Файл: Василинин В.Н. Автоматизированное вождение тяжелых самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
3> Доплеровские измерители путевой скорости и угла сноса (ДИСС)
Эффект Доплера, который положен в основу ДИСС, проявляется-в том, что при облучении земной поверхности электромагнитной энергией с летящего самолета частота принятых на нем отраженных колебаний изменяется в за висимости от путевой скорости. Величина изменения часто ты называется частотой Доплера:
^д = /п р м — Л'прд) |
(78) |
где / прм — частота приема; /прд — частота передачи.
6
Рис. 33. К принципу действия ДИСС
Внастоящее время известно несколько схем ДИСС, от личающихся по характеру излучения, числу лучей антен ного устройства, методу выделения доплеровской частоты, преобразованию сигналов, учету крена и тангажа и т. д.
Вкачестве примера на рис. 33 показана геометрия че тырехлучевого излучения и приема и упрощенная блоксхема ДИСС непрерывного действия. На рис. 33, а показа на горизонтальная схема излучения, а на рис. 33, б — вер-
85
тикальная. В горизонтальной плоскости лучи расположены симметрично относительно продольной оси самолета под углом а, в вертикальной же плоскости лучи направлены
под углом |
в |
к горизонту. |
|
|
|
В вычислителе средняя доплеровская частота по лучам |
|||||
определяется попарно 1, 3 и 4, 2 из соотношений: |
|
||||
1 7 |
|
I / | — /о I + |
I /з — /о I |
cos (а — УС) cos 6 . , 7ГЛ |
|
Г Я 1,3 — |
2 |
— |
г п |
’ |
|
р ч _ |
I/.1 — /о| + І/а — /о I __ |
2W COS (fl + У С ) cos b ^gQ-j |
|||
д '*’“ |
|
2 |
|
Xn |
’ |
где Xn — длина волны передатчика. |
по фор |
||||
Путевая скорость и угол сноса вычисляются |
|||||
мулам: |
|
|
(^д і,з |
4,з) |
|
|
|
W = |
(81) |
||
ния меняется. |
tgyc = |
4 cos b cos a cos УС ’ |
|
||
1,3 |
-1,2 |
(82) |
|||
|
|
|
Д і.1 ,3 "t" |
ctg в .. |
|
|
|
|
4,2 |
|
|
При полете над водной поверхностью характер отраже |
|||||
|
|
Из-за несоответствия доплеровской |
частоты |
расчетному углу в возникает ошибка в путевой скорости. Ее величина зависит от состояния водной поверхности, ши рины луча и угла в. Для компенсации этих ошибок в ДИСС предусмотрен режим «Море». Переключение режи мов «Суша—-Море» производится вручную.
Точность измерения путевой скорости с помощью совре менных ДИСС при полете над равнинной поверхностью лежит в пределах 0,1—0,5%, а угла сноса — 0,1—0,3°. При полете над открытыми водными бассейнами на точ ность ДИСС оказывают влияние морские течения.
4. Центральные навигационные вычислители первой группы (ЦНВ-1)
ЦНВ-1 предназначены для решения следующих ком плексных задач:
— счисления пути по данным, получаемым от СВС-1,
-КС-1, ДИСС-1, и преобразования счисленных координат;
—коррекции счисленных координат автономными и не автономными корректорами;
—обеспечения траекторного управления самолетом по
программе;
—выработки управляющих сигналов для специальных
ивспомогательных систем;
86
— управления навигационными интегральными индика торами [16].
К группе ЦНВ-1 относятся различные по принципу дей ствия вычислители: аналоговые, цифроаналоговые и циф ровые дифференциальные анализаторы (ЦДА). Большин ство из вычислителей можно назвать переходными от ана логовых к цифровым.
Рис. 34. Блок-схема ЦНВ-1:
/ — блок счисления |
в нормальной |
сферической и ортодромическоЛ |
системах |
||||
координат; 2 — блок |
программы; |
3 — блок коррекции; 4 — блок преобразова |
|||||
ния |
счисленных координат |
в этапные; |
5. н 6 — блоки |
преобразования |
счислен |
||
ных |
координат в полярные |
и обратно: |
7 и 5 — блоки |
формирования управляю |
|||
щих |
сигналов; 9 — блок преобразования счисленных |
координат в прямоуголь |
ные координаты планшета
Аналоговые вычислители, в которых программирование осуществляется в ортодромических координатах X и Y, наиболее просты по устройству, но обладают существенным недостатком — большим объемом подготовительных расче тов по преобразованию географических координат ППМ в ортодромические, а также расчетов азимутальных попра вок. Именно по этой причине в современных ЦНВ-1 преду сматривается программирование полета в географических координатах.
Обобщенная функциональная блок-схема ЦНВ-1 пока зана на рис. 34. В состав ЦНВ-1 входят следующие функ циональные блоки:
1. Блок счисления в нормальных сферических и орто дромических системах координат; на этот блок поступают:
87
от GBC-1 — Я и V, |
от КС-1 — и к |
и ОК, |
от ДИСС-1 — ■ |
W, УС, а начальные |
координаты |
вводятся |
вручную (Ві) |
или из блока коррекции (3); счисленные координаты пере даются на все остальные блоки.
2.Блок программы также связан со всеми блоками ЦНВ-1, за исключением блока 9, поскольку программная траектория наносится на карту планшетов и ввод исход ных данных в блок программы производится экипажем (штурманом) вручную (В2).
3.Блок коррекции, по существу, является устройством сопряжения корректоров с блоком счисления. Выбор мето да коррекции производится экипажем (штурманом) в за висимости от конкретных условий полета.
4.Блок преобразования счисленных координат в этап ные обеспечивает сопряжение ЦНВ-1 с САУ и навигацион ным плановым прибором (НПП). По программе или по желанию экипажа (штурмана) этапные координаты выра
батываются |
прямоугольные (S0CT и z) или полярные |
(S'ост и УД) |
относительно пункта назначения. В этом бло |
ке производится расчет фактического временного графика полета и расхода топлива.
5 и 6. Блоки преобразования счисленных координат в полярные координаты корректора обеспечивают автомати ческое сопровождение ориентира или маяка; обратное пре образование используется для коррекции счисленных коор динат.
7 и 8. Блоки формирования управляющих сигналов обеспечивают сопряжение ЦНВ-1 со специальными и вспо могательными системами. Алгоритм работы этих блоков ме няется- в зависимости от назначения и режима работы со прягаемых систем.
9. Блок преобразования счисленных координат в коор динаты планшета обеспечивает управление планшетами в зависимости от режима их работы, определяемого эки пажем.
Конструктивно ЦНВ-1 делится на три блока: вычисли тель, блок программы и пульт управления. В некоторых ЦНВ-1 выделяется четвертый блок — пульт ввода п’рограм-. мы и индикации. Такое разделение дает возможность в ка бине, в доступном для управления месте, оставить только пульты управления и ввода программы, а вычислитель и блок программы разместить в другом, менее дефицитном месте.
Подобными вычислителями сейчас оборудовано боль
88
шинство ДТС. Несмотря на различие инженерных решений, функциональная блок-схема, приведенная на рис. 34, при менима практически к любому ЦНВ первой группы. Заме тим, что на гражданских ДТС специальных систем нет, а значит, и отпадает необходимость в блоке 7; вместо ЗСО часто применяется астрокомпас.
5.Автономные корректоры
Кавтономным корректорам относятся ЗСО и РЛС. Применение-ЗСО ограничено видимостью небесных светил,
аРЛС — наличием характерных радиолокационных ориен-
Рис. 35. Блок-схема ЗСО
тиров с известными координатами, а также радиолокацион ными помехами.
Спомощью ЗСО по одному светилу определяется курс,
апо двум светилам — курс и координаты MC. ЗСО может работать в экваториальной и горизонтальной системах ко ординат.
Примером 'ЗСО, работающего в горизонтальной системе
координат, является БЦ-63, функциональная схема которо го приведена на рис. 35. На схеме пунктирными линиями
89
показаны связи в режиме сопровождения или поиска све тил, а сплошными — связи в режиме измерения. В ЗСО по исходным данным аь Sj, аз, 82, 5гр, вводимым вручную, и начальным координатам ср0, Х0, поступающим из ЦНВ-1 или устанавливаемым вручную, непрерывно вычисляются вы соты и азимуты светил по формулам:
cos Ai cos Aj = sin 8: cos <p— cos 8: sin <pcos (Srp — 04 + X); |
(83) |
||
cos A2cos h2 — sin 82cos cp — cos 82sin <pcos (5rp — «2+ X); |
(84) |
||
sin Aj cos Іц = |
—cos 8j sin (5rp — + |
X); |
(85) |
sin A2COS /Z2= |
—cos 82sin (Srp— a2+ |
X). |
(86) |
По сигналам, пропорциональным этим параметрам, ав томатическими секстантами ведется поиск светил до за хвата. После этого начинается слежение и измерение.
Вычисленные значения высот светил сравниваются с измеренными, по полученным разностям Д/г и азимутам светил,определяются поправки:
Дер = |
— |
sin A2ÄAJ — sin АДЛг |
’ |
sin (Аз — А]) |
|||
ДХ = |
— |
cos АjA/i2— cos А=ДЛ[ |
|
cos <j>sin (А,— А,) |
|
(87)
( 88)
Эти поправки используются для уточнения широты и долготы MC:
<р= |
9b + |
Дср; |
(89) |
X= |
Х0+ |
ДХ. |
(90) |
Уточненные координаты поступают на счетчики в канал вычисления ортодромических координат и в ЦНВ-1.
Преобразование координат в ЗСО осуществляется по формулам (38) или по формулам:
sin X = sin Ф sin cp -f- cos® cos cp cos (Ln — X); |
(91) |
tg Y = cos Ф tg cp cosec (Ln — X) — sin Ф ctg (Ln— X), |
(92) |
где Ф, Ln — широта и долгота полюса главной ортодромии. Для определения ортодромического курса в ЗСО непре рывно вычисляется азимутальная поправка Да по форму
ле (41) или по формуле
tg ДА = cos cp tg Ф cosec (Ln — X) — sin cp ctg (L„ — X). (93)
Истинный и ортодромический курсы вычисляются по формулам (47).
90