Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из формул (45.5) и (46.5) можно заключить, что съемка кривой по схеме 40 X 20 м позволяет получить лучшие результаты, поскольку в этом случае ослабляется влияние смещения съемоч­ ных точек.

Суммарную ошибку длины эвольвенты круговой кривой, по­ мещающейся на одном аэроснимке и снятой по схеме 20 X 20 м,

определим в соответствии с формулой (41.5) как

 

= 2 0 / [(ЧЖУ

2 К Г ' ] 5*.

(46.5)

где t — длина кривой (от начала замеров до данной точки), выра­ женная числом пикетов, или

тЭ1 = 44,8 | / [ ( - ^ ) Ч 2 (mlf] I.

(47.5)

Величины средних квадратпческих ошибок длины эвольвенты,

вычисленные по формуле (47.5), приведены в табл. 32.

 

В случае, когда снимаемая кривая помещается не на

одном,

а на нескольких аэроснимках, следует учесть также дополнитель­ ную погрешность длины эвольвенты кривой, обусловленную ошибкой их взаимного ориентирования.

Для последнего деления второго аэроснимка ошибка длины эвольвенты кривой, обусловленная ошибкой его разворота отно­

сительно первого, определится

как

 

т'Э2 =

20т*юр*,

(48.5)

где ;и£2 — ошибка разворота второго аэроснимка относительно первого (в радианной мере); р — число съемочных точек на втором аэроснимке.

Для крайней точки третьего снимка

тэ3 = 20тЪ}/г3.

Для iV-ro аэроснимка

m'an =

20mlyN^ip.

(49.5)

Так как согласно (33.5)

 

 

т»=7Тп>

 

то

 

 

тэп =

2 0 ^ 1 / л Г Т 1 ;

(50.5)

где р — число точек, помещающихся на аэроснимке, содержащем данную точку.

* Поснольку эта ошибка остается неизменной в пределах всего аэро­ фотоснимка.

81


Т а б л и ц а 32'

 

 

Масштабы снимков

 

 

1 : 2000

1 : 3000

1 :5000

 

Средине квадратнческне ошибки вычисления длины эволь­

i i i ^ , M M

венты кривой, помещающейся на одном аэроснимке (при

 

 

съемке кривой по схеме 40X20

м)

t

711 э

t

i n э

t

11! 3

1

2

3

4

5

6

7

8

0,3

300

3

0,16

3

0,22

3

0,37

 

500

5

0,12

5

0,20

5

0,27

 

1000

8

0,12

8

0,13

8

0,18

 

1500

10

0,10

10

0,13

10

0,15

 

4000

10

0,05

10

0,10

10

0,12.

0,1

300

3

0,07

3

0,07

3

0,12.

 

500

5

0,09

5

0,09

5

0,09

 

1000

8

0,08

8

0,11

8

0,11

 

1500

10

0,09

10

0,09

10

0,09

0,05

4000

10

0,09

10

0,09

10

0,09

300

3

0,06

3

0,07

3

0,08

 

500

5

0,06

5

0,06

5

0,07

 

1000

8

0,05

8

0,07

8

0,06

 

1500

10

0,09

10

0,09

10

0,06

 

4000

10

0,09

10

0,09

10

0,09

 

А так как

 

 

 

 

 

 

то

 

m . „ _ 2 0 p J ^ | I )

 

 

 

 

 

 

/ ( ^ ) 4 2 W ) . .

(515),

 

Средняя квадратическая ошибка длины эвольвенты для ?г-го>

деления кривой определяется

как

 

 

 

 

 

 

 

тэ = У т?дх

+ т%2,

 

 

 

где

шэ1

— средняя

квадратическая

ошибка,

обусловленная слу ­

чайными

ошибками

угловых

измерений

и

разбивки

пикетажа

на

аэроснимке [см. формулу

(47.5)]; тэг

— средняя квадратиче­

ская ошибка эвольвенты, обусловленная ошибками взаимного разворота аэроснимков, вычисленная по формуле (51.5).

В результате преобразований получим выражение суммарной,

ошибки длины эвольвенты при съемке кривой по схеме 20

х 20 м:

т - = 20]/[^ЩЧ2КГ] [г^Щ

(52.5).

или

 

т э » = таЭ12(%1-1) + 5 f ,

(53.5>

85-


где тЭп — суммарная средняя квадратическая ошибка длины эвольвенты; 7?i3 l средняя квадратическая ошибка приращения длины эвольвенты кривой для одного деления; t — длина кривой (от начала замеров до данной точки), выраженная числом пике­ тов; п — среднее число общих съемочных точек кривой, помеща­ ющихся на перекрывающихся частях аэроснимков; р — число точек кривой, помещающихся на аэроснимке, содержащем данное

деление (по ходу пикетажа).

j

§ 18. Экспериментальная оценка

точности фотограмметрической

съемки

кривых

Экспериментальные материалы получены в результате кон­ трольной геодезической съемки кривых, снятых фотограмметри­ ческим методом.

Съемка кривых на аэроснимках выполнялась по схеме 20 X X 20 м, а контрольная геодезическая съемка — способом И. В. Гоникберга.

На первом этапе фотограмметрические измерения выполнялись на трансформированных диапозитивах, приведенных к масштабу,

близкому

к масштабу воздушного фотографирования (1 : 2000—

1 : 2500).

Разбивка

пикетажа производилась на фотопланах,

<i перенос

пикетных

точек на диапозитивы — опознаванием кон­

туров. Членение пикетов на 20-метровые отрезки (в масштабе диапозитива) производилось графически.

Ниже приводится краткая характеристика использованных материалов.

1. Кривая № 6 по главному пути. Расположена на четырех аэроснимках, преимущественно в их средней части. Масштаб аэрофотосъемки — около 1 : 2100; фотографирование выполнено аэрофотоаппаратом РМК С5/а, / = 210 мм. Продолжительность экспозиции — около Viso с е к > фотографическое качество негативов удовлетворительное.

Изображение рельсов недостаточно резкое. Трансформирова­ ние в масштаб 1 : 2000 выполнено на трансформаторе ФТМ по установочным данным.

Геодезическая съемка кривой была выполнена через 4 месяца после воздушного фотографирования. За это время станционные пути подверглись рихтовке, поэтому конфигурация кривой, за­ фиксированная на аэроснимках, к моменту контрольной съемки могла несколько измениться.

2. Кривые № 24, 25, 26 и 35. Расположены каждая на четырех •аэроснимках. Масштаб съемки около 1 : 2700, фотографическое

.качество удовлетворительное.

Геодезическая съемка кривых была выполнена незадолго до аэрофотосъемки.

Трансформирование снимков в масштаб 1 : 2500 выполнено ла трансформаторе ФТБ по опорным точкам, полученным разви­ тием сети графической фототриангуляции.

;86


3. Кривая по первому главному пути расположена па пятит снимках в масштабе 1 : 1700. Фотографическое качество негативов хорошее. Контрольная съемка кривых была выполнена через месяц после аэрофотосъемки.

Трансформирование аэроснимков в масштаб 1 : 2000 выполнено по точкам фототриангуляции на фототрансформаторе ФТБ.

Во всех случаях трансформирование выполнялось на фото­ пластинки размером 18 X 18 см.

Съемка кривых прибором ПСКА выполнена способом стерео­ скопического продолжения.

Точность определения элементов круговых кривых по резуль­ татам фотограмметрической съемки характеризуется результа­ тами, приведенными в табл. 33.

Расчет выполиен отдельно по результатам измерений в правой п левой ветвях оптической системы стереометра («правая ветвь» и «левая ветвь»); кроме того, каждая кривая снята дважды: один раз съемочными точками служили середины шаговых хорд ПК -f-

+

20, ПК

+ 40 и т.

д. («четные двадцатки»), а второй — ПК + 10,

ПК

+ 30,

ПК + 50

и т. д. («нечетные двадцатки»).

Расчет элементов кривых выполнен графо-аналитическим мето­ дом (способ Гоникберга) и аналитическим способом, предложенным И. П. Маруничем [6].

Как видно из анализа таблицы, для пунктов 2—6 среднее-

квадратическое

уклонение угла поворота кривой,

измеренного-

на аэроснимках,

равно

± 2 ' , а для

пунктов 7—17

эта

величина

составила ± 3 ' , 6 .

 

 

 

 

Эти величины достаточно хорошо согласуются с принятым

нами при выводе формулы (31.5) значением е (<х)пр =

± 6 ' .

Табл. 33 позволяет

произвести

косвенную оценку

точности;

разбивки пикетажа и шаговых хорд на диапозитивах. Так, на­ пример, анализ данных, помещенных в пунктах 2—6 таблицы, позволяет определить средние смещения точек НКК и ККК отно­ сительно их вероятнейшего положения (полученного по резуль­ татам двойной независимой съемки кривых на аэроснимках,, выполненной I и I I наблюдателями (табл. 34).

Здесь величина 0,40 м получена вследствие грубого отклонения в пункте 5 табл. 33; с учетом этого обстоятельства можно заклю­ чить, что среднее смещение точек НКК и ККК для обоих наблю­ дателей равно 0,2 м, или 0,1 мм в масштабе аэроснимка. Эта погрешность является результатом влияния ошибок наведения марки стереоскопического прибора на штрихи, которыми обозна­ чены пикетные точки на аэроснимках.

Оценка этих величин позволяет заключить, что точность на­ ведения марки на штрихи, которыми обозначены пикетные точки, характеризуется средней квадратической ошибкой, равной 0,07—0,08 мм.

В результате анализа пунктов 2—15 табл. 33 можно определить, абсолютные отклонения положения НКК и ККК относительно


Лг! п/п

Способ съемки

а

1

 

 

2

 

 

 

 

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая

1

Полевые измерения

 

 

 

 

20° 22'

2

Камеральные измерения:

 

 

левая

ветвь

20

27

3

нечетные двадцатки, 1-й наблюдатель,

То же, нечетные двадцатки, 1-й наблюдатель, правая

20

4

ветвь

 

по двум ветвям—нечетные

двадцатки,

20

24,5

Усредненное

5

2-й наблюдатель

1-й

наблюдатель

20

22

Левая

ветвь (четные двадцатки),

6

Левая

ветвь (четные двадцатки),

2-й

наблюдатель

20

21,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая

7

Полевые измерения

 

 

 

 

11

03,5

S

Камеральные измерения (нечетные двадцатки) *

 

11

02,1

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая

9

Полевые измерения

 

 

 

 

10° 58,2

10

Камеральные измерения (нечетные двадцатки)

 

11° 02

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая

11

Полевые измерения

 

 

 

 

11

01,4

12

Камеральные измерения (почетные двадцатки)

 

11

02,6

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая

13

Полевые измерения

двадцатки,

первое

11

52,3

14

Камеральные

измерения (четные

11

54,5

15

измерение)

нзмерепия (четные

двадцатки,

второе

11

58,7

Камеральные

 

измерение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая по

16

Полевые измерения

 

 

 

 

12° 55',2

17

Камеральные измерения

 

 

 

 

12

59,2

* Измерение по четным двадцаткам не выполнялось.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 33 •

 

 

Элементы круговой

кривой

 

 

 

 

 

 

 

Км

Гм

 

ник

 

ск

 

ккк

Основные элементы круговых кривых, полученные по полевым данным

 

|

и из фотограмметрических измерении

1

 

1

 

1

5

1

1

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

615

218,61

110,47

615

219,51

110,93

615

218,97

110,86

615

219,06

110.70

615

218,61

110,47

615

219,00

110,67

24

 

 

580

111,94

56,15

585

112,67

56,50

25

 

 

900

172,33

86,43

910

175,34

87,94

К 26 '

 

 

610

117,36

58.85

610

117,57

58,98

N 35

 

 

1010

209,26

•105,01

1010

209,92

105,34

1010

209,68

105,21

первому пути

 

 

1054

238,10

119,56

1054

238,40

119,96

95+69,79 96+79,09 97+88,40

95+68,10 96+77,86 97+87,61

95+68,64 96+78,12 97+87,63

95+67,27 96+76,80 97+86,33

95+69,28 96+78,58 97+87,89

95+67,04 96+76,54 97+86,04

89+18,20 89+74,17 90+30,14

89+18,20 89+74,84 90+31,17

88+83,45 89+69,61 90+55,78

88+82,97 89+70,64 90+58,31

89+25,00

89+83,68

90+42,36-

89+27,25

89+86,23

90+44,82

50+41,70 51+46,33 52+50,96

50+38,70 51+43,66 52+48,62

50+37,68 51+42,52 52+47,36

88+91,86 90+10,91 91+29,9

88+90,37 90+09,82 91+29,27

895

-88