Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ченный одной-двумя стереопарами, ориентируют по опорным точкам, которыми служат МЦК, точки А и В некоторого коли чества стрелочных переводов, положение центров которых изве стно из геодезических измерений. Таким образом, в каждой гор ловине привязывают несколько стрелочных переводов, служащих опознаками. Коэффициенты преобразования и деформации сети вычисляют по обычной методике. Можно отметить, что общее смещение всей системы (всей горловины) на 0,1—0,2 м не имеет существенного значения; гораздо большее значение имеет сведепие к минимуму ошибок взаимного расположения стрелочных пере водов п особенно расположенных в непосредственной близости друг от друга.
В том случае, когда горловина помещается целиком на одной стереопаре, координаты ЦСП определяют па универсальном стереоприборе, например стереометрографе с коордиметром Д.
Определив геодезические координаты всех математических крестовин переводов, вычисляют координаты ЦСП по формулам (см. рис. 41):
а) марка крестовины 1/11
|
* с г = х м г |
+16,78 cos ср + |
0,762 sin ср, |
(19.6) |
|
Усг = Умг |
+ 0,762 cos ср-16,78 sin ср; |
(20.6) |
|
б) марка крестовины |
1/9 |
|
|
|
|
2 с г = хмг |
+ 1 3 , 7 1 cos Ф + |
0,762 sin ф, |
(21.6) |
|
Уст = Умг |
+ 0,762 cos ср - |
13,71 sin ср; |
(22.6) |
в) марка |
крестовины |
1/6 |
|
|
|
хСг = хМг-j- |
9,22 cos ф + |
0,762 sinФ , |
(23.6) |
|
Уст = Умг |
+ 0,762 cos с р - 9,22 sin ср. |
(24.6) |
|
Угол поворота координатной системы перевода относительно |
||||
геодезической вычисляют по формуле |
|
|
||
|
|
Ф = 8 — у. |
|
|
Лучшие |
результаты |
получают, |
наблюдая |
дополнительно |
точки А и В (пересечения осей тяги с рельсами колеи). В этом случае пользуются преобразованными формулами (17.6) и (18.6).
Вычисления удобно выполнять на коордиметре Д по |
программе |
№ 7. |
|
После того как вычислены координаты всех ЦСП |
горловины, |
необходимо произвести их согласование с элементами путевого развития — междупутными расстояниями, стрелочными углами, углами непараллельности путей. Поясним это примерами. На рис. 43, а пути / - / и I I - I I образуют угол непараллельиости у;
100
очевидно, для стрелочных углов съезда АВ должно быть выпол нено условие
ах |
— а, = у. |
(25.6) |
Кроме того, если на путях имеются точки ПК1 и ПКг, центры |
||
стрелочных переводов А ж В, |
координаты которых |
определены |
геодезическими пли фотограмметрическими измерениями, должно быть выполнено условие
P 2 - P i |
= cx1, |
(26.6) |
где P i , р 2 — дирекциоиные углы |
соответствующих |
направлений, |
вычисленные по координатам точек ПК1; I I K i ; В я |
А. |
Рис. 43
Пример согласования междупутного расстояния и координат ЦСП показан на рис. 43, б. Если путь 77-77 параллелен оси Y станционной системы координат, то, очевидно, должно выпол няться условие
VB = yA + dtga,
где d — междупутное расстояние (предполагается, что пути па раллельны).
Для стрелочной улицы (рис. 43, в) должно быть выпол нено условие
а з = а з 4" Уз |
^27 6) |
§ 21 . Оценка точности определения координат центра стрелочного перевода
А. С п о с о б |
з а с е ч к и |
Суммарная ошибка определения координаты ЦСП определится по формуле
тс = l / m ' + m ^ , |
(28.6) |
101
где т — ошибка положения точек а и Ъ, относительно которых определяется прямой засечкой ЦСП; тс — ошибка положения ЦСП, обусловленная неточностью засечки.
Каждая из этих погрешностей, в свою очередь, является след ствием ряда других.
Для определения величины т можно воспользоваться фор
мулой |
(29.6) |
т = ymi-1-ml + ml, |
где т1 — ошибка визирования и отсчитывания координат точек а
и Ь; т2 |
— ошибка, обусловленная суммарным влиянием погреш |
|||||||
|
|
|
ности определения |
масштабного |
||||
|
|
|
и углового |
коэффициентов |
пре |
|||
|
|
|
образования |
координат; т3 — |
||||
|
|
|
ошибка за |
негоризонтальность |
||||
|
|
|
снимка *. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Установим порядок величин |
|||||
|
|
|
перечисленных |
ошибок. |
|
|||
|
|
|
Из опыта можно |
принять |
||||
|
|
|
/л, -_= ± |
0,005 |
мм. |
|
||
|
|
|
Величина |
т2 |
может |
быть |
||
|
|
|
определена следующим образом. |
|||||
|
|
|
Масштабный |
коэффициент |
пре |
|||
|
|
|
образования |
координат обычно |
||||
|
|
|
определяют |
с |
относительной |
|||
|
р п с - |
44 |
погрешностью, не превышающей |
|||||
стояние |
между |
ближайшей |
1 : 1000; условившись, что рас |
|||||
опорной точкой |
и |
определяемым |
||||||
ЦСП не будет превышать на аэроснимке 30 мм, получим |
|
|||||||
|
|
т2 = |
± 0,03 мм. |
|
|
|
|
|
Для определения величины ms можно воспользоваться форму |
||||||||
лой, предложенной С. М. Лебедевым ** для |
определения относи |
тельной ошибки длины отрезка, измеренного на плановом аэро
снимке. |
|
|
|
|
На рис. 44 vv — главная горизонталь снимка (ось XX); |
hh — |
|||
главная вертикаль |
(ось |
YY); |
с — точка пулевых искажений. |
|
Прямая АВ образует |
с YY |
угол у; лучи, проведенные из |
||
точки с к точкам А |
и В, обозначены соответственно i\ и г2. |
Отно |
сительная погрешность отрезка, измеренного на снимке, опре деляется формулой
AL |
since / |
+ |
. |
7?—г? . \ |
,.,п |
— |
=——[yo |
|
-^T^slnV)' |
(30.6) |
|
где у0 — ордината средней точки М |
отрезка. |
|
*При монокулярных измерениях.
**С. М. Л е б е д е в . Анализ погрешностей в линиях и площадях на аэрофотоснимках. Тр. Белорусского пи-та нпж. транспорта. Гомель, 1958.
102
В том случае, когда у = |
О, |
|
|
|
|
AL |
|
sin а |
Уо. |
(31.6) |
|
L |
|
|
f |
|
|
Принимая а = 2°, у0 = |
50 мм, / |
= 200 мм, |
получим |
||
AL |
_ |
AM |
_ |
1 . |
|
L |
— |
Л/ |
~ |
114 ' |
|
при тех же условиях, принимая г/0 = 80 мм, получим
AM |
1_ |
Л'/ |
71 * |
При наличии четырех опорных точек, расположенных во всех четвертях, ошибку можно несколько уменьшить:
A m _ = _ I _ |
_1 |
i_ |
|
"> |
71 |
/ 4 |
142 ' |
Округлив, принимаем
AM 1
М^ 150 *
Приняв расстояние от ближайшей опорной точки до определя емой не большим, чем 30 мм, получим
т3 = 0,2 мм.
Суммарная ошибка тс^ определяется собственно погрешностью засечки, обусловленной ошибками измерений углов, и погреш ностью, вызываемой неточностью измерения базиса засечки на снимке.
Ошибка, вызванная неточностью измерения углов, может быть вычислена по формуле *
|
m = ± m n k y b V |
i l r f t |
< 3 2 - 6 ) |
где Ъ — базис засечки; у — угол при определяемой точке; а г , а2 |
— |
||
углы при базисе. |
|
|
|
Для |
стрелочного перевода 1/11 (у = |
5° 12'; b = 1524 : Мс |
мм |
и (Хр = |
180" |
|
|
т— +0,008 мм.
Ошибка за неточность измерения базиса определяется выра жением
tg-y
Приняв из опыта 8Ь = 0,01 мм, получим 67 = 0,1 мм.
* В. Ф. П а в л о в . Точность угловых измерений при определении точек засечками. «Геодезия и картография», 1963, № 5.
103
Суммарная величина 7??.^, таким |
образом, может быть опре |
||
делена как |
± 1 / 0 , 0 0 8 а + 0,102 : |
|
|
|
т., = |
± 0,11 |
мм. |
Подставив приведенные величины ошибок в формулу (29.6), |
|||
получим |
тс |
± 0,23 |
мм |
|
|||
или Мс = |
0,70 м при масштабе снимка 1 : 3000. |
Нами не принято в расчет влияние иеравномерпости деформа ции аэроиегатива (в продольном и поперечном направлениях). Ею, вероятно, можно пренебречь, так как станции, как правило, располагаются вдоль оси маршрута и расстояния вдоль оси XX (геодезической) составляют примерно лишь 10% от продольных расстояний (по оси YY).
Очевидно также, что приведенная суммарная ошибка свой ственна измеренным отстояниям вдоль оси YY.
Правомерно предположить, что отстояние определяемых точек от опорных вдоль оси XX (геодезической) составит не более 10 мм (в масштабе снимка), в соответствии с чем
т'3 = |
± |
0,07 |
мм. |
По этой же причине можно принять |
|||
7raC ( [ ) = |
± |
0,03 |
мм, |
в результате чего суммарная погрешность координаты х составит тСх=± V0,0052 + 0,032 + 0,072 + 0,032 0,075 мм, пли met
^0,23 м в масштабе снимка.
Как видно из приведенных расчетов, наибольшие ошибки вызваны влиянием негоризонтальпости снимка и погрешностью измерения расстояния между нитками рельсовой колеи.
При фотографировании с гиростабилизированиой установки или трансформировании снимка средняя величина угла наклона может быть принята не более 20'. Уменьшив расстояние между опорными точками до 60 мм, получим по формуле (29.6)
ДМ _ |
0,0058 v |
c n ^ . |
1 . |
М |
200 Х |
~ |
588 ' |
округлим и примем
ЬМ 1
М600 •
j В этом случае суммарная ошибка составит тс= ± 0,12 мм,
или 0,36 м на местности; ошибка координаты х составит соответ ственно 0,13 м.
Теперь главная доля суммарной ошибки монокулярных изме рений приходится на неточность засечки, вернее, на ту ее часть,
104