Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
оборудования. При отсутствии на предприятиях всех не обходимых для расчетов статистических данных устано вить закономерности влияния сроков работы машин и механизмов на себестоимость или рентабельность про дукции можно лишь на основе длительных технико-эко номических исследований. Недостатком работ, опублико ванных по этому вопросу, следует считать, что большин ство авторов (за исключением Р. Н. Колегаева) исходят из непрерывности изменения удельных эксплуатацион ных расходов и затрат на капитальный ремонт с увеличе нием срока службы машин. При этом функциональная зависимость принимается непрерывной и линейной. Фак тически же она является прерывной с особенно больши ми разрывами в моменты ведения капитальных ремон тов.
Существенным недостатком применяемых методик для определения оптимальной долговечности оборудова ния является отсутствие в них рекомендаций для расчета экономически оптимальных величин межремонтных цик лов (за исключением методов Р. Н. Колегаева и Р. М. Петухова). В литературе освещались вопросы экономи: ческого обоснования сроков проведения капитальных ре монтов, но в отрыве от проблемы долговечности и обще го срока службы машин и агрегатов.
Недостатком большинства методик определения опти мальных сроков службы оборудования с учетом влияния морального износа является отсутствие в них аналитиче ской зависимости, позволяющей определить наивыгод нейший срок службы действующей машины, если извест ны экономические и технологические параметры другой, новой, более совершенной по своей конструкции и техно логическим параметрам машины.
Г л а в а III
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТОВ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ
Сущность системы планово-предупредительных ремонтов
Металлургические предприятия оснащены разнооб разными видами оборудования— мощными доменными и сталеплавильными печами с обслуживающими меха-
21
ннзмамн, прокатными станами, печами по нагреву ir тер мообработке металла, а также различными подъемно транспортными средствами, включая уникальные краны и вагоноопрокмдыватели. -
Обеспечение нормальной работы предприятия при непрерывности технологических процессов п наличии большого числа сложных агрегатов требует исключи тельно четкой организации всего ремонтного хозяйства.
В условиях технического прогресса наиболее совер шенной можно было бы считать машину, способную на ходиться в эксплуатации без ремонта до тех пор, пока не появится возможность ее замены новой машиной с луч шими технико-эконЬмнческнмн показателями. Менее эко номичной, но-достаточно эффективной была бы машина, состоящая из деталей одинаковой прочности и износоус тойчивости, которые постепенно утрачивали бы свои свойства и после длительной эксплуатации одновременно приходили в негодность.
Однако в действительности таких машин еще нет. Трудность определения величины всех действующих на детали машин усилий, разнородность свойств материалов для их изготовления и меняющиеся условия эксплуата-^ цни определяют самый широкий диапазон колебаний’ фактических сроков службы деталей и узлов машины.
.Поскольку современная машина состоит из неравно прочных и неравнонзносостойких деталей, то и потреб ность в их взаимной регулировке, наладке и замене воз никает в различные периоды.
Если бы машину, состоящую из многих сотен или да же тысяч деталей, ремонтировали по мере возникновения потребности в наладке или замене деталей, то такая ма шина практически бездействовала бы.
Беспорядочный разброс действительных сроков служ бы деталей и явился причиной применения в промыш ленности, в том числе и в черной металлургии, системы планово-предупредительных ремонтов (ППР). Сущность системы планово-предупредительных ремонтов состоит в периодическом проведении осмотров оборудования и ре монтов с целью своевременного устранения всех дефек тов, замены износившихся деталей и предупреждения возможности внезапного выхода их из строя.
Периодичность ремонтов определяется состоянием аг регатов (машин), их ремонтопригодностью и условиями эксплуатации.
22
Система планово-предупредительных ремонтов обо рудования предусматривает его техническое обслужива ние, проведение осмотров для проверки точности взаим ного расположения деталей и их регулировки, разработ ку и четкое соблюдение графиков текущих и капиталь ных ремонтов.
Поддержание оборудования в работоспособном сос тоянии и восстановление его эксплуатационных характе ристик достигаются:
1) путем ухода и надзора за оборудованием, т. е. тех нического обслуживания агрегатов, проведения осмотров с разборкой и без разборки оборудования;
■2) |
путем периодических текущих ремонтов; |
|
3) |
путем периодических капитальных ремонтов. |
|
Т е хрни ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е |
о б о р у д о- |
в а н и я между остановками на ремонт должно обеспе чить предупреждение преждевременного износа узлов и деталей, а также своевременное выявление и устранение обнаруженных дефектов. Тщательная и систематическая очистка, своевременная и качественная смазка всех уз лов и деталей, строгое соблюдение правил технического ухода за оборудованием — необходимые условия беспе ребойной работы всех машин и агрегатов до остановки на плановый ремонт.
С и с т е м а о р г а н и з а ц и и р е м о н т о в предус матривает возможность их предварительной подготовки для повышения качества и сокращения длительности ре монтных работ, а следовательно, увеличения времени полезной работы оборудования. На металлургических предприятиях систему ЛПР осуществляют по методу принудительного ремонта с обязательной остановкой от дельных машин и целых агрегатов в предусмотренные по плану сроки.
Во время ремонтов производят замену деталей, не пригодных к дальнейшей эксплуатации, а также и таких, которые могли бы работать, но утратили свои первона чальные свойства настолько, что их состояние вызывает сомнение в целесообразности эксплуатации до следующе го ремонта.
В некоторых случаях могут подлежать замене и менее износившиеся детали. При этом стоимость ремон тов увеличивается из-за преждевременной замены части деталей до наступления сроков их полного износа. В то же время получается экономия за счет уменьшения объ
23
ема разборочио-сборочных работ и простоев машин в ре монте.
Необходимость замены деталей может быть обуслов лена не только степенью их износа, но и другими причи нами, а именно;
а) ухудшением качества выпускаемой продукции — снижением чистоты обработки металла или искажением профиля проката;
б) увеличением затрат на техническое обслуживание оборудования в связи с дополнительным расходом топ лива или смазочных материалов.
Необходимо иметь в виду, что физический износ вли яет на повышение эксплуатационных расходов задолго до того, как детали полностью утрачивают свою техниче скую пригодность.
Соизмерение затрат на преждевременную замену де талей с экономическим эффектом в результате сокраще ния простоев машин и объема разборочно-сборочных ра бот необходимо при решении вопроса о том, в какую ре монтную группу целесообразно включать те или иные де тали. При этом следует иметь в виду, что с уменьшением числа ремонтов уменьшается и их стоимость, так как некоторые затраты (например, на разборку и сборку машин) зависят не только от объема ремонтов, но и от их периодичности.
Ремонты оборудования проводятся подетальным или поузловым методом. iB металлургии при тесной техноло гической взаимозависимости в работе оборудования, ког да простой одного механизма может вызвать остановку
агрегата или-даже цеха, |
весьма эффективным является |
п о у з л о в о й м е т о д |
р е м о н т а . Сущность его зак |
лючается в том, что во время ремонта заменяются не от дельные детали, а целые ремонтные узлы. Поэтому про должительность ремонтов измеряется лишь временем, не обходимым для снятия старого и установки нового, зара нее подготовленного узла. В результате простои машины во время ремонта сокращаются до минимума: новый ре монтный узел включается в работу, а старый подвергает ся разборке с последующей заменой изношенных дета лей. Этим создается возможность производить все рабо ты по изготовлению новых деталей или восстановлению старых, их взаимному сочленению и сборке узла в менее напряженные сроки, что влияет на улучшение качества ремонтов. Применение поузлового метода не ограничива
24
ется лишь заменой ремонтных узлов деталей. В ряде слу чаев оказывается целесообразным заменять машину или механизм целиком, например рабочую или шестеренную клеть, подъемный стол прокатных станов, правильную машину, редуктор, дисковую пилу и т. п.
Таблица 1
Трудоемкость работ в зависимости от метода ремонта, чел.-ч
Метод ремонта
Металлургический
завод
Им. Кирова
«Запорожсталь»
Им. Дзержин ского Донецкий
Агрегат (машина или механизм) |
подеталь |
поузло- |
|
|
|
ный |
вон |
Слитковоз 'блюминг 15Q0 |
112 |
56 |
|
Рабочая клеть стана 350 |
36 |
9 |
|
Ролики рольганга |
холо |
288 |
72 |
дильника стана 350 |
|
||
Тележка завалочной 'маши |
792 |
176 |
|
ны (мартеновского цеха |
раз |
||
Кантовальная лебедка |
90 |
30 |
|
ливочной машины |
|
||
Рудно-грейферный кран |
144 |
72 |
|
(.барабан с валом) |
|
Эффективность поузлового метода ремонта подтверж дается данными, приведенными в табл. 1, из которой видно, что трудоемкость работ при проведении ремонтов поузловым методом сокращается в 2—3 раза по сравне нию с подетальным методом ремонтов.
Организация ремонтов
Основные принципы проведения ремонтов (виды ре монтов, периодичность, структура ремонтных циклов) ус танавливаются в зависимости от условий работы обору дования и особенностей технологических процессов. Так, ‘в машиностроении применяются три вида ремонта: те кущие, средние и капитальные.
Т е к у щ и й р е м о н т характеризуется разборкой только части узлов с заменой изношенных деталей и ре гулировкой механизмов для обеспечения нормальной эк сплуатации машины до очередного .планового ремонта.
Средний ремонт, кроме частичной разборки узлов с
25
заменой изношенных деталей, характеризуется еще регу лировка и испытанием машины под нагрузкой.
.При к а п и т а л ь н о м р е м о н т е производят пол ную разборку машины, замену всех изношенных деталей и узлов, ремонт базовых деталей и узлов, регулировку и испытание оборудования под нагрузкой.
В основных цехах предприятия |
черной металлургии |
проводятся ремонты двух основных |
видов — текущие и |
капитальные. |
|
При т е к у щ и х р е м о н т а х производят частичную замену быстропзнашнвающнхся деталей или узлов, вы верку отдельных узлов, очистку н ревизию механизмов, смену масел в емкостных системах, проверку креплений, частичную замену крепежных деталей, частичную замену огнеупорной кладки, гарнитуры, водоохлаждаемой арма туры и других элементов печей. В зависимости от харак тера, объема работ, выполняемых при остановках обору дования па ремонт, и продолжительности таких остано вок текущие ремонты подразделяются на первый теку щий 7'|, второй текущий Т2 ремонт и т. д. Такая диффе ренциация ремонтов по группам позволяет при проведе нии текущего ремонта металлургических агрегатов про изводить те же работы, которые выполняются при сред нем ремонте в машиностроении.
При к а п и т а л ь н ы х ре м о п т а х производят полную разборку, очистку п промывку агрегата, частич ную .замену или ремонт базовых деталей (станин, плитовин, рам и др.), замену и регулировку всех изношенных деталей и узлов, замену всей пли большей части огне упорной кладки, гарнитуры, водоохлаждаемой арматуры и других элементов металлургических печей. Во время капитального-ремонта устраняют все дефекты оборудо вания, выявленные во время его эксплуатации, а также в процессе ремонта. Кроме того, к проведению капиталь ных ремонтов, как правило, приурочивают работы по мо дернизации оборудования.
На предприятиях черной металлургии широкое при менение получил метод рассредоточенного проведения капитальных ремонтов оборудования. Сущность его зак лючается в выполнении всего объема работ по капиталь ному ремонту агрегатов, если это технически возможно и целесообразно, частями в дни их плановых остановок на текущие ремонты. В результате применения этого ме тода объем работ по каждому капитальному ремонту со
26
кращается, а в ряде случаев исключается необходимость в специальных длительных остановках агрегатов.
Каждый металлургический агрегат оснащен множест вом машин и механизмов, одновременный ремонт кото рых производится сравнительно редко. Даже при рассре доточенном способе проведения ремонта таких агрегатов объем работ получается значительно больше, чем при проведении текущих ремонтов. Поэтому при составлении плана капитальных ремонтов некоторых агрегатов, в ча стности доменных печей, предусматривается капиталь ный ремонт первого, второго и третьего разрядов с указа нием перечня работ, производимых при каждом виде ре монтов.
Периодичность остановок металлургического оборудо вания на текущие и капитальные ремонты определяется сроком службы изнашиваемых узлов и деталей, а про должительность ремонтов — временем, необходимым для выполнения наиболее трудоемкой из всех предусмотрен ных по плану работ для каждого ремонта.
Периодичность и продолжительность как текущих, так и капитальных ремонтов оборудования доменных, сталеплавильных, прокатных и других цехов регламенти руются нормативами, разработанными на основании обобщения передового опыта предприятий, с учетом ус тановленных режимов работы оборудования и правил его технической эксплуатации.
Следует отметить, что разработку нормативов дли тельности и трудоемкости ремонтов, а также их перио дичности на многих предприятиях производят без доста точного обоснования эффективности -затрат, необходи мых для выполнения всего объема работ.
Нормативы на ремонт всех видов оборудования долж ны способствовать достижению лучших технико-эконо мических показателей работы агрегатов и снижению эк сплуатационных расходов. Так, для определения опти мального ремонтного цикла необходимо'произвести ана лиз затрат на текущие ремонты и техническое обслужи вание, а также потерь, связанных с ухудшением качест ва продукции, перерасходом электроэнергии и т. д. Изве стно, что с увеличением ремонтного цикла эти затраты возрастают.. Кроме того, увеличение продолжительности ремонтного цикла, как правило, влечет за собой увеличе ние объема работ по капитальному ремонту, с которого начинается следующий ремонтный цикл, В то же время
27
чрезмерное сокращениепродолжительности ремонтного цикла приводит к увеличению расходов на разборочноеборочные работы и простоев оборудования в ремонте.
Кроме оптимальной периодичности капитальных ре монтов, необходимо установить экономически целесооб разную периодичность текущих ремонтов, т. е. оптималь ную структуру ремонтного цикла.
При установлении оптимальной величины ремонтного цикла следует иметь в виду зависимость между циклами. Увеличение или уменьшение продолжительности каждо го цикла оказывает влияние на следующий ремонтный цикл, так как объем работ по капитальному ремонту, как правило, тем больше, чем продолжительнее предше ствующий ему период работы оборудования. Кроме того, продолжительность каждого ремонтного цикла влияет на расходы по текущему ремонту в последующем цикле, поскольку никакой капитальный ремонт полностью не устраняет износа машин. Остаточный износ и связанные с ним простои оборудования могут оказать влияние на изменение эксплуатационных расходов. Следовательно, оптимальную величину отдельных ремонтных циклов не обходимо рассчитывать лишь в их взаимосвязи.
Поскольку решение получающейся системы уравне ний представляет значительные трудности, в качестве критерия для определения оптимальной периодичности ремонтов в первом приближении можно использовать показатель наименьшей себестоимости единицы продук ции по методике, предложенной Р. Н. Полетаевым. Для расчетов необходимо располагать отчетными данными о производительности и простоях оборудования и о сумме фактических расходов на текущие ремонты и техническое обслуживание по каждому агрегату в отдельности.
Исследования по ряду предприятий показали, что су точная производительность прокатных станов при увели чении ремонтного цикла колеблется незначительно. В' то же время существующая система организации учета рас ходов на ремонт оборудования по установленному нор мативу, а не по фактически произведенным затратам не позволила установить какую-либо закономерность в изменении затрат на текущие ремонты прокатных ста нов в зависимости от длительности ремонтных циклов и общего срока их службы. Поэтому необходимым усло вием для расчетов оптимальной периодичности ремон тов и снижения затрат на ремонт оборудования являет
28