Файл: Петров М.А. Работа автомобильного колеса в тормозном режиме.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
(3.5)
где у/ — частные реализации признака; j — число реализаций в интервале.
После подсчета средних значений последовательным сое динением вершин ординат у прямыми линиями получают эм пирические линии регрессии.
Линии регрессии показывают, как изменялась бы функция у с изменением аргумента х-{, если бы остальные факторы на ходились на одном и том же уровне (рис. 3.6; 3.7; 3.8).
Вид зависимости у(х\) свидетельствует о прямо пропорци ональном изменении суммарной тормозной силы под действи ем подведенного тормозного момента при среднем уровне вертикальной нагрузки и боковой силы. Здесь можно предпо ложить линейную зависимость вида
У — Оі+ЬіХ'і. |
(3.6) |
Зависимости у(х2) и у(х3) связываются отрицательной корре ляцией, так как меньшему значению вертикальной нагрузки и боковой силы соответствует большее значение суммарной тор мозной силы.
Снижение Рт при увеличении GK обусловлено особеннос тями кинематики подвески испытуемого колеса, а уменьшение Рт с ростом Ру иллюстрирует общеизвестное явление: сниже ние способности колеса к восприятию боковой силы при на гружении его тормозной силой. Причем в зоне больших зна чений Рт наблюдается более интенсивное падение боковой силы, что свидетельствует о наличии в данной области пере
ходного процесса.
Для значительного снижения объема вычислительных ра бот, не искажая при этом общей закономерности, все зависи мости у(х\); у(х2) и у(х3) можно принять линейными.
Ошибка от этого упрощения легко определяется и учиты вается последующими вычислениями. Параметры уравнений первой степени, оценивающие связь функционального призна ка с каждым аргументом, можно определить методом наимень ших квадратов или методом парных корреляций [26]. При выполнении вычислительных работ на ЭЦВМ предпочтитель нее пользоваться методом парных корреляций, т. к. он дает более полную информацию о зависимостях. В этом случае ко эффициенты корреляции, оценивающие тесноту связи между признаками, определяются по выражению
86
|
2( У і — У ) ( х ц — x t ) |
|
(3.7) |
|
Г ы ~ / Щ і - - а ? . ЧхіІХі) ■ |
где i)j\; |
хи — замеренные величины; |
у; |
xL— средние значения признака. |
Кроме этого, для каждого признака вычисляются средние квадратические отклонения оу\ охі:
= j / ^ t r 1 - |
(а8) |
После этого коэффициенты уравнений регрессии определяют ся по следующим формулам:
а х і = У — Ьх і х і. |
(3.9) |
Для рассматриваемого случая (таблица 3.1) коэффициенты корреляции и средние квадратические отклонения равны:
гЯхХ=0,9884; гУх2= —0,1422; гУхЯ = - 0,7422;
ау—230; аЛ.= 116; 0*2=90; 0*3=218.
Отсюда уравнения парных регрессий, связывающие суммар ную тормозную силу с тормозным моментом, боковой силой и вертикальной нагрузкой, будут иметь следующий вид:
/>*=53+1,96 Мт;
РТ= 9 5 7 -1 ,8 9 Р У;
Ят=2013—0,99GK. (3.10)
Логический смысл уравнений можно раскрыть на примере Рт—f(Py), а именно: изменение боковой силы на 100 кгс вы зывает изменение суммарной тормозной силы на 189 кгс при среднем значении ее 957 кгс. Этот процесс обусловлен тем, что увеличение боковой силы, с одной стороны, вызывает рост потерь на качение за счет дополнительных деформаций и про скальзывания шины в зоне контакта, с другой стороны, вы зывает уменьшение тормозной силы за счет появления угла увода.
Выполненный анализ парных корреляций позволяет апроксимировать модель многофакторной связи для перехода
87
к множественной регрессии в линейный полином вида
y = Q-ü-\-b\X\-\-b2X2~\-bzXz. |
(3-11) |
Расчет параметров такого уравнения удобно вести в стандар тизованном масштабе. При этом исключается влияние разли чий в размерностях переменных, а также имеется возможность
получения уравнения |
множественной |
регрессии в удобном |
|||
для анализа виде — без свободного |
члена «о- В этом |
случае |
|||
за начало отсчета для |
каждой |
переменной принимается ее |
|||
среднее арифметическое значение, а за |
единицу изменения —■ |
||||
величина среднего квадратического отклонения. |
|
||||
Уравнение множественной регрессии в стандартизованном |
|||||
масштабе имеет вид: |
|
|
|
|
|
= Ргл:і'гЧ— |
+ |
Рзл:з/- |
(3.12) |
||
Стандартизированные коэффициенты множественной |
регрес |
||||
сии ߣ находятся из условий наименьших квадратов |
|
||||
2 [ у ' - ? ] 2 = пип, |
|
(3.13) |
|||
которое раскрывается в виде системы уравнений: |
|
||||
Г ул-, = |
?2 + Рз Г.с,л-а+ |
ß i г |
х , х „ , |
|
|
Г y .v a = |
? 2 r . r . x , + |
Р з + |
ß .| r x,,x, , |
|
|
rУ-Чі = ?2 r x ,x n+ |
°3r x,x;, -\- ß1• |
(3.14) |
|||
Решение системы для |
рассматриваемого случая дает выра |
||||
жение |
|
|
|
|
|
PT'=0,92;MT, + 0,06P i/'-0,12G k/. |
(3.15) |
Коэффициенты в правой части уравнения показывают, на ка кую часть среднего квадратического отклонения изменилось бы среднее значение функции, если бы соответствующий аргу мент изменился на величину среднего квадратического откло нения. Поскольку все переменные выражены в сравнимых единицах измерения, то стандартизованные коэффициенты регрессии показывают сравнительную силу влияния измене ния каждого фактора на изменение функционального призна ка. Однако для практического использования удобнее зависи мость, выраженная в натуральном масштабе.
Переход к натуральномумасштабу выполняется по фор мулам:
•88
б . Н А |
& 2= ftA ; |
,Ö3 = ? A ; |
(3.16) |
|
°xl |
|
°x2 |
°x3 |
|
a0— y— |
b2x2—b3x3. |
|
После подстановки числовых значений коэффициентов полу чим выражение для суммарной тормозной силы в натураль ном масштабе
Рт=235+1,817 Мт+0,164Р„—О,1301 GK. |
(3.17) |
Таким образом, получена математическая модель, связываю щая суммарную тормозную силу, развиваемую колесом, с тор мозным моментом, боковой силой и вертикальной нагрузкой. Причем эта связь сохраняется для широкого диапазона изме нения перечисленных параметров ('.Мт=04-400 кгсм; Р = = 504-400 кгс; GK= 11004-1900 кгс).
Соответствие полученной модели фактическому экспери ментальному материалу можно проверить оценкой апроксимации через определение стандартной ошибки оценки [26], которая характеризует отклонение фактических значений функции от расчетных
% = ] / " ^ F < 0 , 3 - y, |
(3.18) |
где у р — значение функции, вычисленное по уравнению (3.17). При выполнении этого неравенства можно считать, что полу чена удовлетворительная модель взаимосвязи факторов.
В рассмотренном случае ст,,= 33 кгс;
£/=521 кгс,
т. е. условие выполнено (33<156).
Полученный коэффициент множественной корреляции по уравнению
k=v |
В,=0,9896, |
(3.19) |
характеризует тесноту связи функции с совокупностью пере менных, т. е. в данном случае на 98,9% изменение суммарной тормозной силы вызывается учтенными факторами.
В заключение приведены уравнения множественной рег рессии в натуральном и стандартизированном масштабе, а также коэффициенты парной и множественной корреляции для различных углов увода колеса (рис. 3.9).
89
Рис. 3. 9. Теоретические линии множественной регрессии для раз личных углов увода и постоянной вертикальной нагрузки (G K= = 1500 кгс):
Рт — тормозная |
сила; Л4Т — тормозной |
момент; |
1— угол |
увода 0°; |
|
2 — угол увода |
2°; 3 — угол увода |
4°; |
4 — угол |
увода 6°; |
5 — угол |
|
увода |
8°. |
|
|
|
а) Натуральный масштаб;
Рт= 4 8 + 2 ,207 Мт—0,0307 GKI (8=0);
Рт= 235+ 1,8 1 7 ^ + 0 ,1 6 4 1 ^ - 0 ,1301GK |
( 8 = |
2 ° ) ; |
рт=55+1,975М т—0,0353Р1,+0,00950КІ |
IIО С |
О |
Ят=55+1,895Л ++0,1526 Л,—0,0183 GK, |
0II7 OD о |
|
Рт= 7 9 + 1 ,877 Мт+0,215 />„—0,0354 Ок, |
(5=8°); |
|
Стандартизованный масштаб: |
|
|
РТ'= 0,929Ш Т'-0 ,0 3 7 0 К, |
0II7 |
о |
О |
90
Т а б л и ц а 3.3
р т М т р у |
°к |
+ |
л * т |
р у |
°к |
Р т |
«т |
р у |
°к |
||
кгс кгсм кгс |
к г с |
кгс |
к г с м |
кгс |
кгс |
кгс |
к гсм |
к г с |
кгс |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ю |
П |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
99 |
43 |
338 |
1820 |
376 |
136 |
354 |
1660 |
695 |
314 |
324 |
1430 |
59 |
14 |
347 |
1740 |
425 |
164 |
370 |
1550 |
668 |
311 |
200 |
1338 |
182 |
43 |
362 |
1760 |
436 |
186 |
370 |
1570 |
678 |
316 |
240 |
1433 |
132 |
43 |
362 |
1860 |
484 |
207 |
354 |
1580 |
785 |
367 |
50 |
1221 |
167 |
65 |
362 |
1890 |
432 |
193 |
270 |
1690 |
788 |
366 |
174 |
1270 |
197 |
86 |
362 |
1860 |
488 |
229 |
262 |
1640 |
773 |
356 |
208 |
1310 |
148 |
76 |
338 |
1800 |
426 |
200 |
347 |
1650 |
743 |
359 |
152 |
1285 |
173 |
88 |
347 |
1800 |
436 |
204 |
338 |
1610 |
734 |
343 |
308 |
1340 |
190 |
88 |
362 |
1800 |
451 |
214 |
331 |
1620 |
779 |
356 |
292 |
1340 |
254 |
П О |
292 |
1680 |
494 |
229 |
316 |
1610 |
777 |
407 |
216 |
1120 |
285 |
124 |
292 |
1651 |
497 |
193 |
331 |
1660 |
797 |
400 |
139 |
1150 |
236 |
85 |
340 |
1830 |
497 |
236 |
331 |
1650 |
742 |
353 |
262 |
1380 |
296 |
100 |
354 |
1720 |
449 |
193 |
347 |
1540 |
723 |
375 |
ПО |
1220 |
254 |
121 |
285 |
1770 |
430 |
165 |
354 |
1530 |
761 |
372 |
61 |
1140 |
209 |
107 |
354 |
1820 |
476 |
208 |
362 |
1500 |
784 |
322 |
338 |
1410 |
228 |
121 |
362 |
1740 |
506 |
243 |
362 |
1500 |
727 |
336 |
347 |
1320 |
263 |
128 |
362 |
1700 |
548 |
258 |
354 |
1480 |
765 |
350 |
316 |
1260 |
266 |
100 |
362 |
1780 |
523 |
236 |
3331 |
1470 |
748 |
364 |
300 |
1250 |
277 |
111 |
378 |
1770 |
590 |
276 |
300 |
1450 |
713 |
386 |
208 |
1160 |
202 |
71 |
377 |
1700 |
510 |
243 |
316 |
1570 |
828 |
415 |
108 |
1230 |
297 |
118 |
377 |
1640 |
526 |
268 |
316 |
1570 |
897 |
380 |
254 |
1240 |
211 |
79 |
362 |
1740 |
559 |
293 |
285 |
1550 |
897 |
400 |
69 |
ИЗО |
276 |
100 |
362 |
1660 |
593 |
300 |
254 |
1500 |
883 |
393 |
246 |
1220 |
335 |
122 |
354 |
1590 |
528 |
236 |
300 |
1560 |
881 |
421 |
170 |
1170 |
388 |
143 |
347 |
1560 |
554 |
264 |
262 |
1590 |
893 |
433 |
77 |
1110 |
364 |
161 |
377 |
1640 |
229 |
236 |
354 |
1550 |
803 |
379 |
286 |
1330 |
302 |
122 |
393 |
1730 |
590 |
280 |
241 |
1286 |
802 |
393 |
262 |
1200 |
360 |
143 |
362 |
1740 |
667 |
300 |
347 |
1320 |
824 |
407 |
77 |
1110 |
360 |
150 |
362 |
1690 |
660 |
314 |
254 |
1320 |
861 |
404 |
56 |
1210 |
399 |
172 |
347 |
1650 |
694 |
350 |
223 |
1270 |
809 |
379 |
167 |
1291 |
342 |
143 |
362 |
1660 |
687 |
300 |
254 |
1500 |
908 |
433 |
109 |
1140 |
377 |
168 |
362 |
1670 |
613 |
300 |
246 |
1480 |
933 |
450 |
69 |
1120 |
398 |
186 |
362 |
1670 |
663 |
328 |
254 |
1330 |
Рт |
_ |
_ |
_ |
352 |
151 |
278 |
1720 |
603 |
972 |
354 |
1500 |
М т |
Ру |
Ск |
|
326 |
129 |
354 |
1680 |
637 |
290 |
340 |
1430 |
521 |
239 |
289 |
1507 |
|
Р / =0,9209 ЛГ/+0,0641 Р /- 0 Д 2 3 1 G/, |
(3=2°) |
|
||||||||
|
Р /= 0 ,9809 М /—0,0177 P/+0,0083G ,/, |
(8=4°) |
|
||||||||
|
‘ Р / = 1,0772М /+0Д 340Р/—0.0239G/, |
(3= 6°) |
|
||||||||
|
Р / = 1,1168 /М /+0,2117Р / —0,050 G/, |
(3=8°) |
|
||||||||
в) |
Коэффициенты корреляции: |
|
|
|
|
|
|||||
|
Рѵ.ѵ,=0,9487; |
гух= -0,5267; |
R-- =0,95; |
|
(8= 0°); |
|
91