Файл: Управление качеством строительства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0ф5-

Существо п.п. спора (сумма

претензии)

Т а б л и ц а 23

Журнал регистрации претензий и исков строительно-монтажной организации

 

Результат рассмотрения

Дата и номер

 

претензии

 

 

претензии

 

удовлетворена

в соответствия

 

с регистрацией

дата

нлн отклонена

«исходящей поч­

и сумма (в том

ты»

и номер

числе при ча­

 

ответа

стичном удовле­

творении)

Предъявление иска

 

 

 

 

Результат

Примечания

дата и номер

 

рассмотрения

(результат

 

иска (удовлетво­

рассмотре­

(в соответствии

сумма

рен или откло­

ния жалобы)

с регистрацией

нен, сумма)

 

«исходящей почты»)

После ввода в строительно-монтажной организации АСУС эти данные отражаются в «Карточке приемки-сда­ чи входной и выходной информации по претензионной работе».


интересами конкретно виновных в этом работников. В этой связи целесообразно провести эксперименталь­ ные исследования о зависимости между применением имущественных санкций к строительным организациям и лишением премий их должностных лиц.

Качество строительно-монтажных работ обеспечива­ ется также трудовыми договорами, которые организации заключают с их работниками. Оплата труда и иные ус­ ловия этих договоров должны быть построены с таким расчетом, чтобы стимулировать процесс труда, обеспечи­ вающий доброкачественность его результата.

Основными правовыми актами, регулирующими от­ ношения строительно-монтажных организаций и их ра­ ботников, в том числе и в области стимулирования ка­ чества процесса труда, являются Основы законодатель­ ства Союза ССР и союзных республик о труде, приня­ тые первой сессией Верховного Совета СССР восьмого созыва 15 июля 1970 г. и введенные в действие 1 января 1971 г.; кодексы законов о труде союзных республик (КЗоТ РСФСР принят второй сессией Верховного Сове­

та РСФСР восьмого созыва 9 декабря

1971

г. и вступил

в действие с 1 апреля 1972 г.) и др.

 

 

Что касается материальной

ответственности работ­

ников перед строительно-монтажными

организациями,

в которых они работают, то

законодатель

установил

здесь еще более жесткие ограничения, чем в ответствен­ ности юридических лиц: со своего работника строитель­ но-монтажная организация не может взыскивать не только неполученные доходы, но также и штрафы. Кро­ ме того, недопустимо возложение на работника ответст­ венности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственно-хозяйствен­ ного риска.

Таким образом, с работника может бытьвзыскан только прямой действительный ущерб, который работ­ ник виновно причинил строительно-монтажной органи­ зации производством недоброкачественной продукции, т. е. взыскана стоимость испорченных им (по его вине) материалов. Размер подлежащего возмещению ущерба зависит от того, какому имуществу причинен ущерб, обусловлен степенью (формой) вины работника, а так­ же конкретной обстановкой, при которой убытки были причинены и материальным положением работника.

Как правило, за ущерб, причиненный строительной

165


организации при исполнении трудовых обязанностей, работник, по вине которого причинен ущерб, несет мате­ риальную ответственность в размере прямого действи­ тельного ущерба, но не более '/з месячной тарифной ставки (оклада).

В случае порчи по небрежности материалов, полу­ фабрикатов или изделий размер ответственности увели­ чивается до 2/з месячного среднего заработка (если дей­ ствительный ущерб превышает лимит). Если работник причиняет ущерб, совершая уголовное преступление, он несет материальную ответственность в пределах полного размера ущерба.

Ущерб в размере до ’/з месячной тарифной ставки (оклада) работника возмещается при наличии его пись­ менного согласия путем удержания из заработной пла­ ты по распоряжению администрации строительно-мон­ тажной организации. Такое распоряжение может быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба. При отсутствии пись­ менного согласия работника, а также во всех остальных случаях ущерб возмещается путем обращения админи­ страции с иском в суд.

Если администрация в нарушение установленного порядка произвела удержание из заработной платы ра­ ботника, не получив его согласия и не имея судебного решения, то орган по рассмотрению трудовых споров принимает по жалобе работника решение о возврате не­ законно удержанной суммы.

Не следует отождествлять ответственность работника за причиненный по его вине ущерб (в частности, за пор­ чу материалов) с установленным размером оплаты тру­ да при производстве брака.

Размер оплаты труда в этих случаях зависит от сте­ пени годности продукции и наличия или отсутствия вины работника в производстве брака.

Полный брак не по вине работника оплачивается в размере % тарифной ставки повременщика соответству­ ющего разряда. Частичный брак оплачивается по пони­ женным расценкам в зависимости от степени годности изготовленной продукции; частичный брак, возникший не по вине работника, не может оплачиваться ниже чем 2/з тарифной ставки повременщика соответствующего разряда. Полный брак по вине работника оплате не под­ лежит.

166

Говоря об ответственности за низкое качество строи­ тельства, нельзя не отметить, что действующая система санкций нуждается в дальнейшем совершенствовании. В настоящее время создалось некоторое несоответствие между значением качества строительства и ответствен­ ностью за несоблюдение нормативных требований.

Так, вероятно, было бы целесообразным рассмотреть вопрос о предоставлении заказчику права взыскать со строительной организации штраф за самый факт сдачи объекта с недоделками, не говоря уже о праве заказчи­ ка задержать оплату объекта в размере стоимости не­ доделок.

В то. же время при поставке продукции с производст­ венными недостатками, которые могут быть устранены па месте, покупатель вправе отказаться от такой про­ дукции и взыскать штраф в размере 5% ее стоимости (п. 62 «Положения о поставках продукции производст­ венно-технического назначения», утвержденного поста­ новлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1969 г. № 269).

Известно, что неоднократный или в крупных разме­ рах выпуск из промышленного предприятия недоброка­ чественной продукции директором, главным инженером или начальником отдела технического контроля, а так­ же лицами, занимающими другие должности, но выпол­ няющими обязанности указанных лиц, является уголов­ ным преступлением и наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года, или отстранением от должности (ст. 152 УК РСФСР).

При этом недоброкачественной признается продук­ ция, которая либо вообще без существенной переработ­ ки не может быть использована по назначению, либо при надлежащем ее использовании не выдержала уста­ новленных для нее гарантийных сроков или иных га­ рантийных показателей.

Что же касается должностных лиц строительных ор­ ганизаций, то в отношении их уголовная ответственность не предусмотрена (она может иметь место в случаях аварии). Вопрос же о такой ответственности руководи­ телей строительных организаций в случаях неоднократ­ ной сдачи объектов с существенными недоделками, воз­ можно, следует поставить с учетом степени вины, иных

1 6 7


элементов состава преступления, отягчающих и смягчаюющих обстоятельств и т. д.

Повышению качества строительства в немалой сте­ пени способствует пропаганда правовых знаний. Необхо­ димо повысить правовую культуру работников строи­ тельно-монтажных организаций. Правовая неграмот­ ность, низкая правовая культура отдельных работников, их бюрократическое отношение к делу, незнание зако­ нов, неуменение своевременно и полностью зафиксиро­ вать нарушения требований по качеству препятствуют повышению качества строительства.

Следует включать в программу экономической учебы правовые вопросы качества, полнее использовать юри­ дическую службу в деле улучшения показателей дея­ тельности строительно-монтажных организаций. Эти ме­ роприятия соответствуют решениям XXIV съезда КПСС, постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970 г. № 1025 «Об улучшении правовой ра­ боты в народном хозяйстве», постановлению Совета Ми­ нистров СССР от 22 июня 1972 г. № 467, утвердившему «Общее положение о юридическом отделе (бюро), глав­ ном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министер­ ства, ведомства, исполнительного комитета Совета де­ путатов трудящихся, предприятия, организации, учреж­ дения».

Г л а в а VIII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Экономический смысл внедрения в организации (предприятии) комплекса мероприятий по повышению качества заключается в снижении себестоимости работ (продукции) за счет сокращения затрат на переделки и исправления. Чем последовательнее вводится система управления качеством, тем больший эффект она дает. Саратовская система бездефектного изготовления про­ дукции, система контроля качества и посортных расце­ нок, применяемая на предприятиях крупнопанельного домостроения, система производственного контроля должны быть выгодны, иначе не будет заинтересован­ ности в их внедрении.

Как уже говорилось в главе I книги, система управ­ ления качеством представляет собой комплекс целена­ правленных, планомерных и взаимоувязанных меропри­ ятий, способствующих выпуску продукции в соответст­ вии с техническими условиями, СНиП и другими норма­ тивными документами. Комплекс мероприятий совер­ шенствует техническую оснащенность производства, улучшает организацию труда и материального стимули­ рования, создавая тем самым условия для бездефектной работы и исключая возможность выпуска недоброкаче­ ственной продукции.

Внедрение системы управления качеством следует считать составной частью разработки и анализа органи­ зационно-технических мероприятий по совершенствова­ нию производства на предприятиях строительных мате­ риалов, деталей и конструкций, в строительных органи­ зациях. Поэтому методы определения экономической эффективности управления системы качеством базиру­ ются на принципиальных положениях «Типовой методи­ ки определения экономической эффективности капи ­ тальных вложений», утвержденной постановлением

Госплана

СССР,

Госстроя

СССР и

президиума

АН СССР,

и «Инструкции по определению

экономиче­

ской эффективности

капитальных

вложений в строи­

тельстве» (СН 423-71).

 

системы

управления1

Начальным этапом внедрения

качеством является

составление и обоснование плана-

организационно-технических

мероприятий,

повышаю­

12—922

' .

 

169


щих качество продукции. При этом решается задача вы­ бора наиболее экономически выгодных вариантов.

В план организационно-технических мероприятий могут быть включены следующие типы мероприятий:

инженерно-технические мероприятия — механизация и автоматизация процессов производства; установление технических и технологических причин дефектов; приве­ дение оборудования, технологической оснастки, инстру­

мента в соответствие с паспортными данными;

провер­

ка и корректировка технической документации;

 

организационно-экономические

мероприятия — улуч­

шение организации производства;

улучшение

условий

труда и быта работников; повышение квалификации ра­ ботников и рост их мастерства; совершенствование форм оплаты труда и форм морального стимулирования; орга­ низация системы контроля и самоконтроля.

Предварительный расчет экономической эффектив­ ности мероприятий проводится с учетом снижения себе­ стоимости и трудоемкости работ и позволяет до начала внедрения мероприятий определить возможные резервы производства.

Определение общей экономической эффективности (рентабельности) системы управления качеством долж­ но явиться результатом сопоставления экономического эффекта с затратами на внедрение мероприятий этой си­ стемы. Критерием улучшения качества работ считается сокращение различного рода дефектов и переделок, т. е. сокращение дополнительных затрат, связанных с исп­ равлением дефектов.

Определение экономической эффективности системы управления качеством подразделяется на три этапа:

1)определение величины экономии от внедрения си­ стемы;

2)определение затрат на качество;

3)определение коэффициента общей экономической эффективности.

1. В общем случае экономия от повышения качества работ рассчитывается как разность себестоимости строи­ тельной продукции до и после внедрения системы управ­ ления качеством:

 

Эа =

Сх— С2,

(21)

где

Эв— экономия

себестоимости,

вызванная

 

внедрением системы;

 

170