Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Cij(Xij)=0,

если хц = 0, и Сц(х^)

= C'ijXij +

qn, если

.v,-j>0;

C^j — расходы,

относимые на один капитальный

ремонт,

 

е том числе транспортные

затраты ;

 

 

 

<7ij — расходы,

не зависящи е

от

объема

капитального

 

ремонта.

 

 

 

 

 

 

 

Ц е л ь ю решения к а ж д о й задачи было

найти

такие

величины

хц, которые обеспечивали наименьшую величину

Z при

условиях:

а) выполнения

планов капитальных

 

ремонтов

по

к а ж д о м у

пункту отправления

машин:

 

 

 

 

 

 

п

3=1

б) ограниченной мощности ремонтных предприятий:

m

i=i

в) технологических ограничений мощности М/ отдельных заводов по ремонту отдельных типов машин (в задач е было одно такое ограничение):

М\

 

 

 

О ^

Хц

<

-—?.

 

 

 

 

 

З а д а ч а с целевой функцией

Z и условиями «а»—«в» относит­

ся к распределительным

з а д а ч а м математического

программиро ­

вания. Д л я ее упрощения

было определено влияние

отдельных па­

раметров на величину критерия

оптимальности.

В

 

случае,

если

т^>п и

величина

Цц мало

относительно

C',-jXij,

можно записать

Сц(хц)

= [СІ/+ ~

)X{j

и

рассматривать

з а д а ч у

 

в

классе

ли-

 

П і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иейного

программирования .

Т а к а я

замен а может

привести к

ошибке в расчетах критерия оптимальности, наибольша я отно­ сительная величина которой определяется по формуле

ô = (п — 1 ) max дц

2 Ci срПг

2

где Ci ср =

il

В поставленной выше задач е т = 15ч-20 n, а величина ô со­ ставила менее 1 % суммарной себестоимости ремонта. Кроме

143


того, была установлена возможность представить величину Цц в виде произведения постоянных коэффициентов строк и столб­

цов расчетной

таблицы .

После преобразований [14, с. 351] все

три задачи были решены

как транспортные с реализацией алго­

ритма на Э В М

БЭСМ - 4 .

В результате расчетов были составлены

планы загрузки ремонтных заводов, которые обеспечивали сни­ жение суммарной себестоимости ремонтов по сравнению с пла­

нами, составленными

без применения экономико - математических

методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

моделировании

задачи

среднесрочного

планирования

реконструкции

действующих

и

размещения

новых

ремонтных

предприятий

в

качестве

критерия

оптимальности

принимают

суммарный размер приведенных

з а т р а т

Z= S СцСѵ^)

+

ѢКІ(ХЦ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

'

 

і

 

Д л я решения

нужно

подготовить данные о в а р и а н т а х

специали­

зации

ремонтных заводов и

р а з м е р а х

капитальных

вложений

Ki(Xij)

по к а ж д о м у

варианту

реконструкции

 

п строительства

новых заводов

с учетом

принципа

комплексного

развития

смеж ­

ных отраслей и освоения новых экономических районов. В такой

постановке вариантная

з а д а ч а размещения

ремонтных заводов

выходит за рамки отраслевых плановых задач .

Р е з у л ь т а т решения

поставленной задачи

среднесрочного пла­

нирования определяет будущий технический уровень и структуру ремонтно-механической базы отрасли: месторасположение и ос­ нащение новых заводов, пути реконструкции, модернизации и размеры расширения производственных площадей действующих ремонтных предприятий. В о з м о ж н ы е варианты плана в значи­ тельной мере отличаются основными фондами, уровнем межот­ раслевой кооперации, степенью обеспечения технической готов­

ности машинных парков. Ремонтная база, развитая

по принято­

му к осуществлению варианту, д о л ж н а устойчиво

обеспечивать

наиболее

эффективный

ремонт строительной техники. Поэтому

исходные

д а н н ы е д л я

оптимального планирования

р а з м е щ е н и я

ремонтных мощностей определяют на основе предварительного прогнозирования тенденций изменения следующих комплексных факторов: а) объемов, структуры и размещения ремонтного фон­ да отрасли; б) технико-экономических показателей ремонтного производства при различных вариантах межотраслевой коопера­ ции; в) интенсификации производства на действующих заводах . В соответствии с постановкой перспективных исследований в области капитального строительства дальность прогноза опреде­ лена 1990 г. с детальной проработкой периода 1976—1980 гг.

Нетрудно видеть, что экстраполяция на перспективу сколь угодно точно рассчитанных закономерностей изменения указан ­ ных комплексных факторов в базовом периоде не является пра­ вомерной: все факторы взаимосвязаны и зависят от многих условий, в свою очередь изменяющихся во времени . С увеличе­ нием прогнозируемого периода интервал в о з м о ж н ы х значений

144


дин а мическ ого ряда растет, соответственно снижается уровень доверительной вероятности. Н о г л а в н а я причина заключается в том, что выявленные в прошлом тенденции изменения отдельных показателей, например, стабилизация уровня себестоимости ре­

монта и фондоотдачи, увеличение номенклатуры

ремонтируемой

техники

на заводах и некоторые другие

д о л ж н ы

ібыть изменены

и д а ж е

заменены противоположными .

Опыт

прогнозирования

трендов показывает целесообразность сочетания принципа деза­ грегирования исследуемых факторов и метода вариантного моде­ лирования подобранными функциями изменения отдельных по­

казателей от достигнутого уровня до

ж е л а е м ы х

результатов пли

предельных

значении. Рассмотрим

принципы

прогнозирования

указанных

выше комплексных факторов .

 

Ремонтный фонд транспортных строительных организаций в перспективе растет в связи с ростом механовооруженности . Что­ бы количественно оценить эту тенденцию, необходимо провести а н а л и з влияния составляющих факторов и условий на потреб­ ность в ремонтах машинных парков. Результаты прогноза струк­ туры строительно - монтажных работ отрасли позволили устано­

вить их объем в десяти экономических

зонах (некоторые зоны

объединяют несколько экономических

р а й о н о в ) . Д л я

к а ж д о й

зоны методами, изложенными в разделе V, определяют

состав

машинного парка п о типоразмерным группам. Дополнительные сведения о сроках перехода на новые модели машин могут быть получены на основе анализа временной последовательности эко­

логических

функций, а о потребности в новых моделях машин —

на

основе

закономерностей

изменения нормативов потребности

по

отдельным подотраслям, в ы п о л н я ю щ и м работы в экономиче­

ской зоне, с последующим

взвешиванием этих данных при опре­

делении с у м м а р н о г о количества машин одного типа.

Чтобы установить размер ремонтного фонда машинного пар­ ка территориальной зоны, необходимо прежде всего решить воп­

рос о единице измерения потребности в 'ремонтах

по к а ж д о й

ти-

поразмерной

группе

машин .

Нецелесообразно,

в отличие

от

з а д а ч текущего п л а н и р о в а н и я ,

в ы р а ж а т ь

ее

в н а т у р а л ь н ы х

изме­

р и т е л я х — ш т у к а х ,

т а к к а к

придется

вести

отдельные

расчеты

потребности в к а п и т а л ь н ы х и текущих ремонтах,

выполняемых

агрегатно - узловым и полнокомплектным методом,

и т. д. П р и м е ­

нение д л я этой цели

цен

с о п р я ж е н о

с

большой

неопределен­

ностью,

т а к

как

их

изменение т р у д н о

предвидеть.

Н а и б о л е е

удобно

выполнить

приведение

потребности

в различных

видах

технических воздействий с п о м о щ ь ю удельной трудоемкости

ре­

монтов,

рассчитанной

на

час

работы

 

м а ш и н ы

типоразмерной

группы. Такой прием предполагает необходимость оценки тен­

денций изменения еще двух факторов: годового фонда

машино ­

ресурсов и удельной трудоемкости ремонтов. Методика

расчета

динамики изменения первого ф а к т о р а ( п а р а м е т р а г*),

основан­

ная на технике множественной корреляции и автокорреляции

145


временных рядов была описана в р а з д е л е V . З а к о н о м е р н о с т ь снижения трудоемкости ремонтов в результате технического

прогресса в ремонтном производстве и машиностроении

может

быть определена

« а основе

данных

заводов-изготовителей

новых

моделей машин .

П р и этом

.процесс

прогнозирования

облегчает

так н а з ы в а е м ы й

«период з а п а з д ы в а н и я » м е ж д у сроком

освоения

новых моделей машин заводами - изготовителями и сроками об­ новления этими моделями парков машин строительных орга­ низации.

При прогнозировании технико-экономических показателей значительную трудность представляет вопрос о тенденции сни­ жения себестоимости ремонтов. Корреляционный анализ стати­

стических данных за 1961—1971 гг.

о себестоимости

капиталь ­

ных ремонтов

машин транспортных

строительных

организаций

в зависимости

от мощности заводов

п о к а з а л , что

ее

значения,

приведенные в сопоставимый вид, стабилизировались около од­

ного уровня .

Б о л е е того,

а н а

л и з возможности дальнейшей спе­

циализации

заводов показал,

что при

существующей

рассредо -

точенности

строительных

организаций

транспортные

з а т р а т ы

растут быстрее, чем снижаются расходы на ремонт машин при укрупнении заводов в отраслевом разрезе . Таким образом, экс­ траполяция имеющей место тенденции стабилизации уровня

себестоимости 'ремонтов привела бы

к нежелательным резуль ­

т а т а м .

 

При определении закономерностей изменения технико-эконо­

мических показателей следует учесть

расширение м е ж о т р а с л е ­

вой кооперации по ремонту однотипных машин, которое приво­ дит к концентрации ремонтного .производства и снижению себестоимости. При этом средние транспортные з а т р а т ы на 1 ре­ монт изменяются незначительно. Н о рост объемов ремонта, вы­ полняемого по межотраслевой кооперации, зависит от тенденций развития механизации к а ж д о й отрасли, его трудно формализо ­ вать. П р а в и л ь н е е наметить по предложениям отдельных отрас­

лей определенные

стратегии

м е ж о т р а с л е в ы х

связей .

Одна

из

возможных

стратегий

состоит

в поэтапной

.передаче

в

ремонт

машин, выпускаемых

отраслью

строительного

и дорожного

ма­

шиностроения, на

заводы этой

ж е

отрасли . В

зависимости

от

выбранной

стратегии

м о ж н о

рассчитать в о з м о ж н ы е

варианты

укрупнения

и специализации

 

заводов и, соответственно, себе­

стоимость ремонтов в отдельные годы прогнозируемого

периода.

Удельные

значения

себестоимости

ремонтов

(табл. 27)

д а д у т

ряд точек,

.по которым

можно-

подобрать

последовательность

прогностических кривых

монотонно

убывающих

функций

(гипер­

болической, модифицированной экспоненциальной и др . ), описы­ вающих намеченную принятой стратегией тенденцию снижения себестоимости от достигнутого уровня до показателей наиболее передовых специализированных заводов, оснащенных современ­ ным оборудованием .

146


 

 

 

 

 

T a б л

к и a 27

 

 

 

Периоды

(годы)

 

 

Вериаиты

базов ын

 

расчетный

 

прогнозируемый

 

 

 

 

 

 

 

 

1961

1970

1971

1980

1985

1990

I

c'a

«i.

 

«}.

cU

 

 

 

 

 

 

 

 

и

4 і

с]*

 

 

с)\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

in

 

 

 

 

4 У

 

4 '

4

 

 

 

 

 

 

Сравнение динамики изменения

себестоимости

по

различным

в а р и а н т а м стратегий

позволит

выбрать

одну

из

них,

наиболее

ж е л а т е л ь н у ю . В этом

состоит

активная

форма

прогноза тенден­

ции изменения

показателей ремонтного

производства.

 

При прогнозировании третьего

комплексного

ф а к т о р а — ин­

тенсификации

производства и

изменения мощности к а ж д о г о из

действующих заводов — будем различать его наличную мощ­ ность М, резервы увеличения мощности Мр за счет улучшения использования наличных площадей, например, путем увеличения

пропускной способности

механических

цехов, а т а к ж е искомый

р а з м е р дополнительных

мощностей х\,

связанный с реконструк­

цией или новым строительством и определяемый в результате

решения

поставленной

задачи .

 

 

 

 

 

Исходные данные д л я распределения новых предприятий це­

лесообразно записать

в виде расчетных

таблиц

(табл.

28).

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 28

 

 

 

Существующие

заводы

Новые

заводы

 

Тішоразмерные

Зоны

 

 

 

 

 

 

П отреб-

 

 

Ташкент­

 

 

 

ность

группы

 

 

 

Аі + І

 

 

 

 

 

Дарнішкпй

ский

 

Ап + Г в ремонтах

Бульдозеры

 

 

 

 

с 1 л Л " і «

.

.

. с1п4г

Пх

д о 250 л. с.

 

Прибал­

 

 

 

 

 

х1п

+ г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тика

 

 

 

 

 

 

 

Скреперы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прицепные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бульдозеры

 

К а з а х ­

 

 

 

 

 

 

 

д о 250 л. с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стан и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя

 

 

 

 

 

 

 

Скреперы

 

А з и я

СМ 1

 

 

 

смп+г

 

прицепные

 

 

 

 

 

 

 

ХМІІ + Г

Мощности

 

 

 

 

 

 

 

хп+г

 

147