Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'

- 91 -

определению сопротивления от уклона пути

к

td

а

<o X

и

о

д

 

 

 

-

98

-

 

 

 

С о п р о т и в л е н и е

о т к р и в и в »

п у т и .

При движении на кривых участках пути возникает дополнитель­

ное сопротивление вследствие трения гребней колес о рѳльоы,

скольжения колес, поворачивания

тележек вагонов и локомотивов,

которое зависит

в осгіовном от радиуса кривой и ширины колеи.

 

Для вагонов колеи 1524 им

 

 

 

на

стационарных путях

 

 

 

 

 

 

 

W r =

 

к г/т •,

(32)

 

на

передвижных путях

 

 

 

 

 

 

 

Wr =

 

кг/т;

(33)

 

при

колее 750 мм

 

 

 

 

 

на

стационарных

путях

 

 

 

 

 

 

 

wr =

 

кг/т,

(34)

 

на

передвижных

путях

 

 

 

 

 

 

 

Ѵг= - 8| ^ -

к г/т,

(35)

 

где

В. - радиус кривой, и .

 

 

 

 

 

Полученные выражения справедливы для случаев,

когда дли­

на

поезда меньше или равна длине кривой. При длине

поезда

боль­

ше длины кривой выражения нужно умножить на отношение

1п ,

где

L r - длина

кривой,

м;

1 п - длина поезда, м. .

При сов­

падении кривой с уклоном значения их сопротивлений

суммируют

и получают так

называемый приведенный уклон І„:

 

 

 

 

іп=

І і

+ W r &,.

(36)

 

 

Полное сопротивление движению поезда равно сумме состав­

ляющих сопротивлений:

 

 

 

 

 

 

W k= P (w „ + w r ± i) + Q(w|j + w r ± i ) ,

(37)

 


-

99 -

 

С о п р о т и в л е н и е

п р и т р о г а н и и

с

м е с т а . Сопротивление при

трогании с места иногда в

несколь­

ко раз превышает ооновноѳ сопротивление при установившемся дви­ жении, Увеличение сопротивления прі трогании с места объясняет­ ся главным образом повышением коэффициента трения в шейках осей воледствие уменьшения толщины олоя смазки и увеличения её вязкости, особенно зимой,

Для трогания с места всех вагонов поезда одновременно (например, когда поезд находится в растянутом состоянии) тре­ буется весьма большое усилие локомотива. Поэтому для облегче­ ния трогания с места машинисты часто производят осаживание или сжатие растянутого поезда, после чего вагоны трогаются о места не одновременно, а по одному или небольшими группами,

На основании опытных данных величину основного удельного сопротивления при трогании с места можно определять по форму­

ле

 

 

 

 

 

 

 

Ѵ/о+ѴѴтр

= 1 1 ,2

-

0,3 q-0 ,

(38)

где w Tp -

сопротивление при

трогании

 

о места,

 

q 0 -

нагрузка от

оси на

рельс,

т,

 

 

§ 3,

Тормозная сила

поезда

 

Тормозной силой называется искусственно создаваемая и регулируемая внешняя сила, направленная против движения поевда. Чаще всего тормозная сила создается прижатием тормозных коло­ док к колесам локомотива и вагонов оилой сжатого воздуха (пнев­ матическое торможение). На электровозах в качестве дополнитель­ ного тормозного средства применяется также электрическое тормо­

жение (рекуперативное и реостатное).

При рекуперативном

торможе­

нии тяговые двигатели

переводятся в

генераторный режим

и кинети­

ческая энергия поезда

превращается в

электрическую, возвращаемую

в сеть. При реостатном торможении двигатели отключаются от кон­ тактной сети и работают в генераторном режиме на пусковые сопро­ тивления,



- 100 -

Рассмотрим процесс образования тормозной силы в резуль­ тате накатил тормозных колодок.Вследствие прикатил ториоэной

колодки к

катящемуся колѳоу

оилойК

возникает

сила трения К ^ к,-

где

ij>K -

коэффициент трения между колодкой и колесом

(рис, 34). Вывывая

реакцию букоы, сила К ц>к образует о ней

внутреннюю пару

сил

K VJK

и ОС. Заменяем

эту

пару сил экви­

валентной

парой

сил

B D и

Вк . Сила Во

ПРИ

оцеплении

колеса с рельсом вызывает горизонтальную реакцию рельса

Во

= Вс

= Вк

. При этих условиях

сила

В ц

,

действуя

через букоу на' раму, вызывает торможение. Таким образом,

тормозная

сила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В к = К 4 к .

 

 

 

(39)

Рис, 34, Схема действия тормозной силы


<

- IOI -

Величина тормозной силы, как и силы тяги, ограничена силой сцепления колеса с рельсом

- KifK^Po-vy.

. (40)

При несоблюдении этого условия происходит заклинивание колеса, и оно будет скользить по рельсам (.движение юзом). Поэтому величина нажатия тормозных колодок

 

 

К ■=Р0'

 

= Po Ö

 

 

(41)

 

Отношение

К / Р 0=

5

называется

коэффициентом

нажатия

тормозных колодок. Для локомотивов принимают

6

= 0 ,5 ;

для грузовых вагонов

 

0 = 0 ,6 + 0,7;

для рудничных

электро­

возов

3 = 0

,В * I .

Следовательно,

по условиям

сцепления

тормозных колес с рельсами можно допустить у грузовых вагонов

силу

нажатия

]<* 0,7 Р0 , т .е .

она

составляет 70# от нагрузки

колеса на

рельс.

 

 

 

 

 

 

 

Тормозная

 

сила по.езда

 

 

 

 

 

 

 

 

Вк = І0 0 0 ІК ^ к

КГ

 

 

(42)

 

 

 

Вк = 1000 і|ц (Г р К

+ Е ЦК) ,

(43)

гд е

Ц р К -

сумма

нажатий

колодок

на

оси

локомотива, к г ;

5 ІЧК -

сумма

нажатий

колодок

на

оси

вагон ов,

к г .

 

Удельная

тормозная

сила

 

 

 

 

 

 

Ър=

 

■■= 1000

 

 

 

= 1000

Йг/Лг> ( ^ )