природного газа на сжиженный и наоборот,
64