Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Для поддержания оборудования в работоспособном состоянии необходим также тщательный уход и надзор за ним в процессе эксплуатации. В этом смысле применя ются различные термины: «уход и надзор», «текущее об служивание», «техническое обслуживание», «межремонт ное обслуживание» оборудования.
Более точно отражает это понятие термин «техниче ское обслуживание». Т е х н и ч е с к и м о б с л у ж и в а - н и ем считается комплекс работ по поддержанию обору дования в технически исправном состоянии во время ра боты, а именно осмотры оборудования, обтирка, чистка и' смазка, регулировка и крепление, а также контроль за работой централизованных смазочных систем, темпера туры, тормозных систем, защитных и предохранительных устройств.
М е ж р е м о н т н ы й п е р и о д — время работы обо рудования между двумя остановками на ремонт незави симо от вида ремонтов. В этот период осуществляется техническое обслуживание, необходимое для безостано вочной работы машин. Межремонтный период может из меряться календарным’ временем, рабочим временем (в горячих часах работы) или количеством произведенной продукции.
В практике эксплуатации различных машин и меха низмов в металлургии, как и в других отраслях промыш ленности, нередко имеют место факты их длительного ис пользования. Совершенно очевидно, что при замене вы шедших из строя деталей новыми или восстановленными эксплуатация той или иной машины практически может продолжаться долго, если не считаться с затратами.на ее ремонт.
Обоснование такой продолжительности работы обо рудования, при которой обеспечивается его наиболее эф фективное использование за весь период эксплуатации, и является задачей определения оптимальной долговечно сти машин, механизмов или деталей.
Основными факторами, ограничивающими долговеч ность оборудования, являются физический и моральный износ. Под ф и з и ч е с к и м ( м а т е р и а л ь н ы м ) и з н о с о м машины понимается утрата ее первоначальных эксплуатационных свойств под влиянием износа или дру гих факторов (химических, тепловых и пр.). С увеличе нием материального износа повышаются расходы, свя занные с эксплуатацией оборудования (сумма заработ--
9-
ной платы ремонтного персонала, расход вспомогатель ных материалов), снижается точность и чистота обработ ки продукции (металлорежущими станками, прокатными
станами), уменьшается производительность |
некоторых |
машин и механизмов. |
|
Помимо физического износа, оборудование подверга |
|
ется моральному (экономическому) износу. |
М ор а л fa |
il ы м и з н о с о м считается уменьшение стоимости дейст вующих машин и механизмов в связи с техническим про грессом, влияющим на снижение затрат труда для вос производства тех же видов оборудования.
Необходимо различать два вида морального износа: 1) снижение стоимости оборудования по мере уменьше ния издержек производства на изготовление машин той же конструкции и 2) обесценивание оборудования в свя зи с появлением более совершенных типов машин.
Как у нас в стране, так и за рубежом предложены ме тоды, позволяющие рассчитывать оптимальную долго вечность оборудования. В большинстве опубликованных работ по этому вопросу приводится методика определе ния экономически оптимальной долговечности по матери альному износу (без учета влияния морального износа). В таком понимании долговечностью считается полный срок службы машины до сдачи ее в лом из-за экономиче ской неэффективности ремонта и дальнейшей эксплуата ции вследствие физического износа. Оптимальная долго вечность по материальному износу является приближен ным выражением оптимальной долговечности, определен ной с учетом как физического, так и морального износа и является верхним пределом ее значения.
Г л а в а II
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ
Изучением проблемы долговечности оборудования за нимались в нашей стране специалисты различных отрас лей народного хозяйства. Цель исследования — разработ ка научно обоснованной методики расчетов оптимальных сроков службы промышленного оборудования, сельско хозяйственных машин, транспортных средств, а также строительных машин и механизмов. Проведенные работы
10 |
' |
должны были способствовать правильному решению всех практических вопросов, связанных с долговечностью ма шин. Однако многие исследования полностью не отвеча ли этим требованиям.
Еще в 1925 г. инженером В. О. Васильевым впервые был предложен графический метод решения проблемы долговечности. Оптимальный срок службы сооружений и машин он определял путем сопоставления зависимости суммы амортизационных отчислений и расходов на час тичное восстановление машин (текущий, средний и ка питальный ремонты) от сроков их службы.
В 1939 г. А. И. Буяновым было разработано графиче ское определение сроков службы сельскохозяйственных машин. Оба метода можно считать принципиально иден тичными. Общий их недостаток — отсутствие аналитиче ского решения проблемы долговечности. Кроме этого, во втором методе допускается, что ежегодные затраты на ремонты увеличиваются пропорционально выработке и эта зависимость может быть представлена прямой лини ей, что неправомерно.
■В 1953 г. Н. Г. Кабениным был предложен метод оп ределения оптимального срока службы средств железно дорожного транспорта, предусматривающий не только графическое, но и аналитическое решение вопроса. Было установлено, что с удлинением срока службы паровозов стоимость ремонтов увеличивается. На основании этого был рассчитан средний процент нарастания стоимости ремонтов за каждый год службы паровозов.
В исследованиях, относящихся к более позднему пе риоду, экономическому обоснованию рациональных сро ков службы оборудования уделяется все большее внима ние. Методика определения оптимальных сроков службы автомобилей была предложена Государственным научноисследовательским институтом автомобильного тран спорта (НИИАТ) в 1958—1959 гг., а затем Л..А. Брон штейном и С. Р. Лейдерманом в 1961 г. В работе НИИАТа впервые была сделана попытка установления экономически оптимального срока службы автомобилей с учетом влияния факторов не только физического, но и морального износа. Недостатком этой методики являет ся то, что при установлении закономерности изменения затрат на ремонты и техническое обслуживание затраты на капитальный ремонт агрегатов и автомобиля в целом распределялись равномерно на весь последующий меж
11
ремонтный пробег, что не соответствует действительно сти. Указанными авторами методически верно решен во прос о выделении затрат на капитальный ремонт из со става эксплуатационных расходов при условии, что за- - траты на текущий ремонт внутри каждого цикла описы ваются уравнением прямой линии, т. е. являются прерыв ной функцией. Однако методика не предусматривает определения оптимального срока службы автомобиля, а устанавливает лишь ограничения срока.
■В 1959 г. С. Е. Канторер предложил аналитический метод расчета оптимальных сроков службы машин без учета и с учетом влияния фактора их морального износа. При решении задачи автор принимает во внимание изме нение расхода энергетических материалов и снижение производительности машин в зависимости от сроков их эксплуатации.
В 1959 г. А. И. Селивановым была разработана мето дика определения экономически оптимальных сроков службы машин по физическому износу, а также впервые была предложена универсальная аналитическая зависи мость между прогрессивно нарастающими эксплуатаци онными расходами и сроком службы машин. Этим же автором была опубликована работа по вопросам учета влияния морального износа первого и второго рода на сроки службы машин, представляющая значительный теоретический и практический интерес . Методика А. И. Селиванова дает возможность более точно выразить из менение эксплуатационных расходов и тем самым полу чить более точные результаты. Возможность выражать, самые различные по своему характеру закономерности изменения эксплуатационных расходов хотя и не делает' методику универсальной, но значительно расширяет но менклатуру машин и оборудования, для которых могут быть определены оптимальные сроки службы.
Некоторые авторы (Ю. Н. Артемьев, А. С- Консон) исходят из того, что оптимальным является такой срокслужбы машин, при котором стоимость очередного капи тального ремонта не превышает или равна стоимости приобретения новой машины. Этот вывод основан на ло гическом рассуждении о целесообразности приобретения новой машины вместо расходования во всех случаях та ких же средств на капитальный ремонт старого оборудо вания. Но такое утверждение нельзя считать строга научным. Кроме того, в своих расчетах авторы не прини
12
мают во внимание влияние такого важного фактора, как качество ремонтов.
А. С. Консон предлагает одним и тем же методом оп ределять срок службы машин не только по физическому, но и по моральному износу, учитывая снижение стоимо сти воспроизводства машины и снижение затрат на одно кратные капитальные ремонты в результате техническо го прогресса1. Однако этот метод не может дать верных результатов для определения оптимальных сроков служ бы машин как с учетом, так и без учета влияния мораль ного износа.
В 1965 г. была опубликована работа Р. М. Петухова, которым предложена методика определения экономиче ски обоснованных сроков ремонта, его эффективности и расчета рациональных нормативных сроков службы ма шин. На примере эксплуатации строительно-дорожных машин автор рассматривает критерий физического изно са п проблемы целесообразности продления сроков служ бы оборудования путем его ремонта или модернизации. В этой работе дана методика определения оптимальных межремонтных периодов эксплуатации машин,'узлов, де талей и рациональных сроков их службы. Рассматривая критерии физического износа, автор правильно отмечает, что его экономической мерой может служить только сте пень обесценивания машин и механизмов. Сравнивая удельные расходы на эксплуатацию и ремонт старой ма шины и на эксплуатацию оборудования современного об разца, автор определяет моральный износ второго рода.
Освещая проблему целесообразности продления сро ков эксплуатации машин путем ремонта или модерниза ции, Р. М. Петухов в качестве критериев оптимальной долговечности принимает себестоимость продукции (еди ницы работы) и срок окупаемости дополнительных капи тальных затрат. Приведенная в работе методика опреде ления экономической эффективности ремонта основана на расчете срока окупаемости дополнительных капиталь ных затрат на практическом примере ремонта бульдозе ра Д-271.
Рассматривая методику исчисления рациональных сроков службы машин, автор приходит к выводу, что эта задача относится к разряду многовариантных, чем и пред определен методический подход к ее решению. Рацио
1 Консо. н А. С. Экономическая эффективность новой техники. М., Госполптиздат, 1958.
13
нальный срок службы машин определяется с учетом эф фективности капитальных вложений и фактора времени путем сопоставления величины суммарных текущих и ка питальных затрат за весь период эксплуатации,, необхо димых для воспроизводства парка машин при различ ных сроках их службы. Однако методика не предусмат ривает единую схему определения оптимальной долговеч ности службы оборудования с одновременным установ лением оптимальных величин и структуры межремонт ного цикла. В качестве критерия оптимальности для оп ределения продолжительности межремонтного периода автор принимает минимальные совокупные затраты на единицу продукции в течение одного межремонтного пе риода. Кроме того, применение статистического метода подхода к учету затрат на ремонт и межремонтное об служивание делает задачу определения рациональных сроков службы машин задачей статистико-экономиче ской, в то время как ее следует рассматривать как тех нико-экономическую.
Определенный интерес представляет работа Ю. Д. Таршиса и Н. М. Зворыкина о сроках службы машин1. У авторов нет сомнения в том, что машину необходимо за менять при достижении минимальной величины себестои мости единицы изготовляемой на ней продукции. Но се бестоимость продукции не включает затраты труда, не обходимого для производства прибавочного продукта, являющегося основным источником расширенного вос производства. Поэтому для обоснования экономически оптимального срока службы машины авторы принимают в качестве критерия показатель удельной рентабельности продукции, под которым фактически понимают удельную прибыль. Однако эта величина, находясь в обратной за висимости с себестоимостью, практически не вносит в ме тодику ничего нового.
Экономическому обоснованию долговечности машин еще на стадии их проектирования с учетом перспектив развития соответствующей отрасли машиностроения по священа работа Н. Т. Бруевича. Формулируя условия выбора оптимальной долговечности машин, автор учиты вает средний чистый и удельный средний чистый доходы, получаемые за время от начала эксплуатации до текуще
1 Т а р ш л с Ю. Д., З в о р ы к и н Н. М. Повышение надежности оборудования шинных заводов. М., «Машиностроение», 1971.
14
го момента. Полные затраты складываются нз стоимости новой машины, расходов по ее эксплуатации и стоимости ремонтов.
По мнению автора, необходимо, чтобы удельный сред ний чистый доход, т. е. полученный в течение всего срока службы машины, был не менее заданной величины. Раз меры оптимального удельного чистого и оптимального полного чистого доходов уточняются в процессе выбора иаивыгоднейшего срока службы машины.
Выбор оптимальной долговечности заключается в сле дующем. Задавшись определенной, характеристикой на дежности будущей машины — стоимостью приобретения, установки и эксплуатации машины, а также себестоимо стью выпускаемой продукции, определяют оптимальную долговечность машины с учетом заданных условий ее ра боты. Затем, выбрав новые варианты характеристик, на ходят оптимальную долговечность в других условиях для каждого варианта в отдельности. Останавливаются на том варианте, который удовлетворяет условиям опти мальности наилучшим образом.
•Существенный вклад в определение оптимальных сроков службы средств труда в социалистическом хозяй стве внес В. В- Новожилов1. В своих работах он проана лизировал условия, определяющие экономические грани цы службы оборудования, и показал возможность на хождения оптимального срока эксплуатации без учета влияния технического прогресса. Для определения эконо мических пределов службы средств труда в условиях тех нического прогресса, по мнению автора, необходимы следующие данные:
1) кривая зависимости расходов по эксплуатации старых средств труда (без собственно амортизации) от срока их службы, которая должна отражать степень тех нического износа оборудования;
2)кривая понижения' себестоимости выпускаемой Продукции на новом оборудовании под влиянием техни ческого прогресса; ■
3)кривая изменения капитальных вложений в новое оборудование.
Будущий прогресс техники трудно предвидеть со сто
роны качественных изменений, |
еще труднее учесть его |
1 Н о в о ж и л о в В. В. Проблемы |
измерения затрат и резуль |
татов при оптимальном планировании. М., «Наука», .19712.
15
влияние на затраты, себестоимость и капиталовложения. Поэтому оптимальные сроки службы с учетом техниче ского прогресса в данном производстве можно рассчи тать только как более или менее вероятную величину.
Развивая выдвинутый в свое время С. Г. Струмилиным тезис о возмещении при понижении стоимости средств труда, В. В. Новожилов утверждает, что мораль ный износ является потерей в том случае, если не реали зуется возможность его предвидения и уменьшения пу тем выбора средств с более короткими сроками службы пли менее подверженных моральному износу и достиже ния таким путем еще большей экономии труда.
Р. Н. Колегаев в 1963 г. предложил методику опреде ления оптимальных сроков службы машин1, которая вно сит существенные дополнения в применявшиеся до этого методы' нахождения наименьшей себестоимости единицы продукции (работы) машины. Автор методически обосно вал допущения линейности возрастания эксплуатацион ных затрат лишь в пределах одного межремонтного цик ла со снижением уровня этих затрат после каждого ка питального ремонта. Кроме того, методика позволила оп ределить не только оптимальный срок службы машины, но и эффективность каждого капитального ремонта. и длительность межремонтного цикла.
Важное преимущество этой методики — возможность ее применения для определения оптимальных сроков службы орудии труда, применяемых в различных сферах материального производства: в строительной индустрии, в автотранспортном хозяйстве, в различных отраслях ма шиностроения и в радиоэлектронной промышленности.
Продолжение исследований в этой области позволило автору создать методику определения оптимальной дол говечности-машин при условии обеспечения наибольшей рентабельности их эксплуатации21-
Институтом экономики ЦНИИчермета предложен аналитический метод определения оптимальных сроков службы оборудования черной металлургии с использова нием данных корреляционного анализа. В качестве кри терия оптимальности приняты минимальные’ затраты на производство единицы продукции. Для определения наи-
1 К о л е г а ев |
Р. Н. Определение «аивытоднейших сроков служ |
|
бы машин. М., |
Экономиздат, 1963. |
|
2 К о л e r a |
ев |
Р. Н. Определение .оптимальной долговечности |
технически;; систем. М., «Советское радио», 1967.
16