Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 129. Северная палатка типа КАПШ

Рис. 127. Комплект

Рис. 128. Электро­

зимней

верхней

костюм

«Север-4»

одежды

водителя

 

 

температурах, достигающих минус 50° С (рис. 128).

Электроодеяло

и электроматрацы

создали

инженеры филиала

Всесоюзного научно-исследовательского института электромехани­ ки. Они обогревают при помощи гибких эластичных токопроводя­ щих лент, .которые вшиты между двумя слоями ткани. Миниатюр­ ный терморегулятор поддерживает заданную температуру.

В этом же институте созданы электіропалатка для геологов, элек­ трические костюмы для тружеников Крайнего Севера и медицин­ ский электрообогревательный бинт. Палатка и костюм работают от источников питания в 12 и, а бинт — от сети. Эти бытовые изделия долговечны, просты в пользовании и безопасны.

Кроме спецодежды, для обслуживающего персонала имеются специальные арктические палатки типа КАПШ (рис. 129).

Инфракрасные газовые горелки, работающие от баллонов, поз­ воляют в самые сильные моро­ зы отказаться в этих палатках от спального мешка.

Основными причинами об­ мораживания являются: ин­ тенсивный обдув холодным воздухом, попадание топлива и низкозамерзающей охлаждающей жидкости на кожу, пребы­ вание на морозе в одежде или обуви, пропитанной бензином, дизельным топливом, водой

или низкозамерзающей жидкостью, соприкосновение с охлажден­ ным металлом и др.

Обмораживание подразделяют на три степени. Первая степень, когда теряется чувствительность, бледнеет кожа. Необходимо рас­ тереть поверхность кожи спиртом, осторожно — до покраснения и смазать вазелином. Вторая степень, когда на побледневшей коже образуются пузыри с кровянистой мутной жидкостью, кожа прини­ мает багрово-синюю окраску. Необходимо немедленно отвести по­ страдавшего в теплое помещение, наложить стерильную повязку и отправить в больницу. Третья степень, когда происходит омертвле­ ние кожи и глубоких тканей с тромбозом (свертывание крови и об­ разование сгустков в кровеносных сосудах). Необходимо выполнить то же, что и при обморожениях второй степени. При остановке или резком ослаблении дыхания — сделать искусственное дыхание.

Замерзшие части тела растирать снегом не рекомендуется, так как в снегу часто попадаются льдинки и песчинки, которые могут расцарапать замороженную кожу и вызвать нагноение. Растирать замерзшие части тела следует сухими теплыми перчатками или су­ конками. В отапливаемом помещении можно погрузить обморожен­ ную конечность в таз или ведро с водой обычной комнатной темпе­ ратуры. Эту воду постепенно следует заменять более теплой, доведя до температуры тела.

После того как обмороженное место покраснеет, его следует сма­ зать жиром (маслом, салом, борной мазью) и завязать теплой по­ вязкой (шерстяной, суконной). Обмороженную руку или ногу надо держать после перевязки приподнятой. Это уменьшает боль и пре­ дупреждает осложнения.

При контакте незащищенных частей тела с металлическими предметами, охлажденными до температуры ниже минус 30° С, про­ исходит резкое «контактное» обмораживание.

У водителей и ремонтных рабочих это происходит при работе го­ лыми руками, особенно когда ладони рук влажные после рукавиц. Рекомендуется поверхность инструмента, захватываемую руками, защищать слоистым пластиком или специальным текстилем.

На большом морозе, ниже минус 40—50°С, попавшие на кожу бензин или дизельное топливо обжигают и могут вызвать быстрое обмораживание даже второй степени.

При передвижении пешком в большой мороз от минус 30° С и ниже по наледям, если нет резиновых сапог, во избежание промо­ кания валеных сапог можно рекомендовать наращивание на них слоя льда, предохраняющего от намокания. Для этого необходимо, подобрав у края наледи участок с открытой водой, имеющей глуби­ ну 10—15 см, погрузить в нее на 1— 2 сек ногу, обутую в валенок, после чего погрузить ее в рыхлый снег, тщательно обваливая в сне­ гу омоченное место. Затем ногу с валенком погрузить еще раз в на­ ледь на 5 см глубже и вновь обвалять в снегу. Операцию повторять 7—8 раз до того момента, пока на валенке не образуется прочная без трещин и разрывов сплошная ледяная корка. Незнание этого способа приводило к тяжелым обмораживаниям.

167


При использовании паяльных ламп, жаровень, малых обогрева­ тельных печей, зажигания факелов и костров необходимо учиты­ вать пожаробезопасное расстояние с тем, чтобы пламя или искры, переносимые ветром, не попали на легковоспламеняющиеся предме­ ты, постройки, одежду.

При использовании отопительных и обогревательных устройств необходимо иметь наготове исправный огнетушитель, рыхлый сухой песок и другие средства пожаротушения.

Вслучае ожогов поверхности кожи необходимо создать защит­ ный покров, покрывая их стерильными бинтами, пропитанными 10-процентным раствором марганцевокислого калия, повторяя это до тех пор, пока не прекратятся боли и обожженная кожа не примет густой коричневый оттенок. Обожженные места не следует смазы­ вать жирами, так как это не способствует заживлению ожога.

Вслучаях ожога лица и глаз на место ранения надо наклады­ вать холодные примочки из борной кислоты.

При загорании одежды пострадавшего надо быстро уложить на землю и накрыть одеялом, пальто и т. п., закрыв тем самым доступ воздуха к очагу огня.

Взакрытых помещениях запрещается пользоваться предпуско­ выми подогревателями во избежание отравления обслуживающего персонала продуктами сгорания.

Вотработавших газах автомобильных двигателей из-за неполно­ го сгорания топлива содержится большое количество окиси углеро­ да. Вдыхание воздуха, в 1 л которого содержится 0,24 мг окиси углерода, может вызвать отравление. Поэтому зимой при прогреве двигателей автомобилей на открытых стоянках и особенно в закры­ тых невентилируемых помещениях могут быть и бывают случаи от­ равления людей окисью углерода. Головная боль, сонливость, об­ морочное состояние и покраснение кожи являются признаками от­

равления.

Нельзя допускать работу двигателя в закрытых невентилируе­ мых помещениях свыше 5 м и н во избежание отравления.

При загрязнении воздуха в помещениях отработавшими газами все работы следует прекратить, удалить из них людей, затем тща­ тельно проветрить помещения.

Если нарушены прокладки выпускного трубопровода двигателя и неисправность устранить в пути невозможно, для предупрежде­ ния отравления необходимо продолжать движение с открытыми ок­ нами в кабине.

На стоянках автомобили следует располагать так, чтобы при прогреве двигателей отработавшие газы не задувались ветром и не

попадали в кузов или кабину.

Заправляя двигатели низкозамерзающей жидкостью марки 45 или 65, необходимо помнить, что этиленгликоль,, являющийся ос­ новой этих жидкостей, — яд и при незначительном попадании внутрь организма вызывает быстрое отравление, часто со смертель­ ным исходом.

168


Для предупреждения отравления необходимо строго учитывать расход низкозамерзающей жидкости с тем, чтобы исключить воз­ можность использования ее не по назначению. На автомобилях, двигатели которых заправлены низкозамерзающей жидкостью, при стоянке на открытых площадках или ремонтных пунктах надо вы­ вешивать таблички «Заправлен антифризом». Водители и обслужи­ вающий персонал должны быть ознакомлены с правилами обраще­ ния и основными свойствами низкозамерзающих жидкостей.

Применять этилированный бензин для работы автомобилей на зимних дорогах запрещается.

Оставляя автомобили на открытых площадках с подогревом, необходимо соблюдать правила безопасности. Допуск на площадку посторонних лид во время стоянки на ней автомобилей строго за­ прещен. Во время стоянки автомобилей под электроподогревом запрещается их заправлять топливом, маслом,-обтирать и ремон­ тировать. Водитель допускается на площадку к своему автомобилю только с ведома дежурного по площадке и дежурного электромон­ тера. При поражении током спасение пострадавшего зависит от то­ го, как быстро с учетом всех мер предосторожности он будет осво­ божден от тока, и от того, как быстро при отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) ему будет сделано искус­ ственное дыхание.

Хранение автомобилей с подогревом двигателей на открытых площадках должно соответствовать правилам противопожарной профилактики, установленным для автотранспортных предприятий.

Автомобили и автомобили-цистерны для перевозки жидкого топлива должны храниться на отдельных открытых площадках или в изолированных гаражах.

При перевозке людей в кузовах-фургонах и в автобусах, обо­ рудованных жидкостными отопителями типа. ОВ-ЗО, ОВ-65 и дру­ гими, необходимо следить за тем, чтобы в кузова вместе с нагре­ тым воздухом не попадали продукты неполного сгорания топлива.

Г л а в а 10

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ СЕВЕРА

Специфические технические требования, предъявляемые к ав­ томобилям, определяются климатическими особенностями и свой­ ствами грунтовых (снежных) поверхностей, количеством выпадаю­ щих осадков, характером снега и снежного покрова, силой ветров и рельефом местности. Основной задачей эксплуатационников являет­ ся поддержание требуемого температурного режима всех механиз­ мов автомобилей как при движении, так и на стоянках.

169



Фактором, влияющим на работу автомобилей, является несущая способность грунтов при прохождении автомобилей, а также рельеф дороги.

Обычные автомобили с регулируемым давлением в шинах или с арочными шинами не могут двигаться по грунтам с несущей спо­ собностью менее 0,4 кГ/см2 и преодолевать подъем более 7°, и поэ­ тому они могут использоваться лишь на 5,8% площади суши. Авто­ мобили повышенной проходимости могут применяться на 37% пло­ щади суши, а плавающие автомобили высокой проходимости — на 76% всей поверхности арктических и субарктических районов. Из приведенных данных следует, что требования вышкой проходи­ мости должны предъявляться ко всем автомобилям, предназначен­ ным для работы в районах Севера. Автомобили должны быть при­ годны для эксплуатации в любую погоду с температурами воздуха до минус 60° С, при сильных ветрах и метелях при безгаражном хранении.

По характеру использования подвижной состав можно подраз­ делить на две основные группы: постоянного использования для обеспечения регулярных перевозок по постоянно действующим и временным зимним дорогам; временного применения для доставки в сложных дорожных условиях и по зимнему бездорожью пасса­ жиров и грузов.

Эксплуатация серийных грузовых автомобилей

ГАЗ-51 А,

ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 на временных зимних автомобильных

дорогах

без повышения их проходимости арочными пли широкопрофильны­ ми шинами, цепями противоскольжения требуемого эффекта не дает.

Значительно лучшей проходимостью обладают полноприводные автомобили ГАЗ-66, ЗИЛ-157, Урал-375 и другие, имеющие шипы с регулируемым давлением воздуха.

Проходимость автомобилей зависит не только от величины удельного давления шин на поверхность дорог, но и от удельной мощности двигателей. Чем выше удельная мощность двигателя, k. п. д. трансмиссии и чем ниже удельное давление шины на грунт, тем выше проходимость автомобиля.

Для наиболее рациональной эксплуатации автомобилей в север­ ных условиях необходима конструктивная доработка серийных ав­ томобилей, прицепов и полуприцепов, а также создание специаль­ ных конструкций автомобилей и других транспортных средств, удов­ летворяющих требованиям эксплуатации.

По расчетам канд. техн. наук А. А. Букина и канд. экон. наук Ю. М. Догаева, годовая экономическая эффективность использова­ ния северной модификации одного автомобиля ЗИЛ-ІЗОС по срав­ нению со стандартным автомобилем ЗИЛ-130 составляет l, 95 тыс. руб. на один списочный автомобиль, а вообще в целом использование на Севере стандартных автомобилей ведет к поте­ рям (эксплуатационные издержки, простои, ремонт, снижение про­ изводительности), составившем около 700 млн. руб. за 1970 г.

170