Файл: Петров М.А. Работа автомобильного колеса в тормозном режиме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(3.5)

где у/ — частные реализации признака; j — число реализаций в интервале.

После подсчета средних значений последовательным сое­ динением вершин ординат у прямыми линиями получают эм­ пирические линии регрессии.

Линии регрессии показывают, как изменялась бы функция у с изменением аргумента х-{, если бы остальные факторы на­ ходились на одном и том же уровне (рис. 3.6; 3.7; 3.8).

Вид зависимости у(х\) свидетельствует о прямо пропорци­ ональном изменении суммарной тормозной силы под действи­ ем подведенного тормозного момента при среднем уровне вертикальной нагрузки и боковой силы. Здесь можно предпо­ ложить линейную зависимость вида

У — Оі+ЬіХ'і.

(3.6)

Зависимости у(х2) и у(х3) связываются отрицательной корре­ ляцией, так как меньшему значению вертикальной нагрузки и боковой силы соответствует большее значение суммарной тор­ мозной силы.

Снижение Рт при увеличении GK обусловлено особеннос­ тями кинематики подвески испытуемого колеса, а уменьшение Рт с ростом Ру иллюстрирует общеизвестное явление: сниже­ ние способности колеса к восприятию боковой силы при на­ гружении его тормозной силой. Причем в зоне больших зна­ чений Рт наблюдается более интенсивное падение боковой силы, что свидетельствует о наличии в данной области пере­

ходного процесса.

Для значительного снижения объема вычислительных ра­ бот, не искажая при этом общей закономерности, все зависи­ мости у(х\); у(х2) и у(х3) можно принять линейными.

Ошибка от этого упрощения легко определяется и учиты­ вается последующими вычислениями. Параметры уравнений первой степени, оценивающие связь функционального призна­ ка с каждым аргументом, можно определить методом наимень­ ших квадратов или методом парных корреляций [26]. При выполнении вычислительных работ на ЭЦВМ предпочтитель­ нее пользоваться методом парных корреляций, т. к. он дает более полную информацию о зависимостях. В этом случае ко­ эффициенты корреляции, оценивающие тесноту связи между признаками, определяются по выражению

86


 

2( У і — У ) ( х ц — x t )

 

(3.7)

 

Г ы ~ / Щ і - - а ? . ЧхіІХі) ■

где i)j\;

хи — замеренные величины;

у;

xL— средние значения признака.

Кроме этого, для каждого признака вычисляются средние квадратические отклонения оу\ охі:

= j / ^ t r 1 -

(а8)

После этого коэффициенты уравнений регрессии определяют­ ся по следующим формулам:

а х і = У — Ьх і х і.

(3.9)

Для рассматриваемого случая (таблица 3.1) коэффициенты корреляции и средние квадратические отклонения равны:

гЯхХ=0,9884; гУх2= —0,1422; гУхЯ = - 0,7422;

ау—230; аЛ.= 116; 0*2=90; 0*3=218.

Отсюда уравнения парных регрессий, связывающие суммар­ ную тормозную силу с тормозным моментом, боковой силой и вертикальной нагрузкой, будут иметь следующий вид:

/>*=53+1,96 Мт;

РТ= 9 5 7 -1 ,8 9 Р У;

Ят=2013—0,99GK. (3.10)

Логический смысл уравнений можно раскрыть на примере Рт—f(Py), а именно: изменение боковой силы на 100 кгс вы­ зывает изменение суммарной тормозной силы на 189 кгс при среднем значении ее 957 кгс. Этот процесс обусловлен тем, что увеличение боковой силы, с одной стороны, вызывает рост потерь на качение за счет дополнительных деформаций и про­ скальзывания шины в зоне контакта, с другой стороны, вы­ зывает уменьшение тормозной силы за счет появления угла увода.

Выполненный анализ парных корреляций позволяет апроксимировать модель многофакторной связи для перехода

87


к множественной регрессии в линейный полином вида

y = Q-ü-\-b\X\-\-b2X2~\-bzXz.

(3-11)

Расчет параметров такого уравнения удобно вести в стандар­ тизованном масштабе. При этом исключается влияние разли­ чий в размерностях переменных, а также имеется возможность

получения уравнения

множественной

регрессии в удобном

для анализа виде — без свободного

члена «о- В этом

случае

за начало отсчета для

каждой

переменной принимается ее

среднее арифметическое значение, а за

единицу изменения —■

величина среднего квадратического отклонения.

 

Уравнение множественной регрессии в стандартизованном

масштабе имеет вид:

 

 

 

 

 

= Ргл:і'гЧ—

+

Рзл:з/-

(3.12)

Стандартизированные коэффициенты множественной

регрес­

сии ߣ находятся из условий наименьших квадратов

 

2 [ у ' - ? ] 2 = пип,

 

(3.13)

которое раскрывается в виде системы уравнений:

 

Г ул-, =

?2 + Рз Г.с,л-а+

ß i г

х , х „ ,

 

Г y .v a =

? 2 r . r . x , +

Р з +

ß .| r x,,x, ,

 

rУ-Чі = ?2 r x ,x n+

°3r x,x;, -\- ß1•

(3.14)

Решение системы для

рассматриваемого случая дает выра­

жение

 

 

 

 

 

PT'=0,92;MT, + 0,06P i/'-0,12G k/.

(3.15)

Коэффициенты в правой части уравнения показывают, на ка­ кую часть среднего квадратического отклонения изменилось бы среднее значение функции, если бы соответствующий аргу­ мент изменился на величину среднего квадратического откло­ нения. Поскольку все переменные выражены в сравнимых единицах измерения, то стандартизованные коэффициенты регрессии показывают сравнительную силу влияния измене­ ния каждого фактора на изменение функционального призна­ ка. Однако для практического использования удобнее зависи­ мость, выраженная в натуральном масштабе.

Переход к натуральномумасштабу выполняется по фор­ мулам:

•88


б . Н А

& 2= ftA ;

,Ö3 = ? A ;

(3.16)

°xl

 

°x2

°x3

 

a0— y—

b2x2—b3x3.

 

После подстановки числовых значений коэффициентов полу­ чим выражение для суммарной тормозной силы в натураль­ ном масштабе

Рт=235+1,817 Мт+0,164Р„—О,1301 GK.

(3.17)

Таким образом, получена математическая модель, связываю­ щая суммарную тормозную силу, развиваемую колесом, с тор­ мозным моментом, боковой силой и вертикальной нагрузкой. Причем эта связь сохраняется для широкого диапазона изме­ нения перечисленных параметров ('.Мт=04-400 кгсм; Р = = 504-400 кгс; GK= 11004-1900 кгс).

Соответствие полученной модели фактическому экспери­ ментальному материалу можно проверить оценкой апроксимации через определение стандартной ошибки оценки [26], которая характеризует отклонение фактических значений функции от расчетных

% = ] / " ^ F < 0 , 3 - y,

(3.18)

где у р — значение функции, вычисленное по уравнению (3.17). При выполнении этого неравенства можно считать, что полу­ чена удовлетворительная модель взаимосвязи факторов.

В рассмотренном случае ст,,= 33 кгс;

£/=521 кгс,

т. е. условие выполнено (33<156).

Полученный коэффициент множественной корреляции по уравнению

k=v

В,=0,9896,

(3.19)

характеризует тесноту связи функции с совокупностью пере­ менных, т. е. в данном случае на 98,9% изменение суммарной тормозной силы вызывается учтенными факторами.

В заключение приведены уравнения множественной рег­ рессии в натуральном и стандартизированном масштабе, а также коэффициенты парной и множественной корреляции для различных углов увода колеса (рис. 3.9).

89

Рис. 3. 9. Теоретические линии множественной регрессии для раз­ личных углов увода и постоянной вертикальной нагрузки (G K= = 1500 кгс):

Рт — тормозная

сила; Л4Т — тормозной

момент;

1— угол

увода 0°;

2 — угол увода

2°; 3 — угол увода

4°;

4 — угол

увода 6°;

5 — угол

 

увода

8°.

 

 

 

а) Натуральный масштаб;

Рт= 4 8 + 2 ,207 Мт—0,0307 GKI (8=0);

Рт= 235+ 1,8 1 7 ^ + 0 ,1 6 4 1 ^ - 0 ,1301GK

( 8 =

2 ° ) ;

рт=55+1,975М т—0,0353Р1,+0,00950КІ

IIО С

О

Ят=55+1,895Л ++0,1526 Л,—0,0183 GK,

0II7 OD о

Рт= 7 9 + 1 ,877 Мт+0,215 />„—0,0354 Ок,

(5=8°);

Стандартизованный масштаб:

 

 

РТ'= 0,929Ш Т'-0 ,0 3 7 0 К,

0II7

о

О

90


Т а б л и ц а 3.3

р т М т р у

°к

+

л * т

р у

°к

Р т

«т

р у

°к

кгс кгсм кгс

к г с

кгс

к г с м

кгс

кгс

кгс

к гсм

к г с

кгс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ю

П

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

99

43

338

1820

376

136

354

1660

695

314

324

1430

59

14

347

1740

425

164

370

1550

668

311

200

1338

182

43

362

1760

436

186

370

1570

678

316

240

1433

132

43

362

1860

484

207

354

1580

785

367

50

1221

167

65

362

1890

432

193

270

1690

788

366

174

1270

197

86

362

1860

488

229

262

1640

773

356

208

1310

148

76

338

1800

426

200

347

1650

743

359

152

1285

173

88

347

1800

436

204

338

1610

734

343

308

1340

190

88

362

1800

451

214

331

1620

779

356

292

1340

254

П О

292

1680

494

229

316

1610

777

407

216

1120

285

124

292

1651

497

193

331

1660

797

400

139

1150

236

85

340

1830

497

236

331

1650

742

353

262

1380

296

100

354

1720

449

193

347

1540

723

375

ПО

1220

254

121

285

1770

430

165

354

1530

761

372

61

1140

209

107

354

1820

476

208

362

1500

784

322

338

1410

228

121

362

1740

506

243

362

1500

727

336

347

1320

263

128

362

1700

548

258

354

1480

765

350

316

1260

266

100

362

1780

523

236

3331

1470

748

364

300

1250

277

111

378

1770

590

276

300

1450

713

386

208

1160

202

71

377

1700

510

243

316

1570

828

415

108

1230

297

118

377

1640

526

268

316

1570

897

380

254

1240

211

79

362

1740

559

293

285

1550

897

400

69

ИЗО

276

100

362

1660

593

300

254

1500

883

393

246

1220

335

122

354

1590

528

236

300

1560

881

421

170

1170

388

143

347

1560

554

264

262

1590

893

433

77

1110

364

161

377

1640

229

236

354

1550

803

379

286

1330

302

122

393

1730

590

280

241

1286

802

393

262

1200

360

143

362

1740

667

300

347

1320

824

407

77

1110

360

150

362

1690

660

314

254

1320

861

404

56

1210

399

172

347

1650

694

350

223

1270

809

379

167

1291

342

143

362

1660

687

300

254

1500

908

433

109

1140

377

168

362

1670

613

300

246

1480

933

450

69

1120

398

186

362

1670

663

328

254

1330

Рт

_

_

_

352

151

278

1720

603

972

354

1500

М т

Ру

Ск

326

129

354

1680

637

290

340

1430

521

239

289

1507

 

Р / =0,9209 ЛГ/+0,0641 Р /- 0 Д 2 3 1 G/,

(3=2°)

 

 

Р /= 0 ,9809 М /—0,0177 P/+0,0083G ,/,

(8=4°)

 

 

‘ Р / = 1,0772М /+0Д 340Р/—0.0239G/,

(3= 6°)

 

 

Р / = 1,1168 /М /+0,2117Р / —0,050 G/,

(3=8°)

 

в)

Коэффициенты корреляции:

 

 

 

 

 

 

Рѵ.ѵ,=0,9487;

гух= -0,5267;

R-- =0,95;

 

(8= 0°);

 

91