Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
8) особенности управления предприятием, определяе мые территориальной разобщенностью обслуживаемых объектов и производственной структурой;
9) социальные факторы, в том числе условия форми рования и постоянства производственных коллективов, длительные командировки работников и т. д.
Разработк а научно обоснованной методики выбора оптимальной структуры ремонтного обслуживания элек тростанций в энергосистемах является необходимой предпосылкой и важны м условием проектирования и внедрения подсистемы по ремонтному производству авто матизированной системы управления в энергетике.
Г Л А В А П Я Т А Я
П Л А Н И Р О В А Н И Е И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В ЭНЕРГОРЕМОНТНОМ ПРОИЗВОДСТВ Е
5-1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Государственное планирование народного хозяйства является одним из решающих преимуществ социалистического строя перед капиталистическим.
Социалистическое планирование строится па сочетании перспек тивных планов, выражающих основную линию хозяйственного раз вития на ряд лет, и текущих планов, представляющих собой кон кретную программу работ иа более короткие сроки, и оно является непрерывным. К перспективным планам относятся пятилетние планы и планы, рассчитанные на более длительные сроки. К текущим от носятся годовые и внутрпгодовые планы, они разрабатываются на основе перспективных планов. В социалистическом хозяйствовании большое значение имеет система планируемых показателей, так как они ориентируют предприятие на решение конкретных задании го сударственного плана, стимулируют развитие производства и его совершенствование на базе новой техники, служат основанием для оценки работы и материального поощрения производственных кол лективов и отдельных работников. Поэтому система планирования и экономического стимулирования, директивные показатели плана предприятия должны отвечать основной задаче промышленного пред
приятия — достижению |
в интересах общества наибольших резуль |
татов при наименьших |
затратах. |
Коренные изменения в методах планирования промышленного производства осуществлены в результате хозяйственной реформы иа основе решении сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1965 г.) и по следующих решений ЦК КПСС и Советского правительства, направ-
160
ленных иа создание условий для успешного решения важнейших экономических задач коммунистического строительства.
Совершенствование планирования осуществляется па основе укрепления отраслевого принципа управления промышленностью и сочетания централизованного планирования с широкой хозяйствен ной инициативой предприятий. До реформы предприятию планиро вался весьма широкий круг показателей, что приводило к излишнему ограничению прав, самостоятельности и хозяйственной инициативы предприятий.
Количество и качество произведенной продукції!!, необходимой
народному |
хозяйству, являются |
для предприятий результатом ра |
боты. Это |
находит выражение |
в показателе объема реализованной |
продукции, т. е. продукции, оплаченной потребителем. Ранее дей ствовавшие директивные плановые показатели объема валовой и то варной продукции ориентировали предприятия только на выполнение
количественных показателен, часто без учета |
действительного спроса |
||
на данную продукцию н в ущерб ее качеству. |
|
|
|
Новая система планирования предусматривает для промышлен |
|||
ного |
предприятия следующие директивные |
плановые |
показатели: |
общий |
объем реализуемой продукции; важнейшие виды |
продукции |
в натуральном выражении; общий фонд заработной платы; общая сумма прибыли и рентабельность; платежи в бюджет и ассигнования
из бюджета; |
общий объем централизованных капитальных вложе |
ний; задания по новой технике. |
|
В результате хозяйственной реформы сокращено количество |
|
директивных |
плановых показателей, утверждаемых предприятиям |
в централизованном порядке. Наряду с директивными в планирова нии широко используются также расчетные показатели, утверждае мые руководством предприятия. Усиливаются экономические методы хозяйствования развитием хозяйственного расчета и повышением роли таких показателей, как цена, прибыль, рентабельность. Введена
плата |
(из прибыли предприятия) за производственные |
фонды. |
На предприятиях за счет прибыли создаются фонды стимулиро |
||
вания |
(развития производства, материального поощрения работни |
|
ков, |
социально-культурных мероприятий и жилищного |
строитель |
ства), которые определяют связи между экономическими показате лями отдельных предприятий и экономикой всего народного хозяй ства. Средства фонда развития производства, в которые кроме от числений от прибыли поступают также часть амортизационных сумм на реновацию и выручка от реализации выбывшего имущества, рас ходуется на обновление основных фондов, внедрение новой техники, совершенствование организации производства.
Фонды экономического стимулирования создаются по показате
лям роста объема реализации или прибыли |
и уровня рентабельно |
||
сти. Для определения размера |
отчислений |
от прибыли |
в фонды |
стимулирования устанавливаются |
на ряд лет |
стабильные |
нормативы |
в процентах к фонду заработной платы персонала по следующим
показателям: за каждый процент увеличения объема |
реализации |
или |
||||||
за каждый процент роста прибыли (по сравнению |
с |
прошлым |
го |
|||||
дом) |
и за |
каждый процент уровня рентабельности, предусмотренного |
||||||
в |
плане. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
специфических условиях |
отдельных |
отраслей |
и |
производств |
||
в |
качестве |
фондообразующих |
показателей |
может |
приниматься |
не |
рост объема реализации или прибыли, а объем реализации, масса
прибыли |
и т. п. |
11—1473 |
161 |
Чтобы создать экономическую заинтересованность коллективов предприятии в принятии напряженных и реальных планов, в моби лизации внутрипроизводственных резервов, новая система планиро вания и экономического стимулирования предусматривает, что за
перевыполнение плановых показателей |
дополнительные |
отчисления |
в поощрительные фонды производятся по пониженным |
(по сравне |
|
нию с плановыми) нормативами, а при |
недовыполнении |
плана сни |
жение отчислений от прибыли в поощрительные фонды производится по повышенным нормативам.
В образовании фондов экономического стимулирования, размеры которых находятся в прямой зависимости от результатов работы предприятия, находит последовательное выражение социалистиче ский принцип материальной заинтересованности трудящихся в ре
зультатах производства |
>(в сочетании с |
моральными стимулами |
к труду). |
|
|
Изложенная выше |
схема образования |
фондов экономического |
стимулирования способствовала усилению связи эффективности про изводства с материальным поощрением. Но наряду с ее положитель ными моментами выявились и отрицательные стороны: образование фондов материального поощрения в процентах от фонда заработной
платы ориентирует предприятия на экстенсивный |
путь развития и |
||
слабо стимулирует повышение производительности труда; |
образова |
||
ние |
фондов экономического стимулирования в зависимости |
от тем |
|
пов |
прироста реализации продукции (прибыли) |
приводит |
к значи |
тельным колебаниям размеров поощрительных фондов по годам и незаслуженно ставит в благоприятные условия предприятия, харак теризующиеся меньшими плановыми темпами роста реализации (прибыли), оно стимулирует предприятия к принятию менее напря женных плановых заданий.
В связи с этим в ходе хозяйственной реформы механизм эко номического стимулирования постоянно совершенствуется. Один из вариантов предусматривает образование фондов экономического сти мулирования в зависимости от объема реализации продукции и мас сы расчетной прибыли. Фонды экономического стимулирования в пер вом году (стартовый момент) сохраняются в размерах, предусмот ренных планом до перехода на новые условия работы предприятий. Стабильные на ряд лет нормативы отчислений от прибыли опреде
ляются отнесением |
одной части |
суммы |
поощрительных фондов |
к плановому объему |
реализации |
продукции, |
а другой части — к ба |
лансовой прибыли по плану в год перехода. Фонды экономического стимулирования в последующие годы увеличиваются лишь при усло вии прироста фондообразующих показателей: реализации продукции, полученной за счет роста производительности труда, и расчетной прибыли, исчисляемой как балансовая прибыль за вычетом суммы прироста (уменьшения) расчетной платы за фонды, процентов за кредит и фиксированных платежей. Рост производительности труда, прирост объема реализации, процентов за кредит и фиксированных платежей рассчитываются нарастающим итогом к базисному году, т. е. по сравнению с соответствующими показателями в год перехода на новую систему хозяйствования. Расчетная плата за прирост производственных фондов при исчислении расчетной прибыли прини
мается |
в размере 12% среднегодовой стоимости прироста |
(умень |
шения) |
производственных фондов; плата за производственные фон |
|
ды при |
распределении прибыли вносится предприятиями в |
порядке |
и размерах, предусмотренных методическими указаниями.
162
5-2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ НА РЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Опыт выполнения ремонтных работ на электростан
циях с участием ремонтных предприятий |
энергосистем |
||
и специализированных ремонтных |
организаций |
показал, |
|
что наряду со значительными преимуществами |
такой |
||
организации ремонта ей присущи |
т а к ж е |
существенные |
недостатки, вытекающие из сложившихся до хозяйствен ной реформы методов планирования и экономического стимулирования энергоремонтного производства [Л. 18].
Результаты работы ремонтного предприятия оценива лись по сметной стоимости выполненных работ в денеж ном (ценностном) выражении, определяемой по прейску рантам . Себестоимость продукции ремонтного предприя тия определялась только в виде его з а т р а т на 1 руб. то варной продукции, натуральные единицы ремонтной про дукции в планировании не применялись, во взаимоотно
шениях м е ж д у электростанцией (заказчиком) |
и ремонт |
|
ным предприятием |
(подрядчиком) не получала |
никакого |
отражения длительность эксплуатационной |
готовности |
|
отремонтированного |
оборудования, о к а з ы в а ю щ а я суще |
ственное влияние на экономику электростанций, а вся система экономического стимулирования и материально го поощрения была направлена на снижение себестои мости: в фонд предприятия поступало 4% плановой и 40—50% сверхплановой прибыли; премии персоналу вы плачивались в р а з м е р е 12—15% за выполнение плана и 1,2—1,5% за к а ж д у ю 0,1% сверхпланового •снижения се бестоимости.
Однако снижение себестоимости продукции ремонтно го производства, в указанном выше понимании •—на 1 руб. товарной продукции, может быть достигнуто не
только уменьшением з а т р а т ремонтного |
предприятия |
||||||
в результате улучшения его работы, но и за счет |
повыше |
||||||
ния ценностного объема работ (см. § 1-3). К |
|
тому лее |
|||||
прейскурант цен на |
ремонтные работы |
по |
отдельным |
||||
дробным |
операциям |
предоставляет |
широкие |
возможно |
|||
сти для |
различной |
оценки |
сметной |
стоимости |
одних и |
||
тех ж е физических объемов |
работ, фактическая |
величина |
которых может существенно отличаться от планиро
вавшейся и которую очень |
сложно |
контролировать |
(после окончания ремонта и |
з а к р ы т и я |
агрегата или его |
у з л а ) . |
|
|
11* |
163 |
К р о ме того, при |
различных |
источниках финансиро |
||
вания капитального |
и текущего |
ремонта электростанция |
||
заинтересована в снижении расходов на текущий |
ремонт |
|||
за счет |
списания их |
иа капитальный ремонт, размер за |
||
т р а т на |
проведение |
которого непосредственного |
влияния |
|
на ее экономические |
показатели |
не оказывает . |
|
Таковы основные «объективные» условия, способство вавшие в течение длительного времени росту удельной стоимости ремонта (на единицу установленной мощно сти), несмотря на неоднократные пересмотры прейску рантов и плановых показателей ремонтных предприятий по выработке на одного работающего .
Поэтому для перевода ремонтных предприятий на но вые условия хозяйствования стало необходимым разра ботать специальные дополнительные методические указа ния и отразить в них специфику энергоремонтного про изводства и, в частности, непосредственное влияние на экономику электростанции качества ремонта, длитель ности простоя, периодичности и величины затрат . Если в основу планирования и о б р а з о в а н и я фондов экономи ческого стимулирования на ремонтных предприятиях по аналогии со всей промышленностью положить показате ли объема реализации и прибыли без учета специфики их формирования на ремонтных предприятиях, то это приведет к еще более прогрессивному удорожанию ре
монта. З а д а ч а |
заключается в том, чтобы в новых усло |
|
виях планирования и экономического |
стимулирования |
|
обеспечивалась |
э к о н о м и ч е с к а я |
заинтересованность |
ремонтных предприятий в достижении высокой эксплуа тационной готовности оборудования с минимальными за т р а т а м и на его ремонт.
Это может быть достигнуто при условии, если в пла нировании и экономическом стимулировании по ремонту будет использоваться научно обоснованная система эко
номических |
показателей, о т р а ж а ю щ а я специфику |
ремон |
||
та энергооборудования |
(см. § |
2-1). В договорах |
между |
|
заказчиком и подрядчиком д о л ж н ы указываться |
не толь |
|||
ко сметная |
стоимость |
работ, |
но и гарантии ремонтного |
|
предприятия |
по длительности |
простоя в данном |
ремонте |
|
и последующему межремонтному периоду, а т а к ж е пре |
дусматриваться хозяйственная ответственность за выпол нение обязательств .
П р а в о решать вопросы |
перевода на |
новую систему |
хозяйствования ремонтных |
предприятий |
энергосистем |
164