Тогда, используя частотную характеристику системы ста билизации по углу, имеем
8 = — I W \с ( j®) — ~ — — c o s [ « rf -| - 6 ас ( ш ) ] -
дх
Следовательно,
Л р у = шР у |W ас (Уи)) |
X sin (aid (at) — Рг |WAс (/со) |фо2 (1) sin 0 ас (со).
Рис. 4.Э1. Формы колебаний механической модели, соот ветствующие собственной частоте колебаний маятника
Из этого выражения, полагая фо>0, легко получить, что
ЛРу < |
0 |
при |
2 (Z)sin 0 а с ( со) < |
0; |
ЛРу > |
0 |
при |
z(/)sin 0Ас(со) > |
0. |
Если Лру<0, то система стабилизации рассеивает энер
гию колебаний, т. е. данная форма колебаний устойчивая, и наоборот, при Лру > 0 рассматриваемая форма колеба
ний неустойчивая.
Характеристики автомата стабилизации подбирают таким образом, чтобы обеспечить устойчивость движения ракеты. Так, для формы колебаний, показанной на рис. 4.31, а, б, z (/) <0, поэтому условия устойчивости бу-
дут выполнены, если 0Ас(со)>О. Если форма колебаний имеет вид, показанный на рис. 4.31, в, то система будет устойчивой при sinOAc(w)<0. Так как для обеспечения устойчивости ракеты как твердого тела в рассматривае мом диапазоне частот должно быть 0 а с ( с о ) > О , то при p2/T i>0 объект регулирования с учетом колебаний жид кости в баках структурно неустойчив. Этот результат легко было бы получить и из анализа распределения ну лей и полюсов, соответствующих колебаниям жидкости, воспользовавшись для этого формулой (4.48).
Проведем анализ системы более общего вида, |
урав |
нение возмущенного движения которой имеет вид |
|
Aq-\-C*q = $b. |
(4.95) |
Здесь q —•вектор-столбец обобщенных координат; А — матрица инерционных коэффициентов; С* — матрица ко эффициентов позиционных сил. Для возмущенного дви жения упругой ракеты
C *= C + G -f В.
Для уравнений упругого самолета матрица инерционных коэффициентов А симметрична, а матрица С* в общем случае несимметрична, поскольку объект регулирования представляет неконсервативную систему даже при отсут ствии диссипативных сил.
Обозначим через [£Дх)] столбец координатных функ ций, характеризующих упругие поперечные отклонения корпуса летательного аппарата для каждой степени сво боды. Тогда отклонения корпуса |(х, /) в возмущенном движении можно представить в виде
&(*> t ) = \ \ i { x ) ] Tq .
Столбец эффективностей управляющих органов можно представить в виде
| 5 6 = |
[ £ г ( ^ д ) ] Е у б . |
Здесь хд координата точки приложения управляющих сил.
Угол отклонения управляющего органа в зависимос ти от деформаций корпуса определяется следующим со
отношением для изображений соответствующих функций
8 (s) = IPас («)[«/ (-Кд.у)]7# ^ ),
где Хд.у — координата датчика углового положения. Рассмотрим теперь собственные колебания объекта
регулирования, уравнение которых имеет вид
Наряду с колебаниями исходной системы будем рас сматривать колебания сопряженной системы, которые определяются уравнением
Будем искать решение уравнений (4.96) и (4.97) соответственно в виде q = ue^mt и q = veiwt. Собственные частоты колебаний со, являются корнями следующего характеристического уравнения:
|C*-cdM |= 0.
Исходная и сопряженная системы имеют одни и те же собственные частоты колебаний. В дальнейшем будем по лагать, что среди собственных частот колебаний отсутст вуют равные частоты.
Каждой собственной частоте колебаний сщ соответст вует собственный вектор щ для исходной и щ для сопря женной систем, причем собственные векторы должны удовлетворять соотношениям
C*ui—w)Aai^=0,
C*TVi — oqAVi = 0.
В курсах линейной алгебры доказывается, что собст венные векторы щ и Vi ортогональны, если i ^ j . Условия ортогональности можно получить следующим образом. Пусть
C*Ui — <i?iAUi = 0 ,
Первое соотношение умножим слева на уД, а второе на UiT. Будем иметь
v)C*Ui —m2iVrjA |
= |
0; |
) |
' |
2 т |
' |
0. |
(4.98) |
uLC |
Vj — M2jUiAVj = |
j |
Транспонируя второе выражение, получаем
v TjC * U i — O j V j A u t — 0 .
Вычитая полученный результат из первого равенства (4.98), получим условия ортогональности при i # /, кото рое можно записать в следующих двух формах:
■у}Лнг = 0, v)C*Ui — 0.
Поскольку собственные векторы н, и у* определяются с точностью до произвольного множителя, то их можно нормировать так, чтобы
v}A Ui~ 1, v]C*Ui =«)/.
Зная собственные векторы щ и у,-, можно определить форму изгибных колебаний фюзеляжа при частоте со* для задачи (4.96) и ей сопряженной (4.97)
Еш == [Ег Д) ] T^i', Егг> == [Ег (•*•) ] Т*^г.
Приведем теперь уравнения возмущенного движения (4.95) к каноническому виду. Для этой цели введем в
рассмотрение две матрицы U и V, столбцами которых являются собственные векторы W; и у,. Матрицы U и V обладают следующим свойством:
VrA U=E,
VyC*U=/\, |
(4.99) |
где Е — единичная матрица;Д •— диагональная |
матри |
ца с элементами вида ю,2. |
|
Используя замену переменных |
|
q -U p, |
|
представим уравнение (4.95) в виде
Аи'р + С*ир = [Ы хд)]Р у6.
Умножим каждую часть этого уравнения слева на VT. Учитывая свойство (4.99), получим
р + А р = У ' [ Ь ( х л) } Р уЪ.
В то же время, как легко видеть, имеет место следующее равенство:
^т[£г (*д) ] = [?г'о(*д) ] ■
Поэтому уравнения возмущенного движения в канони ческой форме
р ^ - К р = % ь ( х л)\РЪ.
Переходя к изображениям, получаем
(s2 + со?) Pt (s) = %iv(*я) РуЪfs),— 1,0.1.... лг- (4.100)
Уравнение системы стабилизации можно преобразо вать к следующей форме:
8 (5)= Г Ас (s)[iL: K . y) № |
( s ) |
= |
= ^ A C ( s ) [ S / U( ^ . y ) ] > f S ) = W7A c ( s ) |
^ |
— &1«(*д.у ) Р г |
|
( = - 1 |
(4.101) |
|
|
Определив из уравнения (4.100) pi(s)/6(s) и подставив полученный результат в (4.101), получим
N
1
1= Аа с Ф (s) |
[—Ьа (* л.у)] Pytlv (Ха) |
S 2 - ф (О;
i---1
Дифференцируя это равенство по s вдоль корневой тра ектории, выходящей из k-ro полюса (s=/&)*&), находим
ds |
Ру |
( / СО *ft) %hu (-^ д .у ) £ hv (А 'д ) — |
dkAс |
Ф |
2/со*и |
|
|
= + |
■АAC |
{ХА.\ |
(-£д) X |
|
2«) |
|
|