ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Рис. 127. Комплект |
Рис. 128. Электро |
||
зимней |
верхней |
костюм |
«Север-4» |
одежды |
водителя |
|
|
температурах, достигающих минус 50° С (рис. 128). |
|||
Электроодеяло |
и электроматрацы |
создали |
инженеры филиала |
Всесоюзного научно-исследовательского института электромехани ки. Они обогревают при помощи гибких эластичных токопроводя щих лент, .которые вшиты между двумя слоями ткани. Миниатюр ный терморегулятор поддерживает заданную температуру.
В этом же институте созданы электіропалатка для геологов, элек трические костюмы для тружеников Крайнего Севера и медицин ский электрообогревательный бинт. Палатка и костюм работают от источников питания в 12 и, а бинт — от сети. Эти бытовые изделия долговечны, просты в пользовании и безопасны.
Кроме спецодежды, для обслуживающего персонала имеются специальные арктические палатки типа КАПШ (рис. 129).
Инфракрасные газовые горелки, работающие от баллонов, поз воляют в самые сильные моро зы отказаться в этих палатках от спального мешка.
Основными причинами об мораживания являются: ин тенсивный обдув холодным воздухом, попадание топлива и низкозамерзающей охлаждающей жидкости на кожу, пребы вание на морозе в одежде или обуви, пропитанной бензином, дизельным топливом, водой
или низкозамерзающей жидкостью, соприкосновение с охлажден ным металлом и др.
Обмораживание подразделяют на три степени. Первая степень, когда теряется чувствительность, бледнеет кожа. Необходимо рас тереть поверхность кожи спиртом, осторожно — до покраснения и смазать вазелином. Вторая степень, когда на побледневшей коже образуются пузыри с кровянистой мутной жидкостью, кожа прини мает багрово-синюю окраску. Необходимо немедленно отвести по страдавшего в теплое помещение, наложить стерильную повязку и отправить в больницу. Третья степень, когда происходит омертвле ние кожи и глубоких тканей с тромбозом (свертывание крови и об разование сгустков в кровеносных сосудах). Необходимо выполнить то же, что и при обморожениях второй степени. При остановке или резком ослаблении дыхания — сделать искусственное дыхание.
Замерзшие части тела растирать снегом не рекомендуется, так как в снегу часто попадаются льдинки и песчинки, которые могут расцарапать замороженную кожу и вызвать нагноение. Растирать замерзшие части тела следует сухими теплыми перчатками или су конками. В отапливаемом помещении можно погрузить обморожен ную конечность в таз или ведро с водой обычной комнатной темпе ратуры. Эту воду постепенно следует заменять более теплой, доведя до температуры тела.
После того как обмороженное место покраснеет, его следует сма зать жиром (маслом, салом, борной мазью) и завязать теплой по вязкой (шерстяной, суконной). Обмороженную руку или ногу надо держать после перевязки приподнятой. Это уменьшает боль и пре дупреждает осложнения.
При контакте незащищенных частей тела с металлическими предметами, охлажденными до температуры ниже минус 30° С, про исходит резкое «контактное» обмораживание.
У водителей и ремонтных рабочих это происходит при работе го лыми руками, особенно когда ладони рук влажные после рукавиц. Рекомендуется поверхность инструмента, захватываемую руками, защищать слоистым пластиком или специальным текстилем.
На большом морозе, ниже минус 40—50°С, попавшие на кожу бензин или дизельное топливо обжигают и могут вызвать быстрое обмораживание даже второй степени.
При передвижении пешком в большой мороз от минус 30° С и ниже по наледям, если нет резиновых сапог, во избежание промо кания валеных сапог можно рекомендовать наращивание на них слоя льда, предохраняющего от намокания. Для этого необходимо, подобрав у края наледи участок с открытой водой, имеющей глуби ну 10—15 см, погрузить в нее на 1— 2 сек ногу, обутую в валенок, после чего погрузить ее в рыхлый снег, тщательно обваливая в сне гу омоченное место. Затем ногу с валенком погрузить еще раз в на ледь на 5 см глубже и вновь обвалять в снегу. Операцию повторять 7—8 раз до того момента, пока на валенке не образуется прочная без трещин и разрывов сплошная ледяная корка. Незнание этого способа приводило к тяжелым обмораживаниям.
167
При использовании паяльных ламп, жаровень, малых обогрева тельных печей, зажигания факелов и костров необходимо учиты вать пожаробезопасное расстояние с тем, чтобы пламя или искры, переносимые ветром, не попали на легковоспламеняющиеся предме ты, постройки, одежду.
При использовании отопительных и обогревательных устройств необходимо иметь наготове исправный огнетушитель, рыхлый сухой песок и другие средства пожаротушения.
Вслучае ожогов поверхности кожи необходимо создать защит ный покров, покрывая их стерильными бинтами, пропитанными 10-процентным раствором марганцевокислого калия, повторяя это до тех пор, пока не прекратятся боли и обожженная кожа не примет густой коричневый оттенок. Обожженные места не следует смазы вать жирами, так как это не способствует заживлению ожога.
Вслучаях ожога лица и глаз на место ранения надо наклады вать холодные примочки из борной кислоты.
При загорании одежды пострадавшего надо быстро уложить на землю и накрыть одеялом, пальто и т. п., закрыв тем самым доступ воздуха к очагу огня.
Взакрытых помещениях запрещается пользоваться предпуско выми подогревателями во избежание отравления обслуживающего персонала продуктами сгорания.
Вотработавших газах автомобильных двигателей из-за неполно го сгорания топлива содержится большое количество окиси углеро да. Вдыхание воздуха, в 1 л которого содержится 0,24 мг окиси углерода, может вызвать отравление. Поэтому зимой при прогреве двигателей автомобилей на открытых стоянках и особенно в закры тых невентилируемых помещениях могут быть и бывают случаи от равления людей окисью углерода. Головная боль, сонливость, об морочное состояние и покраснение кожи являются признаками от
равления.
Нельзя допускать работу двигателя в закрытых невентилируе мых помещениях свыше 5 м и н во избежание отравления.
При загрязнении воздуха в помещениях отработавшими газами все работы следует прекратить, удалить из них людей, затем тща тельно проветрить помещения.
Если нарушены прокладки выпускного трубопровода двигателя и неисправность устранить в пути невозможно, для предупрежде ния отравления необходимо продолжать движение с открытыми ок нами в кабине.
На стоянках автомобили следует располагать так, чтобы при прогреве двигателей отработавшие газы не задувались ветром и не
попадали в кузов или кабину.
Заправляя двигатели низкозамерзающей жидкостью марки 45 или 65, необходимо помнить, что этиленгликоль,, являющийся ос новой этих жидкостей, — яд и при незначительном попадании внутрь организма вызывает быстрое отравление, часто со смертель ным исходом.
168
Для предупреждения отравления необходимо строго учитывать расход низкозамерзающей жидкости с тем, чтобы исключить воз можность использования ее не по назначению. На автомобилях, двигатели которых заправлены низкозамерзающей жидкостью, при стоянке на открытых площадках или ремонтных пунктах надо вы вешивать таблички «Заправлен антифризом». Водители и обслужи вающий персонал должны быть ознакомлены с правилами обраще ния и основными свойствами низкозамерзающих жидкостей.
Применять этилированный бензин для работы автомобилей на зимних дорогах запрещается.
Оставляя автомобили на открытых площадках с подогревом, необходимо соблюдать правила безопасности. Допуск на площадку посторонних лид во время стоянки на ней автомобилей строго за прещен. Во время стоянки автомобилей под электроподогревом запрещается их заправлять топливом, маслом,-обтирать и ремон тировать. Водитель допускается на площадку к своему автомобилю только с ведома дежурного по площадке и дежурного электромон тера. При поражении током спасение пострадавшего зависит от то го, как быстро с учетом всех мер предосторожности он будет осво божден от тока, и от того, как быстро при отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) ему будет сделано искус ственное дыхание.
Хранение автомобилей с подогревом двигателей на открытых площадках должно соответствовать правилам противопожарной профилактики, установленным для автотранспортных предприятий.
Автомобили и автомобили-цистерны для перевозки жидкого топлива должны храниться на отдельных открытых площадках или в изолированных гаражах.
При перевозке людей в кузовах-фургонах и в автобусах, обо рудованных жидкостными отопителями типа. ОВ-ЗО, ОВ-65 и дру гими, необходимо следить за тем, чтобы в кузова вместе с нагре тым воздухом не попадали продукты неполного сгорания топлива.
Г л а в а 10
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ СЕВЕРА
Специфические технические требования, предъявляемые к ав томобилям, определяются климатическими особенностями и свой ствами грунтовых (снежных) поверхностей, количеством выпадаю щих осадков, характером снега и снежного покрова, силой ветров и рельефом местности. Основной задачей эксплуатационников являет ся поддержание требуемого температурного режима всех механиз мов автомобилей как при движении, так и на стоянках.
169
Фактором, влияющим на работу автомобилей, является несущая способность грунтов при прохождении автомобилей, а также рельеф дороги.
Обычные автомобили с регулируемым давлением в шинах или с арочными шинами не могут двигаться по грунтам с несущей спо собностью менее 0,4 кГ/см2 и преодолевать подъем более 7°, и поэ тому они могут использоваться лишь на 5,8% площади суши. Авто мобили повышенной проходимости могут применяться на 37% пло щади суши, а плавающие автомобили высокой проходимости — на 76% всей поверхности арктических и субарктических районов. Из приведенных данных следует, что требования вышкой проходи мости должны предъявляться ко всем автомобилям, предназначен ным для работы в районах Севера. Автомобили должны быть при годны для эксплуатации в любую погоду с температурами воздуха до минус 60° С, при сильных ветрах и метелях при безгаражном хранении.
По характеру использования подвижной состав можно подраз делить на две основные группы: постоянного использования для обеспечения регулярных перевозок по постоянно действующим и временным зимним дорогам; временного применения для доставки в сложных дорожных условиях и по зимнему бездорожью пасса жиров и грузов.
Эксплуатация серийных грузовых автомобилей |
ГАЗ-51 А, |
ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 на временных зимних автомобильных |
дорогах |
без повышения их проходимости арочными пли широкопрофильны ми шинами, цепями противоскольжения требуемого эффекта не дает.
Значительно лучшей проходимостью обладают полноприводные автомобили ГАЗ-66, ЗИЛ-157, Урал-375 и другие, имеющие шипы с регулируемым давлением воздуха.
Проходимость автомобилей зависит не только от величины удельного давления шин на поверхность дорог, но и от удельной мощности двигателей. Чем выше удельная мощность двигателя, k. п. д. трансмиссии и чем ниже удельное давление шины на грунт, тем выше проходимость автомобиля.
Для наиболее рациональной эксплуатации автомобилей в север ных условиях необходима конструктивная доработка серийных ав томобилей, прицепов и полуприцепов, а также создание специаль ных конструкций автомобилей и других транспортных средств, удов летворяющих требованиям эксплуатации.
По расчетам канд. техн. наук А. А. Букина и канд. экон. наук Ю. М. Догаева, годовая экономическая эффективность использова ния северной модификации одного автомобиля ЗИЛ-ІЗОС по срав нению со стандартным автомобилем ЗИЛ-130 составляет l, 95 тыс. руб. на один списочный автомобиль, а вообще в целом использование на Севере стандартных автомобилей ведет к поте рям (эксплуатационные издержки, простои, ремонт, снижение про изводительности), составившем около 700 млн. руб. за 1970 г.
170