ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 476
Скачиваний: 0
Содержание меламино-формальдегидной смолы в смеси получим,
двигаясь |
по линии, |
параллельной правой |
стороне треугольника, |
до пересечения с левой стороной (40%). |
|
||
Линия |
твердости / |
делит диаграмму на |
две части: правее этой |
линии лежат смеси, имеющие относительную твердость 0,25 и менее, левее — смеси с относительной твердостью более 0,25. Линии элас тичности II и адгезии III также делят диаграмму на две части: справа от этих линий находятся смеси, выдерживающие испытания на элас тичность и адгезию, слева — не выдерживающие эти испытания.
Заштрихованная область, ограниченная линиями эластичности и твердости, соответствует смесям, обладающим наилучшим сочета нием указанных свойств.
Лаковые пленки с наиболее благоприятным сочетанием твердости и эластичности получаются из смесей, содержащих 55—80% глифталевых смол.
Меламино-алкидные материалы разбавляют составными раствори телями РКБ-1, 646 или сольвентом, ксилолом. Для обеспечения хоро шего блеска покрытий в состав летучей части вводят 25% бутанола и 25% высококипящего растворителя типа целлозольвацетата. Отверж дение большинства из этих материалов проводят при температуре 110—140° С в течение 0,3—1 ч с предварительной выдержкой на возду хе в течение 10—20 мин, чтобы успела испариться часть растворителя. Это способствует улучшению блеска образующегося покрытия и поз воляет избежать образования на ней оспин и кратеров.
Высококачественные меламино-алкидные материалы марок МЛ-12, МЛ-110, МЛ-197 применяются для окраски легковых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, приборов и других изде лий, которые можно подвергать высокотемпературной сушке при ПО—140° С.
Необходимость высокотемпературной сушки ограничивает при
менение таких |
материалов |
для |
вагонов. |
Поэтому |
для окраски |
||||||
пассажирских |
вагонов разработана |
меламино-алкидная |
эмаль |
||||||||
|
|
|
марки МЛ-152, которую |
мож |
|||||||
|
|
|
но |
сушить |
при |
|
температуре |
||||
|
|
|
80—85° С. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
При |
|
применении |
эмали |
|||||
|
|
|
МЛ-152 на некоторых вагоно |
||||||||
|
|
|
ремонтных |
заводах |
была |
уста |
|||||
|
|
|
новлена возможность нанесения |
||||||||
|
|
|
ее в электрическом поле и полу |
||||||||
|
|
|
чения покрытия с высоким глян |
||||||||
|
|
|
цем и хорошей твердостью. В ат |
||||||||
|
|
|
мосферных условиях и в эксплуа |
||||||||
|
|
|
тации покрытия из этой эмали |
||||||||
Содержание глшрталедой смолы, |
% |
сохраняются |
более |
3 лет, т. е. |
|||||||
наравне с эмалью МЛ-12, |
а не |
||||||||||
|
|
|
|||||||||
Рис. 46. Зависимость свойств мочевино- |
которые |
расцветки |
сохраняют |
||||||||
свой |
блеск |
|
лучше, |
чем |
эмали |
||||||
меламино-алкидиых покрытий от состав |
|
||||||||||
ных частей |
|
|
МЛ-12. |
|
|
|
|
|
|
124
Э п о к с и д н ы е лакокрасочные материалы обладают большим диапазоном свойств, что позволяет применять их в вагонном хозяйстве для различных целей. Основным пленкообразующим в этих материа лах является эпоксидная смола, которую получают в результате реак ции многоатомных фенолов с эпихлоргидрином.
Лакокрасочные материалы на основе эпоксидных смол отверж дают аминами, главным образом гексаметилендиамином (отвердитель № 1), полиэтиленполиамином, полиамидами (ПО-200, ПО-201, ПО-ЗОО), изоцианатами, фосфорной кислотой, феноло-,мочевино- и меламино формальдегидными смолами. Применение первых двух отвердителей позволяет получать качественные покрытия даже при холодной сушке окрашенного изделия, причем промежуточные слои можно сушить не более 0,5— 1 ч, а последний слой практически высыхает за 1—2 ч. На практике окрашенное такими материалами изделие оставляют при комнатной температуре в течение 10— 12 ч, после чего оно может посту пать на дальнейшую обработку.
При работе с двухкомпонентными аминоэпоксидными материалами следует следить за точной дозировкой отвердителя № 1, добавляемого в лакокрасочный материал, так как его избыток или недостаток резко снижает свойства покрытия. При работе с отвердителем № 1, основ ным компонентом которого является токсическое вещество — гекса метилендиамин, следует принимать специальные средства защиты (резиновые перчатки и фартуки, респираторы и т. п.).
Двухкомпонентные материалы, отверждаемые полиамидами, без вредны для рабочего и не требуют такой тщательной дозировки от вердителя. Полиамиды менее реакционноспособны, поэтому их при менение позволяет увеличить жизнеспособность композиций с 24 ч (при использовании аминных отвердителей) до 5—7 суток.
Эпоксидные материалы грунт-шпатлевка ЭП-00-10, эмали ЭП-525, ЭП-569 и другие имеют хорошие противокоррозионные свойства.
П о л и у р е т а н о в ы е л а к о к р а с о ч н ы е п о к р ы т и я обладают^омплексом ценных свойств: сильным блеском, высокой стой костью к действию абразива, пресной и морской воды, окислителей, паров минеральных кислот, углеводородных растворителей, минераль ных масел, перепаду температур от — 50 до + 130° С и хорошей ад гезией к самым разнообразным матфриалам.
Полиуретановые материалы применяют для окраски вагонов, защиты химической аппаратуры водоумягчительных станций, цис терн для перевозки нефтепродуктов, пищевого оборудования, обору дования литейных цехов, для лакирования полов, мебели и разного инвентаря. Чаще всего в качестве отвердителя полуретановых смол применяют толуилендиизоцианат (продукт 102Т) — довольно ток сичный продукт с высокой реакционной способностью. Поэтому его в лакокрасочный материал вводят, соблюдая все меры предосторож ности, за несколько минут до нанесения.
Цветовая гамма полиуретановых материалов ограничена, так как их можно пигментировать только инертными пигментами, такими как двуокись титана, литопон, окись хрома, ультрамарин, алюминиевая пудра, и некоторыми сортами сажи; наполнителями чаще всего служат
125
тальк, асбестовая |
мука и карбид |
кремния.- Никогда не применяют |
для изготовления |
полиуретановых |
материалов цинковые белила и |
соединения свинца. Пигменты н наполнители не должны содержать влагу.
Для снижения токсичности полиуретановых материалов выпускают изоцианатные отвердители в виде аддуктов (продуктов взаимодействия толуилендиизоцианата с многоатомными спиртами). Изоцианаты в таких материалах находятся в связанном состоянии и только после сушки при 100— 150° С реагируют с гидроксильными группами от верждаемой смолы. Горячая сушка покрытий делает их менее удоб ными для применения. ■
В качестве растворителей пригодны кетоны — циклогексанон, метилэтилкетон, изобутилкетон н реже ацетон, а также сложные эфи ры, не содержащие остатков свободных спиртов, — этилацетат, бутилацетат и для улучшения розлива медленно' улетучивающийся этилгликольацетат (целлозольвацетат). Допускается содержание то луола, ксилола. Полиуретановые материалы очень чувствительны при нанесении и высыхании к микроклимату малярного цеха, влажности, температуре, пыли, газам и другим вредным примесям и требуют ис ключительного внимания при нанесении и сушке для получения каче ственного покрытия. За рубежом сии применяются в цехах с конди ционированием воздуха.
Полиуретановые эмали хорошо зарекомендовали себя в вагонном хозяйстве •— окрашенные ими пассажирские вагоны и вагоны электро поездов, эксплуатирующиеся по всей сети железных дорог, в течение более пяти лет сохранили свой цвет, глянец и общее состояние. Это позволяет осуществлять пробег пассажирских вагонов и вагонов элект ропоездов от постройки до заводского ремонта и между заводскими ремонтами без перекраски при деповских ремонтах. Таким образом можно резко повысить производительность вагонных депо, так как основное время при ремонте тратится на окраску. Одновременно эко номится большое количество лакокрасочных материалов и улучшается качество покрытия, так как на него не наслаиваются многочислен ные слои шпатлевки и эмали.
Из полиуретановых лакокрасочных материалов в вагонном хозяй стве применяются грунтовка УР-012 и эмаль УР-176.
К р е м н и й о р г а н и ч е с к и е л а к о к р а с о ч н ы е м а т е р и а л ы . В связи с возрастающими требованиями к термостой кости покрытий все большее значение приобретают материалы на ос нове кремнийорганических смол, главная цепь макромолекул кото рых построена из чередующихся атомов кремния, кислорода и боко вых углеводородных радикалов (см. п. 5 главы II)..
Такие покрытия имеют плотную сетчатую структуру. Они твер же покрытий из органических пленкообразователей, но менее элас тичны.
Важнейшим достоинством кремнийорганических покрытий яв ляется стойкость к термоокислительной деструкции, что проявляется в сохранении ими при нагреве блеска, стойкости к пожелтению и рас трескиванию, а также негорючесть и стойкость к низким температурам
126
(до — 60° С), растворам щелочей, неорганических кислот и пищевых продуктов. Они выдерживают температуры до 500° С, а некоторые до 800° С. К недостаткам кремнийорганических покрытий относятся по ниженные механическая прочность и адгезия.
4. Лакокрасочные материалы на основе синтетических полимеризационных смол
Лакокрасочные материалы на конденсационных смолах очень долго высыхают при нормальных условиях или требуют горячей сушки
и.добавки отвердителей.
Вэтом отношении значительным преимуществом обладают мате
риалы на основе полимеризационных смол, которые высыхают при температуре 18—20° С через 1—3 ч после нанесения на поверхность, так как образование покрытия происходит только в результате улету чивания растворителей. Поэтому на железнодорожном транспорте, все больше используют лакокрасочные материалы на основе полиме ризационных, перхлорвиниловых, хлорсодержащих виниловых смол, акриловых полимеров, а также различных ацеталей.
П е р X л о р в и и и л о в ы е лакокрасочные материалы получают на основе перхлорвиниловой смолы, которая является продуктом до полнительного хлорирования полихлорвиниловой смолы (полихлор виниловую смолу получают при полимеризации хлористого винила в присутствии хлорбензола или дихлорэтана). Покрытия на основе чистой перхлорвиниловой смолы малоэластичны и имеют недостаточно хорошую адгезию. Поэтому чаще применяют материалы на основе перхлорвиниловой смолы, модифицированной алкидными смолами и пластификаторами. Перхлорвиниловые материалы содержат в ка честве активных растворителей такие токсичные продукты, как ксилол, сольвент, ацетон, что ухудшает санитарно-гигиенические условия труда.
Перхлорвиниловые материалы практически высыхают при комнат ной температуре в течение 1—3 ч, но полное высыхание (отверждение) покрытия происходит только через 7 суток вследствие удержания им остаточного растворителя. При температуре до 60° С эти покрытия высыхают за 1 ч, но полное отверждение наступает через 5—6 ч. При этом получаются атмосферостойкие покрытия, долговечность которых превышает 6 лет (эмали ХВ-1100, ХВ-124, ХВ-125, ХВ-113 и др.). Не которые марки перхлорвиниловых эмалей образуют покрытие, стой кое к минеральным кислотам и атмосферным воздействиям. Эмали ХСЭ и ХС-710 очень устойчивы к действию различных минеральных кислот, но уступают другим перхлорвиниловым материалам в стой кости к атмосферным воздействиям. Хотя глянец эмали ХВ-113 невы сок, но в атмосферных условиях он более ставлен и через 1—2 года уравнивается с глянцем алкидной эмали ПФ-115 (рис. 47), которая бы стро теряет свой глянец.
Из-за недостаточной стойкости перхлорвиниловых покрытий к тем пературам выше 100° С и воздействию света, при которых они теряют
1?7
|
|
|
|
|
эластичность, |
темнеют |
и разла |
||||
|
|
|
|
|
гаются с выделением хлористого- |
||||||
|
|
|
|
|
водорода, их наносят по грун |
||||||
|
|
|
|
|
товкам, устойчивым к действию |
||||||
|
|
|
|
|
минеральных |
кислот, |
и сушат |
||||
|
|
|
|
|
при |
температуре |
ниже |
100° С. |
|||
|
|
|
|
|
Они не применяются для окрас |
||||||
|
|
|
|
|
ки внутри вагонов. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
Этих недостатков лишены ма |
||||||
|
|
|
|
|
териалы на основе |
сополимеров |
|||||
|
|
|
|
|
винилхлорида с винилбутиловым |
||||||
|
|
|
|
|
эфиром иа смоле СХБ; винилхло |
||||||
|
|
|
|
|
рида с винилбутиловым |
эфиром |
|||||
|
|
|
|
|
и метакрилатом на смоле СХБМ; |
||||||
|
|
|
|
|
винилхлорида |
с винилнденхло- |
|||||
|
|
|
|
|
ридом на смоле ВХВД-40 и |
||||||
|
|
|
|
|
винилхлорида |
с винилацетатом |
|||||
|
|
|
|
|
на сополимерах А-15 |
и А-15-0. |
|||||
|
|
|
|
|
Кроме того, последние требуют |
||||||
|
|
|
|
|
нанесения меньшего количества |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
1 |
слоев покрытия (2—3 вместо 4— |
||||||
6 для |
материалов |
на |
основе чи |
||||||||
|
|
|
Время, годы |
||||||||
|
|
|
|
|
стой |
перхлорвиниловой |
смолы), |
||||
Рис. 47. Изменение глянца покрытий в |
поскольку в |
этих |
материалах, |
||||||||
атмосферных условиях: |
|
|
например эмалях ХС-119 на со |
||||||||
I, 2, 3, |
4 — соответственно |
эмали |
ХВ-1100, |
полимерах А-15-0 |
и ХВ-113 на |
||||||
ХВ-113, |
ПФ-1І5, МЛ-12 |
|
|
низковязкой смоле, содержание |
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
сухого остатка больше, чем в эмалях |
ХС-1110, ХСЭ и других перхлор- |
виниловых материалах при одной и той же рабочей вязкости (табл. -12). А к р и л о в ы е лакокрасочные материалы изготовляют на основе продуктов полимеризации эфиров акриловой, метакриловой кислот и сополимеров этих эфиров с акриловой, метакриловой кислотами и
другими веществами.
Ценными свойствами акриловых материалов являются бесцвет ность и прозрачность лаковых покрытий, а также стойкость лаковых и эмалевых покрытий к действию света, атмосферных условий в ин
тервале температуры —- 50-=— Ь 250° С. • Полиакрилаты |
и полимета |
||||
крилаты растворяются |
в ароматических и хлорированных углеводо- |
||||
|
|
|
|
|
Таблица 12 |
|
Сухой |
остаток, % |
Вязкость по ВЗ-4, сек |
Толщина |
|
|
|
|
|
|
|
Эмаль |
при исходной при рабочей |
исходная |
рабочая |
одного слоя |
|
|
вязкости |
вязкости |
эмали, мк |
||
|
|
|
|||
ХС-1110 |
38 |
25,2 |
120 |
20 |
25 |
ХВ-113 |
38 |
30,4 |
90 |
20 |
30 |
ХС-119 |
33,4 |
30,6 |
48 |
20 |
30 |
ХС-759 |
30,5 |
29,8 |
43 |
20 |
30 |
128