Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Так как сроки службы деталей не являются величи
ной постоянной, |
то в номенклатурный список заносит |
ся величина минимального срока службы деталей. |
|
Повышение |
прочности и износостойкости деталей |
достигается применением новых материалов для их изго товления или различных способов упрочнения, что свя зано с изменением их себестоимости. Поэтому матери альное поощрение за повышение срока службы оборудо вания должно производиться с учетом стоимости изготовления деталей с повышенной долговечностью. Во всех случаях отношение стоимости новой долговечной детали к сроку ее службы должно быть не больше, чем для заменяемой детали.
На основании приведенных выше условий показа тель надежности Я„ деталей может быть определен по ■следующей формуле:
3 |
" г |
" г |
|
= р V |
|||
К о . д К с . з |
|
||
i= |
1 |
|
где Р —■количество разноименных деталей с повы шенной стойкостью;
Л о . д и Кс.з — одно из трех значений коэффициентов от ветственности и сложности замены детали;
Тд и Т3 — срок службы новой и заменяемой детали;
|
|
|
|
■ Таблица 18 |
||
Себестоимость и сроки службы |
деталей |
при объемной |
закалке |
|||
Лг° д е т а л и |
Д е т а л ь |
М ас с а , к г |
|
С тоим ость |
и з- |
С рок |
ВО * |
го то в л е н и я . |
с л у ж б ы , |
||||
|
|
|
р у б . |
|
м е с . |
|
|
|
|
|
|
||
] |
Втулка диамет |
|
|
|
|
|
|
ром, мм: |
|
|
|
|
|
2 |
85x90 |
1,2 |
8/24 |
1,80 |
|
6 |
85x55 |
0,8 |
12/36 |
1,35 |
|
4 |
|
3 |
115X75 |
1,45 |
8/24 |
2,17 |
|
5 |
4 |
175X125 |
5,2 |
4/12 |
7,80 |
|
3 |
5 |
70x240 |
7,3 |
2/6 |
5,80 |
|
8 |
6 |
70x360 |
10,9 |
2/6 |
8,70 |
|
6 |
|
Ось, мм: |
|
|
|
|
|
7 |
100X485 |
30,0 |
2/6 |
20,40 |
|
7 |
* В ч и с л и те л е п о к а за н о |
ко л и ч еств о |
д е т а л е й |
н а оди н к р а н , |
в |
зп а м е н а т е - |
|
.л е — к о л и ч е ств о д е т а л е й д л я |
тр ех р а б о т а ю щ и х в |
ц ех е к р ап о в .___________________ |
100
Сд и С3 — стоимость изготовления новой и заменяемой детали.
В табл. 18 приводятся исходные данные для расчета показателя надежности деталей механизма выталкива ния стрипперного крана, изготовленных из стали 35ХНВ, при изменении их упрочнения.
Для повышения срока службы указанные детали вместо объемной закалки подвергли нитроцементации, в связи с чем изменились стоимость их изготовления и сроки службы.
Стоимость изготов |
2,48 |
1,86 |
3,0 |
10,8 8,0 |
12,0 |
33,0 |
|
ления, руб. . . . |
|||||||
Срок службы, мес. |
15 |
12 |
12 |
10 |
18 |
15 |
20 |
.Поскольку расчет производится для |
деталей |
одной |
|||||
и той же машины — стрипперного |
крана, |
коэффициент |
ответственности должен быть для всех деталей одина ковым, т. е. 1,3. Коэффициент сложности замены будет
разным: для деталей 1 и 2 |
— не более |
1,0, а для всех |
остальных деталей 1,2. |
показатель |
надежности со- |
Исходя из этих условий, |
= 37,1.
Как видно из приведенных данных при увеличении сро ков службы деталей в два-три раза, стоимость изготов ления отдельных деталей повысилась в пределах от 30 до 60% • В соответствии с полученными результатами размер премий рабочим и инженерно-техническим работ никам за повышение надежности деталей может быть установлен по шкале, приведенной в табл. Ш.
Премия за улучшение качества детали должна на числяться при увеличении срока ее службы не менее чем в два раза после двукратной установки. В данном случае при значении показателя надежности выше 30,0 размер премии составит для рабочих и ИТР, непосред ственно занятых изготовлением и упрочнением деталей, 50%, а для остальных категорий'40% К месячному за работку.
Для повышения ответственности персонала за каче ство изготовления деталей и сменного оборудования,
5 Зак. 555 |
101 |
Т а>б л и ц а 19 .
Размер |
премии для |
рабочих ■№инженерно-технических |
работников |
|||
|
|
в зависимости от показателя ‘надежности |
|
|||
|
|
|
|
|
Зн ач ен и е |
Р а зм ер |
|
|
К ате го р и я |
р а б о ч и х и И Т Р |
|
п о к а з а т е |
п рем ии , % |
|
|
|
л я н а д е ж |
к з а р а б о т |
||
|
|
|
|
|
ности П |
ной п лате |
Рабочие |
и ИТР непосредственно |
занятые из- |
5—10 |
20 |
||
готовлен-нем и уплотнением деталей, а также |
10—20 |
30 |
||||
сотрудники |
службы |
надежности |
предприятия |
20—30 |
40 |
|
|
|
|
|
|
>30 |
50 |
Дежурный |
персонал |
основных цехов и ИТР |
5—10 |
15 |
||
этих цехов, ответственные за техтшческое об- |
10—20 |
20 |
||||
служита«ле оборудования |
|
20—30 |
30 |
|||
|
|
|
|
|
>30 |
40 |
а также за строгое соблюдение правил его эксплуатации каждый случай внеплановой остановки механического оборудования из-за преждевременного выхода из строя каких-либо деталей должен подвергаться всестороннему изучению. В комиссию для определения действительных причин неисправности оборудования входят представи тели дежурного и эксплуатационного персонала того це ха, в котором установлено оборудование, цеха — изгото вителя РЭМ и службы надежности предприятия. Для анализа качества материала или упрочнения вышедшей из строя детали в работе комиссии могут участвовать работники центральной лаборатории предприятия.
В зависимости .от установленной причины внеплано вой остановки оборудования персонал того цеха, по ви не которого произошел простой, лишается части премии: эксплуатационный персонал основного цеха, если при чиной выхода из строя оборудования является наруше ние правил его эксплуатации; дежурный персонал—за нарушение режима смазки, крепления деталей и узлов, несвоевременное обнаружение дефектов, приведших к внеплановой остановке агрегатов и машин; работники цехов ремонтной службы, изготовляющей РЭМ, и служ бы надежности предприятия, если причиной простоя яв ляется неудовлетворительное качество деталей. Процент снижения премии устанавливается в зависимости от дли-
102
тельности простоев и причиненного ущерба нз-за вне плановой остановки оборудования.
Поскольку предусмотреть всю совокупность факто ров, влияющих на качество изготовления РЭМ, чрезвы чайно сложно, приведенная методика не может претен довать на универсальность. На каждом предприятии в зависимости от конкретных производственных условий должны быть разработаны основные принципы стимули рования и повышения ответственности персонала за улучшение качества и удлинение сроков службы дета лей оборудования.
Гл а в а VIII
МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ДЕТАЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ
Краткая характеристика методов, применяемых в черной металлургии-
Решающими факторами повышения надежности и долговечности оборудования являются улучшение ка чества и повышение износостойкости деталей и запасных частей.
•Известно, что одна из причин простоев металлурги ческого оборудования и недостаточной длительности межремонтных периодов — низкое качество запасных частей, изготовляемых на предприятиях отрасли. Ежего дный расход деталей и запасных частей (без валков и изложниц) достигает 40% от общей массы находящего ся в эксплуатации механического оборудования. На ре монт и замену изношенных деталей и узлов оборудова ния предприятий черной металлургии ежегодно расхо дуется около 4,5 млн. т металла, в том числе только в горнорудной промышленности расход металла для ре-
монтно-эксплуатационных" нужд |
составляет примерно' |
|
1 млн. т в год, что объясняется |
недостаточной |
износо |
стойкостью многих деталей и запасных частей. |
|
|
Как отмечалось выше, увеличение оптимального сро |
||
ка службы оборудования находится в прямой |
зависи |
5* Зак. 555 |
юз |
мости от расходов на его ремонт, значительную долю которых составляют затраты на изготовление и замену запасных частей. Сокращение этих затрат позволило бы увеличить оптимальную долговечность машин, что наглядно подтверждается изменением удельных расхо дов на единицу продукции (работы) в зависимости от срока службы машины (рис. 6). При сокращении рас ходов на ремонт кривая 3 станет более пологой, точка минимума кривой 4 сдвинется вправо, что приведет к уве личению оптимальной долговечности оборудования Гф.
Однако одной из причин нерационального использо вания металла и чрезмерного расходования его для из готовления новых деталей является недостаточное внед рение различных методов упрочнения и восстановления имеющихся деталей и узлов. В черной металлургии упрочнение деталей оборудования применяется на боль шинстве предприятий, однако далеко не в одинаковой степени.
В настоящее время из всех применяемых методов и способов упрочнения деталей наибольшее распростране ние получили: 1) .способ металлопокрытий путем меха низированной и ручной наплавки: 2) термическая обра ботка путем объемной и поверхностой закалки с нагре вом токами высокой частоты (ТВЧ) или газо-кислород ным пламенем.
Доля наплавляемых деталей в общем выпуске изде лий с механической обработкой в целом по черной ме таллургии составляет около 15%, в том числе 25—30% на передовых предприятиях, где имеются специализиро ванные наплавочные участки.
Металлопокрытия
Одним из наиболее эффективных методов упрочне ния и восстановления деталей является механизирован ная наплавка. Наплавке подвергают детали различных видов оборудования:
в горнорудной промышленности — колесные пары электровозов и думпкаров, детали насосов, ролики бу тар, ролики, колеса и детали ковшей экскаваторов, ножи бульдозеров, крестовины железнодорожных путей, ко лосниковые пластины грохотов агломерационных машин, стенки вакуум-камер, звездочки роторов агломерацион ных машин;
в коксохимическом производстве — била молотковых
104