Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

которая вызвана неточностью измерения расстояния между нит­ ками рельсовой колеи.

Исключить эту ошибку или, по крайпей мере, уменьшить можно двумя способами: не прибегая к засечке, определить поло­ жение центра стрелочного перевода в системе математического центра крестовины (по формулам 9.6 и 10.6) либо пользуясь заве­ домо известной величиной d — • однако в этом случае необ­ ходимо с большой степенью точности знать масштаб снимка. Эту схему можно осуществить, определив полевыми измерениями координаты нескольких математических центров крестовин, а за­ тем определять положение ЦСП засечками, пользуясь известным (его можно вычислить) масштабом снимка.

Б . С п о с о б

к о с в е н н о г о

о п р е д е л е н и я

к о ­

о р д и н а т

ЦСП

о т н о с и т е л ь н о МЦК

 

Представление

о

порядке

ошибки можно получить, приняв

в формуле (28.6) величину тпс^ равной

точности наведения

марки

на МЦК, поэтому можно считать

 

 

 

 

тоСф

=

± 0 , 0 4

мм,

 

в результате чего

получим

 

±0,078

мм,

 

 

 

тпс

=

 

или 23,4 см в масштабе снимка; в поперечном направлении

полу­

чим ошибку порядка 8 см.

 

 

 

 

Важно еще раз подчеркнуть, что приведенные результаты получены нами при следующих условиях:

1)измерения выполнены на одиночном аэроснимке;

2)угол наклона снимка равен ~ 20';

3)максимальное отстояние середины линии, соединяющей ЦСП, служащих опорными точками, — 60 мм (от главной точки снимка).

4)минимальное расстояние между опорными центрами пере­ водов — 30 мм;

5)масштаб снимка — 1 : 3000;

6) количество опорных центров переводов на снимке — не менее трех.

Дальнейшее повышение точности связано с переходом к более крупным масштабам фотографирования либо к фототриангулиро­ ванию, с помощью которого представляется возможным повысить точность определения координат при этом же масштабе снимка.

Как видно из предыдущего, наибольшая частная ошибка вызывается влиянием наклона снимка (73 = 0,06 мм), который мы приняли равным 20'. Было установлено, что относительная погрешность измеренного отрезка, обусловленная непостоянством масштаба в различных частях наклонного снимка, равна 1 : 500.

При развитии

аналитического фотограмметрического ряда

(в пределах одной

стереопары) эта погрешность не превысит

105


1 : 1000, в соответствии с чем можем принять ???3 =

±0,03

мм,

а результативная ошибка составит

 

 

тс —0,036 мм,

 

 

что соответствует 0,093 м в продольном направлении

и 0,04

м —

в поперечном (при масштабе аэроснимка 1 : 3000).

 

 

Триангулирование может выполняться па высокоточных ком­ параторах или приборах универсального типа.

§ 22. Измерение междупутных расстояний способом линейных п угловых измерений

При съемке путевого развития железнодорожных станций расстояния между осями соседних путей измеряют (во всяком случае, записывают результат измерений) с точностью до 0,01 м.

А'

А А"

I —

D I

1 5 :

А' 1А \А"

Рпс. 45

Опытные работы показали, что при помощи универсальных стереофотограмметрических приборов междупутное расстояние можно измерить (на аэронегативах масштаба 1 : 3000—1 : 4000) со средней квадратической ошибкой 0,04—0,06 м, т. е. гораздо грубее, чем при геодезических измерениях лентой или рулеткой.

Точность фотограмметрического определения междупутных расстояний можно значительно повысить, производя измерения прибором ПСКА.

При геодезических измерениях междупутье I — I I определяют, измерив расстояния между внутренними и внешними нитями рельсовых путей.

Из рис. 45

 

 

(33.6)

При измерениях междупутного расстояния на

аэроснимках

МА = таМ,

(34.6)

где та — отрезок, измеренный на аэроснимке, М — знаменатель масштаба изображения рельсовой колеи на аэроснимке (в месте измерения).

106


Расстояния между рельсовыми нитями путей в масштабе аэро­

снимка l a ; q a , fa;

р а

, измеренные

прибором ПСКА,

вычисляют

по

формуле

1 . =

5Y2;

Tq = dy$

и т. д.,

(35.6)

 

 

где

d — величина

смещения

изображения; у% — угол

поворота

лимба прибора,~соответствующий (в радианной мере) перемещению изображений путей в левой и правой частях поля зрения на вели­ чину измеряемого отрезка.

В соответствии с формулами (33.6) и (34.6) междупутное рас­

стояние можно вычислить по формулам

 

MA

= d^pLM,

(36.6)

MA

= dypM.

(37.6)

Среднее расстояние между осями рельсовых нитей на дорогах

СССР равно 1594 мм, поэтому знаменатель масштаба

аэроснимка

можно определить по формуле

 

 

М=

3188: (Z — д).

(38.6)

В соответствии с (35.6) и (36.6)

 

 

 

3

 

Из (36.6) и (39.6) получим

<*(Y*-Y?)

 

 

 

МА = 1594

(40.6)

 

 

yi-yq

 

Формулу (40.6) удобнее представить в виде

 

M A

=

(Y , + Y , ) 5 ,

(41.6)

где

 

 

 

5

=

^1594_

( 4 2 6 )

У1-Уч

В формулах (40.6), (41.6) и (42.6) величины yt, yq могут быть выражены в градусах или радианах. Величины Fa и Ра можно получить следующим образом.

Как видно из формулы (35.6), расстояния между рельсовыми нитями путей L a ; L b и т. д. (натурные и в масштабе снимка) про­ порциональны углам поворота лимба прибора при их перекрестном совмещении а; уь и т. д.):

La-Lb=~la-h

= 4a-4b-

( 4 3 - 6)

Поэтому

 

 

^ = ^ =

i 5 9 4 >

( 4 4 6 )

Pa fa 1

где I — расстояние между рельсовыми нитями пути (в масштабе аэроснимка).

107


Из (43.6), (44.6)

1594

У1

(45.6)

Аиалогпчио (41.6)

Fa-XfaB;

Ра = УраВ. (46.6)

Для упрощения целесо­ образно вести вычисления, пользуясь таблицей величин В, приведенной в приложе­ нии 6.

Схемы

измерений

приве­

дены на рис. 45 и 46.

 

На

рис. 46, а

показана

схема

измерений,

соответ­

ствующая

формуле

(41.6).

На аэропегативе

проводят

(тонкой

чертой со

стороны

подложки)

линии

попереч­

ников

(например

АА)

или

помещают

поверх

негатива

пластинку со штрихом, кото­ рый устанавливают перпен­ дикулярно к пути на нужном пикете или плюсе.

Негатив помещают на снимкодержатель стереомет­ ра эмульсией вверх. На шка­ ле смещения изображений ПСКА устанавливают отсчет 6—8 мм. Совмещают левое изображение нормали (А'А') с линией раздела изобра­ жений.

Вращая лимб ПСКА но часовой стрелке, как пока­ зано на рис. 46, а, совме­ щают изображения путей со­ гласно схеме. Закончив из­ мерения 1, 2 ж 3, составля­ ющие первый полуприем, перемещают каретку стерео­ метра влево и ; совмещают правое изобрая^ение нормали (А "А ") с линией раздела изо­ бражений, затем производят


измерения второго полуприема (4, 5 и 6), вращая лимб против часовой стрелки.

На криволинейных участках пути измерения необходимо выполнять двумя полуприемами, измерения на прямых путях можно выполнять одним полуприемом.

Как видно из рис. 46, а,

 

yu

= vs — »i5

Уд =

»г-»1>

( 4 7 - 6 )

здесь vx;

v2; v3 — отсчеты по лимбу

при совмещении

путей по

схемам 1,2

и 3.

 

 

 

 

Поэтому

 

 

 

(48.6)

 

yll

+ y<!i = vs

+ v2-2v1,

Междупутное расстояние вычисляют по формуле

 

 

Ma

= BVr«,(va

+ v2-2v1).

(49.6)

Пример приведен в табл. 41 .

 

 

 

ПК+ 1

Т а б л и ц а 41

i - ii полуприем 2-й полупрнем

?»•

1

о

о

о

н

 

1

!-£

3 3

 

х

II

X

о

 

О

<<

 

<

е

н

 

ь

 

 

Н

 

 

 

 

 

и

2 и

3

о

У я

О

 

о

IMI

IMI

CD О

1 »

 

«

 

 

 

 

«

1 °

а н

О о

S g

J3

& g

L L

 

IMI

 

II

о

с о

Э §

+ +

T L

а

- н

О 5-

н с

& |

я а

« «

 

д 6

Я о

г 6

с

6

 

$ р

 

 

 

Д О

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

 

2

3

4

5

6

7

 

8

9

10

11

12

13

1785

29' 30'

v4

163°

02' 02'

24' 400° 3 4 ' 366° 24'

34° 10'

 

I — I I »з 203°

 

v2 197

05

05

" 5

169

32

32

6

30 332 34 366 32

33 56

 

183

12

15

 

183

16

15

27'

34° 06' 8,43

м

На рис. 46, б показана схема измерений при вычислении между­ путья по формуле (45.6).

Как видно из рисунка,

2yi = j(vB-v,

+ v10

— vB),

(50.6)

2Yp, f = j(Vu

— Vi ~г v10

v8),

 

•MB=2yPi[Bi4r

 

(51.6)

Пример вычислений приведен в табл. 42.

109