Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

- 200

-

 

 

показаны ручные тележки

е подъемной

платформой московского

завода "Проммеханизация"

типа ТР-0,25 и ТР-І

грузоподъемностью

соответственно 0,25

и

I т .

 

 

 

Вти тележки предназначены

для

перевозки

штучных грузов,

уложенных на поддон-столик. Тележки состоят из двух рам: нижней, соединенной с обрезиненными колесами, и верхней, служащей для подъема груза. Верхняя рама шарнирно соединена с нижней.

Два колеоа тележки посажены на горизонтальную ось, неподвижно прикрепленную к нижней раме. Два других колеса, кроме горизон­ тальной оси, имеют вертикальную ось, что позволяет разворачи­ вать тележку на весьма небольшой площади.

Для транспортировки груженого или порожнего поддона-сто­ лика необходимо тележку о опущенной верхней рамой закатить под столик и при помощи рукоятки механизма подъема поднять верхнюю раму в крайнее верхнее положение; при этом грузовой стол будет приподнят над полом и окажется на верхней раме те­ лежки. Рукоятка механизма подъема одновременно является и ру­ кояткой передвижения. Для освобождения тележки от груза необ­ ходимо нажимом на педаль опустить верхнюю раму и выкатить те­ лежку из-под грузового стола. Грузовые столы широко применяют­

ся и на технологических операциях, по мере выполнения

которых

Л загрузки столиков) они увозятся ручными тележками с

подъемной

платформой.

Применение тележек с подъемной рамой позволяет накапливать' мелкие изделия на грузовых столиках и затем сраэу перевозить их, не задерживая тележки под подгрузкой и разгрузкой, благо­ даря чему количество необходимых тележек при том же грузооборо­ те резко снижается.

§ 4. Самоходные тележки

Самоходные тележки применяются для внутрицехового и меж­ цехового обслуживания и для связи цеха со складом готовой про­ дукции при расстоянии перемещения грузов 100 - 500 м. Самоход­


- 201 -

ные тележки бывают трех- и четырехколесными. Четырехколеоные тележки изготовляются с двумя и четырьмя поворотными колесами. Тележки с четырьмя поворотными колесами имеют лучшую проходи­ мость,чем трехколеоные, но оложнеѳ по конструкции.-В отечест­ венной и зарубежной практике основное применение получили электротележки с приводом от аккумуляторных батарей.

В отдельных случаях применяются троллейные тележки, ко­ торые получают влектрический ток от двух токопроводящих троллей посредством токоснимателей. В эксплуатации они ѳкономичнее аккумуляторных электротележек, однако менее безопасны и могут работать при неразветвленной трассе вдоль линии обслуживания участка с регулярной переброской грузов между цехами. Троллей­ ные тележки нельзя применять во взрывоопасных цехах.

Автотележки приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания. Передача вращения от вала двигателя к ведущим коле­ сам осуществляется при помощи зубчатой или цепнойпередачи.

Для автотележек не требуется специальных зарядных устройств, они могут работать практически без перерывов (время заправки их невелико). К недостаткам автотележек следует отнести выде­ ление отработанных газов в цехе, вследствие чего их не рекомен­ дуется применять в низких помещениях с плохой вентиляцией.

Применяются также автоэлектротележки, в которых движе­ ние от вала двигателя внутреннего сгорания передается генера­ тору постоянного тока, питающему тяговый электродвигатель н двигатель подъема платформы. В автоэлектротѳлежках проще пе­ редаточный механизм, легче' управление, достигается более

плавный и быстрый разгон при трогании

о места по сравнению

с автотележками. Вместе с тем общее

электромеханическое обору­

дование таких тележек усложненное.

 

Во взрывоопасных цехах, где требуется соблюдение всех усло­ вий безопасности, грузы перемещаются на пневмотележках. Пневмотележка имеет пневматический двигатель, движущей силой в таких тележках является сжатый воздух, находящийся под давлением до 150 ат. Основными их недостатками являются необходимость

- 202

компрессорной установки для создания высок ого. давлен ил, большой вес и громоздкость баллонов, потребность в частых перезарядках и высокая стоимость энергии.

Конструкции тележек бывают различными: о неподвиж­ ной относительно рамы (неподъемной) платформой и с подъемной

платформой, предназначенной для быстрой загрузки и разгрузки грузов, предварительно уложенных на специальных стеллажах или в контейнерах, имеющих ножки или полозья такой высоты, что под них может быть подведена подъемная платформа тележки.

Наиболее широко применяемые в наотояиее время вое акку­ муляторные электротележки можно подразделить на две Группы:

1)аккумуляторные самоходные тележки с подъемной платфор­ мой или вилами, управляемые с пола}

2)аккумуляторные самоходные тележки с подъемной платфор­ мой или вилами, управляемые с площадки.

 

Тележки, управляемые

с пола, имеют грузоподъемность

0,5

- 2 т и предназначены

для работы внутри

цехов и окладов

при

транспортировке тарно-штучных грузов на

расстояние

до 100 ы

и укладке их в один яруо. Они могут применяться также

для

обслуживания станочных и сборочных линий, погрузки и разгрузки

крытых вагонов, грузовых

автомашин и автофургонов.

 

 

 

Тележки, управляемые

с площадки, имеют

грузоподъемность

I -

5,0 т и также служат

для транспортировки тарно-штучных

грузов внутри цехов и складов и укладки их

в один ярус,

а

также

для

межцехового транспортирования грузов на

расстояние

до

200 м

и производства перегрузочных операций с ними и укладкой в один ярус.

Электротележки широко применяются на предприятиях разных

отраслей промышленности, на железнодорожном

и водном транспорте,

в аэропортах, в строительстве, на складах и

др.

Электротеленка с

подъемными вилами ЭТВ-0,5 (рис. 59)

имеет

I (узоподьемность 0,5

т. Подъемная рама I тележки состоит

из

вертикального каркаса и двух приваренных к нему вйл коробча­ того сечения.


- 203 -

S S O

U -----------------------

0 7 8 --------- »-I

грузоподъемностью 0,5 т:

I - подъемная рама; 2 - корпус механизма передвижения; 3 - гидро­ цилиндр; Ч - вили; 5 - переднее колесо; 6 - аккумуляторная бата­

рея;

7 - дверцы; 8 - привод передвижения; 9 - приводное и управ­

ляемое колесо;

Ю -

рукоять управления; II - кнопка сигнала;

12 -

вольтметр;

13 -

кнопка подъема; U - замок зажигания:

 

 

15 -

кнопка спуска; 16 - амперметр

На раме устанавливается аккумуляторная батарея. Рама тележки шарнирно соединяется с корпусом механизма передвижения 2 и поднимается вместе с вилами двумя вертикально расположенными гидроцилиндрами 3. На вилах смонтированы передние металли­ ческие колеса 5 и рычажный механизм для их регулирования.

Когда груз доставлен на место, водитель нажимает кнопку "Спуск", открывается спускной клапан,и вилы с грузом занимают исходное положение, Для таких же условий работы предназначена электро­ тележка с подъемной платформой ЭТП-0,5,

К группе электротелеиек о подъемной платформой или подъем­ ными вилами, управляемых с площадки,относятся три электротележки с подъемной платформой и две их модификации! электротелеккаеамосвал и электротелекка о подъемником кранового типа.

Электротелекка о подъемной платформой ЭКП-750 (рис. 60) имеет грузоподъемность 750 кг и благодаря небольшим размерам находит применение в цехах заводов, фабрик и окладских помеще­ ниях. Электротелекка имеет следующие основные узлы: раму с

платформой, задний мост,

передний

(ведущий) мост с редуктором

и тормозным устройством,

систему

рулевого

управления и электро­

оборудование. На раме установлен

ящик для

аккумуляторов. На

базе элентротелекки ЭКГІ-750 Батумский электромеханический за­ вод выпускает электротележку о краном ЭКБ-П-750 и электротележ­ ку с подъемной платформой ЭТИ грузоподъемностью I т.

Для обслуживания предприятий отдельных отраслей промышлен­ ности, базисных складов и др. выпускается электротележка ЭТ-350 грузоподъемностью 3,2 т . Управление тележкой рулевое.

Электротеленка-самосвал УТМ-С является модификацией электро­ тележки ЭТН и предназначена для перевозки штучных деталей рос­ сыпью и сыпучих грузов общим весом до 1000 кг на территориях промышленных предприятий, портов, вокзалов и пр.


- 205 -

Рис.60.

Электротелекка ЭІШ-750 с подъемной платформой -грузоподъемностью 0,75

т:

I

—рама, 2 —грузовая платформа; 3 —переднее

колесо; 4 — заднее колесо;

 

5 —подножка дли водителя;6 - педаль тормоза;7

- рукоятка управления; 8

-

ру­

коятка включения скоростей; 9 - рукоятка для переключения редукторов на

 

 

движение или подъем платформы; 10 - кнопка сигнала; II - гнездо замка

 

 

-206 -

Вгруппу беленек с неподвижной платформой входят электро­ тележки ЗК-2 и ЭК-2А грузоподъемностью 2 т и ЗТ-550 (рис. 61) грузоподъемностью 5 т . Злектротележки ЭК-2 и ЭК-2А предназна­ чена в основном для внутризаводских перевоэок различных гру­ зов с заездом внутрь цехов и складов. Злектротележка ЭТ-550 предназначена для обслуживания заводов крупного машиностроения, крупных базовых складов, предприятий цветной металлургии и др.

Для предприятий цветной металлургии выпускаются специаль­ ные большегрузные электротележки. Большегрузные электротележки предназначены -для внутрицеховых и межцеховых перевозок ковшей

срасплавами магния и хлористого магния на титаномагниевых комбинатах (модель ЭТ-ІОІО) и ковшей с расплавами алюминия на предприятиях алюминиевой промышленности (модель ЗТ-І020) по дорогам с гладким и твердым дорожным покрытием (асфальт, бетон, кирпич на ребро, металлические плиты или решетки).

Широкое применение на предприятиях нашей страны нашли

электротележки болгарской фирмы "Балнанкар". Влектротележки этой фирмы имеют грузоподъемность от 630 до 2000 кг и оснащены подъемными вилами или платформой, при помощи которых груз подхватывается, приподнимается надколом на высоту до 125 им и транспортируется в нужном направлении.

При наличии поддонов или контейнеров, оборудованных специальными высокими ножками, электротележки с подъемными платформами дают хороший эффект, так как операции съема и уста­ новки груза на платформу занимают лишь несколько секунд.

§ 5. Тягачи и прицепные тележки

Электротѳлежки могут вести груз на своей платформе, а также буксировать одну-две прицепных тележки. Для буксировки большого количества тележек при дальности транспортирования свыше 300 - 400 н целесообразно применять специальные тягачи, имеющие большой сцепной вес. Благодаря большому сцепному весу и мощному двигателю они могут развивать большое тяговое усилие.


- 207 -

1600

W0-

 

U —

 

4

 

 

 

 

2

 

 

36 0 0

 

Р ц с .

61.

Э л е к т р о т е л е я к а

ЭТ-550 с н е п о д ъ е м н о й

 

п л а т ф о р м о й г р у з о п о д ъ е м н о с т ь ю 5 т :

I - рама;

2 -

рессора; 3 - колесо

с пневыршиной; в - ящик

с аккумуляторной батареей;

5 -

рулевое управление

- 208 -

Тягач имеет высокую производительность,так как не расходу­ ется время на ожидание погрузки и разгрузки груза и на подъем платформы. Тягачи в зависимости от способа питания их энергией делятся на электрические контактные, аккумуляторные и с двига­ телями внутреннего сгорания.

Контактные электротягачи наиболее дешевы в эксплуатации, но наличие проводов резко снижает независимость передвижения в любом направлении. В условиях цехов и заводов при большом

разветвлении путей чаще всего применяются аккумуляторные электро тягачи.

Электротягачи можно эксплуатировать внутри цехов и складов для подвоза деталей и узлов непосредственно к рабочим местам, так как при работе такого тягача воздух не загрязняется. Электротягачи нашли также широкое применение для работы на тер­ риториях аэропортов, морских и речных портов и железнодорожных станций. Электротягач АТБ-250(рис. 62)с тяговым усилием 250 кг предназначен для транспортирования штучных и сыпучих грузов, размещенных на прицепах, общим весом до 7 т (при коэпкрициенге сопротивления движению 0,u35j,

Тягач представляет собой самоходную машину на четырех колесах с автосцепкой и съемной кабиной,- Основные узлы тнгача: рама и передний щит; передний мост и рулевое управление; задний мост и привод; ручной и ножной тормоза; сиденье для во­ дителя и пассажира; прицепное устройство и электрооборудова­ ние. Все основные узлы машины расположены на стальной сварной раме. Скорость передвижения тягача с грузом 7 км/ч и без гру­ за 12 км/ч.

Сиденье водителя подпружинено. Когда водитель встает, пружины поднимают сиденье и шток микровыключателя разрывает электроцепь управления; при посадке водителя цепь восстанавли­ вается. Сцепка тягача с прицепом автоматическая, а отцепка происходит при помощи рычага управления из кабины водителя. Электротягач такого не типа АТЕ-300 имеет тяговое усилие 300 кГ.