Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как сроки службы деталей не являются величи­

ной постоянной,

то в номенклатурный список заносит­

ся величина минимального срока службы деталей.

Повышение

прочности и износостойкости деталей

достигается применением новых материалов для их изго­ товления или различных способов упрочнения, что свя­ зано с изменением их себестоимости. Поэтому матери­ альное поощрение за повышение срока службы оборудо­ вания должно производиться с учетом стоимости изготовления деталей с повышенной долговечностью. Во всех случаях отношение стоимости новой долговечной детали к сроку ее службы должно быть не больше, чем для заменяемой детали.

На основании приведенных выше условий показа­ тель надежности Я„ деталей может быть определен по ■следующей формуле:

3

" г

" г

= р V

К о . д К с . з

 

i=

1

 

где Р —■количество разноименных деталей с повы­ шенной стойкостью;

Л о . д и Кс.з — одно из трех значений коэффициентов от­ ветственности и сложности замены детали;

Тд и Т3 — срок службы новой и заменяемой детали;

 

 

 

 

■ Таблица 18

Себестоимость и сроки службы

деталей

при объемной

закалке

Лг° д е т а л и

Д е т а л ь

М ас с а , к г

 

С тоим ость

и з-

С рок

ВО *

го то в л е н и я .

с л у ж б ы ,

 

 

 

р у б .

 

м е с .

 

 

 

 

 

]

Втулка диамет­

 

 

 

 

 

ром, мм:

 

 

 

 

 

2

85x90

1,2

8/24

1,80

 

6

85x55

0,8

12/36

1,35

 

4

3

115X75

1,45

8/24

2,17

 

5

4

175X125

5,2

4/12

7,80

 

3

5

70x240

7,3

2/6

5,80

 

8

6

70x360

10,9

2/6

8,70

 

6

 

Ось, мм:

 

 

 

 

 

7

100X485

30,0

2/6

20,40

 

7

* В ч и с л и те л е п о к а за н о

ко л и ч еств о

д е т а л е й

н а оди н к р а н ,

в

зп а м е н а т е -

.л е — к о л и ч е ств о д е т а л е й д л я

тр ех р а б о т а ю щ и х в

ц ех е к р ап о в .___________________

100



Сд и С3 — стоимость изготовления новой и заменяемой детали.

В табл. 18 приводятся исходные данные для расчета показателя надежности деталей механизма выталкива­ ния стрипперного крана, изготовленных из стали 35ХНВ, при изменении их упрочнения.

Для повышения срока службы указанные детали вместо объемной закалки подвергли нитроцементации, в связи с чем изменились стоимость их изготовления и сроки службы.

Стоимость изготов­

2,48

1,86

3,0

10,8 8,0

12,0

33,0

ления, руб. . . .

Срок службы, мес.

15

12

12

10

18

15

20

.Поскольку расчет производится для

деталей

одной

и той же машины — стрипперного

крана,

коэффициент

ответственности должен быть для всех деталей одина­ ковым, т. е. 1,3. Коэффициент сложности замены будет

разным: для деталей 1 и 2

— не более

1,0, а для всех

остальных деталей 1,2.

показатель

надежности со-

Исходя из этих условий,

= 37,1.

Как видно из приведенных данных при увеличении сро­ ков службы деталей в два-три раза, стоимость изготов­ ления отдельных деталей повысилась в пределах от 30 до 60% • В соответствии с полученными результатами размер премий рабочим и инженерно-техническим работ­ никам за повышение надежности деталей может быть установлен по шкале, приведенной в табл. Ш.

Премия за улучшение качества детали должна на­ числяться при увеличении срока ее службы не менее чем в два раза после двукратной установки. В данном случае при значении показателя надежности выше 30,0 размер премии составит для рабочих и ИТР, непосред­ ственно занятых изготовлением и упрочнением деталей, 50%, а для остальных категорий'40% К месячному за­ работку.

Для повышения ответственности персонала за каче­ ство изготовления деталей и сменного оборудования,

5 Зак. 555

101


Т а>б л и ц а 19 .

Размер

премии для

рабочих ■№инженерно-технических

работников

 

 

в зависимости от показателя ‘надежности

 

 

 

 

 

 

Зн ач ен и е

Р а зм ер

 

 

К ате го р и я

р а б о ч и х и И Т Р

 

п о к а з а т е ­

п рем ии , %

 

 

 

л я н а д е ж ­

к з а р а б о т ­

 

 

 

 

 

ности П

ной п лате

Рабочие

и ИТР непосредственно

занятые из-

5—10

20

готовлен-нем и уплотнением деталей, а также

10—20

30

сотрудники

службы

надежности

предприятия

20—30

40

 

 

 

 

 

>30

50

Дежурный

персонал

основных цехов и ИТР

5—10

15

этих цехов, ответственные за техтшческое об-

10—20

20

служита«ле оборудования

 

20—30

30

 

 

 

 

 

>30

40

а также за строгое соблюдение правил его эксплуатации каждый случай внеплановой остановки механического оборудования из-за преждевременного выхода из строя каких-либо деталей должен подвергаться всестороннему изучению. В комиссию для определения действительных причин неисправности оборудования входят представи­ тели дежурного и эксплуатационного персонала того це­ ха, в котором установлено оборудование, цеха — изгото­ вителя РЭМ и службы надежности предприятия. Для анализа качества материала или упрочнения вышедшей из строя детали в работе комиссии могут участвовать работники центральной лаборатории предприятия.

В зависимости .от установленной причины внеплано­ вой остановки оборудования персонал того цеха, по ви­ не которого произошел простой, лишается части премии: эксплуатационный персонал основного цеха, если при­ чиной выхода из строя оборудования является наруше­ ние правил его эксплуатации; дежурный персонал—за нарушение режима смазки, крепления деталей и узлов, несвоевременное обнаружение дефектов, приведших к внеплановой остановке агрегатов и машин; работники цехов ремонтной службы, изготовляющей РЭМ, и служ­ бы надежности предприятия, если причиной простоя яв­ ляется неудовлетворительное качество деталей. Процент снижения премии устанавливается в зависимости от дли-

102


тельности простоев и причиненного ущерба нз-за вне­ плановой остановки оборудования.

Поскольку предусмотреть всю совокупность факто­ ров, влияющих на качество изготовления РЭМ, чрезвы­ чайно сложно, приведенная методика не может претен­ довать на универсальность. На каждом предприятии в зависимости от конкретных производственных условий должны быть разработаны основные принципы стимули­ рования и повышения ответственности персонала за улучшение качества и удлинение сроков службы дета­ лей оборудования.

Гл а в а VIII

МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ДЕТАЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ

Краткая характеристика методов, применяемых в черной металлургии-

Решающими факторами повышения надежности и долговечности оборудования являются улучшение ка­ чества и повышение износостойкости деталей и запасных частей.

•Известно, что одна из причин простоев металлурги­ ческого оборудования и недостаточной длительности межремонтных периодов — низкое качество запасных частей, изготовляемых на предприятиях отрасли. Ежего­ дный расход деталей и запасных частей (без валков и изложниц) достигает 40% от общей массы находящего­ ся в эксплуатации механического оборудования. На ре­ монт и замену изношенных деталей и узлов оборудова­ ния предприятий черной металлургии ежегодно расхо­ дуется около 4,5 млн. т металла, в том числе только в горнорудной промышленности расход металла для ре-

монтно-эксплуатационных" нужд

составляет примерно'

1 млн. т в год, что объясняется

недостаточной

износо­

стойкостью многих деталей и запасных частей.

 

Как отмечалось выше, увеличение оптимального сро­

ка службы оборудования находится в прямой

зависи­

5* Зак. 555

юз

мости от расходов на его ремонт, значительную долю которых составляют затраты на изготовление и замену запасных частей. Сокращение этих затрат позволило бы увеличить оптимальную долговечность машин, что наглядно подтверждается изменением удельных расхо­ дов на единицу продукции (работы) в зависимости от срока службы машины (рис. 6). При сокращении рас­ ходов на ремонт кривая 3 станет более пологой, точка минимума кривой 4 сдвинется вправо, что приведет к уве­ личению оптимальной долговечности оборудования Гф.

Однако одной из причин нерационального использо­ вания металла и чрезмерного расходования его для из­ готовления новых деталей является недостаточное внед­ рение различных методов упрочнения и восстановления имеющихся деталей и узлов. В черной металлургии упрочнение деталей оборудования применяется на боль­ шинстве предприятий, однако далеко не в одинаковой степени.

В настоящее время из всех применяемых методов и способов упрочнения деталей наибольшее распростране­ ние получили: 1) .способ металлопокрытий путем меха­ низированной и ручной наплавки: 2) термическая обра­ ботка путем объемной и поверхностой закалки с нагре­ вом токами высокой частоты (ТВЧ) или газо-кислород­ ным пламенем.

Доля наплавляемых деталей в общем выпуске изде­ лий с механической обработкой в целом по черной ме­ таллургии составляет около 15%, в том числе 25—30% на передовых предприятиях, где имеются специализиро­ ванные наплавочные участки.

Металлопокрытия

Одним из наиболее эффективных методов упрочне­ ния и восстановления деталей является механизирован­ ная наплавка. Наплавке подвергают детали различных видов оборудования:

в горнорудной промышленности — колесные пары электровозов и думпкаров, детали насосов, ролики бу­ тар, ролики, колеса и детали ковшей экскаваторов, ножи бульдозеров, крестовины железнодорожных путей, ко­ лосниковые пластины грохотов агломерационных машин, стенки вакуум-камер, звездочки роторов агломерацион­ ных машин;

в коксохимическом производстве — била молотковых

104