Файл: Василинин В.Н. Автоматизированное вождение тяжелых самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
Точность определения координат MC существенно за висит от разности азимутов светил и точности гироверти кали, с помощью которой горизонтируются фотоследящие головки автоматических секстантов. В установившемся го ризонтальном полете на средних широтах при высоте све тила менее 70° точность определения курса с помощью ЗСО не ниже ± 1°.
Перейдем к рассмотрению принципа радиолокационной коррекции MC в нормальной сферической системе коор динат.
Сопровождение или поиск радиолокационного ориенти ра производится путем автоматического управления антен ной и метками азимута и дальности. Для этого в блоке 5 ЦНВ-1 решается система уравнений, аналогичная уравне
нию (22): |
|
|
|
||
ctg Пр = |
cos cp tg с?рл0 cosec (Хрло—X)-sin 9 ctg (Хрло—Х);| |
||||
cos Dp= |
sin cp sin сррл0 |
+ |
cos cp cos <ррл0 cos (Хрло — X), |
j ^ |
|
где |
|
Пр— пеленг |
с |
самолета на' радиолокационный |
|
|
|
ориентир |
(РЛО); |
|
|
|
|
Dp— горизонтальная дальность между MC и мет |
|||
|
|
кой дальности; |
|
||
|
cp, X— счисленные координаты самолета; |
|
|||
'Ррло’ |
Хрло— координаты РЛО. |
|
|||
Из |
рис. 36, а я б следует, что |
|
|||
|
|
|
Пр = ИК + К У Р; ] |
|
|
|
|
|
D p = Y U ~ H T . ) |
(95) |
В общем случае электронное перекрестие на экране РЛС, образованное меткой азимута и дальности, не будет совпадать с РЛО (положение 1). Штурман с помощью ру кояток дальности и азимута (рис. 36, в) производит нало жение электронного перекрестия на опознанный РЛО (по ложение 2) и фиксирует момент совмещения с помощью кнопки коррекции. Измеренные величины Ьиш и К У іізм дают возможность определить координаты самолета совме стным решением систем уравнений (94) и (95).
Если ориентир не опознан, то координаты РЛО «рас шифровываются» аналогично. В этом случае за искомые
величины в |
системах уравнений (94) и (95) принимаются |
|
координаты |
РЛО. |
' |
91
С помощью РЛС возможна и коррекция курса,'для чего совмещение азимутальной метки с РЛО осуществляется с помощью задатчика курса. Точность радиолокационной коррекции курса ниже, чем при астрономической кор рекции.
6 ' Рис. 36. К принципу радиолокационной коррекции
6. Неавтономные корректоры MC
Из неавтономных систем коррекции MC наиболее широ кое применение нашли РСБН и РСДН. Отличительная осо бенность этих систем состоит в том, что точность коррек ции MC с их помощью не зависит от точности измерения курса на самолете и от маневра в период коррекции.
РСБН обеспечивает наиболее высокую точность коррек ции MC, она может входить в контур траекто'рного управ ления самолетом,, минуя ЦНВ-1. При использовании РСБН для коррекции MC в нормальных сферических координатах
в блоке 6 (см. рис. 34) |
решается |
система уравнений (22), |
а также уравнения: |
|
|
ф— |
± яз ; |
(96) |
|
|
92
В свою очередь:
äx = D„ sin П„;
(97)
Ay = Du cos Пи.
где <pM, XM— известные координаты наземного маяка;
DH, Пн — измеренные величины горизонтальной даль ности и пеленга с наземного маяка.
От экипажа при работе с РСБН требуется лишь кон троль за правильностью установок исходных данных: коор динат, частоты и режима работы маяков. Они могут вво диться вручную или поступать из блока программы.
В районе аэродрома возможна непрерывная коррекция MC в течение длительного времени. Учитывая специфику РСБН, управление системой может быть двойным — от летчиков и от штурмана.
Из РСДН наибольшее распространение получили гипер болические системы средней дальности действия.
Для определения MC иа борту самолета с помощью приемоиндикатора системы измеряются временные раз ности:
в |
D |
B |
~ |
D |
A |
_ |
ш |
в |
|
|
с |
|
|
|
с |
||
|
|
|
|
|
|
|||
— |
D |
C |
~ |
D |
A |
_ |
Ш |
С |
|
|
' |
с |
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
где с — скорость распространения электромагнитной энер гии.
Геометрическая схема основных параметров РСДН по казана на рис. 37, где А — ведущая станция, В и С— ведо мые. Преобразование гиперболических координат в уточ ненные откорректированные координаты MC сводится к определению поправок к счисленным координатам:
A D B (sinns - sinnx) |
1 |
|
Д£>с(sin Пг — sin Пд ) |
J |
|
(cos n ß — cos П л ) (sin Fig — sin Пд ) |
||
|
(cos Пс — cos Пд ) (sin П с — sin П д )
ADs ( c o s n ß - c o s n A) |
(99) |
|
|
||
АОс ( С05Пс - С0з П а) |
|
|
(cos П в - cos П л) (sin Пв “ |
sin Пл) |
|
(cos П с - с ° 5 П д ) (sin П с |
sin Пд ) |
j |
|
|
93
Здесь пеленги станций Пв и Пс вычисляются по фор мулам, аналогичным формулам (22).
В качестве примера РСДН среднего радиуса действия можно привести систему «Лоран-С». Приемоиндикатор AN/APN-76 имеет всего пять органов управления, методи ка работы с приемником достаточно проста. Точность кор рекции MC в пределах рабочей зоны характеризуется ошибкой, не превышающей 3,2 км. В настоящее время дей-
Рис. 37. К принципу действия РСДИ
ствуют несколько десятков наземных станций системы «Лоран-С», рабочие зоны которых перекрывают большую часть территории Северной Америки, северную часть Атлан тического и Тихого океанов, Европу и северное побережье Африки.
§ 2. НАВИГАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ (НК-2) И ИХ ОСОБЕННОСТИ
НК-2 отличается от НК-1 более высокой точностью, на дежностью и степенью автоматизации. Повышение точно сти и надежности навигации достигается путем совершен ствования систем счисления пути и обработки первичной информации, а также путем изменения структуры всего комплекса. В связи с возросшей степенью автоматизации вождения самолета сокращается число членов экипажа, при этом загруженность каждого из них в результате пе рераспределения функций изменяется незначительно.
В НК-2 счисление пути осуществляется в инерциальных навигационных системах (ИНС). Курсовые системы и доп-
л
94
леровские измерители из основных средств становятся вспомогательными.
В качестве ЦНВ-2 используются преимущественно циф ровые вычислительные машины, хотя не исключено и при менение ЦДА. ЦНВ-2 обеспечивает оптимальную обработ ку первичной навигационной информации и расширяет воз можности введения большего количества информации, со ставляющей программу полета. ЦНВ-2 обеспечивает и бо лее совершенную систему контроля за исправностью комплексируемых систем и средств [30].
В НК-2 меняются значимость и характеристики коррек торов, а автономным корректорам придается еще большее значение. Сопряжение ЦНВ-2 цифрового типа с ИНС и корректорами требует коренной перестройки систем связи.
Если НК-2 предназначен для СТС, то диапазон измере ний СВС-2 соответственно расширяется. Истинная воздуш ная скорость и число М (при М >1) определяются из фор мул:
д |
166,7-V’ |
, |
Яст- |
4(71/*-4)2'5 |
'(100) |
’ |
||
q |
166,7-М7 |
j |
Рст |
(7М2— I)2'5 |
(101) |
|
В НК-2 существенно меняется индикация.
Можно перечислить еще ряд особенностей, отличающих НК-2 от НК-1, однако основным признаком, определяющим качественные изменения НК-2, следует считать наличие ИНС и ЦНВ цифрового типа.
1. Инерциальные навигационные системы (ИНС)
Из всех известных Навигационных систем и средств ИНС наиболее универсальна. Посредством ИНС определяются координаты MC, путевая скорость, угол сноса, вертикальная скорость, курс, крен и тангаж [12].
Современная ИНС состоит из следующих функциональ ных элементов или блоков: гиростабилизированной плат формы, цифрового вычислителя и двух пультов, один из которых предназначен для выбора режима работы, а дру гой— для управления и индикации (ПУИ). Упрощенная функциональная схема ИНС показана на рис. 38.
Современные ИНС должны обеспечивать ввод исходных данных и счисление пути в географических координатах
95
(см. уравнения (28). Для реализации этих требований платформа горизонтируется по линии отвеса и ориенти руется по азимуту относительно истинного меридиана. Из мерительные оси акселерометров направляются; ах — на
ЦБ
Рис. 38. Блок-схема ИНС:-
ЦВ — цифровой вычислитель; |
УУ — устройство управления; |
ПЗУ (ДЗУ) — по |
|||
стоянное (долговременное) |
запоминающее |
устройство; |
ОЗУ — оперативное |
||
запоминающее |
устройство; АУ — арифметическое |
устройство; УВВ — устрой |
|||
ство ввода и |
вывода информации; ПВР — пульт |
выбора |
режима; ПУИ ч- |
||
|
пульт |
управления и |
индикации |
|
восток, а аѵ— на север. В вычислителе ИНС вырабатыва ются сигналы угловых скоростей прецессии платформы шх, Шу, <az:
R3 + H |
+ |
“Л ) dt> |
|
|
(102) |
. аУ ~~ R3 + H \ ( ах |
V * + |
«Vj) dt) |
где ах, ау— восточная и северная составляющие измеряе мого ускорения;
96
'>JC= (RS + н ) v y = — (Ri + Я) СО,; ѵг = Н — состав ляющие линейной скорости самолета относительно центра Земли.
Составляющие путевой скорости по осям географиче ской системы координат, используемые для счисления пути, определяются из соотношений:
W E= Я , |
— й з s in <р); |
(103) |
ІѴМ= - / ? Л ., |
(104) |
Несферичііость Земли учитывается введением поправок в зависимости от направления полета. В случае необходи мости (при полете через полюсы) ИНС могут быть пере
строены на ортодромическую систему координат. |
входят: |
||
В состав цифрового вычислителя |
ИНС (ЦВ) |
||
УВВ — устройство ввода и |
вывода |
информации; |
АУ — |
арифметическое устройство; |
ЗУ — запоминающее |
устрой |
|
ство; УУ — устройство управления; ЗУ образуется |
из • по |
||
стоянной (ПЗУ) и оперативной (ОЗУ) |
частей. В ПЗУ вво |
дится исходная информация, а ОЗУ применяется для запо минания промежуточных величин, используемых в процессе вычислений. В некоторых ИНС возможен не только ручной ввод исходных данных, но и автоматический с заранее под готовленных перфокарт или. перфолент.
В целях обеспечения высокой надежности работы ИНС предусматривается автономно^ питание.
Для иллюстрации приведем некоторые характеристики современных американских ИНС типа «Карусель-ІѴ» (К-ІѴ) и LTN:51 (LTN-15 — военный вариант), предна значенных для оборудования самолетов «Конкорд», В-747, В-707, Дс-8, Дс-10 и L-1011.
По техническим характеристикам системы К-ІѴ и LTN-51 сходны. Особенность К-ІѴ состоит во вращении гироплат формы с постоянной скоростью, вследствие чего модули руется дрейф гироскопов. Согласно техническим условиям ошибка в определении MC через 1 ч полета 2а <1 3,6 км, время автоматической выставки платформы 23 мин и СНО должна достигать 2500 ч. По результатам летных испыта ний за 1 ч полета 2а=6,3 км. Расчетной точности предпо лагается достичь к 1974 г. Стоимость системы 74 тыс. дол ларов, вес системы без блока аварийного питания около 25 кг.
На блоке выбора режима предусмотрены следующие по ложения переключателя: «Выключено», «Включено-про-
4 Васнлнннн В, Н, |
97 |
грев», «Автоматическая выставка», «Ввод данных», «Рабо та», «Неисправности». На пульте управления и индикации (рис. 39) имеется наборное поле, состоящее из 10 цифро вых кнопок и кнопки «Ввод» (запись). Кроме того, этот блок обеспечивает индикацию текущих координат MC, ко ординат пунктов назначения, оставшегося расстояния и времени, бокового уклонения, текущего путевого угла и пу тевой скорости, ошибки в выдерживании путевого угла, истинного курса и угла сноса, состояния системы.
6 |
7 |
6 |
Рис. 39. Передняя панель ПУИ:
/ — переключатель основных |
режимов |
работы; |
2 — переключатель инди |
||||
цируемых |
параметров; 3 — кнопки переключения |
начала отсчета этапных |
|||||
координат; |
4 — азимутальная |
шкала; |
5 — кнопки |
управления |
режимами |
||
работы; 6 — цифровые |
индикаторы; 7 — кнопка |
ввода данных; |
8 — набор |
||||
|
ное |
поле; 9 — кнопка |
сброса |
данных |
|
ИН'С типа LTN-51 имеет четырехрамочную гиростабили зированную платформу с тремя маятниковыми поплавко выми акселерометрами компенсационного типа с вибрирую щими опорами.
Вычислитель ИНС создан на монолитных интегральных схемах, а ЗУ — на ферритовых сердечниках. Емкость ЗУ — 4018 18-разрядных слов. Вычислитель состоит из пяти съемных плат.
98
По данным летных испытаний, на самолете В-707 кру говая вероятная ошибка LTN-51 за 1 ч полета равна 2,2 км, а СНО — 1200 ч.
Как показывают исследования, точность современных некорректируемых ИИС близка к практически достижимо му пределу, который оценивается 0,9 км за 1 ч полета.
2. Центральные навигационные вычислители второй группы (Ц Н В -2)
На ЦНВ-2 возлагается решение следующих комплекс ных задач:
— обобщенная обработка информации, поступающей от ИНС и различных корректоров, автоматизация коррек ции ИНС;
—контроль за точностью навигационной информации, выдаваемой потребителям; отключение источников недо стоверной навигационной информации;
—управление многофункциональными и интегральны ми навигационными индикаторами, управление навига ционными сигнализаторами;
-— расчет оптимальной траектории и режима про граммного полета, выработка сигналов для траекторйого управления самолетом и двигателями через автомат тяги, расчет и контроль временного графика и графика расхода топливу;
—управление специализированными и вспомогатель ными системами.
Технические характеристики современных ЦНВ-2 при ведены в табл. 9.
Вычислители — преимущественно универсальные, парал лельного действия, одноадресные. В их конструкции широ ко применяются интегральные схемы на микроминиатюр ных элементах, на тонких пленках и твердом теле.
Разрядность вычислителей лежит в пределах 18—28, число команд у вычислителей колеблется в довольно широ ком диапазоне — 16—80.
Быстродействие— 125—500 тыс. коротких операций в се кунду,' в лучших по быстродействию вычислителях опера ция сложения выполняется за 2 мкс.
Объем памяти достигает 65 тыс. слов. Обращает на себя внимание разнообразие методов и средств построения ЗУ. Время обращения к ЗУ в пределах 2,5—8 мкс,
4* |
99 |