Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
где Cij(Xij)=0, |
если хц = 0, и Сц(х^) |
= C'ijXij + |
qn, если |
.v,-j>0; |
|||||
C^j — расходы, |
относимые на один капитальный |
ремонт, |
|||||||
|
е том числе транспортные |
затраты ; |
|
|
|
||||
<7ij — расходы, |
не зависящи е |
от |
объема |
капитального |
|||||
|
ремонта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ц е л ь ю решения к а ж д о й задачи было |
найти |
такие |
величины |
||||||
хц, которые обеспечивали наименьшую величину |
Z при |
условиях: |
|||||||
а) выполнения |
планов капитальных |
|
ремонтов |
по |
к а ж д о м у |
||||
пункту отправления |
машин: |
|
|
|
|
|
|
п
3=1
б) ограниченной мощности ремонтных предприятий:
m
i=i
в) технологических ограничений мощности М/ отдельных заводов по ремонту отдельных типов машин (в задач е было одно такое ограничение):
М\
|
|
|
О ^ |
Хц |
< |
-—?. |
|
|
|
|
|
|
З а д а ч а с целевой функцией |
Z и условиями «а»—«в» относит |
|||||||||||
ся к распределительным |
з а д а ч а м математического |
программиро |
||||||||||
вания. Д л я ее упрощения |
было определено влияние |
отдельных па |
||||||||||
раметров на величину критерия |
оптимальности. |
В |
|
случае, |
если |
|||||||
т^>п и |
величина |
Цц мало |
относительно |
C',-jXij, |
можно записать |
|||||||
Сц(хц) |
= [СІ/+ ~ |
)X{j |
и |
рассматривать |
з а д а ч у |
|
в |
классе |
ли- |
|||
|
П і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
иейного |
программирования . |
Т а к а я |
замен а может |
привести к |
ошибке в расчетах критерия оптимальности, наибольша я отно сительная величина которой определяется по формуле
ô = (п — 1 ) max дц
2 Ci срПг
2
где Ci ср =
il
В поставленной выше задач е т = 15ч-20 n, а величина ô со ставила менее 1 % суммарной себестоимости ремонта. Кроме
143
того, была установлена возможность представить величину Цц в виде произведения постоянных коэффициентов строк и столб
цов расчетной |
таблицы . |
После преобразований [14, с. 351] все |
три задачи были решены |
как транспортные с реализацией алго |
|
ритма на Э В М |
БЭСМ - 4 . |
В результате расчетов были составлены |
планы загрузки ремонтных заводов, которые обеспечивали сни жение суммарной себестоимости ремонтов по сравнению с пла
нами, составленными |
без применения экономико - математических |
||||||||||||
методов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
моделировании |
задачи |
среднесрочного |
планирования |
|||||||||
реконструкции |
действующих |
и |
размещения |
новых |
ремонтных |
||||||||
предприятий |
в |
качестве |
критерия |
оптимальности |
принимают |
||||||||
суммарный размер приведенных |
з а т р а т |
Z= S СцСѵ^) |
+ |
ѢКІ(ХЦ). |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
' |
|
і |
|
Д л я решения |
нужно |
подготовить данные о в а р и а н т а х |
специали |
||||||||||
зации |
ремонтных заводов и |
р а з м е р а х |
капитальных |
вложений |
|||||||||
Ki(Xij) |
по к а ж д о м у |
варианту |
реконструкции |
|
п строительства |
||||||||
новых заводов |
с учетом |
принципа |
комплексного |
развития |
смеж |
ных отраслей и освоения новых экономических районов. В такой
постановке вариантная |
з а д а ч а размещения |
ремонтных заводов |
выходит за рамки отраслевых плановых задач . |
||
Р е з у л ь т а т решения |
поставленной задачи |
среднесрочного пла |
нирования определяет будущий технический уровень и структуру ремонтно-механической базы отрасли: месторасположение и ос нащение новых заводов, пути реконструкции, модернизации и размеры расширения производственных площадей действующих ремонтных предприятий. В о з м о ж н ы е варианты плана в значи тельной мере отличаются основными фондами, уровнем межот раслевой кооперации, степенью обеспечения технической готов
ности машинных парков. Ремонтная база, развитая |
по принято |
||
му к осуществлению варианту, д о л ж н а устойчиво |
обеспечивать |
||
наиболее |
эффективный |
ремонт строительной техники. Поэтому |
|
исходные |
д а н н ы е д л я |
оптимального планирования |
р а з м е щ е н и я |
ремонтных мощностей определяют на основе предварительного прогнозирования тенденций изменения следующих комплексных факторов: а) объемов, структуры и размещения ремонтного фон да отрасли; б) технико-экономических показателей ремонтного производства при различных вариантах межотраслевой коопера ции; в) интенсификации производства на действующих заводах . В соответствии с постановкой перспективных исследований в области капитального строительства дальность прогноза опреде лена 1990 г. с детальной проработкой периода 1976—1980 гг.
Нетрудно видеть, что экстраполяция на перспективу сколь угодно точно рассчитанных закономерностей изменения указан ных комплексных факторов в базовом периоде не является пра вомерной: все факторы взаимосвязаны и зависят от многих условий, в свою очередь изменяющихся во времени . С увеличе нием прогнозируемого периода интервал в о з м о ж н ы х значений
144
дин а мическ ого ряда растет, соответственно снижается уровень доверительной вероятности. Н о г л а в н а я причина заключается в том, что выявленные в прошлом тенденции изменения отдельных показателей, например, стабилизация уровня себестоимости ре
монта и фондоотдачи, увеличение номенклатуры |
ремонтируемой |
||
техники |
на заводах и некоторые другие |
д о л ж н ы |
ібыть изменены |
и д а ж е |
заменены противоположными . |
Опыт |
прогнозирования |
трендов показывает целесообразность сочетания принципа деза грегирования исследуемых факторов и метода вариантного моде лирования подобранными функциями изменения отдельных по
казателей от достигнутого уровня до |
ж е л а е м ы х |
результатов пли |
|
предельных |
значении. Рассмотрим |
принципы |
прогнозирования |
указанных |
выше комплексных факторов . |
|
Ремонтный фонд транспортных строительных организаций в перспективе растет в связи с ростом механовооруженности . Что бы количественно оценить эту тенденцию, необходимо провести а н а л и з влияния составляющих факторов и условий на потреб ность в ремонтах машинных парков. Результаты прогноза струк туры строительно - монтажных работ отрасли позволили устано
вить их объем в десяти экономических |
зонах (некоторые зоны |
|
объединяют несколько экономических |
р а й о н о в ) . Д л я |
к а ж д о й |
зоны методами, изложенными в разделе V, определяют |
состав |
машинного парка п о типоразмерным группам. Дополнительные сведения о сроках перехода на новые модели машин могут быть получены на основе анализа временной последовательности эко
логических |
функций, а о потребности в новых моделях машин — |
||
на |
основе |
закономерностей |
изменения нормативов потребности |
по |
отдельным подотраслям, в ы п о л н я ю щ и м работы в экономиче |
||
ской зоне, с последующим |
взвешиванием этих данных при опре |
делении с у м м а р н о г о количества машин одного типа.
Чтобы установить размер ремонтного фонда машинного пар ка территориальной зоны, необходимо прежде всего решить воп
рос о единице измерения потребности в 'ремонтах |
по к а ж д о й |
ти- |
|||||||||||
поразмерной |
группе |
машин . |
Нецелесообразно, |
в отличие |
от |
||||||||
з а д а ч текущего п л а н и р о в а н и я , |
в ы р а ж а т ь |
ее |
в н а т у р а л ь н ы х |
изме |
|||||||||
р и т е л я х — ш т у к а х , |
т а к к а к |
придется |
вести |
отдельные |
расчеты |
||||||||
потребности в к а п и т а л ь н ы х и текущих ремонтах, |
выполняемых |
||||||||||||
агрегатно - узловым и полнокомплектным методом, |
и т. д. П р и м е |
||||||||||||
нение д л я этой цели |
цен |
с о п р я ж е н о |
с |
большой |
неопределен |
||||||||
ностью, |
т а к |
как |
их |
изменение т р у д н о |
предвидеть. |
Н а и б о л е е |
|||||||
удобно |
выполнить |
приведение |
потребности |
в различных |
видах |
||||||||
технических воздействий с п о м о щ ь ю удельной трудоемкости |
ре |
||||||||||||
монтов, |
рассчитанной |
на |
час |
работы |
|
м а ш и н ы |
типоразмерной |
группы. Такой прием предполагает необходимость оценки тен
денций изменения еще двух факторов: годового фонда |
машино |
ресурсов и удельной трудоемкости ремонтов. Методика |
расчета |
динамики изменения первого ф а к т о р а ( п а р а м е т р а г*), |
основан |
ная на технике множественной корреляции и автокорреляции
145
временных рядов была описана в р а з д е л е V . З а к о н о м е р н о с т ь снижения трудоемкости ремонтов в результате технического
прогресса в ремонтном производстве и машиностроении |
может |
||||
быть определена |
« а основе |
данных |
заводов-изготовителей |
новых |
|
моделей машин . |
П р и этом |
.процесс |
прогнозирования |
облегчает |
|
так н а з ы в а е м ы й |
«период з а п а з д ы в а н и я » м е ж д у сроком |
освоения |
новых моделей машин заводами - изготовителями и сроками об новления этими моделями парков машин строительных орга низации.
При прогнозировании технико-экономических показателей значительную трудность представляет вопрос о тенденции сни жения себестоимости ремонтов. Корреляционный анализ стати
стических данных за 1961—1971 гг. |
о себестоимости |
капиталь |
||
ных ремонтов |
машин транспортных |
строительных |
организаций |
|
в зависимости |
от мощности заводов |
п о к а з а л , что |
ее |
значения, |
приведенные в сопоставимый вид, стабилизировались около од
ного уровня . |
Б о л е е того, |
а н а |
л и з возможности дальнейшей спе |
||
циализации |
заводов показал, |
что при |
существующей |
рассредо - |
|
точенности |
строительных |
организаций |
транспортные |
з а т р а т ы |
растут быстрее, чем снижаются расходы на ремонт машин при укрупнении заводов в отраслевом разрезе . Таким образом, экс траполяция имеющей место тенденции стабилизации уровня
себестоимости 'ремонтов привела бы |
к нежелательным резуль |
т а т а м . |
|
При определении закономерностей изменения технико-эконо |
|
мических показателей следует учесть |
расширение м е ж о т р а с л е |
вой кооперации по ремонту однотипных машин, которое приво дит к концентрации ремонтного .производства и снижению себестоимости. При этом средние транспортные з а т р а т ы на 1 ре монт изменяются незначительно. Н о рост объемов ремонта, вы полняемого по межотраслевой кооперации, зависит от тенденций развития механизации к а ж д о й отрасли, его трудно формализо вать. П р а в и л ь н е е наметить по предложениям отдельных отрас
лей определенные |
стратегии |
м е ж о т р а с л е в ы х |
связей . |
Одна |
из |
|||||||
возможных |
стратегий |
состоит |
в поэтапной |
.передаче |
в |
ремонт |
||||||
машин, выпускаемых |
отраслью |
строительного |
и дорожного |
ма |
||||||||
шиностроения, на |
заводы этой |
ж е |
отрасли . В |
зависимости |
от |
|||||||
выбранной |
стратегии |
м о ж н о |
рассчитать в о з м о ж н ы е |
варианты |
||||||||
укрупнения |
и специализации |
|
заводов и, соответственно, себе |
|||||||||
стоимость ремонтов в отдельные годы прогнозируемого |
периода. |
|||||||||||
Удельные |
значения |
себестоимости |
ремонтов |
(табл. 27) |
д а д у т |
|||||||
ряд точек, |
.по которым |
можно- |
подобрать |
последовательность |
||||||||
прогностических кривых |
монотонно |
убывающих |
функций |
(гипер |
болической, модифицированной экспоненциальной и др . ), описы вающих намеченную принятой стратегией тенденцию снижения себестоимости от достигнутого уровня до показателей наиболее передовых специализированных заводов, оснащенных современ ным оборудованием .
146
|
|
|
|
|
T a б л |
к и a 27 |
|
|
|
Периоды |
(годы) |
|
|
Вериаиты |
базов ын |
|
расчетный |
|
прогнозируемый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1961 |
1970 |
1971 |
1980 |
1985 |
1990 |
I |
c'a |
«i. |
|
«}. |
cU |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
и |
4 і |
с]* |
|
|
с)\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
in |
|
|
|
|
4 У |
|
4 ' |
4 |
|
|
|
|
|
|
|||
Сравнение динамики изменения |
себестоимости |
по |
различным |
|||||
в а р и а н т а м стратегий |
позволит |
выбрать |
одну |
из |
них, |
наиболее |
||
ж е л а т е л ь н у ю . В этом |
состоит |
активная |
форма |
прогноза тенден |
||||
ции изменения |
показателей ремонтного |
производства. |
|
|||||
При прогнозировании третьего |
комплексного |
ф а к т о р а — ин |
||||||
тенсификации |
производства и |
изменения мощности к а ж д о г о из |
действующих заводов — будем различать его наличную мощ ность М, резервы увеличения мощности Мр за счет улучшения использования наличных площадей, например, путем увеличения
пропускной способности |
механических |
цехов, а т а к ж е искомый |
р а з м е р дополнительных |
мощностей х\, |
связанный с реконструк |
цией или новым строительством и определяемый в результате
решения |
поставленной |
задачи . |
|
|
|
|
|
||
Исходные данные д л я распределения новых предприятий це |
|||||||||
лесообразно записать |
в виде расчетных |
таблиц |
(табл. |
28). |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 28 |
|
|
|
|
Существующие |
заводы |
Новые |
заводы |
|
||
Тішоразмерные |
Зоны |
|
|
|
|
|
|
П отреб- |
|
|
|
Ташкент |
|
|
|
ность |
|||
группы |
|
|
|
Аі + І |
|
|
|||
|
|
|
Дарнішкпй |
ский |
|
Ап + Г в ремонтах |
|||
Бульдозеры |
|
|
|
|
с 1 л Л " і « |
. |
. |
. с1п4г |
Пх |
д о 250 л. с. |
|
Прибал |
|
|
|
|
|
х1п |
+ г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тика |
|
|
|
|
|
|
|
Скреперы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прицепные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бульдозеры |
|
К а з а х |
|
|
|
|
|
|
|
д о 250 л. с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стан и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя |
|
|
|
|
|
|
|
Скреперы |
|
А з и я |
СМ 1 |
|
|
|
смп+г |
|
|
прицепные |
|
|
|
|
|
|
|
ХМІІ + Г |
|
Мощности |
|
|
|
|
|
|
|
хп+г |
|
147