Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронагревательный элемент для разогрева системы охлаж­ дения и масла должен быть закрытого типа (ТЭН) и не иметь кон­ такта с нагреваемой средой.

Исследованиями канд. техн. наук Н. В. Семенова установлено, что при работе электродного электронагревателя происходит утечка тока через заземление, достигающая 100—150 ма, а при работе электронагревателя с закрытым элементом из нихромовой проволо­ ки сила тока и мощность в процессе разогрева двигателя не изме­ няются, утечка тока отсутствует, что обеспечивает его безопасное применение.

Для питания нагревательных элементов разрешается использо­ вание электрического тока с напряжением не выше 220 в при соот­ ветствующих мерах безопасности (заземление и др.).

Система подогрева двигателей электроэнергией должна иметь аварийную звуковую и световую сигнализацию, питаемую током с напряжением не выше 36 в.

Электронагревательные элементы как для охлаждающей жид­ кости, так и для масла, устанавливаемые на автомобиле, должны иметь штепсельное соединение закрытого типа, при котором вилка снабжена защитными крышками во избежание попадания в них грязи, пыли, снега, влаги.

Для каждого автомобиля, имеющего электроподогрев, должно быть предусмотрено стационарное защитное устройство с индиви­ дуальными проводами заземления и зажимами для обеспечения на­ дежного электрического контакта с шасси автомобиля.

Установленные на автомобиле электронагреватели не должны затруднять проведение технического обслуживания автомобилей.

Применяют два способа электроподогрева: подогрев охлаждаю­ щей жидкости в течение межсменного простоя и разогрев масла в картере двигателя перед выходом автомобиля на линию. Второй способ обычно применяют как дополнительный к разогреву двига­ теля водой или паром.

Существующее среди эксплуатационников мнение, что, применяя лишь разогрев масла в картере двигателя без подогрева блока, можно обеспечить легкий его пуск, является ошибочным. Даже при длительном нагреве (до 1 ч) масла в картере до температуры 60— 70° С, коленчатый вал двигателя с подшипниками и блок цилиндров практически не нагреваются (мешает прокладка между картером и блоком).

Для поддержания двигателей в прогретом состоянии в течение всего межсменного простоя применяют трубчатый электронагрева­ тель (ТЭН) закрытого типа мощностью 1,5—3,2 кет и напряжением 24 и 36 в.

В некоторых автотранспортных предприятиях для электроподо­ грева двигателя ЗИЛ-120 применяют пластинчатый электронагрева­ тельный элемент, состоящий из двух пластинок толщиной 0,9—1 мм, изготовленных из нержавеющей стали.

Несмотря на простоту нагревательных приборов и оборудования площадок, электроподогрев в автотранспортных предприятиях от-

59



В )

 

Рис. 59. Трубчатый

электронагревательный элемент (ТЭЫ):

 

/

разборная

свеча зажигания; 2

— центральный

электрод

свечи; 3 — спираль;

4 — трубка;

о

отверстия,

в которые вваривают муфты; 6 —

положение

элемента в картере

двигателя

Рис. і60. Автобусы на стоянке с электроподогревом' а — общин вид; б — установка элемента на двигателе ГАЗ-51; а — установка эле

мента на двигателе ЗИЛ-120

г

*

f-

' иосительно широкого распространения не получил из-за трудностей

-в выполнении правил техники безопасности и большой потребности в электроэнергии, хотя теоретически это самый экономичный спо­ соб.

Для подогрева масла в картерах двигателей наибольшее рас­ пространение получили трубчатые электронагревательные элементы (рис. 59), рассчитанные, исходя из условий техники безопасности, па использование тока 24—36 в.

Исследования, проведенные в Сибирском автомобильно-дорож­ ном институте, показали, что электронагреватели, размещенные не­ посредственно в масле, должны иметь мощность для двигателей ти_ на ГАЗ-51 порядка 320—330 вт и для ЗИЛ-120—450—500 вт.

Мощность нагревателей, устанавливаемых снаружи поддона картера (наружных нагревателей), из-за увеличенных потерь тепла ■в окружающую среду должна быть больше: для двигателей ГАЗ-51

порядка 500—550 вт и для ЗЙЛ-120 — 600—700 вт.

Общий вид автобусов на электроподогреве показан на рис. 60.

Подогрев горячим воздухом

В последнее время широкое распространение получил імежсменный подогрев двигателей горячим воздухом без слива воды из сис­ темы охлаждения. Такой способ целесообразно использовать в районах со средней температурой января ниже минус 10° С.

" Применение такого подогрева снижает расход воды, повышает долговечность и уменьшает накипь в системе охлаждения.

Подогрев автомобилей горячим воздухом должен обеспечивать как непрерывный подогрев в течение межсменной стоянки (при ис­ пользовании любой жидкости в системе охлаждения и отопления), так и кратковременный предпусковой разогрев (при использовании антифриза в системах охлаждения и отопления), рациональный при небольших морозах. На рис. 61 показана безгаражная стоянка автомобилей с воздушным 'подогревом от стационарной \ютановки.

Рис. 61. Автомобили на стоянке с воздушным подогревом

61


Рис. 62. Рамочное устройство для подачи горячего воздуха к двигателю автомо­ биля ЗИЛ-130:

1 — корпус; 2 — патрубок отвода воздуха в кабину; 3 — патрубок отвода воздуха к аккумулятору; 4 — кронштейны крепления; 5 — горловина подвода воздуха

Горячий воздух

с темпе­

ш

ратурой

 

65—70° С

может

 

быть получен

от

 

передвиж­

 

ных

огневых

воздухонагре­

 

вателей (модели

ТПЖ-50 —

 

горячая

 

газовая

смесь,

 

ВПТ-300,

 

 

 

 

ВПТ-400,

 

МПМ-85П и др.),

 

работаю­

 

щих на жидком топливе, или

 

от стационарных

 

установок,

 

в которых воздух нагревает­

 

ся

в калориферах, обогре­

 

ваемых паром или

горячей

 

водой.

Расположение

воз­

 

духоводов

может

 

быть на­

 

земным и подземным.

воз­

 

Подогрев

горячим

 

духом наиболее эффективен

 

для автомобилей

 

с

воздуш­

 

ной

системой

охлаждения

 

двигателя

(например,

авто­

 

мобили

«Запорожец»,

«Тат­

 

ра» и др.).

 

 

 

 

 

 

 

Подогрев с помощью га­

 

зовоздушной смеси разрабо­

 

тан

проектным

институтом

 

«Укргипрогорпромгаз».

 

 

Такая

установка для га­

 

зовоздушного обогрева 27 ав­

 

томобилей

на

 

 

открытой

 

зтоянке

 

расходует

газа

 

32 м 3/ч. Общий часовой рас­

— і 00

ход

воздуха

на

горение и

1

обогрев

 

равен

11000

м 3/ч.

 

Температура

газовоздушной

Рис. 63. Рамочное устройство для подво­

смеси,

идущей

на

обогрев,

60° С.

 

 

 

 

 

 

 

да горячего воздуха к двигателю авто­

 

 

 

 

 

теплой

мобиля ГАЗ-53:

Приготовление

 

/ — корпус; 2 — кронштейны крепления рамки;

газовоздушной смеси проис­

3 — горловина подвода воздуха

ходит

в

теплогенераторе,

 

представляющем

собой ме­

 

таллическую трубу диаметром 480 мм, в которую вмонтирована ка­ мера сгорания с диффузором. Природный газ подводят по газопро­ воду, идущему от котельной. Теплогенератор разжигают запальни­ ком через специальный лючок. Для регулирования подачи воздуха на вентиляторе предусмотрена дроссельная заслонка. Газ в атмо­ сферу выбрасывается через продувочный газопровод. На случай прекращения подачи газа или электроэнергии на газопроводе уста­ навливается электромагнитный клапан типа ЗСК-25, от которого

63


импульсные провода отводятся к пульту управления, находящемуся в котельной.

Сама газовая горелка представляет собой перфорированную-тру­ бу диаметром 25 мм, установленную в диффузоре. Приготовленная в диффузоре газовоздушная смесь сгорает в камере сгорания при температуре около 1200° С. Продукты сгорания, перемешиваясь с наружным воздухом при помощи вентилятора, подаются в распре­ делительный железобетонный трубопровод диаметром 400 м и да­ лее через патрубок и брезентовые рукава к каждому автомобилю.

Проектом предусмотрено автоматическое прекращение подачи газа в случае остановки вентилятора и звуковая сигнализация при прекращении горения.

Струя горячего воздуха подводится не только на радиатор, но и на весь двигатель с отводом к аккумуляторам и в кабину. Такое устройство для автомобиля ЗИЛ-130 показано на рис. 62. Изготав­ ливается оно из листового железа. Аналогичное устройство для ав­ томобиля ГАЗ-53 показано на рис. 63.

Подогрев двигателей с помощью газовых горелок инфракрасного излучения

Инфракрасные излучатели (горелки), работающие на природном или сжиженном газе целесообразно применять в районах со сред­ ней температурой января ниже минус 10° С.

В них использован принцип передачи тепловой энергии от ис­ точника к нагреваемому объекту с помощью инфракрасных лучей.

Для подогрева двигателей используется специально приспособ­ ленная для работы беспламенная газовая горелка инфракрасного излучения «Звездочка» (рис. 64), которая обеспечивает малое со­ держание окиси углерода в продуктах сгорания газа. Газ из сети или баллона поступает через штуцер 5 и далее через сопло форсун­ ки 4 во всасывающую камеру. Увлекая по пути воздух, необходи­ мый для сгорания, газ направляется в смесительную камеру, где происходит окончательное смешение его с воздухом. Подготовлен­ ная газовоздушная смесь, выходя через ‘многочисленные каналы в керамической или металлической объемной сетке, сгорает на ее поверхности без видимого пламени. Зажигается газовоздушная смесь с помощью постороннего источника. При сгорании смеси объ­ емная сетка нагревается до температуры 850—900° С и становится источником излучения инфракрасных лучей, с помощью которых на нагрев передается около 40—50% тепловой энергии. Метод беспла­ менного сжигания является наиболее совершенным, безвредным и экономичным.

В зависимости от способа подключения горелки к газовой сети различают стационарные и передвижные установки. В стационар­ ной установке газовая горелка подключается к стояку стационарно­ го газопровода и может работать на природном или сжиженном га­ зе. При переходе с природного газа на сжиженный и наоборот,

64