Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ченный одной-двумя стереопарами, ориентируют по опорным точкам, которыми служат МЦК, точки А и В некоторого коли­ чества стрелочных переводов, положение центров которых изве­ стно из геодезических измерений. Таким образом, в каждой гор­ ловине привязывают несколько стрелочных переводов, служащих опознаками. Коэффициенты преобразования и деформации сети вычисляют по обычной методике. Можно отметить, что общее смещение всей системы (всей горловины) на 0,1—0,2 м не имеет существенного значения; гораздо большее значение имеет сведепие к минимуму ошибок взаимного расположения стрелочных пере­ водов п особенно расположенных в непосредственной близости друг от друга.

В том случае, когда горловина помещается целиком на одной стереопаре, координаты ЦСП определяют па универсальном стереоприборе, например стереометрографе с коордиметром Д.

Определив геодезические координаты всех математических крестовин переводов, вычисляют координаты ЦСП по формулам (см. рис. 41):

а) марка крестовины 1/11

 

* с г = х м г

+16,78 cos ср +

0,762 sin ср,

(19.6)

 

Усг = Умг

+ 0,762 cos ср-16,78 sin ср;

(20.6)

б) марка крестовины

1/9

 

 

 

2 с г = хмг

+ 1 3 , 7 1 cos Ф +

0,762 sin ф,

(21.6)

 

Уст = Умг

+ 0,762 cos ср -

13,71 sin ср;

(22.6)

в) марка

крестовины

1/6

 

 

 

хСг = хМг-j-

9,22 cos ф +

0,762 sinФ ,

(23.6)

 

Уст = Умг

+ 0,762 cos с р - 9,22 sin ср.

(24.6)

Угол поворота координатной системы перевода относительно

геодезической вычисляют по формуле

 

 

 

 

Ф = 8 у.

 

 

Лучшие

результаты

получают,

наблюдая

дополнительно

точки А и В (пересечения осей тяги с рельсами колеи). В этом случае пользуются преобразованными формулами (17.6) и (18.6).

Вычисления удобно выполнять на коордиметре Д по

программе

№ 7.

 

После того как вычислены координаты всех ЦСП

горловины,

необходимо произвести их согласование с элементами путевого развития — междупутными расстояниями, стрелочными углами, углами непараллельности путей. Поясним это примерами. На рис. 43, а пути / - / и I I - I I образуют угол непараллельиости у;

100


очевидно, для стрелочных углов съезда АВ должно быть выпол­ нено условие

ах

а, = у.

(25.6)

Кроме того, если на путях имеются точки ПК1 и ПКг, центры

стрелочных переводов А ж В,

координаты которых

определены

геодезическими пли фотограмметрическими измерениями, должно быть выполнено условие

P 2 - P i

= cx1,

(26.6)

где P i , р 2 дирекциоиные углы

соответствующих

направлений,

вычисленные по координатам точек ПК1; I I K i ; В я

А.

Рис. 43

Пример согласования междупутного расстояния и координат ЦСП показан на рис. 43, б. Если путь 77-77 параллелен оси Y станционной системы координат, то, очевидно, должно выпол­ няться условие

VB = yA + dtga,

где d — междупутное расстояние (предполагается, что пути па­ раллельны).

Для стрелочной улицы (рис. 43, в) должно быть выпол­ нено условие

а з = а з 4" Уз

^27 6)

§ 21 . Оценка точности определения координат центра стрелочного перевода

А. С п о с о б

з а с е ч к и

Суммарная ошибка определения координаты ЦСП определится по формуле

тс = l / m ' + m ^ ,

(28.6)

101


где т — ошибка положения точек а и Ъ, относительно которых определяется прямой засечкой ЦСП; тс — ошибка положения ЦСП, обусловленная неточностью засечки.

Каждая из этих погрешностей, в свою очередь, является след­ ствием ряда других.

Для определения величины т можно воспользоваться фор­

мулой

(29.6)

т = ymi-1-ml + ml,

где т1 — ошибка визирования и отсчитывания координат точек а

и Ь; т2

— ошибка, обусловленная суммарным влиянием погреш­

 

 

 

ности определения

масштабного

 

 

 

и углового

коэффициентов

пре­

 

 

 

образования

координат; т3

 

 

 

ошибка за

негоризонтальность

 

 

 

снимка *.

 

 

 

 

 

 

 

 

Установим порядок величин

 

 

 

перечисленных

ошибок.

 

 

 

 

Из опыта можно

принять

 

 

 

/л, -_= ±

0,005

мм.

 

 

 

 

Величина

т2

может

быть

 

 

 

определена следующим образом.

 

 

 

Масштабный

коэффициент

пре­

 

 

 

образования

координат обычно

 

 

 

определяют

с

относительной

 

р п с -

44

погрешностью, не превышающей

стояние

между

ближайшей

1 : 1000; условившись, что рас­

опорной точкой

и

определяемым

ЦСП не будет превышать на аэроснимке 30 мм, получим

 

 

 

т2 =

± 0,03 мм.

 

 

 

 

 

Для определения величины ms можно воспользоваться форму­

лой, предложенной С. М. Лебедевым ** для

определения относи­

тельной ошибки длины отрезка, измеренного на плановом аэро­

снимке.

 

 

 

 

На рис. 44 vv — главная горизонталь снимка (ось XX);

hh —

главная вертикаль

(ось

YY);

с — точка пулевых искажений.

Прямая АВ образует

с YY

угол у; лучи, проведенные из

точки с к точкам А

и В, обозначены соответственно i\ и г2.

Отно­

сительная погрешность отрезка, измеренного на снимке, опре­ деляется формулой

AL

since /

+

.

7?—г? . \

,.,п

=——[yo

 

-^T^slnV)'

(30.6)

где у0 — ордината средней точки М

отрезка.

 

*При монокулярных измерениях.

**С. М. Л е б е д е в . Анализ погрешностей в линиях и площадях на аэрофотоснимках. Тр. Белорусского пи-та нпж. транспорта. Гомель, 1958.

102


В том случае, когда у =

О,

 

 

 

 

AL

 

sin а

Уо.

(31.6)

L

 

 

f

 

 

Принимая а = 2°, у0 =

50 мм, /

= 200 мм,

получим

AL

_

AM

_

1 .

 

L

Л/

~

114 '

 

при тех же условиях, принимая г/0 = 80 мм, получим

AM

1_

Л'/

71 *

При наличии четырех опорных точек, расположенных во всех четвертях, ошибку можно несколько уменьшить:

A m _ = _ I _

_1

i_

">

71

/ 4

142 '

Округлив, принимаем

AM 1

М^ 150 *

Приняв расстояние от ближайшей опорной точки до определя­ емой не большим, чем 30 мм, получим

т3 = 0,2 мм.

Суммарная ошибка тс^ определяется собственно погрешностью засечки, обусловленной ошибками измерений углов, и погреш­ ностью, вызываемой неточностью измерения базиса засечки на снимке.

Ошибка, вызванная неточностью измерения углов, может быть вычислена по формуле *

 

m = ± m n k y b V

i l r f t

< 3 2 - 6 )

где Ъ — базис засечки; у — угол при определяемой точке; а г , а2

углы при базисе.

 

 

Для

стрелочного перевода 1/11 (у =

5° 12'; b = 1524 : Мс

мм

и (Хр =

180"

 

 

т— +0,008 мм.

Ошибка за неточность измерения базиса определяется выра­ жением

tg-y

Приняв из опыта = 0,01 мм, получим 67 = 0,1 мм.

* В. Ф. П а в л о в . Точность угловых измерений при определении точек засечками. «Геодезия и картография», 1963, № 5.

103


Суммарная величина 7??.^, таким

образом, может быть опре­

делена как

± 1 / 0 , 0 0 8 а + 0,102 :

 

 

 

т., =

± 0,11

мм.

Подставив приведенные величины ошибок в формулу (29.6),

получим

тс

± 0,23

мм

 

или Мс =

0,70 м при масштабе снимка 1 : 3000.

Нами не принято в расчет влияние иеравномерпости деформа­ ции аэроиегатива (в продольном и поперечном направлениях). Ею, вероятно, можно пренебречь, так как станции, как правило, располагаются вдоль оси маршрута и расстояния вдоль оси XX (геодезической) составляют примерно лишь 10% от продольных расстояний (по оси YY).

Очевидно также, что приведенная суммарная ошибка свой­ ственна измеренным отстояниям вдоль оси YY.

Правомерно предположить, что отстояние определяемых точек от опорных вдоль оси XX (геодезической) составит не более 10 мм (в масштабе снимка), в соответствии с чем

т'3 =

±

0,07

мм.

По этой же причине можно принять

7raC ( [ ) =

±

0,03

мм,

в результате чего суммарная погрешность координаты х составит тСх=± V0,0052 + 0,032 + 0,072 + 0,032 0,075 мм, пли met

^0,23 м в масштабе снимка.

Как видно из приведенных расчетов, наибольшие ошибки вызваны влиянием негоризонтальпости снимка и погрешностью измерения расстояния между нитками рельсовой колеи.

При фотографировании с гиростабилизированиой установки или трансформировании снимка средняя величина угла наклона может быть принята не более 20'. Уменьшив расстояние между опорными точками до 60 мм, получим по формуле (29.6)

ДМ _

0,0058 v

c n ^ .

1 .

М

200 Х

~

588 '

округлим и примем

ЬМ 1

М600 •

j В этом случае суммарная ошибка составит тс= ± 0,12 мм,

или 0,36 м на местности; ошибка координаты х составит соответ­ ственно 0,13 м.

Теперь главная доля суммарной ошибки монокулярных изме­ рений приходится на неточность засечки, вернее, на ту ее часть,

104