Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

J 4

 

Рис. 39. Электромагнитная муфта привода вентилятора:

/ — щетка;

2 — токосъемное кольцо; 3 — магиитопровод (шкив); 4 — якорь; 5 — обмотка; б —

стопорный

болт (положение болтов, соответствующее разблокированной муфте); 7 — стопор­

ный болт

(положение болтов, соответствующее заблокированной муфте); 8 — масленка

время стоянки автомобиля охлаждающая жидкость остывает в ниж­ нем патрубке радиатора почти в 2 раза быстрее, чем в верхнем, по­ этому вода замерзает сначала в нижнем патрубке радиатора. Одна­ ко в зависимости от температуры наружного воздуха вода может замерзнуть не только в нижнем патрубке, но и в радиаторе, водя­ ном насосе и водораспределительном канале блока цилиндров.

Чтобы предупредить переохлаждение и замерзание жидкости, рекомендуется утеплять нижний патрубок радиатора лентой из гру­ бошерстной ткани или тонкого войлока шириной 40—50 мм.

Поверх этой ленты наматывается другая, полотняная или пару­ синовая, шириной 30—35 мм. Поверхность лент покрывают слоем водостойкой краски или лака (рис. 40).

Для ускорения слива жидкости из системы охлаждения жела­ тельно заменить обычный сливной кран нижнего патрубка радиато-

46

Рис. 40. Утепление нижнего патрубка и

Рис. 41. Кран для разогрева дви-

шланга радиатора:

гателя паром

/ —край пароразогрева; 2 — утеплительная об­

 

мотка; 3 — сливной кран

 

ра краном с увеличенным проходным сечением, а также установить на патрубке кран (рис. 41) для разогрева двигателя паром. У неко­ торых двигателей после слива в системе охлаждения остается 100—150 смг воды. Поэтому для таких двигателей рекомендуется

устанавливать

у

заднего

 

 

конца

водораспределитель-

/h-tSX

 

наго

канала

донолнитель-

\\Tyy

П

ныл сливной кран

(рис. 42).

'j}

УТЕПЛИТЕЛЬНЫЙ КОЖУХ-ПОДДОН И ПОДОГРЕВ

ВОЗДУХА

Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, дол­ жен иметь температуру плюс 15—30° С. В противном случае появляются трещины в гнездах всасывающих кла­ панов.

Во. второй и особенно в третьей климатических зо­ нах рекомендуется устанав­ ливать под картером двига­ теля утеплительный кожухподдон (рис. 43 и 44), легко снимающийся при техниче­ ском обслуживании двига­ теля. Его изготавливают из листовой стали толщиной 0,8—1,0 мм.

Рис. 42. Дополнительный сливной кран, устанавливаемый на блоке цилиндров двигателя ЯМЗ-204 у заднего конца во­ дораспределительного канала:

1 корпус крана; 2 — пробка крана; 3 — ручка;

4 — пружина; 5 — шайба;

6 — шплинт; 7 — тя­

га; 8 — заглушка гнездом;

9 —кронштейн тяги

47


Желательно, чтобы поддон одновременно укрывал картер короб­ ки передач, обеспечивая при движении автомобиля температуру воздуха в подкапотном пространстве плюс 30—40°С при темпера­ туре наружного воздуха минус 40—45° С.

Утеплительный кожух поддона устанавливают на автомобиле с наклоном 12—15° в сторону заднего моста для стока топлива, мас­ ла и охлаждающей жидкости.

УТЕПЛЕНИЕ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ АВТОМОБИЛЯ С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

При эксплуатации автомобилей в третьей климатической зоне и отсутствии зимних сортов топлива топливные баки дизельных авто­ мобилей надо утеплять. Для утепления топливный бак обертывают

Рис. 45. Утепление топливного бака

Рис. 46. Топливный бак, утепленный

листовым асбестом:

теплоизоляционной обмазкой

J —- стенка бака; 2 — асбест; 3 — металли­

 

ческие щитки

 

листовым асбестом толщиной 4—6 м м или асбестовым полотном и сверху покрывают щитками из листовой стали толщиной 0,8— 1,25 м м (рис. 45). Щитки закрепляют на баке стяжными болтами.

При эксплуатации автомобилей в подзоне особо низких темпе­ ратур рекомендуется для утепления топливные баки обмазывать массой, состоящей из асбестовой крошки или асбестовой муки (35%), древесных опилок (30%), огнеупорной глины (20%) и жид­ кого стекла (15%). Сначала на снятый и промытый бак натягива­ ют сетку с ячейками размером 100X100 м м из мягкой проволоки диаметром 0,6—1,0 мм. На сетку накладывают слой утеплительной обмазки толщиной 20—25 м м (рис. 46). После просушки утепли­ тельной обмазки до начала затвердевания массы поверхность бака обматывают лентой шириной 70—ПО м м из марли, миткаля или тонкой парусины, затем поверхность бака покрывают слоем водостойкой краски или лака.

ОБОГРЕВ ТОПЛИВОЗАБОРНОЙ ТРУБКИ

Для обеспечения надежной подачи топлива из бака к приборам питания дизельных двигателей зимой может быть использовано

устройство,

сконструированное

 

В с а сы в а н и е

Кременчугским

 

автомобиль­

 

 

 

 

ным заводом (рис. 47).

 

 

■ т о п л и в а .'

 

 

 

Для

установки

устройства

 

С л и в

в топливный бак

необходимо

 

т оплива.

снять

толливозаборную труб­

 

1

ку с 'бака и в ее фланце изго­

 

товить

резьбовое

 

отверстие, в

 

котором установить

штуцер

Л

ѵГ

(угольник)

со сливной труб­

кой. Отверстие

для штуцера

\________________у

старой

сливной трубки

закры­

Рис. 47.

Схема обогрева топливоза­

вают резьбовой

пробкой. Для

борника топливного бака автомобилей

улучшения

отдачи тепла труб-

 

МАЗ и КрАЗ

49



Рис. 48. Изменение тем­ пературы топлива в ба­ ках и фильтрах автомо­ биля МАЗ-501 в зависи­ мости от времени при температуре окружающе­ го воздуха минус 10° С:

/ — температура топлива в бакс с подогревом его отра­ ботавшими газами; 2 — тем­ пература топлива в фильтре тонкой очистки; 3—темпера­ тура топлива в фильтре тонкой очистки без подогрева топлива в баке; 4 — темпе­ ратура в баке без подогрева

ку топливозаборника располагают внутри сливной трубки с отвер­

стиями в нижней части для слива топлива.

Опытным путем установлено, что поступающее по сливной труб­ ке подогретое до +25° С топливо способно размыть за 1,5—2 мин затвердевшую массу толщиной 3—4 мм, образующуюся на сетке топливозаборной трубки при температуре окружающего воздуха не ниже минус 38° С.

ПОДОГРЕВ ТОПЛИВА

Способы утепления топливных баков в условиях низких темпе­ ратур, указанные выше, не обеспечивают сохранения положитель­

ной температуры топлива.

 

 

 

 

Поэтому

рекомендуется по­

 

 

 

догревать топливо в баках ав­

 

 

 

томобиля

до

+30—35° С

 

 

 

том числе топливо ДЗ и аркти­

 

 

 

ческое ДА). В качестве источ­

 

 

 

ника тепла могут быть исполь­

 

 

 

зованы

 

отработавшие

газы

 

 

 

двигателя, имеющие в зоне вы­

 

 

 

пускного

трубопровода

перед

 

 

 

глушителем

 

 

температуру

 

 

 

+ 130—170° С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт эксплуатации автомо­

 

 

 

билей

ЯАЗ и МАЗ,

имеющих

 

 

 

обогрев топлива в баках, .в ус­

 

 

 

ловиях

Магаданской

области

 

 

 

показал

достаточную

эффек­

 

 

 

тивность и надежность их ра­

 

 

 

боты (рис. 48). Если зимних

 

 

 

сортов

топлива

нет,

обогрев

 

 

 

топливных баков

обеспечивает

 

 

 

надежную

 

работу дизельных

 

 

 

двигателей зимой

на

топливе

грева топливных баков

дизельных

летних сортов.

для

обогрева

 

автомобилей:

 

Устройство

/ — тройник

газопроводов;

2 — дроссель;

топливных

баков

состоит

из

3 — заглушки;

4 — нагревательные трубо­

проводы; 5 — газопровод

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\


нагревательны« трубопроводов 4 (рис. 49), смонтированных в ба­ ках автомобиля, системы газопроводов 5, соединяющих нагрева­ тельные трубы с выпускной трубой двигателя и дросселя 2, регу­ лирующего .количество отработавших газов, проходящих через на­ гревательные трубы или через глушитель.

Нагрев топлива в баке свыше +50° С недопустим, так как может вызвать засмоление топлива. Признаком повышенного нагрева служит появление паров топлива из заливной горловины.

УТЕПЛЕНИЕ КОРПУСОВ ТОПЛИВНЫХ ФИЛЬТРОВ

Для временного утепления топливных фильтров могут быть ис­ пользованы утеплительные чехлы, изготовленные из парусины и ва­ тина или ваты (рис. 50). На автомобилях, работающих продолжи­ тельное время в условиях низких температур, для обогрева топли­ ва, находящегося в фильтре грубой очистки, молено применять кожух (рис. 51), изготовленный из листового леелеза.

УТЕПЛЕНИЕ ТОПЛИВО-, МАСЛОПРОВОДОВ И АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

При неработающем двигателе масло, находящееся в корпусах фильтров и наружных маслопроводах, остывает в 1,5—2 раза быст­ рее, чем в картере. В результате при пуске двигателя ухудшается

51

Рис. 52. Аккумуляторная батарея,

Рис. 53. Схема обогрева аккумуляторных

утепленная войлочным чехлом

батарей теплым воздухом на автомобиле

 

МАЗ-200

циркуляция масла и могут закупориться фильтры и маслопроводы, что нарушит работу системы смазки и усилит износ основных дета­ лен двигателя. Кроме того, при пуске двигателя с охлажденным за­ густевшим маслом могут разрушиться корпуса фильтров (срывают­ ся и деформируются крышки, происходит обрыв болтов крепления) и наружные маслопроводы и секции масляного радиатора.

Топливопроводы для утепления обматывают лентой из грубо­ шерстной ткани, фланели или бумазеи шириной 30—40 мм, а затем лентой из бязи или тонкой парусины, которую сверху покрывают водостойкой краской или лаком.

Для увеличения времени остывания и предупреждения замерза­ ния электролита при эксплуатации автомобилей во второй и треть­ ей климатических зонах следует дополнительно утеплять аккумуля­ торные батареи войлочными чехлами (рис. 52).

При эксплуатации автомобилей в районах особо низкой темпе­ ратуры рекомендуется подогревать аккумуляторные батареи теп­ лым воздухом (рис. 53). Для этого утепленные войлочными чехла­ ми батареи устанавливают в деревянные или металлические ящики, к которым по трубам диаметром 50—55 мм, уложенным под капо­ том двигателя, с помощью вентилятора системы охлаждения под­ водится теплый воздух, имеющий после прохода через радиатор температуру +30—40° С.

УТЕПЛЕНИЕ КАБИНЫ И СОХРАНЕНИЕ ОБЗОРНОСТИ

Для создания нормальных условий работы в зимнее время необ­ ходимо дополнительно подготовить рабочее место водителя — каби­ ну автомобиля.

Воздух в кабине должен быть свежим и чистым, свободным от окиси углерода, паров топлива и масла и иметь относительную»

52