Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рабочих поверхностей деталей позволила повысить их стойкость !в 2—2,5 раза.

На Коммунарском металлургическом заводе впервые освоены новые методы термической обработки деталей, обеспечивающие значительный экономический эффект:

науглероживание зубьев пил горячей резки электроконтактным нагревом угольным роликом на специальной автоматической установке; срок службы пил по сравне­ нию с пилами, упрочняемыми посредством поверхност­ ной закалки газо-кислородным пламенем, возрос в 2 раза и составляет 120—140 ч вместо 60—70 ч;

изготовление молотков молотковых дробилок для

дробления доломитизирюванного известняка из

стали

марки 60Г с закалкой на твердость 54-—56 H R C

(вместо

стали ст. 5 с наплавкой чугунной лентой); срок службы молотков увеличится с 12—14 до 21—25 дней;

изготовление гаек шлаковозов из высокопрочного чу­ гуна марки ВЧ40-10 с термообработкой, изготовляв­ шихся ранее из бронзы марки БрАЖ9-4, что обеспечило экономию бронзы до 25 т в год;

изготовление

ножей

гильотинных ножниц станов

2250 и 2800

из

сталей

28ХЗСНМВФА (СП-20) и

ЗЗХЗНМВФА

(СП-33) с термической обработкой вместо

стали 6ХВ2С;

стойкость

ножей увеличилась в 2 раза;

■производство колосников опекательных тележек агло­ меранионных машин из алюмокремниевого чугуна, моди­ фицированного церием с термической обработкой, что дало возможность повысить срок службы колосников (изготовлявшихся ранее из чугуна СЧ15-32) в 2—3 раза.

На Макеевском заводе им. Кирова в тяжело нагру­ женных подшипниковых узлах применяются стальные закаленные вкладыши из сталей 45Г2 и 50Г2 с терми­ ческой обработкой вместо бронзовых в сочетании с нап­ лавкой шеек валов и осей проволокой ив стали марки ПП-ЗХ2В8. Это дало возможность увеличить сроки служ­ бы подшипников шихтовых тележек мартеновских цехов, рольгангов прокатных станов, втулок блоков и осей катасов шлепнеров и других узлов примерно в 30 раз при значительной экономии бронзы.

Закалка с нагревом т. в. ч. ручьев канатных бараба­ нов электромостовых кранов и лебедок, изготовляемых из стали 45Л, позволила увеличить срок их службы в 2— 3 раза без сокращения срока службы канатов. Закалка с нагревом т. в. ч. плунжеров пакетир-лресоов ПГ-1500,

111


нажимных винтов прокатных станов, винтов электропу­ шек и других деталей обеспечила увеличение срока их службы в 2—3 раза.

Изготовление ножей летучих ножниц заготовочного стана 450 из стали марки ЗХ2В8 с последующей обработ­ кой (вместо ранее применявшейся стали 5ХВ2С) позво­ лило увеличить срок службы ножей в 2 раза.

На заводе «Запорожсталь» освоены следующие новые методы упрочнения деталей:

штамповка лопаток роторов эксгаустеров из стали. ЗОХГСА в охлаждаемых штампах, что обеспечивает твердость лопаток 300—350 Н В и увеличение их стойкос­ ти в 1,5—2 раза;

закалка ножей гильотинных ножниц длиной до 4500 мм и охлаждение в специальном пневм.атическом приспособлении с нагревом в электрической трехзоыной печи, что позволило ликвидировать поводку ножей в про­ цессе закалки;

отливка колосников спекательных тележек агломашин

из

стали Х28Т вместо жаропрочного

чугуна

ЖЧХ-1,5,

что

позволило

увеличить срок их службы с 8

мес. до

2 лет;

 

 

 

 

из

изготовление

винтов вертикальной

клети

слябинга

стали 34ХВЗМФА с термической обработкой

взамен

стали 45, что обеспечило возможность устранения поло­ мок винтов и увеличения срока их службы до 3 лет.

Одним из видов термической обработки является сор­ битизация. Известно, что ходовые колеса мостовых кра­ нов, особенно работающих при тяжелых режимах, выхо­ дят из строя нередко после нескольких месяцев эксплу­ атации, что увеличивает простои оборудования и приво­ дит к нарушению технологических процессов. Проведен­ ным во ВНИИПТМАШе обследованием работы ходовых колес различных мостовых кранов установлено, что срок службы тяжело нагруженных краиов не превышает 12 месяцев. Такие способы упрочнения, как поверхностная закалка с нагревом т. в. ч. или наплавка, дают сравни­ тельно тонкий упрочненный слой, который под влиянием действующих во время работы кранов усилий как бы вдавливается в мягкую сердцевину основного металла обода колеса. В результате происходят отколы и шелу­ шение металла на поверхности катания и реборде и, как следствие, быстрый износ колеса. Сорбитизация ходовых колес тяжело нагруженных кранов значительно повыша-

112


 

Характеристика технологического процесса

изготовления

Т а б л и ц а 20

 

колес

 

 

 

Ф ак ти ч е с к и

п р и м е н яе м ы й п роц есс

Р е к о м е н д у е м ы й

В Н И И П Т М А -

П о к а за т е л и

 

 

 

в С С С Р

в

С Ш А

Ш ем

 

 

 

 

 

 

Материал для заготовки

Сталь 50>Г2

Высокоуглеродистая сталь

Стали 75 и 65Г

 

 

 

 

(0,67—0,87%

С, примерно

 

 

 

Вид заготовки

Отливка

сталь 76)

с прокаткой

бе­ Штамповка с двумя ребор­

Штамповка

 

 

говой дорожки

да-ми, полученными

мето­

 

 

 

 

дами пластической

дефор­

 

 

 

 

мации при высоких темпе­

 

 

 

 

ратурах прокатки

беговой

 

 

 

 

дорожки

 

 

Способ термической

 

об-

Отжиг отливки после

>ме-

После .механической

обработ-

Нагрев до закалочной тем-

работки

 

 

ханичеокой

обработки

(при

ки колесо «арревается и-

ох­

пературы индукционный —

 

 

 

нагреве 780—800°С) «

ох­

лаждается в воде или масле. токами промышленной час­

 

 

 

лаждение

с

печью;

сорби­

При закалке в воде укрепляет­

тоты (т. в. ч.) или в печи

 

 

 

тизация — нагрев до 780— ся иа вращающихся

роликах

 

 

 

 

800°С,

выдержка

2—3 ч. машины, тле только

обод

ою-

 

 

 

 

После нагрева охлаждение

гружен в воду. После закалки

 

 

 

 

на специальной

сорбити-

загружается в печь для отжи­

 

 

 

 

занионной

установке,

са-

га

 

 

 

Глубина закаленного

 

моотлуск

 

 

 

 

На всю толщину обода ■

 

25—40

 

26^30

 

 

 

 

 

слоя, мм

 

ио-

286—364

 

 

 

 

290-340

 

 

300—350

Твердость рабочих

 

 

 

 

 

 

верХ1Н0 стей НВ

зака­

Сорбит

 

 

 

 

Троостосорбит

 

 

Троостосорбит

Микроструктура

 

 

 

 

 

 

ленного слоя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ет срок их службы. Так, ма Кузнецком металлургичес­ ком комбинате благодаря применению сорбитизации средний срок службы ходовых колес кранов достигает двух лет, т. е. в 2 раза выше, чем на остальных предпри­ ятиях.

Сорбитизация обеспечивает твердость дорожек ката­ ния и реборд 300—360 Н В при сравнительно толстом (30—35 мм) износоустойчивом слое металла, способном воспринять значительные усилия без остаточных дефор­ маций.

Возможность создания износоустойчивого обода ко­ леса при оставлении мягкой сгупицы является преиму­ ществом применения способа сорбитизации но сравне­ нию с закалкой всего колеса. Это позволяет снизить трудоемкость механической обработки сорбитизированных колес по сравнению с закаленными. Весьма сущест­ венное значение дли долговечности ходовых колес имеет также способ получения заготовки. Известно, что в США заготовкой для ходовых колес кранов служат цельнокатаные колеса со сформированной методом про­ матки дорожкой катания и с сорбитизированным обо­ дом. Такие колеса служат по 15—20 лет.

В Советском Союзе централизованное изготовление цельнокатаных крановых колес пока находится в стадии освоения. После унификации типоразмеров цельноката­ ных колес целесообразно организовать их серийное про­ изводство с одновременной сорбитизацией обода. При этом условии износоустойчивость крановых колес может увеличится примерно в 10 раз.

Действующим ГОСТ 3569—60 на цельнокатаные, ко­ ваные п штампованные колеса в качестве материала для их изготовления предусматриваются стали 75 и 65Г с обязательным упрочнением обода методом сорбитизации. В действительности на многих предприятиях применяет­ ся сталь 50Г2.

Сравнительные данные о применяемой в настоящее время технологии изготовления крановых колес, а также рекомендуемой ВНИИПТМАШ оптимальной техноло­ гии их изготовления приведены в табл. 20.

Новые методы упрочнения

В машиностроении и других отраслях промышленно­ сти существует ряд новых методов упрочнения деталей, которые могут быть использованы на металлургических

114

предприятиях. Некоторые из этих методов уже дали положительные результаты .при проверке возможности их применения в условиях металлургического произ­ водства.

Бесспорно, что освоение и внедрение новых методов обеспечат повышение долговечности оборудования при сокращении затрат на упрочнение деталей. Поэтому изу- t ченле имеющегося опыта предприятий других отраслей промышленности имеет немаловажное значение.

Наплавка сплавами на основе тугоплавких соединений

Весьма эффективными способами увеличения сроков службы деталей являются механизированная и ручная неплавки их поверхностей износостойкими сплавами. Несмотря на более высокую производительность механи­ зированного способа, ручная наплавка составляет зна­ чительную долю в общем объеме наплавочных работ. Основными причинами этого: являются более широкие возможности применения ручной наплавки при обработ­ ке деталей со сложной конфигурацией и возможность достижения большой износостойкости сплавов за счет образования структур с тугоплавкими и высокотвердыми оплатами. При механизированной наплавке из-за более длительного пребывания сварочной ванны в жидком со­ стоянии тугоплавкие фазы в большей степени разлага­ ются («выгорают»).

Большинство применяемых в настоящее время изно­ состойких наплавочных материалов (сормайт, сталинит, электроды ЦНИИТМАШ—ЦИЛ, Т-590, Т-620, МШВТ-12 и др.), а также порошковые проволоки различных ма­ рок производят с использованием в качестве легирую­ щих элементов ферросплавов.

При этом чрезмерное увеличение количества вводи­ мых добавок не дает положительных результатов. Так, для электродов с металлическим стержнем и покрытием ферросплавного типа, а также для порошковой проволо­ ки и лент легирование большим количеством ферроспла­ вов приводит к нестабильному горению дуги, что вызы­ вает несплавляемость сплава с основным металлом.

Кроме того-, переход в наплавленный слой содержа­ щихся в ферросплавах серы, фосфора и других вредных примесей в ряде случаев способствует образованию ра-

115


ковин, рыхлот и других дефектов, что является причиной сравнительно 'быстрого износа наплавленных поверх­ ностей.

Таким образом, использование ферросплавов в каче­ стве добавок к наплавочным материалам не вносит существенных изменений в решение проблемы увеличе­ ния износостойкости поверхностей 'быстроизнашдавающихся деталей. Недостаточная стойкость современных ■наплавочных материалов особенно ощущается при упрочнении деталей металлургического оборудования, работающих в весьма тяжелых условиях. В первую оче­ редь это относится к деталям засыпных аппаратов до­ менных печей.

Этим вызывается необходимость в изыскании новых наплавочных материалов, выявлении их оптимальных составов, а также наиболее эффективных способов из­ готовления и применения. Поиски материалов, обладаю­ щих высокими износостойкими свойствами, ведутся как среди металлов и их сплавов, так и среди металлокера­ мических сплавов.

В этом отношении заслуживают внимания приведен­

ные ниже

результаты

исследований

по

изысканию

и

применению наплавочных

материалов высокой

стойко­

сти, основой которых

являются карбиды, бориды и си­

лициды

некоторых металлов. Наиболее

износостойкие

из них выбирали путем сопоставительного анализа

па­

раметров исследуемых сплавов (механических

свойств,

химических и структурных

свойств,

относительной

из­

носостойкости и др.)

с такими же параметрами сплавов

промышленного типа,

применяемых в настоящее время

для упрочнения деталей

металлургического

оборудо­

вания1.

 

 

 

 

 

 

 

Критерии для выбора оптимального износостойкого сплава были приняты следующие: хорошее сплавление с основным металлом, благоприятная карбидная (боридная) структура, высокая твердость и износостойкость сплава, способность сплава сохранять твердость при по­ вышенных температурах.

В процессе исследований особое внимание было уде­

лено металлокерамическим

карбидохромовым

электро­

дам тина ГК

(Сг3С2 — Ni),

обладающим высокими ме­

ханическими

и технологическими свойствами,

которые

в сочетании с соответствующими физическими

свойства­

1 Работы проводились под руководством И. М. Никберга.

116