Файл: Степанян А.Г. Изготовление малогабаритных корпусных деталей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Для обработки наружных поверхностей корпусных деталей применяется также и наружное плоское протягивание. Несмотря на высокую производительность этого метода, оно применяет ся редко. Это обусловлено, недостаточной жесткостью малога баритных корпусов, а процесс протягивания сопровождается большими усилиями резания и высокой стоимостью протяжек. Сложность конфигураций малогабаритных корпусных деталей затрудняет их базировку и наладку станков. Плоское протяги вание обеспечивает точность и шероховатость обрабатываемых поверхностей в пределах, присущих чистовому фрезерованию.
Наиболее производительным методом обработки плоских по верхностей чугунных и стальных корпусных деталей является плоское шлифование. В ряде случаев, особенно для заготовок, полученных литьем по выплавляемым моделям, шлифование (черновое, чистовое и тонкое) является единственным видом об работки плоских поверхностей и заменяет предварительное фре зерование. Различают два метода плоского шлифования: шли фование периферией круга и шлифование торцом круга (чашеч ного или сегментного). Каждый из этих методов можно осущест вить на станках с прямоугольным столом, имеющим возвратно поступательное движение, и с круглым столом, имеющим вра щательное движение. В обоих случаях обрабатываемый корпус устанавливается либо непосредственно на магнитной плите, либо в специальных приспособлениях. Необходимость специальных приспособлений возникает, когда деталь неферромагнитная, не имеет достаточно большой плоской или начисто обработанной поверхности. Установка деталей в специальных приспособлениях производится также с целью обеспечения определенного положе ния шлифуемой поверхности относительно поверхностей, по кото рым невозможна установка на магнитной плите. В частности, та кая необходимость возникает в случае шлифования поверхности относительно посадочных отверстий или когда шлифуемая по верхность расположена под каким-либо углом относительно ба зовой.
Шлифование деталей на круглом или на прямоугольном сто лах торцом круга обеспечивает высокую производительность и относительно низкую точность. Поэтому эти методы применяют ся для чернового шлифования. Чистовое и тонкое шлифование производится на станках с прямоугольным столом периферией круга. На станках с круглым столом обрабатываются в основ ном мелкие корпусные детали, не требующие особенно сложных специальных приспособлений.
Черновое, чистовое и тонкое плоское шлифование соответст
венно обеспечивают 3, 2а—2, 1-й классы точности |
и 6, |
7—8 и 8—12-й классы шероховатости. |
|
Один из самых трудоемких методов обработки — шабрение, |
|
применяется для обработки поверхностей малогабаритных |
кор |
пусных деталей с целью обеспечения высокой точности по плос
3 Зак. 2882 |
зз |
|
костности. Шабрением достигается плоскостность до 0,001 міш на длине 300 мм. Плоскостность при шабрении нормируется чис лом пятен на заданной площади при контроле «на краску» — 18—20 пятен на квадрате 25X25 мм, а в отдельных случаях — до 25—30 пятен.
При обработке деталей из алюминиевых и магниевых спла вов шабрение производится вместо шлифования. В таких случа ях требуется получить 12—15 пятен на квадрате 25x25 мм. Шабрение поверхностей малогабаритных корпусных деталей ха рактеризуется неглубоким проникновением шабера в металл —■ 0,5—1,0 мкм. Наносимый при шабрении слой краски должен иметь толщину в пределах до 1,0 мкм.
С эксплуатационной точки зрения, шабрение обеспечивает лучшее, по сравнению со шлифованием, прилегание поверхно стей и более высокую жесткость стыка.
Доводку плоских поверхностей применяют для получения бо лее высокой точности по плоскостности — 0,006 мкм на длине 300 мм и высокого качества поверхностей — 12-й и выше класс шероховатости. Доводка плоских поверхностей осуществляется на притирочных плитах с помощью суспензии или пасты абра зивного или алмазного порошка.
ОБРАБОТКА ОСНОВНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ И ИХ ТОРЦОВ
На станках токарной группы обработка отверстий в корпу сах с параллельными осями производится в специальных при способлениях. Для обработки двух параллельных отверстий на планшайбу токарного станка устанавливают поворотный диск с двумя фиксируемыми через 180° положениями. Ось поворота на ходится в середине расстояний между двух отверстий (рис. 7). После обработки одного отверстия приспособление поворачива ют и фиксируют в новом положении, где ось второго отверстия совпадает с осью шпинделя. Для уравновешивания планшайбы служат регулируемые противовесы.
Обработка нескольких отверстий с параллельными осями вы полняется в приспособлениях с установочными шаблонами, с пе реустановкой детали с шаблоном по фиксатору.
Номинально соосные отверстия растачивают в специальных приспособлениях с базированием детали по окончательно расто ченному отверстию (рис. 8).
Детали более низкой точности взаимного расположения по верхностей обрабатываются в специальных приспособлениях с базированием детали по разным поверхностям.
Всем указанным схемам обработки на токарных станках, кроме обработки в один установ, свойственны большие погреш ности взаимного расположения поверхностей (0,03—0,05 мм).
На токарных-станках выполняют также операции по подреза нию торцовых поверхностей отдельно от операции растачивания.
34
Установкой детали окончательно расточенным отверстием на гладкие или конусные оправки достигается высокая точность перпендикулярности торцовых поверхностей к общей оси отвер стий.
Черновое растачивание, так же как и сверление, при отсут ствии отверстий в заготовке, обеспечивает 5-й класс точности и,
Рис. 7. |
Обработка |
поса |
Рис. 8. Обоаботка посадочных отвер |
дочных |
отверстий |
в по |
стий на токарном станке: |
воротном приспособле |
1 — корпус; 2 — приспособление; |
||
нии |
|
|
3 — фиксатор |
3—4-й классы шероховатости поверхностей, чистовое растачива ние За—3-й классы точности и 5—6-й классы шероховатости; тонкое растачивание 2а—2-й классы точности и 7—8-й классы шероховатости; алмазное растачивание 2—1-й классы точности и 10—12-й классы шероховатости.
При обработке деталей из сплавов цветных металлов можно получить более высокий класс шероховатости поверхностей и бо лее высокую точность как при черновом, так и при чистовом рас тачивании.
Наиболее распространенным методом обработки посадочных отверстий малогабаритных корпусных деталей невысокой точ ности является обработка на сверлильных станках. В зависи мости от вида заготовки требуемой точности и шероховатости поверхностей обработка на сверлильных станках может быть вы полнена по схеме: сверление или черновое зенкерование —■ 5-й класс точности, 3—4-й классы шероховатости; чистовое зен керование — 4—За класс точности, 4—5-й класс шероховатости; предварительное (нормальное) развертывание — За класс точ ности, 6-й класс шероховатости; точное развертывание, 2а класс точности, 7-й класс шероховатости; тонкое развертывание — 2-й класс точности, 8-й класс шероховатости, точность взаимного расположения — непараллельность, неперпендикулярностей осей, несоосность и межосевые расстояния в пределах ±0,05 мм.
Обработка на вертикально-, радиально-, и настольно-свер лильных станках выполняется в накладных, скальчатых и пово-
з* |
35 |
ротных кондукторах. Обработку посадочных отверстий и их торцев производят в кондукторах с быстросменными направляющи ми втулками. При этом режущие инструменты для различных переходов устанавливают в шпиндель станка при помощи быст росменных патронов или в шпиндель станка вставляют специ альную револьверную головку.
Использование комплекта осевых инструментов с одинаковы ми диаметрами направляющих частей обеспечивает более высо кую точность вследствие постоянства направляющей втулки (пе редней или задней). Однако при этом исключается возможность применения стандартных инструментов.
Применением заднего направления, когда направляющая втулка расположена позади обрабатываемого отверстия, как на сверлильных, так и на горизонтально-расточных станках, пред ставляется возможность повышения точности обработки за счет увеличения жесткости оправки. Отсутствие сквозных (литых или предварительно просверленных) отверстий для свободного про хода направляющей части инструмента является основным фак тором, ограничивающим широкое применение этого метода при обработке малогабаритных корпусных деталей. В ряде случаев заднее направление становится практически неосуществимым из-за невозможности конструктивного оформления кондукто ра — вмонтирования направляющих элементов сзади обрабаты ваемого отверстия. Причинами при этом могут быть: небольшие размеры корпуса, сложность конфигурации корпуса и недоста точное пространство позади обрабатываемого отверстия.
Приспособления, имеющие двойное направление инструмен та — переднее и заднее одновременно, широко используемые при обработке больших корпусов, имеют весьма ограниченное приме нение для малогабаритных корпусных деталей ввиду их специ фических особенностей, указанных выше.
Номинально соосные сквозные отверстия обрабатывают с од ного установа, с одной стороны. Если диаметры этих отверстий различны, то применяется комбинированный инструмент — зен керы и развертки.
Обработка глухих ступенчатых отверстий, а также сквозных отверстий с большим соотношением расстояния между торцами
L
и диаметром ( ~ >10) ведется с двух сторон. Заготовка, непод
вижно закрепленная в специальном кондукторе, после обработ ки одного отверстия поворачивается на 180°, после чего обраба тывается второе отверстие. Возможна и другая схема — деталь в специальном приспособлении поворачивается на 180° относи тельно неподвижной кондукторной плиты.
Посадочные отверстия малогабаритных корпусных деталей и их торцовые поверхности обрабатывают также и на горизонталь но-расточных станках, но в отличие от обработки и обычных кор пусных деталей при обработке малогабаритных корпусов не
36