Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
выгоднейших сроков службы оборудования принимают ся основные факторы, влияющие на изменение издержек производства с увеличением срока службы: уменьшение производительности оборудования, увеличение амортиза ционных отчислений на реновацию, приходящихся на единицу продукции; дополнительные расходы на текущие ремонты и содержание оборудования; удорожание пос ледующих капитальных ремонтов.
Вопросам надежности металлургических агрегатов в связи с внедрением комплексной механизации и автома тизации производственных процессов посвящена работа М. С. Богомолова и Р. М. Петухова.
Для исчисления экономической эффективности повы шения надежности машин при увеличении межремонт ных периодов авторы рекомендуют руководствоваться основными принципами типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений и новой техники в народном хозяйстве СССР. При этом критерием эффективности варианта модернизации ма шин они считают приведенные затраты: текущие эксплу атационные расходы и единовременные капитальные вло жения, соизмеряемые посредством нормативного коэф фициента сравнительной эффективности.
Текущие эксплуатационные расходы в связи с увели чением межремонтных периодов авторы определяют с учетом стоимости запасных частей, устанавливаемых при ремонтах в течение года, затрат на оплату труда ремонт ных рабочих, потерь производства от простоев, связан ных с плановыми и послеотказными ремонтами, увеличе ния амортизационных отчислений от основного обору дования в результате его модернизации. Затем все зат раты сопоставляются с дополнительным эффектом, полу ченным от экономии капитальных вложений благодаря лучшему использованию действующего оборудования.
Для расчета межремонтных периодов комплекса сов местно работающих машин принимается гарантийный ре сурс долговечности деталей, обеспечивающий безотказ ную работу машин с вероятностью Р > 0,9.
Вопросам экономического обоснования продолжи тельности эксплуатации машин посвящена работа М. Г. Коростелкпиа. Проблема оптимизации сроков службы техники решается автором, на основе взаимосвязи долго вечности оборудования с общими проблемами народно хозяйственной эффективности капитгиышьр
научно -тахкчдве-наяижн
ЙиЗ.пиотянака v.-vr'-*'
ЭКЗЕМПЛЯР
i i u r t Пи н о г о ЗАЛА
Положительным в этой методике является возмож ность относительно простым способом выявить основные факторы, влияющие иа продолжительность экономичес ки оправданных сроков эксплуатации оборудования, и определить степень их влияния.
Вопросам экономического обоснования .продолжительности экс плуатации машин посвящены некоторые работы, написанные в раз ное время за рубежом. Несмотря на то что экономические мотели долгое время имели ограниченное применение в практике расчетов оптимальных сроков службы машин, работы эти представляют опре деленный интерес. Еще в 4923 г. Д. Тейлор (США) в статье «Ста тистическая теория старения» предложил модель, которая предназ началась для определения оптимальных сроков службы оборудова ния, приняв за основу сумму минимальных затрат на приобретение единицы оборудования плюс проценты иа доход, получаемый от экс плуатации машины. Эта методика была применима к одной машине, т. е. не рассматривала условий, связанных с заменой нескольких машин. Д. Тейлор оперировал дискретными значениями ежегодных затрат и попользовал сложные проценты для расчета будущих за трат на единицу произведенной продукции. Улучшая модель Тейло ра, Г. Хотелинг аз работе «Общая математическая теория старения» упростил вычисления, оперируя непрерывными функциями дли уче та процентной ставки на доход от эксплуатации машины. В качест ве критерия эффективности он минимизировал все будущие прибы ли (доход минус затраты), приводя их к настоящему в-ременм с уче том 'Дисконтированной стоимости утилизации машин.
Г. Прейнренч в 1940 г. в статье «Экономическая жизнь про мышленного оборудования» высказал предположение о том, чго стоимость действующей машины испытывает влияние всех возмож ных в дальнейшем замен в связи с неизбежным моральным износом этой машины в будущем. Это предположение вполне логично, так как в условиях технического прогресса в действительности устаре вание является серьезным экономическим фактором, сокращающим срок службы оборудования.
В 19512 г. А. Алчан .предложил более усовершенствованную мо дель, основанную на применении непрерывных функций. Для вывода уравнений были попользованы экспоненциальные зависимости, при этом оптимизированная прибыль представлена как целевая функция.
Дж. Дуглас в 1962 г. занимался проблемой долговечности стро ительного оборудования. Совершенствуя уже имеющиеся экономиче ские модели, он разработал новый вид уравнений, отражающих влияние технического прогресса на изменение экономически выгод ных сроков эксплуатации техники. В дальнейшем эта же модель была улучшена, что позволило использовать ее для аналитического формализованного исследования проблемы замены оборудования с учетом влияния разных экономических факторов. В-последней рабо те Дж. Дугласа «Оптимальная долговечность оборудования как средство обеспечения максимальной прибыли», опубликованной в 1968 г., предложена система уравнении, включающих затраты, свя занные с приобретением, содержанием, ремонтом и эксплуатацией строительного оборудования.
Пользуясь уравнениями и варьируя переменными величинами, можно количественно обосновать решения, которые необходимо при
18
пять п отношении экономически выгодного срока службы имегоще-- гося в наличии оборудования. Экономически выгодный срок служ бы какой-либо составной части оборудования в данной работе опре деляется как отрезок времени из общего срока службы оборудова ния, в течение которого окупаемость достигает .максимума.
'Американский инженер Р. Джонсон в 1947 г. предложил мето дику расчетов оптимальных сроков службы паровозов, считая наивыгодиейшим такой срок эксплуатации, при котором среднегодовой прирост расходов на ремонт паровоза будет равен уменьшению сум мы среднегодовых амортизационных отчислений на его восстанов ление. Методика, предложенная Р. Джонсоном, аналогична методу определения нанвыгоднсйшего срока службы паровоза, разработан ному еще в 1925 г. советским инженером В1 О. Васильевым. Недо статком методики является отсутствие достаточно убедительного математического обоснования величины приращения среднегодовых затрат на ремонты и размер амортизационных отчислений на вос
становление.
В 1948 г. специальный американский ежегодник опубликовал статью «Экономическая жизнь грузовых автомобилей», которая была посвящена определению оптимального срока службы грузовых автомобилей. Предложенный в этой статье графический метод .не отличался от метода, разработанного значительно раньше советским
инженером А. И. Буяновым.
В 1949 г. Г. Терборг в статье «Динамическая политика в исполь зовании обо'рудования» привел довольно удачный пример экономи ческого значения устаревания и замены оборудования. В руковод стве по замене оборудования, выпущенном Институтом машинове дения и смежных дисциплин в 1950 г., приведено принципиальное
описание этого метода.
Положительным в этом методе следует считать попытку учесть влияние технического прогресса на срок службы машины в величи не «эксплуатационной .неполноценности» машины. Недостатком .ме тода является линейное возрастание эксплуатационной неполноцен ности в зависимости от срока службы оборудования. Кроме того, автором предложен ряд упрощенных формул, но без достаточного обоснования их выводов, что не позволяет произвести анализ их до стоверности.
В основном метод Г. Терборга мало отличается от других мето дов, предложенных советскими и зарубежными авторами.
Книга Р. Перифой (США) посвящена методике определения оп тимальных сроков службы строительных машин. Принцип установ ления оптимального срока службы машины сводится к анализу ди намики средней себестоимости единицы продукции или работы ма шины в зависимости от ее общего срока службы. В тот период, ког да себестоимость единицы работы машины, которая вначале неиз менно снижалась, начинает возрастать, наступает экономически вы годный срок окончания службы машины и замены ее повой маши ной. Метод, предложенный Р. .Перифой, также повторяет методы,
предложенные ранее советскими авторами.
Венгерским ученым Г. Рецен в 1982 г. был опубликован «Ме тод расчета и оценки экономически целесообразных пределов капи тальных ремонтов машин и оборудования». На основе этой мето дики можно всесторонне исследовать производственно-экономияей скую деятельность предприятия при наличии .различных показателей затрат на ремонт оборудования; она может быть использована для
19
обоснования технической 'политики и области капитальных ремонтов на планируемый период. Этот метол представляет собой полезное дополнение к другим известаЫ'М 'методам расчета оптимальных сро ков службы оборудования.
В работе «Прикладные задачи динамического программирования», опубликованной в 1965 г., Р. Веллман н С. Дрейфус также считают, что в современных условиях одной из актуальных задач является проблема замены старого парка машин новым, устаревших орудий современными орудиями труда. Авторы пытаются определить опти мальную политику модернизации и замены оборудования при раз личных производственных характеристиках и перспективах'будущего развития техники. Так как решения должны приниматься почти ежегодно в зависимости от характерного для данного процесса пе риода времени, рекомендуется многошаговый процесс решения. Р. Веллман и С. Дрейфус дают несколько дополнительных спосо бов, позволяющих воспользоваться индивидуальной аналитической структурой задачи оптимизации для упрощения ее решения.
'Применяя метод Р. Ховарда1, который дает оптимальную поли тику для процессов большой длительности ’ (т. е. «стационарных процессов»), оде решения зависят только от состояния, а не от но мера шага, авторы с его помощью формулируют и приводят пример решения задачи о замене автомашины. Они решают задачу за ин тервал времени не более десяти лет. Текущая ситуация анализиру ется каждые три месяца и в зависимости от этого принимается ре шение о сохранении имеющейся автомашины или о ее продаже. Состояние системы L описывается сроком службы машины в еди ницах времени, равных трем месяцам; i может принимать значения от 1 до 40. В каждом состоянии имеются следующие альтернативы:
первая альтернатива |
( К— 1) сохранить |
имеющуюся машину на |
сле |
|
дующий квартал; другие альтернативы |
(Д >1) |
купить машину |
воз |
|
раста А = 2, где К = |
2 составляет не более 39. |
Тогда имеется сорок |
состояний с 41 альтернативой аз каждом состоянии, так что имеет ся 4И0 возможная политика.
Задача замены автомашины решенаметодом, использующим системы уравнений, за семь однотипных последовательных решений (итераций). Предлагаемый авторами метод включает решение си стемы уравнений. Если эта система плохо определена, особенно при большом количестве уравнений, получить аналитическим путем пра вильные решения уже нет возможности.
Чтобы обойти эти трудности, был создан метод имитирования. Наиболее существенной чертой процесса является тот факт, что оп ределение асимптотического стационарного режима для них можно выполнить с помощью линейного 'программирования.
Необходимо иметь в виду, что применение на практи ке любого из изложенных выше методов определения экономически наивыгоднейших сроков службы деталей и машин требует, как правило, проведения большой анали тической работы по установлению закономерностей изме нения удельных эксплуатационных расходов и затрат на капитальные ремонты в зависимости от сроков службы
1 Х о в а р д Р. Динамическое программирование и марковские процессы. М., «Советское радио», 1964.
20