ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
J 4
|
Рис. 39. Электромагнитная муфта привода вентилятора: |
/ — щетка; |
2 — токосъемное кольцо; 3 — магиитопровод (шкив); 4 — якорь; 5 — обмотка; б — |
стопорный |
болт (положение болтов, соответствующее разблокированной муфте); 7 — стопор |
ный болт |
(положение болтов, соответствующее заблокированной муфте); 8 — масленка |
время стоянки автомобиля охлаждающая жидкость остывает в ниж нем патрубке радиатора почти в 2 раза быстрее, чем в верхнем, по этому вода замерзает сначала в нижнем патрубке радиатора. Одна ко в зависимости от температуры наружного воздуха вода может замерзнуть не только в нижнем патрубке, но и в радиаторе, водя ном насосе и водораспределительном канале блока цилиндров.
Чтобы предупредить переохлаждение и замерзание жидкости, рекомендуется утеплять нижний патрубок радиатора лентой из гру бошерстной ткани или тонкого войлока шириной 40—50 мм.
Поверх этой ленты наматывается другая, полотняная или пару синовая, шириной 30—35 мм. Поверхность лент покрывают слоем водостойкой краски или лака (рис. 40).
Для ускорения слива жидкости из системы охлаждения жела тельно заменить обычный сливной кран нижнего патрубка радиато-
46
Рис. 40. Утепление нижнего патрубка и |
Рис. 41. Кран для разогрева дви- |
шланга радиатора: |
гателя паром |
/ —край пароразогрева; 2 — утеплительная об |
|
мотка; 3 — сливной кран |
|
ра краном с увеличенным проходным сечением, а также установить на патрубке кран (рис. 41) для разогрева двигателя паром. У неко торых двигателей после слива в системе охлаждения остается 100—150 смг воды. Поэтому для таких двигателей рекомендуется
устанавливать |
у |
заднего |
|
|
|
конца |
водораспределитель- |
/h-tSX |
|
||
наго |
канала |
донолнитель- |
\\Tyy |
П |
|
ныл сливной кран |
(рис. 42). |
'j} |
УТЕПЛИТЕЛЬНЫЙ КОЖУХ-ПОДДОН И ПОДОГРЕВ
ВОЗДУХА
Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, дол жен иметь температуру плюс 15—30° С. В противном случае появляются трещины в гнездах всасывающих кла панов.
Во. второй и особенно в третьей климатических зо нах рекомендуется устанав ливать под картером двига теля утеплительный кожухподдон (рис. 43 и 44), легко снимающийся при техниче ском обслуживании двига теля. Его изготавливают из листовой стали толщиной 0,8—1,0 мм.
Рис. 42. Дополнительный сливной кран, устанавливаемый на блоке цилиндров двигателя ЯМЗ-204 у заднего конца во дораспределительного канала:
1 —корпус крана; 2 — пробка крана; 3 — ручка;
4 — пружина; 5 — шайба; |
6 — шплинт; 7 — тя |
га; 8 — заглушка гнездом; |
9 —кронштейн тяги |
47
Желательно, чтобы поддон одновременно укрывал картер короб ки передач, обеспечивая при движении автомобиля температуру воздуха в подкапотном пространстве плюс 30—40°С при темпера туре наружного воздуха минус 40—45° С.
Утеплительный кожух поддона устанавливают на автомобиле с наклоном 12—15° в сторону заднего моста для стока топлива, мас ла и охлаждающей жидкости.
УТЕПЛЕНИЕ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ АВТОМОБИЛЯ С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
При эксплуатации автомобилей в третьей климатической зоне и отсутствии зимних сортов топлива топливные баки дизельных авто мобилей надо утеплять. Для утепления топливный бак обертывают
4а
Рис. 45. Утепление топливного бака |
Рис. 46. Топливный бак, утепленный |
листовым асбестом: |
теплоизоляционной обмазкой |
J —- стенка бака; 2 — асбест; 3 — металли |
|
ческие щитки |
|
листовым асбестом толщиной 4—6 м м или асбестовым полотном и сверху покрывают щитками из листовой стали толщиной 0,8— 1,25 м м (рис. 45). Щитки закрепляют на баке стяжными болтами.
При эксплуатации автомобилей в подзоне особо низких темпе ратур рекомендуется для утепления топливные баки обмазывать массой, состоящей из асбестовой крошки или асбестовой муки (35%), древесных опилок (30%), огнеупорной глины (20%) и жид кого стекла (15%). Сначала на снятый и промытый бак натягива ют сетку с ячейками размером 100X100 м м из мягкой проволоки диаметром 0,6—1,0 мм. На сетку накладывают слой утеплительной обмазки толщиной 20—25 м м (рис. 46). После просушки утепли тельной обмазки до начала затвердевания массы поверхность бака обматывают лентой шириной 70—ПО м м из марли, миткаля или тонкой парусины, затем поверхность бака покрывают слоем водостойкой краски или лака.
ОБОГРЕВ ТОПЛИВОЗАБОРНОЙ ТРУБКИ
Для обеспечения надежной подачи топлива из бака к приборам питания дизельных двигателей зимой может быть использовано
устройство, |
сконструированное |
|
В с а сы в а н и е |
|||||
Кременчугским |
|
автомобиль |
|
|||||
|
|
|
||||||
ным заводом (рис. 47). |
|
|
■ т о п л и в а .' |
|||||
|
|
|
||||||
Для |
установки |
устройства |
|
С л и в |
||||
в топливный бак |
необходимо |
|
т оплива. |
|||||
снять |
толливозаборную труб |
|
1 |
|||||
ку с 'бака и в ее фланце изго |
|
|||||||
товить |
резьбовое |
|
отверстие, в |
— |
|
|||
котором установить |
штуцер |
Л |
ѵГ |
|||||
(угольник) |
со сливной труб |
|||||||
кой. Отверстие |
для штуцера |
\________________у |
||||||
старой |
сливной трубки |
закры |
Рис. 47. |
Схема обогрева топливоза |
||||
вают резьбовой |
пробкой. Для |
|||||||
борника топливного бака автомобилей |
||||||||
улучшения |
отдачи тепла труб- |
|
МАЗ и КрАЗ |
49
Рис. 48. Изменение тем пературы топлива в ба ках и фильтрах автомо биля МАЗ-501 в зависи мости от времени при температуре окружающе го воздуха минус 10° С:
/ — температура топлива в бакс с подогревом его отра ботавшими газами; 2 — тем пература топлива в фильтре тонкой очистки; 3—темпера тура топлива в фильтре тонкой очистки без подогрева топлива в баке; 4 — темпе ратура в баке без подогрева
ку топливозаборника располагают внутри сливной трубки с отвер
стиями в нижней части для слива топлива.
Опытным путем установлено, что поступающее по сливной труб ке подогретое до +25° С топливо способно размыть за 1,5—2 мин затвердевшую массу толщиной 3—4 мм, образующуюся на сетке топливозаборной трубки при температуре окружающего воздуха не ниже минус 38° С.
ПОДОГРЕВ ТОПЛИВА
Способы утепления топливных баков в условиях низких темпе ратур, указанные выше, не обеспечивают сохранения положитель
ной температуры топлива. |
|
|
|
|
|||||||
Поэтому |
рекомендуется по |
|
|
|
|||||||
догревать топливо в баках ав |
|
|
|
||||||||
томобиля |
до |
+30—35° С |
(в |
|
|
|
|||||
том числе топливо ДЗ и аркти |
|
|
|
||||||||
ческое ДА). В качестве источ |
|
|
|
||||||||
ника тепла могут быть исполь |
|
|
|
||||||||
зованы |
|
отработавшие |
газы |
|
|
|
|||||
двигателя, имеющие в зоне вы |
|
|
|
||||||||
пускного |
трубопровода |
перед |
|
|
|
||||||
глушителем |
|
|
температуру |
|
|
|
|||||
+ 130—170° С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Опыт эксплуатации автомо |
|
|
|
||||||||
билей |
ЯАЗ и МАЗ, |
имеющих |
|
|
|
||||||
обогрев топлива в баках, .в ус |
|
|
|
||||||||
ловиях |
Магаданской |
области |
|
|
|
||||||
показал |
достаточную |
эффек |
|
|
|
||||||
тивность и надежность их ра |
|
|
|
||||||||
боты (рис. 48). Если зимних |
|
|
|
||||||||
сортов |
топлива |
нет, |
обогрев |
|
|
|
|||||
топливных баков |
обеспечивает |
|
|
|
|||||||
надежную |
|
работу дизельных |
|
|
|
||||||
двигателей зимой |
на |
топливе |
грева топливных баков |
дизельных |
|||||||
летних сортов. |
для |
обогрева |
|
автомобилей: |
|
||||||
Устройство |
/ — тройник |
газопроводов; |
2 — дроссель; |
||||||||
топливных |
баков |
состоит |
из |
3 — заглушки; |
4 — нагревательные трубо |
||||||
проводы; 5 — газопровод |
|||||||||||
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\
нагревательны« трубопроводов 4 (рис. 49), смонтированных в ба ках автомобиля, системы газопроводов 5, соединяющих нагрева тельные трубы с выпускной трубой двигателя и дросселя 2, регу лирующего .количество отработавших газов, проходящих через на гревательные трубы или через глушитель.
Нагрев топлива в баке свыше +50° С недопустим, так как может вызвать засмоление топлива. Признаком повышенного нагрева служит появление паров топлива из заливной горловины.
УТЕПЛЕНИЕ КОРПУСОВ ТОПЛИВНЫХ ФИЛЬТРОВ
Для временного утепления топливных фильтров могут быть ис пользованы утеплительные чехлы, изготовленные из парусины и ва тина или ваты (рис. 50). На автомобилях, работающих продолжи тельное время в условиях низких температур, для обогрева топли ва, находящегося в фильтре грубой очистки, молено применять кожух (рис. 51), изготовленный из листового леелеза.
УТЕПЛЕНИЕ ТОПЛИВО-, МАСЛОПРОВОДОВ И АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
При неработающем двигателе масло, находящееся в корпусах фильтров и наружных маслопроводах, остывает в 1,5—2 раза быст рее, чем в картере. В результате при пуске двигателя ухудшается
51
Рис. 52. Аккумуляторная батарея, |
Рис. 53. Схема обогрева аккумуляторных |
утепленная войлочным чехлом |
батарей теплым воздухом на автомобиле |
|
МАЗ-200 |
циркуляция масла и могут закупориться фильтры и маслопроводы, что нарушит работу системы смазки и усилит износ основных дета лен двигателя. Кроме того, при пуске двигателя с охлажденным за густевшим маслом могут разрушиться корпуса фильтров (срывают ся и деформируются крышки, происходит обрыв болтов крепления) и наружные маслопроводы и секции масляного радиатора.
Топливопроводы для утепления обматывают лентой из грубо шерстной ткани, фланели или бумазеи шириной 30—40 мм, а затем лентой из бязи или тонкой парусины, которую сверху покрывают водостойкой краской или лаком.
Для увеличения времени остывания и предупреждения замерза ния электролита при эксплуатации автомобилей во второй и треть ей климатических зонах следует дополнительно утеплять аккумуля торные батареи войлочными чехлами (рис. 52).
При эксплуатации автомобилей в районах особо низкой темпе ратуры рекомендуется подогревать аккумуляторные батареи теп лым воздухом (рис. 53). Для этого утепленные войлочными чехла ми батареи устанавливают в деревянные или металлические ящики, к которым по трубам диаметром 50—55 мм, уложенным под капо том двигателя, с помощью вентилятора системы охлаждения под водится теплый воздух, имеющий после прохода через радиатор температуру +30—40° С.
УТЕПЛЕНИЕ КАБИНЫ И СОХРАНЕНИЕ ОБЗОРНОСТИ
Для создания нормальных условий работы в зимнее время необ ходимо дополнительно подготовить рабочее место водителя — каби ну автомобиля.
Воздух в кабине должен быть свежим и чистым, свободным от окиси углерода, паров топлива и масла и иметь относительную»
52