Файл: Кориков А.М. Математические методы планирования эксперимента учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
ставляютоя линейной моделью |
|
|
|
|
|||
и , — . j * . + Т.-+- F . + Ь |
к, |
•+ 6 . |
. |
|
|||
*ijk, |
~ |
t, |
j |
ujk. |
|
|
|
Здесь каждой клетке |
приписано три индекса ъ , j |
по |
|||||
скольку имеется три |
фактора: положение колеса, марка |
ма- |
шины ж марка шины. Соответственно с этим, в правую часть
уравнения, кроме математического ожидания для среднего |
|
по всей таблице |
, входят три члена, характеризующие |
эффекты, связанные с упомянутыми в ш е факторами, а после
дний член t'j.jb » как обычно, задает ошибку.
Анализ экспериментального материала ведется почти
также, как н в предыдущем пункте 8 - 5 . 1 . Подсчитываются
сумш квадратов для каждого из эффектов и для ошибки (по
разности), затем переходят в дисперсиям и с помощью F -
-критерия оценивают их значимость по отношению к диспер
сии, |
задаваемой ошибкой опыта. • |
|
В качестве п р и м е р а рассмотрим данные наблюде |
||
ний по взносу шин, расположенные в виде латинского |
квад |
|
рата |
(см,табя;8.7) |
|
|
Таблица |
8 . 7 |
Положение; |
|
А в т о м о |
б |
|||
колеса, i |
— |
~ |
|
т |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
С ш - I |
! |
Д = |
- 2 |
||
2 |
В |
= |
I |
! |
с - |
- I |
3 |
А |
* |
4 |
! |
В = |
I |
4 |
Д |
- |
о |
! |
к = |
i |
и л ь |
т |
ш17
А = 0 * ! В » - 5 |
- 8 |
|
д =-г |
! А = о |
- 2 |
С =-3 |
! Д = - 4 |
- 2 |
В = о |
! С = - 4 |
-а.. |
- г п -
Суммы для разных марок шин равны
. Д в с д м ,
5; - 3 ; - 9 ? -в Подсчитаем общую сумму квадратов
Подсчитаем сумму квадратов для положения колеса
Подсчитаем сумму квадратов для марок шив
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
Q = 4 Г ч ь - # - з о , б |
|
|
||||||
Подсчитаем сумму квадратов дня марок автомобиле! |
|||||||||||
Теперь сумма квадратов для ошибки равна |
|
||||||||||
Q |
» |
о |
- |
а - |
о |
- |
а |
= |
|
|
|
ош |
|
0 |
|
поп |
шин |
лет |
|
|
|||
|
= 80,9 - 6,2 - |
30,6 - 38,6 « 5,5 . |
|
|
|||||||
Результаты дисперсионного анализа представлены |
в |
||||||||||
табл.8.8. |
|
|
|
|
|
|
|
ТяФТОП 8,8 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Источник из- |
{Число сте»- Сумма |
} Диспер-{Компоненты |
|||||||||
менчивостя |
гпеней сво:квадра- j |
сии |
:дисперсий |
||||||||
|
|
|
! |
беды |
! |
тов |
|
|
|
|
|
Положение |
коле-) |
|
i |
|
I |
|
1 |
|
|||
3 |
|
.' |
2fl |
|
|
||||||
са (Т^Т |
|
|
! |
j |
6,2 |
|
|
||||
Автомобиль |
( F j |
t |
3 |
! |
12,9 |
4 |
6ЧТ> |
||||
1 38,6 |
|||||||||||
Марка шины (S^)! |
3 |
! |
10,2 |
|
|
||||||
j 30,6 |
! |
|
|||||||||
Ошибка ( |
t t i K |
) ! |
6 |
! |
0,9 |
|
|||||
j |
5,5 |
|
|||||||||
С у м м а |
j |
15 |
i 80,9 |
i |
|
i ' |
|
— Z16 —
С пожирж "Б -критерия обнаруживаем, что яри уровне значимости 0,05 влияние положения колеса на износ шин
незначимо, а средние потери для разлпчяых марок шин и
различна! автомобилей различны.
8-6.3ir Г р е к о - л а т и н с к ж й к в а д
р а т
Может потребоваться ввести третье ограничение - чет
вертый фактор о уровнями об , (1 , у , 6". Можно сделать так, чтобы они появлялись один и только один раз в соче тании о м 1 д и ц из уровней основного исследуемого фактора
А, В, С, Д. Мы получим так называемый греко-латинский квадрат, приведенный в табд.8^9;-
|
|
|
|
ТЬблипа 8.9 |
|
Додожешю | |
Автомобиль |
|
|
|
* » » * * |
|
I I I д 1 ш Н Г ~ |
|
ч |
I |
• |
А < * : В / ъ 1 С г [ Д с Г |
|
|
2 |
|
В Г j А <Г ! Д * |
С /4 |
|
3 |
|
C d ' j a f J . A / b j B e L |
|
|
4 |
• \ Д р » | С < < . ; B < f ; |
В этом шане третье ограничение имеет уровни сС , р , р ,
о" , которые появляются не только один и только один раз в каждой строке ж в каждом столбце, но также один и толь ко один pas в сочетании с каждым из уровней основного ис следуемофактора А, В, С, Д. Анализ экспериментального материала ведется почти также, как и в предыдущих пунк тах 8-5.1 и 8-5.2'. Однако такого рода планы часто практи-
- 219 -
чески могут оказаться неприемлемыми, так как каждая из пяти дисперсий будет оцениваться здесь с тремя степеня ми свободы.
SJL-Д А Ч й
8 . I . Пусть долговечность электрической дампы имеет
нормальное распределение и различия в материале или тех нологии влияют на средние значения, но не ка величину
дисперсий <э . Ниже, в таблице 8.10, приведены данные,
представляющие собой пробы, взятые из четырех партнй,взготовленных из разных материалов.
партии |
|
Продолжительность |
горения в |
часах |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
1боо! 16Ю 1650 : 1680 |
1700 j1700 |
j1800 j |
||||
2 |
1580 ! 1640 |
1640 j 1700 • 1750 j |
• j |
j |
|||
3 |
1460 | 1550 |
1600 j 1620 j 1640 j1660 |
J1740 ; 1820 |
||||
4 |
1510 |
j1520 |
1530 ,' 1570 ; |
1600 ,1680 ,* |
• |
||
Проверьте нуль-гипотезу о равенстве средних долговеч- |
|||||||
ностей лаып в рассмотренных четырех партиях. |
|
||||||
8 . |
2 . |
В таблице 8 . I I приведены данные об |
отклонени |
||||
ях диаметров шариков в микронах |
от "ложного нуля", полу |
ченных на подшипниковом заводе десятью наладчиками, каж дый из которых обслуживал по пять доводочных станков.Вы ясните влияние на рассеивание диаметров шариков точности станков и квалификации наладчиков.
- 2 2 0 -
Станки |
т — |
* |
|
|
H |
|
a |
л |
a |
Д |
|
4 |
]г |
к |
a |
j ' |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
| I ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! |
8 ! 9 ! 10 ! |
|||||||||||||
|
1 3 |
|
» |
l |
|
|
|
|
|
|
|
3 I 8 1 |
з ! |
||
I |
! 7 i з j б i 6 ! 7 ! |
о i |
|||||||||||||
2 |
i 6 |
•,5 |
i . f- |
i |
4 |
i |
9 |
i |
4 ! |
з |
i |
2 |
i 7 |
i |
8 ! |
. 3 |
i 8 ! 6 |
i з : 2 i 7 i 8 i 6 |
i |
9 |
i 3 I |
8 ! |
|||||||||
4 |
i 4 ' 7 |
i 7 : |
8 |
l |
6 |
|
|
5 |
i |
8 |
i ^ i |
7 ! |
|||
5 |
1 6 ! 2 |
|
|
6 |
i |
8 |
|
|
i 7 . |
|
6 , |
1 |
i |
|
|
|
i |
i |
i 6 |
i |
|
1 |
|
. |
9 |
|
8 |
|
8 . 3 . Проведено исследование четырех различных по
крытий на удельную проводимость телевизионных трубок.
Данные представлены |
в |
табл.8.12. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
8.12 |
|
№ по - ; |
|
|
№ н а б л в д е н и я |
|
|
||||||
крытия |
| |
I |
|
! |
2 |
! |
3 |
! |
4 |
! |
5 |
|
|
|
|||||||||
- I |
i |
56 |
|
! |
55 |
! |
62 |
: |
59 |
j |
60 |
П |
i |
64 |
|
! |
61 |
! |
50 |
: |
55 |
j |
56 |
ffl |
1 |
45 |
|
i |
4 6 |
! |
45 |
• |
39 |
j |
43 |
I T |
! |
42 |
|
! |
45 |
- |
43 |
; |
41 |
||
_ |
1 |
39 |
|||||||||
|
J |
|
|
I |
|
|
|
|
|
Существует ли значительная разница в средней удельной про
водимости этих четырех типов покрытия?
8 . 4 . Данные исследования влияния графитовых покры- .
тий четырех типов на отсчеты фотометра приведены в табл.
8.13,
|
|
|
|
|
|
|
|
ТаЙДДШ 8,1,3 |
||
А . е н ь |
t |
М |
Тип графитового покрытия |
|
||||||
|
|
\ |
\ |
Л |
\ |
К |
| |
L |
~ |
|
1 |
" |
! |
4,0 |
i |
4,8. |
I |
5,0 |
1 |
4 , 6 |
|
2 |
I |
4,8 |
j |
5,0 |
i |
5,2 |
i |
4 , 6 |
|
|
3 |
|
j |
4 , 0 |
|
4,8 |
j |
5,6 |
j |
5,0 |
|