Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

туация, аналогичная структурной неустойчивости коле­ баний жидкости. Устойчивость упругих колебаний в этом случае может быть гарантирована, т. е. соответствующая корневая траектория будет находиться целиком в левой полуплоскости только при определенной величине демп­ фирования упругих колебаний, которая может быть оце­ нена по формуле, аналогичной (4.89). Поэтому обеспече­ ние устойчивости упругих колебаний амплитудными мето­ дами предъявляет повышенные требования к точности определения коэффициентов демпфирования корпуса ракеты.

Подчеркнем различие между методами фазовой и амплитудной стабилизации с физической точки зрения. В первом случае фазовые соотношения между упругими колебаниями корпуса и колебаниями органов управле­ ния таковы, что работа, совершаемая органами управле­ ния, уменьшает энергию упругих колебаний корпуса. Во втором случае фазовые соотношения не имеют никакого значения. Важно, что энергия, подводимая органами уп­ равления, должна быть меньше энергии диссипации кор­ пуса ракеты.

Задача обеспечения устойчивости упругих колебаний самолета имеет много общего с аналогичной задачей для ракет-носителей. В частности, если частоты упругих ко­ лебаний крыла выше частот изгибных колебаний фюзе­ ляжа, то для обеспечения устойчивости могут быть применены методы фазовой и амплитудной стабилизации в той форме, как они сформулированы для ракет-носи­ телей.

Если частоты упругих колебаний крыла находятся в полосе пропускания системы стабилизации, то выявля­ ются дополнительные требования к характеристикам сис­ темы стабилизации, присущие только крылатым лета­ тельным аппаратам.

Рассмотрим задачу о стабилизации изгибных колеба­ ний стреловидного крыла. Выражение для передаточной функции самолета как объекта регулирования в этом случае дается формулой (4.66), распределение нулей и полюсов при различных скоростях полета представлено на рис. 4.18.

Пусть для стабилизации движения самолета исполь­ зуется демпфер тангажа. Передаточная функция системы автоматического управления (САУ) (см. блок-схему на

251


рис. 4.18), если пренебречь динамикой датчика угловых скоростей, может быть представлена в виде

^ С А У (S) = - Щ - ka -ФСАУ ( s ) = ft)z(s) 1

k m

__ ______________________z__________________

~~д.т5 + 1 )(7 ’^ + 7’15+1)

где Ти Т2, Гд.т — постоянные времени, характеризующие динамику рулевой машины и демпфера тангажа.

Характеристическое уравнение замкнутой системы, учитывая, что coz(s) = q 0(s)s можно представить в виде

 

k (s -j- ft)

со2 ) X .

1 +

Ф с а у (s ) (s2 -f- 2/i*oS

4/

(s2 +

2/zoiS +

coot)

X

(s2 +

2 / i* iS +

соД )

Особенностью передаточной функции объекта является изменение взаимного расположения нуля и полюса, соот­ ветствующих изгибным колебаниям крыла по мере роста скорости полета. При умеренных скоростях полета обыч­ но o)oi< (0*1 и устойчивость по отношению изгибных коле­ баний крыла гарантируется, если 0 > 0 с а у ( о) * ] ) > — 180°. При больших скоростях полета cooi>co*i и устойчивость по отношению изгибных колебаний достигается только при 2 7 О ° > 0 с а у ( о) * 1 ) >90°. Это подтверждается также ре­ зультатами расчета корневых траекторий, которые при­ ведены на рис. 4.18.

В рассматриваемом примере по мере увеличения ско­ рости объект регулирования превращается из структурно устойчивой системы (требования к 0Ас(ю) для стабили­ зации по отношению изгибных колебаний крыла и дви­ жений твердого тела вокруг центра тяжести аналогичны) в структурно неустойчивую. Поскольку скорость полета самолета может меняться произвольно, то это изменение структуры передаточной функции объекта регулирова­ ния может происходить в произвольные моменты време­ ни в отличие от ракеты, полет которой происходит по

25 2


заданной программе и изменение структуры передаточ­ ной функции происходит в определенные моменты вре­ мени.

Обеспечение устойчивости по отношению к изгибным колебаниям крыла при структурно неустойчивой систе­ ме средствами автоматики представляет более сложную задачу, которую целесообразно решать с помощью само­ настраивающихся систем стабилизации. Возможности устранения структурной неустойчивости системы конст­ руктивными мерами также ограничены, так как здесь в отличие от колебаний жидкости в баках, практически не­ возможно существенно увеличить демпфирование изгибных колебаний крыла.

Для тех летательных аппаратов, у которых частоты упругих колебаний крыла и фюзеляжа близки друг к другу, передаточная функция может иметь достаточно специфическое распределение нулей и полюсов, обуслов­ ленных упругими колебаниями, которое зависит от инди­ видуальных характеристик самолета как объекта авто­ матического регулирования.

Сделать в этом случае какие-либо выводы общего ха­ рактера не представляется возможным. Те частные слу­ чаи, которые были рассмотрены, могут указывать путь анализа динамических характеристик объектов регулиро­ вания более сложной структуры.

4.8. УСЛОВИЯ СТРУКТУРНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Как уже отмечалось, наиболее тяжелые условия для стабилизации объекта регулирования возникают в том случае, когда он является структурно неустойчивой сис­ темой. Выясним физические причины возникновения не­ устойчивой структуры объекта и рассмотрим математи­ ческие методы анализа структурной неустойчивости без использования расположения нулей и полюсов переда­ точной функции или частотных характеристик объекта регулирования.

Является ли объект регулирования структурно неус­ тойчивым, можно определить из анализа форм собствен­ ных колебаний объекта при разомкнутой системе стаби­ лизации. Формы собственных колебаний определяются при пренебрежении диссипативными силами.

253


Рассмотрим в плоскости xOz малые движения в на­ правлении оси Oz механической системы, состоящей из жесткого стержня, на котором подвешен маятник (рис. 4.30). В точке О' стержень шарнирно крепят к не­ весомому стержню ВВ', который может свободно пере­ мещаться в направлении оси Oz. На расстоянии А = /л от точки О' к стержню приложена управляющая сила Руб, движение системы происходит в поле массовых сил на­ пряженностью /.

Рис. 4.30. Управляемая механическая маятнико­ вая модель в поле мас­ совых сил

Рассматриваемая система является механической мо­ делью жидкостной ракеты, установленной на испытатель­ ном стенде. Если точка О' совпадает с метацентром, то уравнения возмущенного движения на основании (4.44) можно представить в виде

mz-\- тхгх=^РуЬ-,

Л «Ф + fnxLxrx = ~ Р у1&

(4.94)

mxz -f- mxL $ -f- mxrx- f mxw\rx — 0.

Рассмотрим формы собственных (6 = 0) колебаний системы. При движении системы с частотой со имеем

Перемещение произвольной точки стержня при колеба­ ниях равно

z(x, t) = z(x)eiat,

254

где z(x) является формой колебаний стержня с часто­ той со. Поскольку

z(x, t) = z(t) a)ty(t),

то

 

z{x) = %

(х — а) .

Из первых двух уравнений (4.94) легко получить, что

Zq _ р2

Фо

Li

где

р2 j мц/f?l

и, следовательно, при со=^=0

*(•*:)= ф0

Р_

(х —а) .

А

 

 

Возможные формы колебаний при различных значениях

р2

со=т^0 и — приведены на рис. 4.31. Если р2Д.!<0, то

z(x) =0 при х< а , и узел колебаний располагается выше точки О'. При р2/Е [>0 узел колебаний стержня располо­ жен ниже точки О'. При p2/L i> /Hузел колебаний распо­ ложен сзади точки приложения управляющих сил, если £i = 0, то величина 2о/фо = °°, что соответствует форме поступательного движения стержня.

Рассмотрим колебания, происходящие при замкну­ той системе стабилизации. При очень малом коэффици­ енте усиления &ас формы собственных колебаний совпа­ дают с формами колебаний при разомкнутой системе стабилизации.

Работа АРу за период колебаний, совершаемая уп­ равляющими силами, равна

Ару= j Pytett, t)dt (/— а-)-/л).

о

Пусть

z(x, t) — z (х) cos at.

2 5 5