Файл: Арховский В.Ф. Основы автоматического регулирования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
После деления на К х и вынесения постоянных коэффициентов
Z
за знак интеграла, получаем х вих= —(К Х1аК (1ЯСКХвьа) ^ x BXd z .
о
Это выражение точно равно исходному выражению интегрирова ния при выполнении следующего условия: а — К х К tjRCК Л- .
Из данного условия легко определяется значение постоянной времени интегрирующего блока RC = K X К tIK x а.
7.3.6. Составление схем моделей САР методом решения дифференциальных уравнений
Динамические свойства магнитного усилителя САР первого порядка, т. е. зависимость выходного тока от входного напряже ния, определяются индуктивностью обмотки L и сопротивлением
Рис. 7.12. К составлению схем моделей сис тем второго порядка
обмотки /•по следующему выражению с производной первого по рядка:
dMy dt
Оставляя в левой части уравнения первую производную и счи тая условно ее известной, можно получить А/у на выходе блока
R 1
интегрирования dAIy/dt, а ---- — Д/у-(-Дггвх— (правую часть)— на
блоке суммирования. На рис. 7. 12 приведены эти блоки. Так как
R А, |
, |
1 . |
dAIy |
величина-------Д/УН-----Аиьх |
пропорциональна------L, можно замк- |
||
L |
3 |
L |
dt |
нуть обратную связь, т. е. подать сигнал с выхода блока сумми рования через блок инвертирования на вход блока интегрирова ния. Совмещая операцию интегрирования с операцией суммиро вания, можно модель блока составить при использовании одного
166
блока суммирования — интегрирования (см. рис. 7.12, внизу слева). Практическая реализация модели системы приведена на рис. 7. 12, где I/L = Rz/Ri, a R!L=\IR\C\.
Рис. 7.13. Структурная схема модели САР тре тьего порядка
Система второго порядка была рассмотрена в разделе «Ана логовые моделирующие машины». Здесь стоит лишь привести практическую реализацию модели (рис. 7.13) и соответствующие выражения коэффициентов системы через параметры модели:
R i/R o i = bfa2\ Re/Ros—Q-il^', R 2 —R z —Roi-
7.3.7. Схемы моделирования простых воздействий САР
Исследование переходных процессов в САР ВРД связано с необходимостью задания различного вида воздействий как от летчика, так и от изменения внешних условий полета. К простым воздействиям относятся ступенчатое воздействие, линейно изме няющееся воздействие и воздействие по параметру и производ ной.
1. Схему моделирования ступенчатого воздействия можно представить масштабным блоком с реле Р 0, управляемое сигна лом АВМ «Пуск» (рис. 7. 14). В верхнем положении тумблера Ti
+ 1008 |
|
Чу„/>_г |
|
и |
+и8ых ^ |
||
I |
|||
и8ш |
|||
|
|
- “Вь,Г\ |
|
-1008 |
а) |
б) |
L
Г
Рис. 7.14. Модель воздействия ступенчатого типа:
а—блок-схема, б— временная диаграмма
при включении реле Ро на выходе схемы будет формироваться отрицательный перепад 'напряжения, в нижнем положении—по ложительный перепад. Уровень перепада как отрицательного, так и положительного устанавливается переменным сопротивле нием R0, так как пвых= —uBxRo/Ri-
167
2.Схема моделирования линейно изменяющегося воздействия
базируется на интегрирующем блоке с реле Р, (Ро — обмотка реле; Рк—контакты реле) также управляемым сигналом АВМ «Пуск» (рис. 7.15). В верхнем положении тумблера Т* (тумблер
-woe а) б)
Рис. 7.15. Модель линейно-изменяющегося воздей ствия:
а —блок-схема; б —временная диаграмма
«знак») на выходе формируется отрицательное линейно-убываю- щее (по абсолютной величине) напряжение, в нижнем — поло жительное линейночнарастающее напряжение.
3. Схема моделирования воздействия по параметру и произ водной приведена на рис. 7.16, а. Такое воздействие в САР явля ется сложным, так как предусматривается наличие сильного вли-
Рис. 7.16. Схемы моделей и вид воздействий слож ного типа
■яния производных от основного воздействия, которое может быть
•в простых случаях ступенчатым или линейно-нарастающим. Сов местив операцию дифференцирования с суммированием в одном блоке, можно получить схему, приведенную на рис. 7.16, б, кото
1-68
рая совершенно аналогична схеме на рис. 7.16, а. На рис. 7.16,® приведены временные диаграммы напряжений в различных точкак схемы. Схема моделирования воздействия ступенчато-линей ного вида приведена на рис. 7. 16, е, а ее временная диаграмма— на рис. 7. 16, д.
7 .4 . МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ
Почти все реальные САР узлов летательных аппаратов опи сываются нелинейными дифференциальными уравнениями и со держат нелинейные звенья, т. е. звенья, в которых выходная ве личина связана со входной нелинейной зависимостью. Кроме то го, к нелинейным звеньям относятся схемы с релейной характе ристикой, с характеристикой типа «петля гистерезиса», «люфт»- и т. д.
7.4.1.Нелинейные решающие блоки АВМ
Кданному типу блоков относятся: блок перемножения, блок деления и универсальный блок нелинейности.
Блок перемножения производит операцию перемножения
д.'иыХ = ХпхЛх2 двух напряжений «Вх1 и нвх2 по машинному выра жению Пвых= Кб.пИвх1«их2 . Коэффициент Кб.п является для блока
перемножения постоянной |
величиной, |
|
|
|
|
||||||
равной 0,01. |
Это обусловлено тем, что |
и Ы |
---------- > 1 |
4 / 1 а 6ых |
|
||||||
при максимальных |
входных |
напряже |
а) |
|
|
|
|||||
ниях пвх 1 = 100 В и «вх2=Ю0 |
В макси |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
||||||||
мальное |
напряжение на выходе |
дол |
|
|
|
|
|||||
жно |
быть тоже 100 |
В. На рис. 7.17, а |
|
|
|
|
|||||
показано обозначение блока перемно |
|
|
|
|
|||||||
жения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок деления осуществляет опера |
|
|
|
|
|||||||
цию деления одной переменной на |
Рис. |
7.17. |
Обозначение |
||||||||
другую |
по |
следующему |
машинному |
блока перемножения (а) |
|||||||
выражению: |
Нвых=Кб.д«вх1 /®вх2 , |
где |
и к выполнению опера |
||||||||
Кб.д— коэффициент |
деления. |
При |
ции деления |
с помощью |
|||||||
блока перемножения |
(б) |
||||||||||
^вхЦмакс)= 100 |
В И НВх2(лшн)= |
1 |
В |
КОЭф- |
|
|
|
|
|||
фициент |
Кб.д |
выбирается равным единице, чтобы |
« Вых(макс) = |
||||||||
= 100 В, т. е. |
Кб.д~~100 пвх2(макс)/^вх1(макс). На рис. 7 .17,6 приве |
||||||||||
дена |
схема |
деления с использованием блока перемножения. |
|||||||||
Действительно, если |
i\— i2> |
1i = Hbxi/KBxj |
12~Ивх2Пвых/Ко.С) то |
в ы |
|||||||
ходное напряжение блока равно |
|
|
|
|
|
^вых” UbxiK o.o/^bx2Kbxj Где Ко.с/Квх = Кб.д-
Выше были рассмотрены типовые решающие нелинейные блоки. В большом ряде случаев САР авиационных двигателей включают различные нелинейные зависимости.
169
Уравнение |
движения |
поршневого |
авиационного двигателя |
|
имеет вид Т |
0 dt —[- д ш = А Д ? ( 0 > |
>гДе |
— постоянная |
|
времени двигателя, k |
— коэффициент усиления, |
fB.B(t) — воз |
мущающее воздействие. Однако при расчете 7Уп к,? необходимо учитывать моменты, развиваемые двигателем, и сопротивления винта, в который входит коэффициент мощности винта, скорость
Рис. 7.18. К универсальному блоку нелинейности:
а—элементарная диодная ячейка; б—виды элементарных характеристик вход—выход; в—к аппроксимации и разде лению нелинейной зависимости на элементарные
полета, угол атаки лопастей винта и т. д. Поэтому обычно поль зуются графиком 'нелинейной зависимости' То и k 9 от скоростно го режима авиадвигателя (п).
Уравнение движения ТРД имеет вид; Г0^^--|-[е —£ш] дш = &_.д©, dt
где также То и k0 связаны функциональной (нелинейной) зави
симостью с высотой И и скоростью V полета.
Нелинейные зависимости ряда параметров имеют не только уравнения движения двигателей, но и отдельные реальные зве нья САР двигателей. Например, нелинейную зависимость имеет гидравлический серводвигатель с золотником, центробежный ма ятник чувствительного элемента регулятора скорости числа обо ротов. Любые механические, гидравлические, пневматические
170
устройства при их детальном исследовании обладают нелиней ной характеристикой вход—выход. Например, все ручки управ ления, различного рода рычаги перемещения и другие имеют зо ну нечувствительности, в ряде случаев небольшой люфт и т. д. Этот далеко не полный обзор примеров нелинейности в САР двигателей указывает на их большое разнообразие и необходи мость применения блоков нелинейности.
Линеаризация этих нелинейностей, рассмотренная ранее, су щественно упрощает, а в ряде случаев (при грубой линеариза ции) искажает результаты исследований.
Универсальный блок нелинейности может быть настроен на любой вид функциональной зависимости. С помощью диодных ячеек, приведенных на рис. 7.18, а, воспроизводятся кусочно-ли нейные кривые ал, аг, а3, а4 (см. рис. 7.18, б), которые при сумми ровании (см. рис. 7.18, в) образуют нелинейную зависимость F. Блоки нелинейности обозначаются на схемах квадратом с буквой F внутри.
7.4.2. Модели типовых нелинейных звеньев САР
Почти каждое звено САР при его точном описании имеет не линейный характер зависимости выходной координаты (или сиг нала) от входной. В теории САР эти все нелинейные зависимо сти сведены к типовым. Рассмотрим некоторые из них, получив-
Рис. 7.19. Характеристики и блок-схема модели «ограничение»
шие наиболее широкое распространение в САР авиационных дви гателей.
1. « Ог ра ниче ние » . Это звено, обладающее характеристи кой, вид которой приведен на рис. 7.19, а, хорошо аппроксими рует основную зависимость выходного напряжения от входного усилителя (трансформаторного, магнитного). Звеном с характе ристикой «ограничения» II типа (см. рис. 7.19, б, в), т. е. с иде альной релейной характеристикой, является золотник изодрома при отсутствии зоны перекрытия окон золотника. Амплитуды ог раничения Hoi и йог соответствуют постоянной скорости изодрома при его перемещении в одну или другую сторону. На рис. 7.19, г
171
приведена схема модели звена «ограничение». С помощью по тенциометров Д3 п R4 (их частей /у, г2 , /'з, гД задается уровень ограничения t/oi и йог, а отношение сопротивлений Ro/R\ дает тангенс угла наклона tgip звена I типа. При исключении сопро тивления R2 (R2-+ 00) тангенс угла равен бесконечности, а сле довательно, угол наклона равен 90° (звено II типа).
Рис. 7.20. Характеристики и блок-схема модели «зона нечувстви тельности» (без ограничения)
2. |
« Зона |
н е ч у в с т в и т е л ь н о с т и». Нелинейные характе |
||
ристики первого |
(I) и второго (II) |
типа |
приведены на рис. |
|
7.20, а, б, схема модели — на рис. 7.20, в. Зоны нечувствительно |
||||
сти ип1 и ия 2 задаются с помощью |
переменных сопротивлений |
|||
Яз и R4, tg г|) = До/Дь Переход характеристики от первого типа ко |
||||
второму осуществляется при условии Ri = 0. |
Самостоятельно та |
кие звенья не используются из-за отсутствия ограничения функ ции снизу и сверху. Вид звена с ограничением приведен на рис.
Рис. 7.21. Характеристики и блок-схема модели «зона нечувст вительности» с ограничением
7.21 (также для двух типов 1 и 2). Нелинейной характеристикой, близкой к звену зоны нечувствительности первого рода с ограни чением по мощности, обладает гидравлический сервопоршень САР числа оборотов ВРД. Аналогичную характеристику имеет изодром 1в САР числа оборотов ТРД, где u0 1 и и02—скорости пере движения изодрома, а «нз и ын4—величины перекрытия окон зо лотника изодрома. Нелинейной зависимостью II типа характери-
172
зуется связь между угловой скоростью вращения соi и выход ного вала редуктора м2 н входной координатой a i и а2 серво привода. На рис. 7.21, в представлена схема модели звена «зоны нечувствительности (с ограничением)». Все параметры (угол нак лона, координаты ограничения по входу и выходу) задаются так
Рис. 7.22. Характеристики и блок-схема модели «люфт»
же, как они задавались в звеньях «зоны нечувствительности» и «ограничения». При значении сопротивления R i= 0 схема описы вает звено II типа.
3. |
«Люфт», |
« с у х о е трение » . Реальными звеньями САР |
|||||
с этими видами нелинейных зависимостей |
(рис. 7.22, |
а, б) явля |
|||||
ются различного рода ручки управления, |
редукторы, |
механиче |
|||||
ские рычаги передачи и т. д. Центробежная |
сила |
Рц грузиков |
|||||
связана с приращением угловой скорости |
Дсо |
в центробежном |
|||||
маятнике (чувствительный элемент регуляторов |
скорости вра |
||||||
щения) нелинейной зависимостью. На рис. 7.22, |
в приведена схе |
||||||
ма модели, на которой с помощью потенциометров Ri и Rs зада- |
|||||||
|
ивых, |
“вы*, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
“вы* |
|
|
- |
> |
^ |
„ 0 - 2 “ |
||
|
“в* |
“в* |
|
|
|
|
|
а) |
б) |
в) |
|
|
|
Рис. 7.23. Характеристики и блок-схема модели «реле с гистерезисом» |
|||||
ется значение выходной величины, |
а с помощью |
соотношения |
|||
С2/С ! — тангенс угла наклона ф. |
|
|
|
|
|
4. «Реле». |
При включении схемы «ограничение» |
в |
обрат |
||
ную связь усилителя можно получить модель звена с |
«реле». |
||||
5. « Р е л е |
с г и с т е р е з и с о м » . |
Звенья САР релейного типа |
|||
(чувствительные элементы и т. д.) |
очень часто описываются 'не |
||||
линейной характеристикой «реле с гистерезисом» |
(рис. |
7 .23,а). |
173