Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8) особенности управления предприятием, определяе­ мые территориальной разобщенностью обслуживаемых объектов и производственной структурой;

9) социальные факторы, в том числе условия форми­ рования и постоянства производственных коллективов, длительные командировки работников и т. д.

Разработк а научно обоснованной методики выбора оптимальной структуры ремонтного обслуживания элек­ тростанций в энергосистемах является необходимой предпосылкой и важны м условием проектирования и внедрения подсистемы по ремонтному производству авто­ матизированной системы управления в энергетике.

Г Л А В А П Я Т А Я

П Л А Н И Р О В А Н И Е И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В ЭНЕРГОРЕМОНТНОМ ПРОИЗВОДСТВ Е

5-1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Государственное планирование народного хозяйства является одним из решающих преимуществ социалистического строя перед капиталистическим.

Социалистическое планирование строится па сочетании перспек­ тивных планов, выражающих основную линию хозяйственного раз­ вития на ряд лет, и текущих планов, представляющих собой кон­ кретную программу работ иа более короткие сроки, и оно является непрерывным. К перспективным планам относятся пятилетние планы и планы, рассчитанные на более длительные сроки. К текущим от­ носятся годовые и внутрпгодовые планы, они разрабатываются на основе перспективных планов. В социалистическом хозяйствовании большое значение имеет система планируемых показателей, так как они ориентируют предприятие на решение конкретных задании го­ сударственного плана, стимулируют развитие производства и его совершенствование на базе новой техники, служат основанием для оценки работы и материального поощрения производственных кол­ лективов и отдельных работников. Поэтому система планирования и экономического стимулирования, директивные показатели плана предприятия должны отвечать основной задаче промышленного пред­

приятия — достижению

в интересах общества наибольших резуль­

татов при наименьших

затратах.

Коренные изменения в методах планирования промышленного производства осуществлены в результате хозяйственной реформы иа основе решении сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1965 г.) и по­ следующих решений ЦК КПСС и Советского правительства, направ-

160


ленных иа создание условий для успешного решения важнейших экономических задач коммунистического строительства.

Совершенствование планирования осуществляется па основе укрепления отраслевого принципа управления промышленностью и сочетания централизованного планирования с широкой хозяйствен­ ной инициативой предприятий. До реформы предприятию планиро­ вался весьма широкий круг показателей, что приводило к излишнему ограничению прав, самостоятельности и хозяйственной инициативы предприятий.

Количество и качество произведенной продукції!!, необходимой

народному

хозяйству, являются

для предприятий результатом ра­

боты. Это

находит выражение

в показателе объема реализованной

продукции, т. е. продукции, оплаченной потребителем. Ранее дей­ ствовавшие директивные плановые показатели объема валовой и то­ варной продукции ориентировали предприятия только на выполнение

количественных показателен, часто без учета

действительного спроса

на данную продукцию н в ущерб ее качеству.

 

 

Новая система планирования предусматривает для промышлен­

ного

предприятия следующие директивные

плановые

показатели:

общий

объем реализуемой продукции; важнейшие виды

продукции

в натуральном выражении; общий фонд заработной платы; общая сумма прибыли и рентабельность; платежи в бюджет и ассигнования

из бюджета;

общий объем централизованных капитальных вложе­

ний; задания по новой технике.

В результате хозяйственной реформы сокращено количество

директивных

плановых показателей, утверждаемых предприятиям

в централизованном порядке. Наряду с директивными в планирова­ нии широко используются также расчетные показатели, утверждае­ мые руководством предприятия. Усиливаются экономические методы хозяйствования развитием хозяйственного расчета и повышением роли таких показателей, как цена, прибыль, рентабельность. Введена

плата

(из прибыли предприятия) за производственные

фонды.

На предприятиях за счет прибыли создаются фонды стимулиро­

вания

(развития производства, материального поощрения работни­

ков,

социально-культурных мероприятий и жилищного

строитель­

ства), которые определяют связи между экономическими показате­ лями отдельных предприятий и экономикой всего народного хозяй­ ства. Средства фонда развития производства, в которые кроме от­ числений от прибыли поступают также часть амортизационных сумм на реновацию и выручка от реализации выбывшего имущества, рас­ ходуется на обновление основных фондов, внедрение новой техники, совершенствование организации производства.

Фонды экономического стимулирования создаются по показате­

лям роста объема реализации или прибыли

и уровня рентабельно­

сти. Для определения размера

отчислений

от прибыли

в фонды

стимулирования устанавливаются

на ряд лет

стабильные

нормативы

в процентах к фонду заработной платы персонала по следующим

показателям: за каждый процент увеличения объема

реализации

или

за каждый процент роста прибыли (по сравнению

с

прошлым

го­

дом)

и за

каждый процент уровня рентабельности, предусмотренного

в

плане.

 

 

 

 

 

 

 

В

специфических условиях

отдельных

отраслей

и

производств

в

качестве

фондообразующих

показателей

может

приниматься

не

рост объема реализации или прибыли, а объем реализации, масса

прибыли

и т. п.

11—1473

161


Чтобы создать экономическую заинтересованность коллективов предприятии в принятии напряженных и реальных планов, в моби­ лизации внутрипроизводственных резервов, новая система планиро­ вания и экономического стимулирования предусматривает, что за

перевыполнение плановых показателей

дополнительные

отчисления

в поощрительные фонды производятся по пониженным

(по сравне­

нию с плановыми) нормативами, а при

недовыполнении

плана сни­

жение отчислений от прибыли в поощрительные фонды производится по повышенным нормативам.

В образовании фондов экономического стимулирования, размеры которых находятся в прямой зависимости от результатов работы предприятия, находит последовательное выражение социалистиче­ ский принцип материальной заинтересованности трудящихся в ре­

зультатах производства

>(в сочетании с

моральными стимулами

к труду).

 

 

Изложенная выше

схема образования

фондов экономического

стимулирования способствовала усилению связи эффективности про­ изводства с материальным поощрением. Но наряду с ее положитель­ ными моментами выявились и отрицательные стороны: образование фондов материального поощрения в процентах от фонда заработной

платы ориентирует предприятия на экстенсивный

путь развития и

слабо стимулирует повышение производительности труда;

образова­

ние

фондов экономического стимулирования в зависимости

от тем­

пов

прироста реализации продукции (прибыли)

приводит

к значи­

тельным колебаниям размеров поощрительных фондов по годам и незаслуженно ставит в благоприятные условия предприятия, харак­ теризующиеся меньшими плановыми темпами роста реализации (прибыли), оно стимулирует предприятия к принятию менее напря­ женных плановых заданий.

В связи с этим в ходе хозяйственной реформы механизм эко­ номического стимулирования постоянно совершенствуется. Один из вариантов предусматривает образование фондов экономического сти­ мулирования в зависимости от объема реализации продукции и мас­ сы расчетной прибыли. Фонды экономического стимулирования в пер­ вом году (стартовый момент) сохраняются в размерах, предусмот­ ренных планом до перехода на новые условия работы предприятий. Стабильные на ряд лет нормативы отчислений от прибыли опреде­

ляются отнесением

одной части

суммы

поощрительных фондов

к плановому объему

реализации

продукции,

а другой части — к ба­

лансовой прибыли по плану в год перехода. Фонды экономического стимулирования в последующие годы увеличиваются лишь при усло­ вии прироста фондообразующих показателей: реализации продукции, полученной за счет роста производительности труда, и расчетной прибыли, исчисляемой как балансовая прибыль за вычетом суммы прироста (уменьшения) расчетной платы за фонды, процентов за кредит и фиксированных платежей. Рост производительности труда, прирост объема реализации, процентов за кредит и фиксированных платежей рассчитываются нарастающим итогом к базисному году, т. е. по сравнению с соответствующими показателями в год перехода на новую систему хозяйствования. Расчетная плата за прирост производственных фондов при исчислении расчетной прибыли прини­

мается

в размере 12% среднегодовой стоимости прироста

(умень­

шения)

производственных фондов; плата за производственные фон­

ды при

распределении прибыли вносится предприятиями в

порядке

и размерах, предусмотренных методическими указаниями.

162


5-2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ НА РЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Опыт выполнения ремонтных работ на электростан ­

циях с участием ремонтных предприятий

энергосистем

и специализированных ремонтных

организаций

показал,

что наряду со значительными преимуществами

такой

организации ремонта ей присущи

т а к ж е

существенные

недостатки, вытекающие из сложившихся до хозяйствен­ ной реформы методов планирования и экономического стимулирования энергоремонтного производства [Л. 18].

Результаты работы ремонтного предприятия оценива­ лись по сметной стоимости выполненных работ в денеж ­ ном (ценностном) выражении, определяемой по прейску­ рантам . Себестоимость продукции ремонтного предприя­ тия определялась только в виде его з а т р а т на 1 руб. то­ варной продукции, натуральные единицы ремонтной про­ дукции в планировании не применялись, во взаимоотно­

шениях м е ж д у электростанцией (заказчиком)

и ремонт­

ным предприятием

(подрядчиком) не получала

никакого

отражения длительность эксплуатационной

готовности

отремонтированного

оборудования, о к а з ы в а ю щ а я суще­

ственное влияние на экономику электростанций, а вся система экономического стимулирования и материально ­ го поощрения была направлена на снижение себестои­ мости: в фонд предприятия поступало 4% плановой и 40—50% сверхплановой прибыли; премии персоналу вы­ плачивались в р а з м е р е 12—15% за выполнение плана и 1,2—1,5% за к а ж д у ю 0,1% сверхпланового •снижения се­ бестоимости.

Однако снижение себестоимости продукции ремонтно­ го производства, в указанном выше понимании •—на 1 руб. товарной продукции, может быть достигнуто не

только уменьшением з а т р а т ремонтного

предприятия

в результате улучшения его работы, но и за счет

повыше­

ния ценностного объема работ (см. § 1-3). К

 

тому лее

прейскурант цен на

ремонтные работы

по

отдельным

дробным

операциям

предоставляет

широкие

возможно ­

сти для

различной

оценки

сметной

стоимости

одних и

тех ж е физических объемов

работ, фактическая

величина

которых может существенно отличаться от планиро­

вавшейся и которую очень

сложно

контролировать

(после окончания ремонта и

з а к р ы т и я

агрегата или его

у з л а ) .

 

 

11*

163


К р о ме того, при

различных

источниках финансиро­

вания капитального

и текущего

ремонта электростанция

заинтересована в снижении расходов на текущий

ремонт

за счет

списания их

иа капитальный ремонт, размер за­

т р а т на

проведение

которого непосредственного

влияния

на ее экономические

показатели

не оказывает .

 

Таковы основные «объективные» условия, способство­ вавшие в течение длительного времени росту удельной стоимости ремонта (на единицу установленной мощно­ сти), несмотря на неоднократные пересмотры прейску­ рантов и плановых показателей ремонтных предприятий по выработке на одного работающего .

Поэтому для перевода ремонтных предприятий на но­ вые условия хозяйствования стало необходимым разра ­ ботать специальные дополнительные методические указа ­ ния и отразить в них специфику энергоремонтного про­ изводства и, в частности, непосредственное влияние на экономику электростанции качества ремонта, длитель­ ности простоя, периодичности и величины затрат . Если в основу планирования и о б р а з о в а н и я фондов экономи­ ческого стимулирования на ремонтных предприятиях по аналогии со всей промышленностью положить показате­ ли объема реализации и прибыли без учета специфики их формирования на ремонтных предприятиях, то это приведет к еще более прогрессивному удорожанию ре­

монта. З а д а ч а

заключается в том, чтобы в новых усло­

виях планирования и экономического

стимулирования

обеспечивалась

э к о н о м и ч е с к а я

заинтересованность

ремонтных предприятий в достижении высокой эксплуа­ тационной готовности оборудования с минимальными за­ т р а т а м и на его ремонт.

Это может быть достигнуто при условии, если в пла­ нировании и экономическом стимулировании по ремонту будет использоваться научно обоснованная система эко­

номических

показателей, о т р а ж а ю щ а я специфику

ремон­

та энергооборудования

(см. §

2-1). В договорах

между

заказчиком и подрядчиком д о л ж н ы указываться

не толь­

ко сметная

стоимость

работ,

но и гарантии ремонтного

предприятия

по длительности

простоя в данном

ремонте

и последующему межремонтному периоду, а т а к ж е пре­

дусматриваться хозяйственная ответственность за выпол­ нение обязательств .

П р а в о решать вопросы

перевода на

новую систему

хозяйствования ремонтных

предприятий

энергосистем

164