Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ротоіз а„ = — при этом должны быть известны. В об-

п'

щем случае, когда подобные лопастные машины работа­ ют на жидкостях разной плотности, необходимо введе­ ние еще и масштаба плотностей

Для создания определенности в решении постав­ ленной задачи необходимо дополнительное условие, так

 

О

 

 

' Q'

 

Q*

 

 

 

 

 

 

 

Рис. IV—5

 

 

 

 

как, если первая машина, работая в точке V своей

характеристики

/ (рис. IV—5),

развивает

Ар'

при

Q', то

вторая, обладая

своей

характеристикой I I , может,

вооб-

аіе говоря,

работать

в

любой

ее

точке

и

развивать

любые из

сопряженных

значений

Ар" и

Q".

Таким до­

полнительным условием служит рассмотренное выше условие сохранения кинематического подобия сопостав­ ляемых машин, т. е. их работа на сходственных режи­ мах (IV—2')

с0 чиї и"

* с = ~ = - 4 - - = 4 =

Cl-

W 2

Н 2

вносящее определенную связь между масштабными множителями а., а,,, а„.


Не рассматривая пока вопроса о том, каким спосо­ бом обеспечивается выполнение этого дополнительного условия, будем считать, что оно выполнено и определим

величину

отношений

Ар"/Ар'

Q"IQ',

опираясь

на из­

вестные

зависимости

общей

теории лопастных

машин.

1. П о

п о в ы ш е н и ю д а в л е н и я

основной зави-

снм'остыо (при обычно допускаемом предположении о нормальном входе) может служить уравнение (II—17),

записанное в размерности

давления. Для полного полез­

ного повышения давления

(с введением Т] г)

А/7

- '/JpCSpM \ .

Применив это уравнение к каждой из сопоставляемых подобных машин (с соответствующими значками ' и '') и поделив одно на другое, получим

АР' . \ <?' р'

Так как условие сохранения режима (IV—2) требует равенства углов треугольников скоростей, а коэффици­ енты <р определяются этими углами, о-" = <р' или <р"/<р'=1 Учитывая, что

"2

и вводя

масштаб

гидравлических

к. п. д. а Ч г

= и мас-

 

 

 

 

р"

 

 

 

 

 

 

штао

плотностей

р = ,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ = 4 « № : .

 

 

 

- d V - 7 )

Это

уравнение

можно

считать

п е р в ы м

з а к о н о м

п о д о б и я , согласно которому полные

полезные

повы­

шения

давления

при работе подобных

лопастных

машин

на сходственных

режимах

пропорциональны

гидравли­

ческим

к. п. д.,

плотности перемещаемой

 

жидкости

и вто­

рым

степеням

линейных

размеров

 

и

чисел

оборотов

:-ітих

машин.

 

 

 

 

 

 

 

 


2-

О б ъ е м н а я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь лопаст­

ной

машины может

быть

выражена

произведением

средней

по

сечению

скорости

в люоом

113

проходных

сечений

па

ei о площадь-. В частности,

эту

производи­

тельность можно определить через осредіїеііпуіо относи­ тельную скорость па выходе с рабочего колеса и сум­ марную площадь проекций всех выходных сечений меж­ лопаточных каналов на плоскости, перпендикулярные

ВеКТОру Wo

Q = w-,F2iv.

Применив использованный выше прием (запись ис­ ходного уравнения для каждой из двух сопоставляемых машин п деление одного из этих уравнений на другое), запишем

 

 

Q'

^ ' f V

 

Учитывая,

что

на сходственных режимах

 

W l

Ч

Fliv

2

 

— = — = « « / « . , И

= О»

(как и любое

отношение

площадей,

равное квадрату

отношений линейных размеров в геометрически подоб­

ных

системах),

получаем

второй

 

з а к о н

п о д о б и я

 

 

 

 

 

 

 

( I V - 8 )

Согласно этому закону объемные

производительности

подобных лопастных машин,

работающих

на

сходствен­

ных

режимах,

пропорциональны

первым

степеням их

чисел

оборотов

и кубам линейных

 

размеров.

 

3. Законы подобия повышений давления и расходов лопастных машин позволяют установить и закон изме­

нения потребляемых

ими

мощностей,

если

применить

определение

последних

по уравнению

(I—1)

 

Используя

прежний

прием

и

уравнения

(IV—7) и

(IV—8), получаем

 

 

 

 

 

 

N"

Ч

5

,

 

 

Л" а, Р " "


но так как т) = мцг-гЮб-''кт константа подобия гидравли­ чески?; к. п. д. здесь исключается

Третий закон подобия или закон мощностей в его общей формулировке поэтому определяется уравнением

 

 

 

 

 

 

( I V - 9 )

 

 

'об

'мех

 

 

 

и свидетельствует о том, что

потребляемые

подобными

лопастными

машинами

мощности при

их работе на сход­

ственных режимах пропорциональны

плотности

жидко­

сти, пятым

степеням

линейных

размеров и

кубу

чисел

оборотов и обратно пропорциональны

произведению объ­

емных и механических

к. п. д. этих

машин.

Три основных закона подобия лопастных машин бы­

ли установлены выше

в их обобщенной форме — для

всех практически встречающихся случаев отличия по­ добных машин друг от друга и с учетом возможного неравенства их гидравлических, объемных и механиче­ ских к.п.д. па сходственных режимах работы. Послед­

нее, как

очевидно,

с учетом общих

закономерностей

методики

подобия и

моделирования (§

IV—1)

опреде­

ляется своеобразным

проявлением масштабного

эффек­

та при переходе от подобной машины с одними разме­ рами к другой — меньшей или большей, от одних чисел оборотов, окружных и других скоростей, также к мень­

шим или большим. Как правило, с увеличением

разме­

ров и скоростей

относительное значение потерь

энергии

в лопастных (и

других)

машинах уменьшается,

а к.п.д.

увеличивается.

Весьма

ощутимое исключение

может

составлять лишь тот случай сопоставления гидравличе­

ских к. п д. машин,

когда при

переходе к большим ско­

ростям начинается

проявление

кавитации.

Ниже в параграфе (IV—6)

будет рассмотрен вопрос

о подобии к.п.д. лопастных машин, но здесь следует отметить, что чаще всего при использовании закономер­ ностей подобия в применении к лопастным машинам возможностью изменения их к.п.д. на сходственных ре-


жимах работы пренебрегают. Учитывая, что гидравли­ ческие потери трения практически пропорциональны квадратам скоростей, а следовательно, — и удельной кинетической энергии, а относительная величина «удар­ ных» потерь на сходственных режимах работы не может заметно отличаться, неучет возможного изменения гид­ равлических к.п.д. следует признать вполне допустимым.

Что же касается объемных и механических потерь, то здесь нет прямого основания считать, что они нарастают пропорционально величине передаваемой энергии. Поэто­ му допущение о неизменности объемного и механического к.п.д. подобных лопастных машин следует считать более грубым, пригодным лишь в порядке первого прибли­ жения.

Приняв отмеченную выше неизменность к.п.д. лопаст­ ных машин на сходственных режимах работы, получим

а.п 1;

ои

= 1;

а,, = 1.

т

'об

'

'мех

В этом случае общие законы подобия по повышениям давления и мощностям существенно упрощаются — их вы­ ражение определяется п р и б л и ж е н н ы ми р а в е н с т- в а м и

\р"

*Р<4<4;

 

(IV—7')

 

 

 

' « Р 4 « «

'

(IV—9')

§ IV—4. Условия сохранения режима работы подобных

лопастных машин

Выше, в процессе обоснования основных законов подобия лопастных машин, условие сохранения режима их работы, определяемое пропорциональностью скоростей на выходе с колеса и соответствующей зависимостью между масштабными множителями (IV—2')

Сч

W2

« 2

ас = -,-

= — = —г =ссассп,

с2

иг>2

« 2

было введено лишь «формально» — без выяснения прак­ тических возможностей выполнения этой зависимости.