Файл: Арховский В.Ф. Основы автоматического регулирования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
изменении внешних воздействий и т. д. искажают значения вы ходных параметров. Включение сглаживающих или демпфирую щих устройств в системе вызывает снижение ее динамических свойств. Введение сглаживающих и демпфирующих устройств часто не приводит к эффективному улучшению помехоустойчиво сти системы.
7.6.1.Особенности работы импульсных схем в САР
Вряде САР авиационных двигателей, где необходима боль шая надежность при тряске или других видах помех, используют импульсные элементы или схемы регулирования, а также анало го-импульсные преобразователи, т. е. устройства, преобразую щие аналоговый (непрерывный) сигнал (см. рис. 7.30, а) в сиг
а " |
нал импульсной формы. Различают |
|
импульсное преобразование, или мо- |
||
|
дуляцию, четырех основных (видов: |
|
' |
амплитудно-импульсную |
(АИМ), |
а ~~ |
широтно-импульсную (ШИМ), фа- |
|
^ зо-импульсную (ФИМ), |
частотно- |
|
авв‘ |
импульсную (ЧИМ). На рис. 7.30 |
|
|
приведены эти виды модуляции. |
t
Рис. 7.30. Формы импульс- |
Рис. 7.31. К вопросу о помехоус |
мых модуляций |
тойчивости ШИМ-сигнала |
180
При амплитудно-импульсной модуляции (в) ширина импуль сов постоянная tn— t0n, а их амплитуда соответствует амплитуде сигнала в заданные моменты времени А —А\, 'называемые вы боркой (б).
При широтно-импульсной модуляции (г) |
ширина импульса |
||||
пропорциональна амплитуде tn= kAi |
(чем |
больше |
амплитуда |
||
сигнала, тем больше ширина импульса), |
а амплитуда — |
посто |
|||
янна Л„=ЛонНачало импульса совпадает |
с импульсами вы |
||||
борки «вб- |
(д ) |
|
|
|
|
При фазо-импульсной модуляции |
амплитуда |
импульса |
|||
■tK постоянна, но период времени от импульсов выборки |
/Вб до |
действующих импульсов tt пропорционален амплитуде аналого вого сигнала АЛ,-.
Частотно-импульсная модуляция (е ) характеризуется посто янной длительностью и амплитудой импульсов, а период между импульсами пропорционален амплитуде исходного сигнала.
Существует большое число электронных схем и устройств, в которых обработка и вычисления ведутся не над аналоговым сиг налом, а над преобразованными сигналами. При этом повыша ется эффективность САР, которая выражается в увеличении по
мехоустойчивости, |
точности, в уменьшении объема |
аппаратуры |
|||
и т. д. |
|
|
|
|
|
Рассмотрим для примера увеличение помехоустойчивости не |
|||||
прерывного сигнала |
иа |
(рис. 7.31, а) при его преобразовании в |
|||
широтно-импульсную форму « Шим. |
|
|
|||
При наличии |
помех |
непрерывный сигнал иа |
(напряжение, |
||
перемещение и т. |
д.) |
«смешивается» с шумом Ш, как это |
пока |
||
зано на рис. 7.31, |
б, |
и выделить сигнал на выходе блока |
пред |
ставляет большие трудности. При наличии помех в системе с ши ротно-импульсным модулированным сигналом цшим +Ш (см. рис. 7.31, в, г) легко выделить ишим путем «отсекания» сигнала
«Ш И М + Ш сверху и-a и снизу иИ.
ВСАР авиационных двигателей такие системы (с ШИМ, ФИМ и др.) используются для регулирования подачи топлива в
камеры сгорания, управления вспомогательными электродвига телями и т. д.
Необходимо только привести одно условие, при выполнении которого эффективность системы значительно повышается: час тота выборки ыВб должна быть намного больше (чаще), чем из менение непрерывного сигнала. Несоблюдение этого условия мо жет привести к неустойчивой работе двигателя. Однако это свя зано не с собственно модуляцией сигнала, а с его восстановлени ем, которое называется демодуляцией. Восстановление модули рованного сигнала обеспечивается путем усреднения при АИМ, ШИМ, ЧаИМ и ФИМ (при его преобразовании в ШИМ).
Усреднение или фильтрация сигналов с импульсной модуля
181
цией показана на рис. 7.32, на котором значение (уровень) вы ходного (усредненного) сигнала uAi с помощью электрических
фильтров или инерционных механических или гидравлических исполнительных устройств авиационных двигателей устанавли вается таким образом, чтобы площадь отрицательных импуль
сов Fi была равна площади положительных |
импульсов Р2. Чем |
|||||
слабее усреднение (рис. 7.33), тем |
|
|
||||
сильнее появляется форма импульс |
-LBx |
|
||||
ного |
сигнала. |
Сильное |
усредение |
|
^вых |
|
(большая постоянная времени) |
хо |
|
||||
|
|
|||||
рошо |
сглаживает модулированный |
|
|
|||
сигнал (см. рис. 7.33, а ) . При отсут |
|
|
||||
ствии усреднения постоянная вре |
|
|
||||
мени |
фильтра |
равна нулю -гц,= О, |
|
|
||
|
|
/ |
*7УЛ |
|
|
|
|
|
<..у. _ |
|
|
|
|
|
|
А |
i. |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
F. |
|
|
|
|
Рис. 7.32. Идеальная демодуляция |
Рис. 7.33. |
Реальная |
демодуля |
|||
|
|
шим |
|
|
ция ШИМ |
|
выходной сигнал представлен в промодулированной |
форме, как |
это показано на рис. 7. 33. Поэтому необходимо всегда выбирать частоту выборки Дб и период между выборками 1/Дб, исходя из инерционности регулируемого параметра, который характери зуется постоянной времени ^ по следующему выражению tB6 —1 //вб^б%^1), где 6% — относительная погрешность сглажи вания. Так, для примеров, приведенных на рис. 7.33, относи тельная погрешность сглаживания равна нулю (а); 30% (б) и 100% (в). Для безынерционных регулируемых параметров необ ходимо включать искусственные фильтры с постоянной вре мени /ф>Де/б%.
7.6.2.Схемы моделирования импульсных САР
ипреобразователей
Моделирование САР, содержащих импульсные схемы регули рования, не отличается от моделирования линейных или нели нейных систем. В структурные схемы моделирования необходи мо только включение моделей схем преобразователей, которые приведены на рис. 7.34.
Рассмотрим систему импульсного регулирования, приведен ную в разд. 2.6.2. Определим для этой системы зависимость
182
скважности импульсов (7УГ0) от входного сигнала иТз, т. е. за датчика температуры. Для этого составим функциональную схе му, приведенную на рис. 7.35, а.
Уравнение, связывающее входы (ит . ; иТз) и выход Аи эле мента сравнения, можно представить в следующем виде: (ит .—
— ит3) ka.c —Аи, где /гэ,с •— коэффициент усиления (или передачи) элемента сравнения. Уравнение преобразующего элемента, схе-
Вх
RI
а)
£х
ГПН
лмлл
Вх
R2
RI
|
|
прк |
я™ |
|
|
|
|
ПР0 \ |
U l |
|
|
|
|
ГПН |
|
|
|
|
|
- ф |
|
|
|
|
|
МАМ |
|
||
i j j P |
l |
Установка |
|
|
|
п/ \— I |
периодов |
|
|
|
|
|
r (скважностиI |
|
|
||
|
|
„ 0-2 |
-Д пр: |
|
|
|
2R |
|
|
||
|
ПР00 |
Вых |
|||
|
2R |
|
|
|
|
|
|
|
+Д |
|пп, ; |
|
|
б) |
|
|
JT |
|
|
с/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРХ |
RI |
|
R2 |
„ 0-2“ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
R3 |
|
ПР„ |
Уi. |
|
„ 0-2“ |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В) |
|
_Д |
M il I I |
|
|
|
t/J |
tfl1!11*■ |
Рис. 7.34. Схемы моделей преобразователей:
а—АИМ; б— ШИМ; е—ЧИМ
ма которого приведена на рис. 7.34, б, определяет зависимость скважности сигналов &До на выходе хп.3 от величины входного непрерывного сигнала ti/t0=Auka,3. Уравнение исполнительного элемента и объекта управления определяет связь температуры газа перед турбиной с выходом преобразующего элемента, т. е. со скважностью сигналов устройства регулирования подачи топ лива, количество которого при наличии импульса t\ равно G = =^макс> при отсутствии импульса U равно G = 0, т. е.
183
Объединяя эти три уравнения в одно и разрешая его отно
сительно иТз, получаем |
k,j-3 — — |
Омакс — |
. |
Член |
|
* 0 \ к п .э |
|
к э .с ) |
|
&п.э/А>.с представляет собой постоянную величину, которую мож но убрать РУД. При необходимости строгой пропорцнонально-
Рис. 7.35. Использование ШИМ в САР ВРД
S)
сти между сигналом задатчика и скважностью сигналов управ
ления необходимо, чтобы Аэ.с— »-оо. Тогда иТа = |
—---- — Омакс. |
Схема моделирования такой импульсной системы |
^0 кп.э |
приведена на |
|
рис. 7.35, б. |
|
7.7. ОБЩАЯ МЕТОДИКА НАБОРА МОДЕЛИ САР НА АВМ
Простота и удобство АВМ предопределяет наглядное модели рование-САР авиационных двигателей, простую методику набо ра модели САР на АВМ, быструю вариацию значений парамет ров и звеньев при анализе и синтезе САР. Общая методика прог раммирования АВМ содержит следующие пункты:
1) изучение исследуемого объекта и его принципиальной схе мы; разделение на типовые звенья САР; составление блок-схемы и структурной схемы; составление передаточных функций звень ев или всей системы;
2)составление схем моделирования по общей передаточной функции (математическое моделирование) или составление схем моделирования по структурной схеме САР (структурное модели рование) ;
3)составление схем моделей линейных и нелинейных задаю щих или возмущающих воздействий;
184
■ 4) расчет масштабов переменных системы и параметров мо дели;
•5) установка полученных значений параметров модели; 6) решение модели САР на АВМ и регистрация решения.
7.7.1. Разделение САР авиационных двигателей на типовые элементы
Деление на узлы и пропорциональное, дифференцирующее, апериодическое, интегрирующее и колебательное звенья, состав ление блок-схем передаточных функций и их описание возможно только после изучения процесса регулирования. В качестве при мера рассмотрим систему регулирования двухконтурного ТРД.
Необходимость повышения экономичности работы и расшире ния зоны устойчивой работы ТРД привели к разработке двухконтуриых ТРДД с двухвальной .схемой с регулятором числа оборо тов низконапорного (внешнего) контура путем изменения сечения реактивного сопла и регулятором числа оборотов высо конапорного (внутреннего) контура изменением расхода горюче го. На рис. 7.36, а приведена схема такого двигателя с регулято рами. В «ей можно выделить ряд элементов.
Чувствительные элементы — центробежные тахометры в уп рощенном виде описываются уравнением пропорционального звена Хвых = к {Хв\- Сервопривод при ряде сокращений (напри мер, линеаризация нелинейности работы золотника) описывается
интегрирующим звеном X ых= -2^ вх . Однако охваченный же- s
сткой обратной связью (рычагом — пропорциональным звеном) для «изконапорного контура сервопривод приобретает свойства апериодического звена (см. разд. 5.2.2) и описывается уравнени ем первого порядка: {TBs+ \ )X Bblx= k aXBX.
Если сервопривод охватить гибкой обратной связью (рыча гом и катарактом, т. е. реальным дифференцирующим звеном), как это сделано для высоконапорного каскада, то сервопривод реализуется в виде интегро-дифференцирующего звена, облада ющего хорошими динамическими свойствами (см. разд. 6.6.3). Если гибкую обратную связь (изодромную) представить в сле дующем виде: (Tns + 1)Хвых = Тп5Хвх, то общее уравнение звена сервопривода с изодрома примет вид:
(7’1s + l ) Z BbIX= ( 7 2s + l ) A BS.
Наконец, уравнение движения ТРДД можно описать систе мой из двух уравнений, каждое из которых относится к своему каскаду:
(Tas + 1 ) A ni = kiXz + k<iXB2\ (Т,,s + 1 ) Ац2= ^ 3 ^ 3 + kftX/t.
Следовательно, блок-схему этих САР можно представить в виде пяти звеньев (см. рис. 7.36, б). Сервопривод, как уже из
185
вестно из разд. 7.4.2 (см. рис. 7.21), представляет собой нелиней ное звено.
На рис. 7.36, в приведена структурная схема ТРДД. Серво привод показан на рисунке в виде нелинейного звена. Такая
Рис. 7.36. САР ТРДД:
а—принципиальная схема; 6 —блок-схема; в—структурная схема
структурная схема может быть использована при построении схе мы моделирования.
Составление передаточной функции всей системы регулирова ния не представляет больших трудностей, однако это связано- с рядом преобразований. Трудности возникают при аналитиче ском исследовании нелинейной системы пятого порядка. Поэто му единственным методом исследования САР таких сложных в нелинейных систем является метод моделирования на AB1VL
186
Причем, как будет показано ниже, существует способ составле ния модели САР без определения общей передаточной функции ■системы.
7.7.2. Составление схем моделей по уравнению переходного процесса системы автоматического регулирования (математическое моделирование)
Общее уравнение переходного процесса САР можно предста вить в виде следующего выражения:
^ ^ |
+ |
a„_1^ |
f - |
x+ |
...+ a 1xnbIX + a0 = |
d tn |
|
d tn~ l |
|
|
|
^ bmJ ^ |
. ^ |
bm_ i £ |
^ |
^ + |
_ + biXBx+ b0+ f ( t ) . (7. 1) |
d tm |
|
|
d tm~ l |
|
Общий порядок составления схемы модели заключается в следу- ' ющем.
Рис. 7.37. Схема модели САР, составленная по общему урав нению
187
1.В левой части выражения оставляется только высшая про
изводная (без коэффициента а „):
^ -ТВЬ|Х |
bm |
d |
| Ал—1 |
d -Твх |
| |
|
| А |
| ^0 |
I |
|
------- —--------------1----------------- |
|
dtm~x |
+•••-! |
----ап - |
V i ------- |
1 |
||||
dtn |
«П |
dtm |
ап |
|
|
ап |
|
|||
+ — / ( 0 — 22=1 |
dtл—l |
|
йп |
Лвых |
ci |
(7 .2) |
||||
|
й п |
|
а п |
|
|
|
||||
2. Методом понижения порядка, т. |
е. |
при использовании ин |
||||||||
тегрирующих блоков, |
формируем все производные с1{хвых/сНь и |
|||||||||
выходную переменную хВЫх |
(интеграторы, обозначенные |
fa, на |
рис. 7.37).
3. Методом понижения порядка, как и выше, формируем все производные с1{хш/сИ* и входную переменную хпх (интеграторы, обозначенные f&, на рис. 7.37).
4.Методом суммирования, т. е. применением суммирующего1 блока, производим формирование всей правой части уравнения (7.2) с соответствующими для каждой производной и перемен ной коэффициентами (см. рис. 7.37).
5.Так как правая часть равенства всегда равна левой и по лученная сумма равна старшей производной по выходу, замы каем схему обратной связью (см. штриховую линию на рис. 7.37).
7.7.3. Составление схем моделей по структурной схеме САР (структурное моделирование)
Моделирование САР на АВМ для анализа и синтеза отдель ных параметров и структур удобно тем, что можно обойтись без традиционного вывода общего уравнения передаточной функции системы, а использовать структурную схему САР с описанием движения только отдельных узлов. При использовании сложных САР, описываемых уравнениями высокого порядка и содержа щих звенья нелинейного типа, этот путь составления моделей яв ляется единственно возможным.
1. В разд. 7.7.1 рассматривался вопрос составления структур ной схемы двухконтурного ТРД. Поэтому в качестве примера составления схем моделирования по структурной схеме САР бу дет использована эта система. Методика составления схем мо делирования по структурной схеме заключается в замене реаль ных звеньев САР их моделями, которые описывались в разд. 7.3.2 и 7.4.2, не нарушая при этом общего вида и связей струк турной схемы САР. На рис. 7.38 приведена схема моделирования всей системы, идентичная структурной схеме на рис. 7.36, в.
2. Представляется возможным составление схем моделирова ния по описанию уравнения движения отдельных элементов и.
188