ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 495
Скачиваний: 0
родах, кетонах, ацетатах и нерастворимы в спиртах, простых эфирах и алифатических углеводородах; они хорошо совмещаются с пласти фикаторами.
Присутствие 0,5% окиси цинка, окиси свинца, цинкового или свинцового крона и других основных пигментов, а также применение тары из оцинкованной жести вызывают увеличение вязкости материала, заканчивающееся его желатинизацией. Акриловые материалы высы хают при комнатной температуре за 1—2 ч. Их применяют для окраски оборудования, приборов, а также для получения покрытий с высоким коэффициентом отражения, токопроводящих и флуоресцентных. Хо рошо сохраняют свойства в течение 5 лет покрытия из акриловой грун товки АК-01 и эмали АК-71 на внутренних поверхностях водяных баков пассажирских вагонов и на кузовах изотермических вагонов снаружи.
П о л и в и н и л |
а ц е т а л ь н ы е |
материалы являются продук |
том взаимодействия |
поливинилового |
спирта с альдегидами в водной |
среде. Для изготовления этих лакокрасочных материалов применяют поливинилформаль, поливинилформальэтилаль и поливинилбутираль. Последний применяется наиболее широко.
Покрытия на основе поливинилбутираля эластичны, стойки к дей ствию ударных нагрузок, но имеют невысокую стойкость к атмосфер ным воздействиям. Поэтому их чаще всего используют в виде грунто вочных материалов и при окраске внутри помещения и резервуаров, В вагонном хозяйстве применяются фосфатирующие грунтовки ВЛ-02, ВЛ-08 на основе поливинилбутираля в виде двух-трех ком понентных композиций. Поливинилбутиральная эмаль ВЛ-515 широко применяется для резервуаров и баков при хранении нефти, бензина,
минерального масла.
М а т е р и а л ы н а о с н о в е к а у ч у к о в нашли применение для защиты щелочных аккумуляторов. Из них применяют материалы, пленкообразующим у которых являются хлоркаучуки, получаемые при хлорировании каучука в растворе четыреххлористого углерода, и циклокаучуки, получаемые при обработке бензольного раствора на турального каучука галлоидными соединениями металлов. Покрытия на основе циклокаучука обладают высокими физико-механическими свойствами и стойкостью к щелочным растворам, но неатмосферо стойки.
Циклокаучуки хорошо растворимы в ароматических и алифати ческих углеводородах; хлоркаучуки растворимы в ароматических и хлорированных углеводородах, ацетатах, метилэтилкетоне, метилизобутилкетоне, циклогексаноне. В алифатических углеводородах и спиртах хлоркаучуки не растворяются. В хлоркаучук добавляют фталаты для атмосферостойких покрытий и хлорпарафины для хими чески стойких покрытий.
Хлоркаучук и циклокаучук совмещаются с алкидными, фенол формальдегидными и некоторыми другими смолами. При введении этих смол улучшаются адгезия, светостойкость и другие свойства покрытий из хлоркаучуков. Покрытия из циклокаучуков обладают хорошей адге зией к металлу, износостойкостью, стойкостью против действия воды, растворов хлористого натрия, разбавленной серной, соляной, фосфор-
129
ной, уксусной, винной кислот, а также растворов аммиака, тринатрийфосфата, соды и формальдегида, но они не стойки против концентри рованных кислот, бензина, фенола. При нагревании до 200° С они желтеют, но сохраняют защитные свойства до 250° С.
В вагонном хозяйстве применяются покрытия из грунтовки КЧ-075, эмалей КЧ-172 или КЧ-749 разных цветов. Эти продукты готовятся на основе хлоркаучука с добавлением пластификатора, а эмаль КЧ-172 содержит еще и алкидную смолу. Высыхают покрытия практически за 2 ч, а полностью за 24 ч. Покрытия с эмалью КЧ-749 химически стойки, но не атмосферостойки, а с эмалью КЧ-172 обладают ограниченной атмосферостойкостью. На основе циклокаучука готовятся грунтовка КЧ-034 и эмаль КЧ-728, устойчивые к действию кислот и щелочей
5. Лакокрасочные материалы на основе эфиров целлюлозы
Из лакокрасочных материалов этого типа на железнодорожном транспорте применяются только краски и эмали на основе нитро целлюлозы, которую получают действием на хлопок или древесную целлюлозу азотной кислотой в присутствии серной кислоты. Для лакокрасочных материалов применяют нитроцеллюлозу с содержанием 11 — 12% азота — ее называют коллоксилином (в отличие от пироко ллодия и пироксилина, содержащих соответственно 12— 12,5 и 12,5— 13,9% азота). При растворении коллоксилина в амилацетате получают простейший нитролак — коллодий. Покрытия на основе чистой нитро целлюлозы имеют плохую адгезию и низкую эластичность. Для устра нения этих недостатков лакокрасочные материалы готовят на основе нитроцеллюлозы с добавкой пластификаторов или смол. Нитролаки по дереву "содержат 18—20% нитроцеллюлозы (лакового коллоксилина), 6—7% глифталевой смолы, 2% дибутилфталата и 71—74% раствори телей. Нитроэмали для наружных покрытий содержат- 15—20% лакового коллоксилина, 10— 11% смолы, 2—3% пластификатора.
-6— 10% пигментов и 56—67% растворителей. Но даже при этом они недостаточно устойчивы к атмосферным воздействиям и поэтому быстро стареют под влиянием влажного воздуха, солнечного света и коле баний температур. Для улучшения атмосферостойкости нитроцел люлозных покрытий в лакокрасочный материал вводят пигменты, не пропускающие ультрафиолетовые лучи, — алюминиевую пудру. '
Большим недостатком нитроцеллюлозных материалов и покрытий
является их взрывоопасность и горючесть. Поэтому применяют их только для окраски платформ, путевых сигнальных знаков и некоторых других изделий. Нитроцеллюлозные материалы быстро высыха ют — через 20—30 мин после нанесения уже образуется твердое покрытие.
Чаще всего нитроцеллюлозные краски и эмали наносят пневмати ческим распылением. В электрическом поле высокого напряжения их можно наносить только при наличии искропредупреждающих устройств (ИПУ).
130
Нитроцеллюлозные эмали обладают плохой адгезией и их наносят или по нитроглифталевым грунтовкам № 147, 148, 622, или по грунтшпатлевкам горячей сушки № 178, 180, ГФ-018-2, ГФ-018-3 и ГФ-018-4. На основе нитроцеллюлозы выпускаются быстровысыхающие шпат левки (1 — 3,5 ч при 18—25° С) марок НЦ-007, НЦ-008 и НЦ-009.
6. Водоэмульсионные лакокрасочные материалы
Значительный интерес представляют водоэмульсионные лакокра сочные материалы холодной сушки, которые получают на основе раз ного типа синтетических смол: поливинилацетатных, дивинилстирольных, акриловых и др. Эмульсии этих смол в воде называются ла тексами. Применяют материалы также на. основе масляных и алкидных связующих, которые сушат при температуре 70—80° С.
Водоэмульсионные краски представляют собой эмульсию пленко образующего (латекс), пигментов и наполнителей в воде. Кроме того, водоэмульсионные латексные краски содержат эмульгаторы, загусти тели, защитные коллоиды, пластификаторы, антисептики, пеногасители, ингибиторы коррозии, а также некоторые смолы (алкидные, фенольные и др.).
Водоэмульсионные лакокрасочные материалы стойки к заморажи ванию до температуры— 40° С и последующему оттаиванию. Их нано сят на поверхность-различными методами: кистью, валиком, распы лением.
Водоэмульсионные материалы имеют хороший розлив. Покрытия стойки к истиранию и действию щелочных растворов; их можно мыть теплой водой с применением различных моющих средств. Адгезия таких покрытий значительно выше адгезии материалов на основе рас тительных масел. Покрытия из водоэмульсионных красок на потол ках пассажирских вагонов и на наружных деревянных поверхностях грузовых вагонов сохранились в эксплуатации более 4 лет. Водо эмульсионные краски на железнодорожном транспорте применяются для окраски зданий и сооружений.
7. Водоразбавляемые лакокрасочные материалы для электроосаждения
Водоразбавляемые лакокрасочные материалы — это композиции, состоящие из связующего, пигментной и летучей частей (амины, добав ки органических растворителей, вода). В качестве пленкообразующих применяются обычные лакокрасочные материалы, переведенные в во дорастворимое состояние: маленизированные масла, алкиды, эпокси эфиры, акриловые и виниловые сополимеры.
Процесс образования покрытия электроосаждением (электрофоре зом) заключается в осаждении частиц лакокрасочного материала из водного раствора под воздействием электрического тока. При этом
. 131
образуется плотная, беспористая, равномерная по толщине пленка на всех участках изделия сложной конфигурации без потеков, пузырей и прочих поверхностных дефектов.
Процесс образования покрытий электроосаждением связан с вы делением новой фазы на аноде (изделии) в результате химических пре вращений в приэлектродном пространстве под воздействием электри ческого тока. Основное требование к водоразбавляемым лакокрасоч ным материалам состоит в том, чтобы все их составные части в по стоянном электрическом поле осаждались на аноде с одинаковой ско ростью. Связующие (соли полнкарбоновых полимерных кислот) после взаимодействия с аминами или аммиаком хорошо диссоциируют в воде при pH раствора, равном приблизительно 7—8:
RCOONHg RCOO- + NH3+
При подкислении водного раствора пленкообразующего или в ре зультате взаимодействия полимерного аниона с ионом металла (при добавлении электролитов в виде солей металлов) полимер становится водонерастворимым. Степень ионизации его при этом чрезвычайно мала, в результате чего полимер (лакокрасочный материал) оседает на аноде (изделии).
В качестве лакокрасочных материалов для электроосаждения при меняются грунтовка ПФ-033, эмаль ФЛ-149Э, грунтовка ФЛ-093, эмаль ФЛ-116. Грунтовка ПФ-033 обладает грубой дисперсностью пигмен тов, требует корректировки ванны, вызывает осадки в ванне, уступает по водостойкости и противокоррозионной стойкости грунту ФЛ-093.
Все водоразбавляемые материалы наносятся электроосаждением (электрофорезом) за один раз.' Ведутся исследования по нанесению второго слоя. Нанесенные за один раз водоразбавляемые материалы являются хорошим грунтом для последующего нанесения покровных эмалей, в том числе водоразбавляемых методом пневматического или электрического распыления. Водоразбавляемые лакокрасочные ма териалы в качестве грунтовок применяются для отдельных узлов и деталей вагонов и измерительных приборов. Этот процесс безопасен в пожарном отношении.
8. Лакокрасочные материалы для окраски в электрическом поле
Окраска в электрическом поле получила широкое распространение на железнодорожном транспорте. Все вагоноремонтные заводы и ряд вагонных депо имеют разного типа (стационарные, самоходные, руч ные) установки для окраски отдельных узлов и деталей, а таклее ваго нов в собранном виде.
Мелкие распыленные капли краски, попадая в зону внешнего электрического поля (рис. 48), получают определенный заряд и пере мещаются к одному из электродов, которым является окрашиваемая поверхность, осаждаясь на ней в виде пленки. Для получения мелко-
132