Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
' |
- 91 - |
определению сопротивления от уклона пути
к
td
а
<o X
и
о
д
|
|
|
- |
98 |
- |
|
|
|
С о п р о т и в л е н и е |
о т к р и в и в » |
п у т и . |
||||
При движении на кривых участках пути возникает дополнитель |
|||||||
ное сопротивление вследствие трения гребней колес о рѳльоы, |
|||||||
скольжения колес, поворачивания |
тележек вагонов и локомотивов, |
||||||
которое зависит |
в осгіовном от радиуса кривой и ширины колеи. |
||||||
|
Для вагонов колеи 1524 им |
|
|
|
|||
на |
стационарных путях |
|
|
|
|
|
|
|
|
W r = |
|
к г/т •, |
(32) |
|
|
на |
передвижных путях |
|
|
|
|
|
|
|
|
Wr = |
|
■ |
кг/т; |
(33) |
|
при |
колее 750 мм |
|
|
|
|
|
|
на |
стационарных |
путях |
|
|
|
|
|
|
|
wr = |
|
кг/т, |
(34) |
|
|
на |
передвижных |
путях |
|
|
|
|
|
|
|
Ѵг= - 8| ^ - |
к г/т, |
(35) |
|
||
где |
В. - радиус кривой, и . |
|
|
|
|
||
|
Полученные выражения справедливы для случаев, |
когда дли |
|||||
на |
поезда меньше или равна длине кривой. При длине |
поезда |
боль |
||||
ше длины кривой выражения нужно умножить на отношение |
1п , |
||||||
где |
L r - длина |
кривой, |
м; |
1 п - длина поезда, м. . |
При сов |
||
падении кривой с уклоном значения их сопротивлений |
суммируют |
||||||
и получают так |
называемый приведенный уклон І„: |
|
|
||||
|
|
іп= |
І і |
+ W r &,. |
(36) |
|
|
|
Полное сопротивление движению поезда равно сумме состав |
||||||
ляющих сопротивлений: |
|
|
|
|
|
||
|
W k= P (w „ + w r ± i) + Q(w|j + w r ± i ) , |
(37) |
|
- |
99 - |
|
С о п р о т и в л е н и е |
п р и т р о г а н и и |
с |
м е с т а . Сопротивление при |
трогании с места иногда в |
несколь |
ко раз превышает ооновноѳ сопротивление при установившемся дви жении, Увеличение сопротивления прі трогании с места объясняет ся главным образом повышением коэффициента трения в шейках осей воледствие уменьшения толщины олоя смазки и увеличения её вязкости, особенно зимой,
Для трогания с места всех вагонов поезда одновременно (например, когда поезд находится в растянутом состоянии) тре буется весьма большое усилие локомотива. Поэтому для облегче ния трогания с места машинисты часто производят осаживание или сжатие растянутого поезда, после чего вагоны трогаются о места не одновременно, а по одному или небольшими группами,
На основании опытных данных величину основного удельного сопротивления при трогании с места можно определять по форму
ле |
|
|
|
|
|
|
|
Ѵ/о+ѴѴтр |
= 1 1 ,2 |
- |
0,3 q-0 , |
(38) |
|
где w Tp - |
сопротивление при |
трогании |
|
о места, |
|
|
q 0 - |
нагрузка от |
оси на |
рельс, |
т, |
|
|
|
§ 3, |
Тормозная сила |
поезда |
|
Тормозной силой называется искусственно создаваемая и регулируемая внешняя сила, направленная против движения поевда. Чаще всего тормозная сила создается прижатием тормозных коло док к колесам локомотива и вагонов оилой сжатого воздуха (пнев матическое торможение). На электровозах в качестве дополнитель ного тормозного средства применяется также электрическое тормо
жение (рекуперативное и реостатное). |
При рекуперативном |
торможе |
|
нии тяговые двигатели |
переводятся в |
генераторный режим |
и кинети |
ческая энергия поезда |
превращается в |
электрическую, возвращаемую |
в сеть. При реостатном торможении двигатели отключаются от кон тактной сети и работают в генераторном режиме на пусковые сопро тивления,
- 100 -
Рассмотрим процесс образования тормозной силы в резуль тате накатил тормозных колодок.Вследствие прикатил ториоэной
колодки к |
катящемуся колѳоу |
оилойК |
возникает |
сила трения К ^ к,- |
|||||
где |
ij>K - |
коэффициент трения между колодкой и колесом |
|||||||
(рис, 34). Вывывая |
реакцию букоы, сила К ц>к образует о ней |
||||||||
внутреннюю пару |
сил |
K VJK |
и ОС. Заменяем |
эту |
пару сил экви |
||||
валентной |
парой |
сил |
B D и |
Вк . Сила Во |
ПРИ |
оцеплении |
|||
колеса с рельсом вызывает горизонтальную реакцию рельса |
|||||||||
Во |
= Вс |
= Вк |
. При этих условиях |
сила |
В ц |
, |
действуя |
||
через букоу на' раму, вызывает торможение. Таким образом, |
|||||||||
тормозная |
сила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В к = К 4 к . |
|
|
|
(39) |
Рис, 34, Схема действия тормозной силы
<
- IOI -
Величина тормозной силы, как и силы тяги, ограничена силой сцепления колеса с рельсом
- KifK^Po-vy. |
. (40) |
При несоблюдении этого условия происходит заклинивание колеса, и оно будет скользить по рельсам (.движение юзом). Поэтому величина нажатия тормозных колодок
|
|
К ■=Р0' |
|
= Po Ö |
• |
|
|
(41) |
|
Отношение |
К / Р 0= |
5 |
называется |
коэффициентом |
нажатия |
||
тормозных колодок. Для локомотивов принимают |
6 |
= 0 ,5 ; |
||||||
для грузовых вагонов |
|
0 = 0 ,6 + 0,7; |
для рудничных |
электро |
||||
возов |
3 = 0 |
,В * I . |
Следовательно, |
по условиям |
сцепления |
тормозных колес с рельсами можно допустить у грузовых вагонов
силу |
нажатия |
]<* 0,7 Р0 , т .е . |
она |
составляет 70# от нагрузки |
||||||
колеса на |
рельс. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Тормозная |
|
сила по.езда |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Вк = І0 0 0 ІК ^ к |
КГ |
|
|
(42) |
|||
|
|
|
Вк = 1000 і|ц (Г р К |
+ Е ЦК) , |
(43) |
|||||
гд е |
Ц р К - |
сумма |
нажатий |
колодок |
на |
оси |
локомотива, к г ; |
|||
5 ІЧК - |
сумма |
нажатий |
колодок |
на |
оси |
вагон ов, |
к г . |
|||
|
Удельная |
тормозная |
сила |
|
|
|
|
|
||
|
Ър= |
|
■■= 1000 |
|
|
|
= 1000 |
Йг/Лг> ( ^ ) |