Файл: Козин В.З. Методы исследований в обогащении учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
Особой спожностыо и ответственностью '.пинаются
экспериментальные работы в производственных условиях. Чем выше уровень априорной информации, тем эконо мичнее и эффективнее может быть проведено исследова ние.
Поэтому любое исследование должно быть начато с поиска априорной информации.
По Л.А.Барскому и Ю,Б.Рубинштейну априорную инфор мацию можно разделить на такие виды:
1. Первичная информация, в которую входят все ори гинальные научные работы.
2. Вторичная информация, в которую входят все работы, так или иначе реферирующие оригинальные.
3.Числовая информация, в которую входят:
а/ постоянные характеристики минералов, реаген тов и т.п.;
б/ характеристики оборудования; в/ вещественный состав и вся прочая характерис
тика проб или продуктов обогащения; г/ показатели, достигнутые в исследованиях с ана
логичными рудами или показатели работы действующего процесса;
д/ экономические показатели.
Почти очевидно то, что приступая к исследованию, необходимо по возможности более полно осуществить поиск априорной информации.
Однако, имеется по крайней мере две причины, за ставляющие разумно ограничить этот поиск.
1. Экономическая. Получение априорной информации так же связано с затратами, как и сам эксперимент, И всегда необходимо соизмерить затраты на поиск инфор мации и на выполнение самого эксперимента.
2. Принципиальная, Не следует забывать, что многие исследования выполнены в условиях, далеких от рассмат риваемых, с несколько иной целью и, возможнее не луч шим образом. В ряде случаев результаты могут быть и
ошибочными. Поэтому желательно ограничивать объем используемой: априорной информации только бесспорными данными. Имеющаяся априорная информация не должна сковывать исследователя и он должен оставлять за со бой право на п о и с к глобального экстремума.
Следует помнить, что информация при неверном её использовании приносит вред.
1.2.Анализ информации
Само по себе экспериментирование является сложным
творческим процессом, а проведение экспериментальных работ ютносится к области научных исследований. Пра вильная постановка опытов, и в особенности их интерпре тация характеризует н а у ч н ы й . уровень работни ка.
Когда речь идет о нескольких переменных, интерпре тация апостериорной информации представляет собой уже весьма сложную задачу.
Приведем пример, характеризующий эту сложность, заимствованный из книги Д.Финни 'Введение в теорию планирования экспериментов"', изд. 'Н аука', М., 1970.
Экспериментатору предлагали вращать пять градуирован
ных рукояток, изменение положений которых |
влияло |
на показания вольтметра. Рукоятки связаны |
с функцио |
нальными потенциометрами, позволяющими набирать функ
цию |
пяти переменных любой сложности. Отсчёт по вольт |
метру |
производится и с п ы т у ю щ и м . Экспери |
ментатору разрешалось ставить рукоятки в Любое поло жение, но каждый сообщаемый ему результат, показыва
емый вольтметром. считался |
о п ы т о м . Опыт услов |
|
но стоил.120000 долларов. Любое увеличение показания |
||
вольтметра по |
сравнению с максимально достигнутым |
|
в предыдущих |
о п ы т а х |
давало экспериментатору |
выигрыш 500000 долларов на единицу приращения пока зания вольтметра /заметим, кстати, что эти ігуммы
.вполне соответствуют масштабам затрат на опыты и результатам, получаемым на современных обогатительных фабриках/. Оказалось, что только некоторым испытуемым
/двум/, хорошо знавшим т е о р и ю |
э к с п е р и |
м е н т а , удалось получить практически |
оптимальные |
результаты: 15,9 и 16,3 единицы при максимуме 16,5, при- |чем затратили они на это соответственно 20 и 31 опыт /выигрыш 15,9x500000 - 20x120000 = 5500000 долларов и 4430000 долларов соответственно/. Один представитель затратил 34 опыта, увеличив показания вольтметра лишь на 9,0 ед. и получив прибыль всего 420000 долларов.
Большинство же экспериментаторов получили |
н у л е |
||
в у ю |
п р и б ы л ь |
и даже допустили |
ч и с т ы е |
п о т е р и , доходящие до 2-3 млн.долларов. |
|
||
Это показывает, что |
неправильная с т р а т е г и я |
экспериментатора может привести к отрицательному ре зультату даже в том случае, когда имеется объективная возможность получить з н а ч и т е л ь н ы й поло жительный эффект.
Приведенный пример интересен и тем, что выявлены некоторые типичные ошибки экспериментаторов. Приведем их:
1. Робость: не исследуется вся область переменных посредством крупных шагов прежде чем концентрировать внимание на уакой области.
2. Вхождение в колею: слишком быстро два или три хороших результата принимаются за свидетельство хоро шего уровня какого-либо фактора,
3.Вера в линейность: пренебрегают тем, что функция может быть достаточно сложной по сравнению с гипер плоскостью.
4.Пренебрежение ошибкой: не допускают мысли, что
иногда хороший результат меж от быть вызнан соответ ствующим стечением различных ошибок.
б. Отказ исключить не относящееся к делу: в одном эксперименте испытуемые не обнаруживали, что одна из
рукояток не влияет на показания вольтметра.
6. Отсутствие склонности к остановке; некоторые
субъекты не обращали д о л ж н о г о |
в н и м а |
||
н и я |
на стоимость опытов и продолжали их, когда |
||
с у щ е с т в е н н о г о |
выигрыша уже |
не получали. |
Конечно, это не полный перечень ошибок, которые может допустить экспериментатор, но указанные доста точно характерны потому, что подчеркивают важность
выбора |
с т р а т е г и и |
поиска и |
о п т и |
||
м а л ь н о г о |
ч и с л а |
о п ы т о в |
при про |
||
ведении |
экспериментальных работ. |
|
|
||
1.3, Основные виды исследований |
в |
|
|||
|
|
обогащении |
|
|
В соответствии с уровнем априорной информации и целью исследований экспериментальные работы в обога щении можно раадепить на такие виды;
1. Изучение обогатимости полезного ископаемого. При этом выделяются:
а / поиск способа обогащения; б/ поиск факторов, обеспечивающих наилучшие ре
зультаты при данном способе обогащения; в/ поиск оптимальных технологических режимов в
лабораторных условиях; г/ поиск оптимальных режимов в полупромышлен
ных и промышленных условиях /непрерывный процесс, низкая точность измерений, высокий уровень помех, на личие дрейфа и т.п./.
2.Изучение механизма явлений, происходящих при обо гащении.
3.Снятие различного рода характеристик процесса • /кинетика процесса, регулировочные характеристики и
т„п,/.
4. Получение расчетных графиков, зависимостей, шкап приборов,
б. Исследование свойств новых аппаратов н приборов.
Кроме того, труд технодога связанно постоянным.
а н а л и з о м того богатейшего фактического ма териала , который постоянна накапливается на действу ющих обогатительных фабриках, и это есть не что
инбе, как обработка результатов |
э к с п е |
р и м е н |
|||
т о в , |
которые ставит |
п р и р о д а |
/в |
широком |
|
смысле этого слова/ и |
рабочие |
на предприятии. |
|||
Так |
что а н а л и з |
э к с п е р и м е н т а л ь |
|||
н ы х |
д а н н ы х |
иногда может |
быть превалиру |
ющим в работе технолога.
1.4.Концепции активного и пассивного
экспёриме нтов
Понятия активного и пассивного экспериментов не являются строгими, однако они удобны для различия двух подходов и возможностей получения апостериорной информации.
Активными будем называть эксперименты, условия осуществления которых находятся в руках эксперимен татора И-задаются им.
Активный эксперимент - основной тип эксперимента в лабораторных условиях. Исключительно ценным качест
вом его является |
в о з м о ж н о с т ь |
п л а |
|
н и р о в а н и я |
хода |
эксперимента и его |
о п т и - |
м и з а ц и я. |
|
|
|
Пассивным будем называть эксперимент, |
условия |
||
осуществления которого не зависят от воли |
экспери |
||
ментатора^ последнему |
приходится довольствоваться |
||
только наблюдением за |
ходом процесса. |
|
Пассивный эксперимент - нередко встречающийся тип эксперимента в промышленных условиях. При его выпол нении экспериментатор вынужден приспосабливаться к
существующим условиям. Теоретически |
п р е д п о ч |
|
т и т е л ь н ы м |
всегда является |
активный экс |
перимент. |
|
|
Иногда встречается мнение, что пассивный экспери мент вообще нецепесообразен и редко приносит интерес
ные результаты.
Еще раз подчеркнув, что там, где это только воз можно, предпочтительнее активный эксперимент, укажем на те случаи, когда пассивный эксперимент неизбежен, 1. При изучении влияния на результаты промышлен
ных процессов каких-либо изменяющихся воздействий, стабилизация которых на определенных уровнях невоз можна, или экономически невыгодна. Например, практи чески невозможно осуществить поступление на фабрику руды вполне определенного состава, стабилизировать температуру пульпы, учесть износ оборудования и т.п.
2.При изучении закономерностей в свойствах продук тов обогащения.
3.При изучении фактических изменений показателей за прошедший период.
4.При изучении хода технологического процесса.
б. При изучении качества управления процессом и т.п.
Таким образом, уделив должное внимание активным методам, необходимо знать и уметь пользоваться прие мами пассивных методов.
|
1.5. Факторы |
и |
модель |
|
|
В дальнейшем мы будем иметь дело с некоторым |
|||||
абстрактным |
о б ъ е к т о м , на котором осуществля |
||||
ется эксперимент. |
|
|
|
||
В процессе эксперимента исследователь ставит |
|||||
опыты. |
|
|
|
|
|
О п ы т |
-осуществление |
определенного |
воздействия |
||
на объект и регистрация получаемого результата. |
|||||
На |
объект воздействуют |
ф а к т о р ы . |
перемен |
||
Фактором |
называется |
входная независимая |
|||
ная, которая может принимать на некотором интервале |
|||||
времени |
определенные значения. |
|
Каждый фактор имеет область определения/или су
ществования/. Если X - все множество значений ОС , то х£Х. . Эта область может быть непрерывной или дискретной, а сам фактор количественным, либо качест венным.
Пример количественного фактора - содержание твер дого в пульпе.
Пример качественного фактора - сорт руды, тип ре агента, способ флотации и т.п.
К каждому фактору в активном эксперименте предъяв ляются следующие требования;
а / |
фактор должен быть |
у п р а в л я е м , |
б/ фактор должен быть |
о п е р а ц и о н а л ь |
|
н ы м , |
т.е. должны быть указаны последовательность и |
|
способ его установки и контроля, |
||
в/ |
фактор должен быть |
п е р в и ч н ы м , т.е. |
непосредственно воздействовать на объект, а не быть функцией других, более элементарных воздействий,
г/ фактор должен быть измеряем достаточно точно.
Ксовокупности факторов предъявляются требования;
а/ совместимость, т.е. все их комбинации осущест вимы и безопасны/
б/ независимость.
Важным понятием является |
о б л а с т ь |
о п р е |
|
д е л е н и я |
ф а к т о р а . |
Эта область |
определя |
ется ограничениями. Ограничения могут быть: |
|
а/ принципиальные, например, температура не может быть меньше абсолютного нуля, для конкретного аппарата может быть невозможной подача отрицательного коли чества воды, содержание компонента не мож ет быть мень ше нуля и т.п. /это. условия физической осуществимости/.
б/ технические, связанные с возможностями аппара туры, дозаторов и т.п.
в/ экономические, связанные с дефицитностью ком понентов, временем эксперимента и т.п.