Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 34

 

Т а б л н ц а 36

 

 

 

Средние отклонения, м

 

Относительная ошибка

.Наблюдатели

 

 

 

Л»

вычисления радиуса, %

 

ДЯЛ'К

д к к к

 

 

 

 

 

 

кривых

предвычн-

 

 

 

 

 

 

 

 

фактическая

 

 

 

 

 

 

 

сленпая

 

1

 

 

0,40

0,12

 

 

 

 

11

 

 

0,12

0,15

0

1,2

0

 

 

 

 

 

 

24

2,2

0,9

натурных

измереппй,

оценив

25

1,2

1,1

26

2,2

0

их

по

разностям

смещений

35

1^5

0

начала

и конца

кривой

(т. е. вы­

1

1,4

0

делив

ту

часть

ошибки, которая

 

 

 

вызывается общим смещением пикетов на аэроснимке). Результаты этого анализа приведены в табл. 35.

Полученная

в табл. 35 величина АНККср = 1,78 м

обусло­

влена совместным влиянием систематической и случайной

ошибок

г

тт

б

разоивкп и переноса пикетных точек. Что же касается величины — , то она позволяет определить вероятную случайную часть ошибки ланесения пикетов. Для нашего случая

±0,51 м.

У 2

Вероятные же велпчипы ошпбок положения точек НКК и ККК

«будут: систематическая ±1,36 м, случайная ±0,51 м или соответ­ ственно в масштабе аэроснимка (1 : 2000) т.; = ±0,68 мм и т'[ — - ± 0,26 мм.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

35

пунктов

Отклонения, м

 

6

 

 

 

Д И К К — Д К К К = 6, м

 

табл.

33

АНКК

д к к к

VT

м

 

 

 

 

 

 

1

 

2

3

/ |

5

 

2

 

—1,69

-0,79

—0,90

0,64

3

 

—1,15

—0,77

-0,38

0,27

 

4

 

—2,52

—2,07

—0,45

0,32

5

 

—0,51

—0,61

+0,11

0,08

 

6

 

-2,75

—2,36

-0,39

0,28

 

7

 

0

+1,03

—1,03

0,74

10

 

—0,48

+2,53

—2,05

1,46

 

12

 

+2,25

+2,46

—0,19

0,14

 

13

 

—3,00

—2,34

-0,66

0,47

 

14

 

—3,81

—3,60

-0,21

0,15

 

15

 

—1,49

0

-1,49

1,06

 

Ср.

 

—1,78

-1,96

 

0,51

 

90


Воспользовавшись экспериментально

полученной величиной

= ± 4 ' , можно вычислить по формуле

(32.5) ожидаемые пре­

дельные относительные погрешности определения радиуса кривых по результатам измерений на снимках и сопоставить их с истин­ ными относительными ошибками, вычисленными по данным табл. 33.

Результаты сравнения приведены в табл. 36.

Как видно из приведенного сравнения, фактические ошибки (радиусов) значительно меньше расчетных, что объясняется, очевидно, взаимной компенсацией влияния погрешностей линей­ ных и угловых измерений.

Экспериментальная оценка точности определения дифферен­ циальной кривизны произведена также сравнением величии углов поворота одноименных хорд, измеренных в натуре и на аэро­ снимках.

Результаты сравнения приведены в табл. 37.

Т а б л и ц а 37

Л» кривых

6

!

615

±3'5

±3'6

т ? „ — предвычпсленная

24

i

580

3,'6

5,'7

средняя

квадратиче-

25

900

3,1

4,6

ская ошибка измерения

26

 

610

3,5

5,3

угла поворота 20-мет­

 

 

 

 

 

ровой хорды

35>

 

1010

3,0

4,4

т • эфактическая ошиб-

1

 

1054

3,0

3,7

ка по даиным экспери­

мента

В большинстве случаев фактически полученные ошибки не­ сколько больше предвычисленных, однако общая тенденция к увеличению модуля ошибки при увеличении кривизны прослежи­ вается достаточно четко.

Причиной этого является, по-видимому, влияние дополни­ тельных случайных погрешностей, возникающих вследствие того,, что пикетные точки обозначались на аэроснимках довольно гру­ быми штрихами: как было показано выше, наведение марки на штрих выполняется с точностью ±0,08 мм.

Контрольными фотограмметрическими измерениями, выполнен­ ными на кривой № 6 , было установлено, что средняя квадратическая 'ошибка двойных независимых измерений угла поворота элементарной хорды одним и тем же наблюдателем (при этом способе обозначения пикетов) равна ± 3 ' , 2 .

Как видно из табл. 33, разбивка пикетажа на аэроснимках выполнена с точностью ±0,23 мм, что при R = 615 м соответствует



угловой погрешности ??гф = ± 2 ' , 6 . При этих условиях ошибка результата

т'а= ± 1 / ( 3 \ 2 ) 2 + ( 2 " , 6 ) 2 ^ 4 ' .

Величина этой ошибки достаточно хорошо согласуется с дан­ ными эксперимента и подтверждает предвычисленные погреш­ ности.

Распределение абсолютных ошибок измерения углов поворота

.элементарных хорд приведено в табл. 38.

Т а б л и ц а 38

 

 

 

Распределение абсолютных

ошибок измерении

углоп

 

 

 

 

 

 

поворота шаговых

хорд

 

 

 

 

Л!

кривой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о1

 

 

 

 

1

1

СО

 

СО

-<

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

о

~-

см

 

 

 

СО

00

 

 

 

 

1

 

2

.4

4

5

 

 

0

7

 

8

 

 

6

 

6

2

4

6

 

5

1

 

2

 

 

24

 

4

2

2

2

 

—.

3

 

1

 

 

25

 

4

1

8

2

 

.—

2

 

1

 

 

26

 

2

1

6

2

 

 

1

1

 

3

 

 

35

 

2

1

3

2

 

 

2

1

 

4

 

В с е г о

. . .

18

7

23

14

 

8

8

 

11

 

Таким

образом, ошибки

распределены

следующим

образом:

0—2'

— 25 наблюдений 28%

 

 

 

 

 

 

 

 

2 - 6 ' — 37

»

- 4 1 %

 

 

 

 

 

 

 

 

6 - 1 0 '

-

16

»

-

19%

 

 

 

 

 

 

 

 

•Свыше 10' И

»

-

12%

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего: 90 наблюдений

 

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

По результатам контрольных геодезических и фотограмметри­

ческой съемок были рассчитаны величины рихтовок

графо-аналп-

 

 

 

 

 

 

тическим

и

аналитическим

 

 

 

Т а б л и ц а

39

методами

и

произведено их

 

Средняя квадратиче­

 

 

сравнение. Результаты

при­

 

 

 

ведены в табл. 39.

 

 

 

ская ошибка опре­

 

 

 

 

 

деления рихтовок,

 

 

В графе 2 приведены пред­

 

 

м

 

 

 

кривой

 

 

 

л м

 

вычисленные

величины оши­

 

7)1,

т

771,

 

 

бок

(см.

табл. 28),

в

графе

 

'

' П

 

 

3 полученные в результате

1

2

 

3

4

 

эксперимента.

 

 

 

 

 

На

втором

этапе

было

 

 

 

 

 

 

24

±0,021

±0,034

580

 

выполнено

эксперименталь­

25

±0,020

±0,020

900

 

ное

исследование

влияния

26

±0,020

±0,027

610

 

ошибок

положения

пикетов

S2


на погрешности вычисления длины эвольвенты кривой при из­ мерениях на ^трансформированном ^аэронегативе. Для этой цели произведена двукратная фотограмметрическая съемка кри­ вой (R = 1000 м; а = 25° 25'; К = 500 м; Э т а х = 143 м).

Изображение кривой помещается па одном аэроснимке масш­ таба 1 : 5000. Качество негатива хорошее.

Съемка выполнена по схеме 40 х 20 м.

28

24

/

/

/

/

/

20

 

Л ~~r

 

 

16

 

1

12

 

/ r~

 

t

8

t

 

4

 

. '/ /

<

 

Условные обозначения : ?отограмметрическая съемка

Пикетаж разбит град)о-аналити­ ческим методом на СПР-2

Пикетаж разбит на фотоплане м-ба 1-ZOOO

Геодезическая съемка способом Гоникбергв Измерения 1-го наблюдателя

Измерения 2-го наблюдателя

Рис. 38

В одном случае разбивка пикетажа была произведена на фото­ плане масштаба 1 : 2000; положение пикетов на аэронегативе определено опознаванием.

Членение пикета на 20-метровые отрезки выполнено при по­ мощи УНМ.

Во втором случае разбивка пикетажа выполнена па СПР-2; положение пикетов и съемочных точек на негативе определено графо-аналитически координатным способом.

Оценка точности вычисления длины эвольвенты, по данным обеих съемок, произведеиа сопоставлением с аналогичными вели­ чинами, вычисленными по данным контрольной геодезической съемки способом Гоникберга.

Совмещенные графики погрешностей вычисления эвольвенты кривой представлены на рис. 38.