Файл: Никберг И.М. Оптимальная долговечность оборудования металлургических предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

товителях с ожидаемой экономией на предприятиях чер­ ной металлургии за счет уменьшения эксплуатационных расходов и затрат на проведение ремонтов.

Г л а в а Х

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Структура службы надежности и долговечности оборудования

Правильный выбор метода и режима упрочнения в значительной мере зависит от обобщения имеющегося на предприятиях положительного опыта в результате внедрения различных способов обработки деталей и уз­ лов металлургического оборудования.

На крупных предприятиях номенклатура упрочняе­ мых деталей состоит из большого количества различных наименований.

Однако фактический объем выполняемых работ в этой области еще не соответствует потребностям произ­ водства. На многих предприятиях мощности и техничес­ кая оснащенность участков упрочнения ограничивают возможности внедрения наиболее прогрессивных мето­ дов. Не на всех предприятиях имеются специализирован­ ные участки для упрочнения деталей. В результате име­ ют место частые случаи установки в оборудование дета­ лей без упрочняющей обработки.

Несмотря на то что наиболее распространенным в черной металлургии методом является ручная и механи­ зированная наплавка, отсутствие технически обоснован­ ных расчетов и сравнительных данных о трудоемкости и стоимости упрочнения (восстановления) различных де­ талей зачастую не позволяет выявить действительную эффективность механизированной наплавки. В ряде слу­ чаев имеет место нерациональное использование специ­ ализированного наплавочного оборудования.

177

До настоящего времени нет единой структуры тех подразделений службы главного механика и производст­ венных участков в цехах, которые проводят работу по повышению надежности и долговечности оборудования. На крупных предприятиях организованы наплавочные участки, обслуживающие группы цехов или весь завод в целом. На ряде предприятий наплавочные станки уста­ новлены непосредственно в тех цехах, детали оборудова­ ния которых подвергаются наплавке.

Лишь на немногих предприятиях термические и нап­ лавочные отделения или участки оснащены оборудова­ нием на уровне современных требований. На ряде пред­ приятий участки упрочнения деталей представляют со­ бой мастерские кустарного типа с недостаточной меха­ низацией основных операций.

Серьезным недостатком проведения мероприятий для увеличения сроков службы узлов и механизмов является отсутствие систематической работы по изучению причин выхода из строя деталей при различных способах их об­ работки. Поэтому уже в настоящее время ощущается необходимость в разработке и внедрении четкой структу­ ры службы надежности и долговечности оборудования на предприятиях.

Объем работ по упрочнению и восстановлению дета­ лей зависит от масштабов производства — количества единиц, а также сложности технологического оборудова­ ния, детали которого нуждаются в упрочняющей обра­ ботке. Поэтому в качестве критерия, характеризующего размеры предприятий, для определения типовой структу­ ры службы надежности и долговечности оборудования можно принять стоимость активной части основных фон­ дов — оборудования, рабочих машин и инструмента. Анализ имеющихся отчетных данных подтвердил опре­ деленную зависимость изменения объема работ по уп­ рочнению деталей от стоимости активной части основных фондов (АЧОФ).

Исходя из этого критерия, предприятия черной ме­ таллургии можно условно подразделить на четыре груп­ пы со стоимостью АЧОФ, млн. руб.: I группа — свыше

250; II — от 100 до 250; III — от 30 до 100 и IV группа — менее 30.

На многих крупных предприятиях I и II групп суще­ ствуют бюро или сектор (группы) надежности и долго­ вечности оборудования. На предприятиях III и IV групп

178


также должны быть квалифицированные специалисты, занимающиеся вопросами упрочнения и восстановления

узлов и деталей.

На рис. 14 приведена примерная структура службы надежности, которую целесообразно рекомендовать для металлургических предприятий различных групп.

Лицами, ответственными за состояние надежности оборудования, в зависимости от размеров предприятия

S

Рис. 14. Структура службы и адежиоста на предприятиях:

а — I группы; б — II группы; е — III н IV групп

должны быть: заместитель главного механика завода по повышению надежности и долговечности оборудования (на предприятиях I группы); руководитель группы на­ дежности (на предприятиях II группы) и опытный инже-

179

■нер по этим вопросам на всех остальных предприятиях. В круг обязанностей бюро, сектора или группы на­ дежности и долговечности оборудования должно вхо­

дить:

1) составление паспортов на. все быстроизнашивающиеся детали для ведения систематического учета сроков службы, методов упрочнения, характера и мест износа или других дефектов, являющихся причиной выхода де­ талей из строя;

2)разработка технической документации, обеспечи­ вающей применение оптимальных технологических режи­ мов и методов упрочнения;

3)участие в разработке норм предельных износов и сроков службы деталей на основе изучения условий экс­ плуатации оборудования. Организация в случае необхо­ димости контрольных испытаний деталей в различных ус­ ловиях их эксплуатации;

4)определение соответствия выбранного технологи­ ческого процесса изготовления деталей условиям обеспе­ чения заданных показателей надежности. Участие в про­ ведении работ по совершенствованию технологических процессов изготовления и обработки деталей;

5)внедрение в производство новых износостойких материалов и высокоэффективных методов упрочнения;

6)контроль за правильным заполнением технической документации с обязательным занесением всех указаний по обеспечению установленных параметров надежности;

7)организация сбора, ведение систематического уче­ та и обработки статистической информации о поломках, неисправностях и преждевременном выходе деталей из строя;

8)правильный выбор смазочных материалов, обеспе­ чивающих длительные сроки службы машин и механиз­ мов;

9)участие в проведении работ по обеспечению пра­ вил технической эксплуатации оборудования, проведении мероприятий, предусмотренных системой планово-преду­ предительных ремонтов, а также по обеспечению пра­ вильного хранения запасных частей и оборудования;

10)участие в работах по модернизации оборудова­ ния, конструктивному улучшению деталей и узлов;

11)контроль за выполнениемпринятых' решений и приказов руководства предприятия по обеспечению за­ данного уровня надежности оборудования;

180


12)составление и систематическое пополнение но­ менклатурных списков быстроизнашивающихся деталей;

13)разработка технологических карт упрочнения де­ талей различными методами;

14)контроль за установкой в узлы машин только лишь упрочненных деталей;

15)участие в подсчете экономической эффективности различных методов упрочнения деталей, а также в рабо­ те БРИЗа при рассмотрении предложений, влияющих на надежность изделий;

16)установление связей со службой надежности род­ ственных предприятий. -

Основная задача бюро, сектора или группы надежно­ сти заключается в выявлении причин недостаточной стой­ кости оборудования и разработки рекомендаций по уве­ личению сроков службы деталей. Эта работа требует проведения лабораторных исследований и эксперимен­ тальных производственных испытаний, которые должны проводиться совместно с цехами и с обязательным, учас­ тием работников лабораторией ЦЗЛ. Только длительные наблюдения за деталями оборудования в процессе их эксплуатации могут служить источником для обоснован­ ных выводов о причинах выхода из строя и разработки мероприятий по повышению надежности деталей.

На ряде крупных предприятий в настоящее время су­ ществует должность главного сварщика или заместителя главного механика по сварке и наплавке, поскольку на­ плавка деталей является наиболее распространеннымспособом их упрочнения. Следует расширить круг воп­ росов, которыми занимается главный сварщик, возло­ жив на него, ответственность за повышение надежности деталей с применением всех методов и способов их уп­ рочнения. Изменится и наименование этой должности.

В штатах бюро или сектора надежности должны быть технологи по различным видам упрочнения; 1) по объем­ ной и поверхностной закалке с нагревом газокислород­ ным пламенем и ТВЧ, а также химико-термической обра­ ботке (азотированию, нитроцементации, газовой цемен­ тации) ; 2) по металлопокрытиям — ручной и механизи­ рованной наплавке, применению тугоплавких, синтетиче­ ских материалов, каменного литья и электроискрового упрочнения.

На крупных предприятиях, кроме специалистов по различным методам упрочнения, в штатах бюро (секто­

181

ра) надежности должны быть предусмотрены должнос­ ти: инженера-металловеда, инженера-механика и эконо­ миста для определения эффективности упрочнения дета­ лей различными методами.

Для обеспечения систематического контроля за соб­ людением технологических режимов и качеством терми­ ческой обработки в каждом термическом отделении ре­ монтно-механических цехов предприятий должны быть участок ОТК и металлографическая экспресс-лаборато­ рия с соответствующим оборудованием. Экспресс-лабо­ ратория по мере необходимости должна обслуживать, кроме термического отделения, и участки упрочнения де­ талей другими методами.'

На многих предприятиях контроль температуры в пе­ чах и показаний регистрирующих приборов проводится нерегулярно, что влияет на качество термической обра­ ботки деталей.

Необходимо предусмотреть в штате термических отде­ лений должность сменных пирометристов для системати­ ческого контроля температуры в нагревательных устрой­ ствах.

Организация специализированных участков

На некоторых предприятиях — Магнитогорском, Куз­ нецком комбинатах, Череповецком заводе и др. — име­ ются специализированные установки для механизирован­ ной наплавки деталей разных габаритов. В составе ре­ монтно-механических цехов этих предприятий организо­ ваны термические отделения с современными нагревате­ льными устройствами—электрическими камерными, шахтными печами, а также газовыми печами для нагре­ ва и сорбитизации различных деталей.

В целях внедрения передовых методов упрочнения, а также восстановления деталей и сменного оборудования целесообразно для наиболее крупных предприятий I группы создание на базе имеющихся участков и отделе­ ний специализированных термонаплавочных цехов, что обеспечит возможности резкого увеличения количества деталей, подвергающихся обработке различными спосо­ бами. На предприятиях II—IV групп необходимо в бли­ жайшие сроки обеспечить организацию отделений и уча­ стков по механизированной и ручной наплавке деталей, нуждающихся в упрочнении и восстановлении размеров.

182



Ниже приведены примерные схемы расположения оборудования специализированных наплавочных участ­ ков, а также отдельных наплавочных установок для об­ работки больших и малых конусов доменных печей, вал­ ков обжимных и крупносортных станов и различных де­ талей металлургического оборудования.

Кроме того, дается краткое описание организации ра­ бочего места сварщика при ручном способе наплавки.

Участок механизированной наплавки

Механизированную наплавку производят автоматиче­ ски— автонаплавочными аппаратами или полуавтомати­ чески — шланговыми полуавтоматами. Наплавка полу­ автоматами производится в труднодоступных местах де­ тали, а также при исправлении дефектов в местах нап­ лавки автоматами.

При наплавке автоматами полностью автоматизиро­ ваны операции: а) непрерывной подачи электродной проволоки в зону дуги; б) перемещения аппарата вдоль изделия; в) вращения изделия (для тел вращения) и г) подачи флюса. При наплавке полуавтоматами авто­ матизированы только две операции— подача проволоки и флюса в зону дуги.

Наибольшее применение получили электронаплавочные аппараты А-384 Института электросварки им. Е. О. Патона с постоянной скоростью подачи проволоки в зону дуги для каждого режима наплавки. Изменение скоро­ сти подачи в связи с изменением режима наплавки регу­ лируется сменными шестернями редукторов подающего механизма.

С увеличением, скорости подачи проволоки сила тока увеличивается. В результате угар углерода и легирую­ щих примесей снижается.

При наплавке валков станов горячего проката про­ волокой марки ПЛ-ЗХ2В8 твердость наплавленного слоя достигает 70—80 ед. по Шору при толщине слоя 7—8 мм. Износостойкость наплавленного слоя получается в 3—8 раз выше, чем у стальных закаленных валков.

После наплавки валки нагревают до 400°С и помеща­ ют в термостат для охлаждения до 60°С. Таким образом, снимаются внутренние напряжения, возникшие при нап­ лавке, и предотвращается возможность возникновения трещин. Обработку наплавленного слоя производят рез­

183

цами с твердосплавными пластинками (ВК-3, ВК-6, ВК-8 и др.) при скоростях резания 15—20 м/мин.

Выбор типа наплавочной установки зависит от цели

•наплавки, габаритов, массы и конфигурации деталей.

В комплект оборудования наплавочных установок входят: наплавочный станок с аппаратом; источники пи­

тания дуги;

нагревательные

устройства; оборудование

для замедленного охлаждения наплавленных деталей

и

контрольно-измерительная аппаратур а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юu

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s о!

 

 

з

 

 

 

 

 

1

Й Р

 

р «р [ф

 

 

 

я

 

 

 

 

1 Д j__ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю '

 

 

 

-г—•/= ?=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

/4

15

 

Рж. 15.

Примерная

планировка специализированного

наплавочного

1— с т а н о к (У-441, У-425) д л я

 

участка:

 

 

 

 

 

 

н ап л а в к и

н а р у ж н ы х н

вн у тр ен н и х

п о вер х н о стей ;

2 н 11— н ап л а в о ч н ы е

с тан к и

с

головкой

А В С ; 3 — м а н и п у л я т о р

м е х а н и зи р о ­

ван ной

 

н а п л а в к и

о твер сти й

в ор&де

н е й т р а л ь н ы х

га зо в ;

4 » 5 — стан к и

(У-465)

и

(У-470)

д л я

 

н ап л а в к и

д е т а л е й

в р а щ е н и я ;

6 — с т а н о к

 

д л я

н ап л ав к и

в а л о в

(го ло вк и А -384);

 

7 — м а н и п у л я то р

(УСМ -5000)

д л я

м ех а н и зи р о в а н н о й

н а ­

п л а в к и ; 8 и 10

н ап л ав о ч н ы е

у с тан о в к и

ти п а Б М ;

9 —

н а п л а в о ч н а я

устан о вк а !

ти п а У-2;

12— у с т а н о в к а

д л я

н ап л ав к и

к р а н о в ы х -к о л е с ;

13— стан о к

д л я зл е к -

тр о ш л ак о в о й и а п л а в к н

 

кер н о в

(А -528);

14— стан о к

д л я

ви б р о д у го во й н а п л а в ­

ки ; /5 — с тан о к

УМ -419

д л я

н а п л а в к и

в

с р ед е у гл е к и сл о го

или

и нертного

г а за

На рис. 15 приведена схема размещения оборудова­ ния в отделении механизированной наплавки с учетом соблюдения следующих требований: наилучшегд исполь­ зования при рациональной расстановке современного на­ плавочного оборудования для механизированной наплав­ ки под слоем флюса в среде нейтральных газов, а также для подогрева крупных деталей перед наплавкой с обяза­ тельным применением местной вытяжной вентиляции для удаления вредных сред непосредственно от наплавочных аппаратов/

Пропускная способность участка рассчитана на 300 т наплавочного металла в год при двухсменной работе обо­ рудования.

184