Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Как видно из графиков, предельная погрешность длины эволь венты при определении положения пикетов координатным методом па СПР-2 равна + 5 см, средняя ошибка — 2 см.
При разбивке пикетажа па фотоплане имеет место накопление систематической части ошибки; в результате ошибка длины эволь венты в последнем делении кривой равна + 3 0 см.
Это явление может быть объяснено влиянием общего смещения пикетных точек, а также личной систематической ошибкой наблю дателя.
Предельная ошибка приращения эвольвенты для единичного деления кривой равна 4 см.
Можно отметить, что накапливающаяся ошибка длины эволь венты не оказывает существенного влияния на величину рихтовок.
Аналогичное явление, но в иных масштабах имеет место и при геодезической съемке кривой.
На рис. 38 приведены также графики ошибок вычисления длины эвольвенты кривой по данным геодезической съемки спосо бом Гоипкберга.
При построении графиков использованы результаты трех кратной съемки кривой, выполненной независимо тремя исполни телями (включая разбивку пикетажа); ошибки двух исполнителей вычислены относительно результатов, полученных третьим.
Можно отметить, что и в этом случае (у второго исполнителя) имеет место накопление систематической части ошибки измерений; в результате этого ошибка длины эвольвенты в последнем делении
кривой |
достигает 10 см. |
|
|
|
|
|
||
У |
первого |
наблюдателя |
средняя |
(систематическая) ошибка |
||||
длины эвольвенты равна 2 см, а предельная ошибка |
приращения |
|||||||
эвольвенты для единичного деления 1,6 см. |
|
|
||||||
Средняя случайная ошибка |
длины |
эвольвенты, |
вычисленной |
|||||
по результатам |
геодезических |
съемок обоих исполнителей, равна |
||||||
± 1 |
см; |
соответствующая |
величина |
при |
фотограмметрической |
|||
съемке на негативе масштаба 1 : 5000 равна |
±1,4 — 2 см. |
Сопоставим результаты, приведенные в табл. 33, с данными, полученными в результате трехкратной независимой геодезиче ской съемки кривых.
В табл. 40 приведены основные элементы трех круговых кри вых, вычисленные по результатам геодезических съемок, выпол ненных тремя исполнителями.
|
|
|
|
Кривая № 1 |
|
|
|
Т а б л и ц |
а 40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюда |
|
а |
|
|
а ли |
пик |
|
|||
тели |
|
|
|
|
||||||
1-й |
4Ь°- 48' |
522,76 |
640 |
12 604 |
+ |
20,77 |
12 609 |
+ |
43,53 |
|
2-Й |
46 |
46 |
522,38 |
640 |
04 |
+ |
21,02 |
09 |
4- 43,40 |
|
3-й |
46 |
46 |
524,84 |
643 |
04 |
+ |
19,73 |
09 |
+ |
44,57 |
94
Кривая № 2 (составная)
1 |
|
|
|
|
|
к2 |
нкк, |
ккк, |
|
1 |
|
а 2 |
|
|
К, |
Я К К . |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
id s |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
я ~ |
+Н £-
ккк.
о
1-й |
17°11' |
37° 37' |
197,94 |
562,64 660 857 8+20,34 |
10+18,78 |
10+18,78 |
15+81,42 |
2-й |
15 56 |
38 52 |
177,98 |
516,60 640 850 8+24,21 |
10+02,19 |
10+02,19 |
15+78,79 |
-3-й 16 04 |
38 50 |
176,66 |
580,17 630 856 8+23,38 |
10+0,04 |
10+0,04 |
15+90,21 |
|
|
Суммарные данпые по обеим кривым |
||||
1-й |
54° 48' |
760,58 |
660 |
857 |
8+20,84 |
15+81,42 |
2-й |
54 48 |
754,58 |
640 |
850 |
8+24,21 |
15+78,79 |
3-й |
54 54 |
756,83 |
630 |
856 |
8+23,38 |
15+80,21 |
Сравнение этой таблицы с табл. 33 подтверждает, что точность фотограмметрической съемки близка к точности съемки кривой способом Гоникберга.
Глава 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ
§ 19. Определение фотограмметрических координат центра стрелочного перевода
Центром стрелочного перевода |
(ЦСП) |
является |
пересечение |
осей основного и ответвляющегося |
путей |
(рис. 39) |
. Непосред |
ственное опознавание его на снимке с достаточной |
точностью |
невозможно. Рассмотрим способы отыскания ЦСП одиночного обыкновенного перевода (наиболее распространенного — к пере водам этого типа относится более 90% всех стрелок).
Вначале следует определить марку крестовины и сторонность перевода. Измерения выполняют прибором ПСКА.
Марку стереометра наводят на точку Мх, если застрелочиая кривая начинается на расстоянии, большем, чем х / 2 сдвига изобра жения, т. е. за линией Ъ — Ъ', или на точку М2, если застрелочиая кривая начинается у перевода. Затем выполняют два совмещения изображения путей, как показано на рисунке (для точки Мг — рис. 39, б, для точки М2 — рис. 39, в).
При каждом совмещении берут отсчет по лимбу. Стрелочный
угол вычисляют по формуле |
|
а = уо т —у0 С 1 | > |
(1.6) |
где v0Tt v0CH — отсчеты при совмещении отклоненного и основного путей.
95
Для того чтобы уменьшить ошибку измерения стрелочного угла, вызываемую наличием переводной кривой (в точке М2) или застрелочпой кривой (в точке М-,), необходимо устанавливать
Рис. 39
возможно меньшее смещение изображения. При каждом опре делении рекомендуется делать 2—3 наведения, смещая в каждом приеме марку стереометра на небольшую величину. Измеренный
1У
Рис. 40
угол округляют до целых минут и определяют марку крестовины по таблице (приложение 3).
Сторонность стрелки определяют, сообразуясь со знаком стрелочного угла.
96
В левой горловине при а < О стрелка левая, при а > 0 — стрелка правая, в правой горловине станции — наоборот. Положе ние центра перевода на снимке можно определить непосредственно,
как |
точку пересечения осей путей, или косвенно, |
откладывая |
от |
опознаваемых элементов стрелки (крестовины, |
переводной |
тяги) расстояния вдоль оси основного пути, известные из кон структивных размеров стрелки данной марки.
С целью повышения точности результата можно вести измере ния одновременно обоими способами.
Непосредственное отыскание ЦСП на снимке выполняют сле дующим образом.
Выбрав на каждом из путей по две точки аг, а2 и blt Ъ2 (рис. 40) и определив их координаты в системе снимка, вычислим положе
ние точки С, воспользовавшись |
зависимостями: |
|
||||||||
*. = |
^ |
; |
|
|
уа |
= |
^ |
р |
- ; |
(2.6) |
ч = ^ |
р |
± ; |
|
иь |
= |
^ |
р |
- |
(3.6) |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ус — Уа = Кг |
{хс |
— ха), |
|
(4.6) |
||||||
Ус — Уь = Кг |
{хс |
— хь), |
|
(5.6) |
||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tfs |
= |
t g |
p 2 . |
|
|
|
|
|
Из формул (2.6) и (4.6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(KlXg |
— K2xb) |
|
+ |
(yb |
— уа) |
. _ |
|||
Ж с = |
|
|
|
K^Kt |
|
|
|
• |
(6-6> |
|
Точки можно выбрать |
таким |
образом, чтобы уа = уь, |
тогда |
|||||||
УС = КЛхс |
— *а) + |
У, |
|
(8.6) |
||||||
Ус = |
К2{хс-хь) |
|
|
+ |
у. |
|
(8.6)' |
С целью контроля измерений и вычислений целесообразно выбрать дополнительные точки Ь[, Ь2, а[, а2 и произвести кон трольные вычисления.
Результаты можно считать удовлетворительными, если рас хождения величин хс и ус не превысят 0,02—0,03 мм.
В тех случаях, когда на снимке отчетливо виден математиче ский центр крестовины (МЦК, см. рис. 39), положение центра перевода на снимке определяют, пользуясь известными размерами конструктивных элементов перевода.
7 Заказ 362 |
97 |
Экспериментально установлено, что визирование МЦК на снимках масштаба 1 : 3000 выполняют со средней квадратической ошибкой:
впродольном направлении
впоперечном направлении
Рпс. 41
±0,03—0,04 мм, |
|
|
|
|
|
|||
±0,008—0,012 мм. |
|
|
|
|
||||
На |
рис. 41 |
имеем |
ко |
|||||
ординатные |
|
|
системы: |
|||||
Хм Хм |
и YMYM |
с началом |
||||||
в точке М; ось ХМХМ |
|
па |
||||||
раллельна |
оси |
основного |
||||||
направления пути.В даль |
||||||||
нейшем будем называть эту |
||||||||
систему координатной |
си |
|||||||
стемой |
перевода; |
|
XXg и |
|||||
YYS |
— координатная |
си |
||||||
стема |
с |
началом |
в |
точке |
||||
пересечения |
оси |
|
пасса |
|||||
жирского |
|
здания |
с |
гео |
||||
дезическим базисом (геоде |
||||||||
зическая система станции); |
||||||||
XXf |
и |
|
YY;—координатная |
|||||
система, |
оси которой |
па |
||||||
раллельны |
конструктив |
|||||||
ным |
осям |
|
фотограмметри |
|||||
ческого |
прибора, |
на |
ко |
|||||
тором |
производятся |
из |
||||||
мерения, |
а начало |
может |
||||||
быть |
|
выбрано |
в |
|
любой |
точке снимка (фотограмметрическая система координат). Координаты точки С в системе перевода равны
D |
(9.6) |
|
|
м •- R cos со : R cos — , |
(10.6) |
где D = 1524 мм — расстояние между внутренними гранями головок рельсов пути; а — стрелочный угол; R — теоретическое расстояние от математического центра крестовины до точки С.
По малости угла а формула (10.6) может быть записана как
XCM = R — А.
Для наиболее распространенных типов стрелочных переводов величина А может быть принята равной 2 см.
Координаты (хсм, Усм) следует преобразовать, определив их в координатной системе снимка.
98
Так как одноименные оси |
обеих |
систем образуют |
угол 8, то |
|||
хФс = х0 + Ах sin 0 - j - Ay cos 6, |
(11.6) |
|||||
УФс^Уо + |
AysinQ |
— AxcosQ. |
(12.6) |
|||
В формулах (11.6)—(12.6) х0, у0 |
— координаты МЦК в системе |
|||||
снимка; |
|
|
cos а |
|
||
Да; = |
R |
(13.6) |
||||
М • 103 |
||||||
|
|
|
||||
|
|
2 • |
D |
(14.6) |
||
|
|
iWM |
||||
|
|
|
Более точный результат получим, определив положение ЦСП одновременно относительно МЦК и переводной тяги (рис. 42).
А |
1 |
1 |
1/сТГ— - ^
в
Рис. 42
В этом случае координаты ЦСП в системе стрелочного перевода вычисляют по формулам (9.6) и (10.6) и, кроме того, по формулам
x t c = ^ p - + L , |
(15.6) |
УФс = Щ^> |
(16-6) |
где L — расстояние от тяги до центра перевода. Поэтому анало гично (13.6) и (14.6)
д , = ^ ± : г А + _ ^ _ ( Л с о 5 ^ + ^ ) ; |
сп . б) |
A 0 = T ( ^ + * * + W ) - |
( Ш З ) |
§ 20. Вычисление геодезических координат центра |
|
стрелочного перевода |
|
После того как координаты ЦСП определены в системе каж дого из аэроснимков, образующих стереоскопическую пару, их преобразование в геодезические выполняют в процессе построения аналитического фототриангуляционного ряда; такой ряд, ограни-
99