Файл: Управление качеством строительства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

становления того имущественного состояния, которое имела или могла иметь хозяйственная организация, ес­ ли бы контрагент полностью выполнил обязательства. Следует иметь в виду, что предъявление санкций имеет кроме компенсационного профилактическое и воспита­ тельное значение, что особенно важно для успешного функционирования системы управления качеством строи­ тельства.

Законодатель, регулируя имущественную ответствен­ ность сторон, установил некоторые ограничения. Так, при невыполнении обязательств по договору подряда на капитальное строительство неполученные доходы не взыскиваются. Практически истец при предъявлении исков на основании договоров, которыми не установлены ограничивающие нормы (например, договоры постав­ ки), ограничивается требованием суммы, составляющей ущерб. Иски о взыскании неполученных доходов при на­ рушении договоров поставки в сфере строительства край­ не редки.

Это характерно и для других отраслей народного хо­ зяйства. В постановлении ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР от 23 декабря 1970 г. № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве» отмечено, что к предприятиям и организациям, не выполняющим зада­ ний и обязательств, недостаточно применяются имуще­ ственные санкции и другие меры воздействий. В этой свя­ зи решено обратить особое внимание иа строгое соблю­ дение законов, регулирующих хозяйственную деятель­ ность, иа повышение роли договоров в улучшении рабо­ ты предприятий и организаций.

В настоящее время требования о привлечении неисп­ равной организации к имущественной ответственности фактически имеют место далеко не во всех случаях нару­ шения ею обязательств по качеству. Опасаясь такого же требования за неисполнение обязательств по догово­ ру, со своей стороны, строительная организация предпо­ читает не предъявлять иска к заказчику, поставщику или другим контрагентам. А те точно так же поступают по отношению к строительным организациям. Возникает «взаимная амнистия», снимающая угрозу ответственно­ сти за невыполнение обязательств.

Можно указать следующие причины «взаимной ам­ нистии» в отношениях между предприятиями. По дейст­ вующему положению истец должен доказать непосред­

157

ственную причинную связь между действиями должника и понесенными убытками; подтвердить расчетами и до­ кументами размер убытков, а также факт принятия им возможных мер к недопущению или уменьшению убыт­ ков. Кроме трудности таких доказательств указывают на недостаточную заинтересованность предприятий в предъ­ явлении исков, а также на отрицательное отношение не­ которых ведомственных арбитражей к искам о возмеще­ нии неполученного дохода. Отмечают также, что право­ вые акты часто ограничивают возможность предъявления таких исков и устанавливают лишь возможность, а не обязанность кредитора предъявлять их. Реализации санкций мешает и сложившаяся практика, когда плано­ вые органы в конце срока, а иногда и по его истечении изменяют предприятиям плановые задания.

При всем том основной причиной незначительного числа исков о полном возмещении убытков является трудность, а в большинстве случаев — и невозможность определить традиционными методами размер всех убыт­ ков. В этой связи открывается еще один важный аспект применения современной вычислительной техники, дей­ ствующей на базе достоверной и достаточной информа­ ции.

Принцип полного возмещения убытков более широко применяется правилами о договорах поставки. Общая величина убытков и, следовательно, размер иска пред­ приятия к поставщику, нарушившему условия договора, выражаются в снижении прибыли и складываются из сумм ущерба и неполученных доходов. Ущерб состоит из дополнительных затрат, произведенных организацией вследствие поставки данным поставщиком недоброкаче­ ственных материалов, конструкций, изделий, оборудова­

ния и т. д. Дополнительные затраты,

которые

обязан

возместить поставщик, складываются:

расходы

строи­

из сумм, на которые увеличиваются

тельной организации в связи

с вынужденной

заменой

марки, типа и сортамента материалов

и

конструкций;

из увеличения транспортных затрат

при вынужден­

ном приобретении материалов

у другого

поставщика;

из затрат, понесенных организацией

в связи

с изме­

нением технологии, привлечением дополнительного чис­ ла работников и механизмов и т. п.;

из суммы штрафа, уплаченного строительной органи­ зацией заказчику за несвоевременное окончание объек­

158


та иЛи этапа работы, а также сумм, возмещенных суб­ подрядным организациям за нарушение договорных сроков предоставления фронта работ и др.

Вторая часть пека—-неполученные доходы строи­ тельного предприятия — может быть выражена величи­ ной прибыли, которую она не получит по вине постав­ щика. В условиях экономической реформы в строитель­ стве прибыль является одним из основных показателей деятельности организации, основным источником и фон­ дообразующим фактором материального стимулирова­ ния. Именно поэтому повышается заинтересованность организаций в выполнении плана по прибыли и как следствие в предъявлении санкций к стороне, не выпол­ нившей требования по качеству поставляемой про­ дукции.

Действующим законодательством установлен так на­ зываемый претензионный порядок наступления имуще­ ственной ответственности организаций.

Предъявление претензий является необходимым предварительным действием, без которого строительномонтажная организация лишена возможности обязать неисправных контрагентов выполнять свои обязательст­ ва перед этой организацией. Предъявление претензий психологически вызывает резкую реакцию стороны, по­ лучившей такую претензию, и одновременно желание этой стороны предъявить встречную претензию. Извест­ но, что именно боязнь получения встречной претензии приводит к «взаимной амнистии».

В условиях реформы, когда часть прибыли включа­ ется в фонды экономического стимулирования, а при­ быль изменяется на сумму, полученную или уплаченную по претензиям и искам, организации заинтересованы в выполнении обязательств. Ведь сумма удовлетворенных претензий изменяет размеры фондов экономического стимулирования.

Повышение требовательности строительно-монтаж­ ной организации к своим контрагентам должно сопро­ вождаться снижением случаев предъявления претензий к данной организации. В противном случае число и сум­ мы претензий к строительно-монтажной организации могут превысить положительный результат ее претензи­ онной работы.

Таким образом, позиция «всеобщей амнистии» имеет под собой почву только в случаях, когда сама строитель-

159

Пая организация Пе выполняет своих обязательств. По­ этому претензионная работа служит как бы барометром общего положения дел в строительной организации. Ак­ тивное ведение претензионной работы говорит о хорошо налаженном производственном процессе. Отсутствие или малое число претензий свидетельствует иногда о глубоких и скрытых недостатках в организации строи­ тельного производства.

Учитывая столь существенное значение претензион­ ной работы для экономического, инженерного и социаль­ ного аспекта качества, она должна быть гласной, нахо­ диться под контролем коллектива. Следует регулярно заслушивать на производственных совещаниях, откры­ тых партийных собраниях, профсоюзных активах сооб­ щения о результатах претензионной работы за опреде­ ленный период. Сообщения должны исходить от юрис­ консульта, представляющего сведения о предъявленных строительно-монтажной организацией (и к пей) претен­ зиях за отчетный период, и руководителей подразделе­ ний, по работе которых имеются положительные и отри­ цательные замечания. В результате обсуждения таких сообщений руководством организации принимаются кон­ кретные меры по улучшению деятельности соответствую­ щих подразделений.

В состав претензионной работы по качеству строи­ тельства входят подготовка и предъявление претензий к контрагентам, поставившим недоброкачественные ма­ териалы, оборудование и т. д.

Подготовка претензий включает сбор информации о фактах невыполнения обязательств перед строительно­ монтажной организацией. Информацию собирают струк­ турные подразделения в соответствии с закрепленными за ними функциями. Каждое подразделение сообщает юрисконсульту строительно-монтажной организации факты нарушения контрагентами обязательств по каче­ ству в записке, типовая форма которой разрабатывается юрисконсультом и подписывается руководителем под­ разделения. В условиях АСУС необходимые сведения сообщаются внесением соответствующей отметки в «Карточку приемки-сдачи входной и выходной информа­ ции по претензионной работе». Одновременно' юрискон­ сульту передаются документы, подтверждающие инфор­ мацию, в том числе расчеты претензионных сумм. Эти суммы рассчитывают по формам, разрабатываемым

160



юрисконсультом совместно с соответствующими струк­ турными подразделениями.

Сроки передачи структурными подразделениями пре­ тензионных материалов юрисконсульту устанавливают­ ся руководством строительно-монтажной организации с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное предъ­ явление претензий контрагентам.

Юрисконсульт, получив претензионные материалы, заводит «претензионное дело» по каждой претензии.

На лицевой стороне папки он указывает следующие данные: наименование организации, к которой предъяв­ ляется претензия;

существо претензии; претензионную сумму.

В папку «Претензионное дело» вкладываются полу­ ченные от подразделений материалы. Составляется пре­ тензия, для чего целесообразно использовать заранее подготовленные формы.

Претензия составляется в нескольких экземплярах для передачи ее неисправному должнику (должникам), оставления в деле, передачи в арбитраж, если впослед­ ствии появится такая необходимость. В том же количе­ стве следует размножить все претензионные материалы, сличить их с подлинными, удостоверить копии подписью и оттиском печати.

Претензия включает следующие компоненты:

полное наименование и почтовый адрес (бланк) строительно-монтажной организации;

дату и номер претензии; наименование адресата; его адрес;

наименование документа (претензии); предмет и сумма претензии (о взыскании 000 руб.

стоимости недоброкачественных материалов); правовое основание претензии; существо обязанности адресата; содержание претензионного требования;

ожидаемый срок исполнения обязанности адресатом; правовое основание ответственности адресата; сумму претензии; расчет суммы претензии или ссылку на приложение

его к претензии; ожидаемый срок добровольной уплаты адресатом

суммы претензии;

1 1 — 9 2 2

1 6 1

банковские реквизиты строительно-монтажной орга­

низации; перечень прилагаемых к претензии документов;

подпись руководителя строительно-монтажной орга­ низации и оттиск печати.

Два экземпляра претензии, один из которых предва­ рительно визируется старшим по претензионной службе, с приложенными к ним надлежаще оформленными пре­ тензионными материалами передается им руководству строительно-монтажной организации на подпись. Осталь­ ные экземпляры претензии вкладываются в «претензион­ ное дело».

Контролирует своевременное

поступление

в строи­

тельно-монтажную организацию

ответа на

претензию

юрисконсульт.

 

(призна­

При положительном ответе на претензию

ние ее) в установленный срок юрисконсульт

проверяет

в соответствующем подразделении строительно-монтаж­ ной организации фактическое исполнение адресатом тре­ бования, указанного в претензии (получение документа­ ции, поступление денежных средств на расчетный счет, приемка материальных ценностей и т. д.). Такую про­ верку необходимо производить, так как признание долга в отношениях между социалистическими организациями не приостанавливает и не прерывает течения срока иско­ вой давности. Следовательно, если своевременно (счи­ тая от начала просрочки) не предъявить по такой пре­ тензии иска, он может быть отклонен арбитражем за пропуском срока давности, и сумма штрафа останется невзысканной.

При отклонении адресатом претензии (письменный отказ, неполучение от адресата ответа в установленный претензией срок, отсутствие фактического исполнения) юрисконсульт начинает исковое производство (подго­ товляет исковое заявление со всеми материалами). Для осуществления контроля за своевременным исполнением требований, изложенных в претензии, юрисконсульт со­ ставляет календарный график на весь год. Форма такого графика представлена в табл. 22. Графу «Номер претен­ зионного дела» заполняют по той строке, которая соот­ ветствует указанной в претензии дате ожидаемого от­ вета или ожидаемой дате исполнения признанной пре­ тензии.

162


Т а б л и ц а 22

График контроля исполнения претензий

Календарная

Номер

Календарная

Номер

Календарная

Номер

претен­

претен­

претен­

дата

зионного

дата

зионного

дата

зионного

 

дела

 

дела

 

дела

Январь

98

Март

 

 

3

1

 

4

 

2

 

6

 

5

15

 

31

 

 

 

 

Февраль

35

Апрель и т. д.

Декабрь

95

1

 

3

2

 

 

 

 

28

11

 

 

 

30

 

 

 

Если

претензия удовлетворена, на копии

претензии

делают об этом пометку и претензионное дело «закры­ вают», т. е. перекладывают на полку «исполненные де­ ла», а по истечении установленного срока хранения сда­ ют в архив. Если претензия не удовлетворена, юрискон­ сульт возбуждает исковое производство.

Результат контроля за исполнением претензии отме­ чают в журнале претензионно-искового производства, который ведет юрисконсульт. Примерная форма такого журнала приведена в табл. 23.

Одним из существенных средств воздействия на строительные организации с целью повышения качества строительства является право учреждений Стройбанка

СССР удерживать с расчетных счетов строительно-мон­ тажных организаций на основании сообщений органов Государственного архитектурно-строительного контроля суммы стоимости некачественно выполненных работ.

Действенность такого мероприятия окажется, веро­ ятно, тем значительнее, чем непосредственнее будет свя­ зано удержание средств организаций с материальными

11

163