Файл: Василинин В.Н. Автоматизированное вождение тяжелых самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
Обозначение, фирма-изготовитель (самолет)
A-N/ASN-66, GPY (США)
(С-5А)
MCS-920M, Эллиот (Англия) („Конкорд“)
G-719M, Джемерал-электрнк (Англия) . („Конкорд“)
SN-1050. Томсон-Хюстон (Франция)
UNIVAC-1824. Сперри Рэнд (США)
Н-387, Хениуэлл (США)
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Технические характеры |
|
стики современных ЦНВ-2 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время |
|
Вес, кг |
(вреднее время |
|
|
Назначение' |
|
|
Разряд |
|
|
|
Тип элементов |
Характер»- . |
нараб. ііа |
Примечание |
|||||
|
|
|
Быстродействие, |
|
обраще |
|
отказ, ч |
|||||||||
|
н конструктивные |
|
ность |
|
II емкость ЗУ |
ния к ЗУ, |
стика УВВ |
Объем, |
Потр. мощи., |
|
||||||
|
|
|
мкс |
|
дм1 |
|
||||||||||
|
особенности |
|
|
Число |
|
|
|
мкс |
|
|
Вт |
|
||||
|
|
|
команд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление, навигация, |
28 |
Слож. — 8 |
|
Ферритовые |
|
Параллель |
18 |
|
Тактовая |
|||||||
|
сердечники, |
|
ный ввод |
14 |
|
частота |
||||||||||
обработка |
данных. |
Со |
|
Умп. |
— 76 |
|
3192—16384, |
|
данных |
|
|
500 кГц |
||||
стоит из двух |
ЦВМ |
на |
|
|
|
|
12288—16384 |
|
|
|
|
|
||||
интегральных |
схемах |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
микроминиатюрных |
эле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ментах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Навигация. |
Использо |
18 |
Слож. — 18. |
|
Феррптозые |
5 |
|
15,9 |
10000 |
Тактовая |
||||||
|
сердечники, |
|
|
11,8 |
57 |
частота |
||||||||||
ваны интегральные полу |
|
Умп. |
— 37 |
|
|
|
_ 2МГц |
|||||||||
|
|
8192—65536 |
|
|
|
|
||||||||||
проводниковые |
элементы |
|
Дел. |
— 38 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Управление, навигация, |
20 |
Слож.— 9 |
|
Литиевые сер |
2,5 |
128 кана |
4 |
10000 |
Тактовая |
|||||||
|
дечники, 8192 |
|
лов |
5,57 |
200 |
частота |
||||||||||
наведение. |
Применены |
|
Умм. 17.5—37,5 |
|
|
|
|
|
|
2 МГц |
||||||
кремниевые |
полупровод |
|
Дел. |
— 38 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
никовые |
элементы; |
логи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ческие- и переключающие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
схемы |
на |
твердом |
теле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ферритовые щ |
.5 |
5 регистров, |
20 |
10000 |
Т° от — 40°С |
Управление. |
Использо |
2-1 |
Слож .— 5 |
|
міікроторы |
|
5 каналов |
23,75 |
200 |
до +70°С |
||||||
ваны кремниевые |
интег |
80 |
Умн. |
— 52 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ральные |
схемы |
на |
стан |
|
Дел. |
— 58 |
! |
|
|
|
|
|
|
|||
дартных |
платах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
і |
Тонкие пленки, |
4 |
|
21 |
20000 |
Т° от — 55°С |
Управление. |
Приспо |
24(48) " |
Слож .— 8 |
|
до +125°С |
|||||||||||
|
1024—6144 |
|
|
14,11 |
140 |
|||||||||||
соблена |
для применения |
41 |
Умн. |
— 30 |
|
|
|
|
|
|||||||
в космосе |
|
|
|
|
|
Дел. |
— 60 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Микробиаксы, |
1—счит. |
|
18,6 |
10000 |
Т° от —55°С |
Управление, навигация, |
24 |
Слож.— 2 |
|
4096—32768 |
4—за |
|
28 |
90 |
до +85°С |
|||||||
наведение. |
Оформлена |
в |
|
Умн. |
— 12 |
|
|
пись |
|
|
|
|
||||
виде |
книги. Использова |
|
Дел. |
— 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ны |
интегральные |
схемы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
с плоскими |
модулями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Тонкие пленки, |
4 - 8 |
21 канал |
7,1 |
|
Тактовая |
|
|
|
|
|
частота |
|||||
SMAC, |
Управление, навигация. |
26 |
Слож. — 16 |
5 |
|
4,7 |
" з Г |
|||
|
4096—32768 |
|
|
4 МГц |
||||||
IBM (США) |
Состоит из трех основных |
16 |
Умн. — 78 |
|
|
|
|
|
|
|
|
блоков, 85 тонкопленоч |
|
|
! |
|
|
|
|
|
|
|
ных микросхем |
|
|
|
|
|
|
|
|
101
100
УВВ из громоздких преобразователей превратились в компактные и надежные устройства.
Вес и габариты стали меньше — 21 кг и 25 дм3 соответ ственно.
Среднее время наработки на один отказ ЦНВ состав ляет 10 тыс. ч и более, что соответствует летному ресурсу самолета.
Потребляемая мощность — не превышает 200 Вт.
Взаключение укажем на некоторые тенденции в разви тии бортовых цифровых вычислителей.
За рубежом уделяется большое внимание вопросам внутрисистемной и межсистемной совместимости. Сущ ность внутрисистемной совместимости заключается в со гласованном проектировании серии вычислительных ма шин. Совместимые цифровые машины имеют одинаковый формат информации, аналогичные системы команд и об щую систему подключения и взаимодействия с внешними устройствами.
Всвязи с непрерывным повышением степени автомати зации растут требования к производительности, т. е. к бы
стродействию, и увеличению емкости ЗУ.
Ведутся работы по созданию самоприспосабливающихся структур. Разрабатываются методы, позволяющие автома тически определять отказавший блок, отключать его и воз лагать его функции на резёрвный, исправный блок.
Непрерывно повышается уровень интеграцищлогических элементов вычислителей. Заметна тенденция к упрощению системы команд и методов программирования.
Глава IV
НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ И ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИКАЦИЯ
Навигационные карты — важнейшее пособие для вож дения самолетов. Любой дальний полет не может быть успешно выполнен без помощи различных навигационных карт. Летчикам и особенно штурманам постоянно прихо дится обращаться к картам. На карты наносится обстанов ка и маршрут полета, с них снимаются координаты ППМ, целей, радиолокационных ориентиров; по картам ведется контроль за выполнением полета.
Автоматизация вождения и внедрение совершенных вы числителей открывают широкие возможности в области ин тегральной или обобщенной индикации, и в частности кар тографической индикации. По наглядности этот вид инди кации считается наилучшим.
Для картографической индикации, в свою очередь, нужны специальные индикаторные карты и микрофильмы. Этому вопросу за рубежом сейчас уделяется много внима ния [30].
В настоящей главе дается краткая характеристика обычных навигационных карт, применяемых для вождения тяжелых самолетов. Излагаются принципы работы инте гральных индикаторов в соответствии с принятой класси фикацией ПИК.
§ 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАВИГАЦИОННЫХ КАРТ
Навигационные карты, используемые при вождении тя желых самолетов, можно разделить на следующие группы: общей ориентировки и планирования полетов, маршрутные, детальной ориентировки, справочные и специальные. При-
103
Менительно к ДТС и СТС примерная градация первых трех групп карт по масштабам дана в табл. 10. Справочные и специальные карты могут иметь самые различные мас штабы.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
||
Масштабный ряд трех групп навигационных карт |
||||||
Группы |
|
|
Навигационные карты |
|
|
|
тяжелых |
|
общей |
маршрутные |
|
детальной |
|
самолетов |
ориентировки |
ориентировки |
||||
ДТС |
1 |
: 4 000 000 |
(1 :1 000 000) |
1 |
:200 000 |
|
1 |
:8 000 000 |
1 :2 000 000 |
1 |
:500 000 |
||
|
||||||
. СТС |
1 |
: 8 000 000 |
1 :2 000 000 |
1 |
:500 000 |
|
1 |
:10 000 000 |
1 :4 000 000 |
(1:1 000 000) |
|||
|
||||||
П р и м е ч а н и е . В скобки |
взяты редко .применяемые масштабы |
карт.
Кроме того, навигационные карты классифицируются по проекциям, характеризующим способы построения изо бражения поверхности Земли на плоскости карты.
Дадим краткую характеристику отечественных карт первых трех групп по проекциям.
1. Простая коническая проекция. В этой проекции с ши ротой касания 55° издана «Обзорная навигационнаякарта
СССР» масштаба' 1 : 10 000 000. Проекция равнопромежуточиа по меридианам. Меридианы изображаются без иска жений в виде прямых, выходящих из полюса проекции, а параллели — в виде концентрических окружностей. На ши роте 70° искажения углов достигают 5°36/, а длин — 5%.
В простой конической, но секущей проекции издана «Консультативная (бортовая обзорная) карта СССР и
Европы» масштаба 1:8 000 000. |
Карта |
двусторонняя: на |
|
одной стороне листа напечатана карта |
СССР, а |
на дру |
|
гой — карта Европы. На карте |
даны |
основные |
трассы |
Гражданской авиации с разметкой расстояний по этапам. Кроме того, 'на карте нанесены контуры рамок полимарш рутной карты масштаба 1 : 2 000 000.
На карте СССР линейные искажения на широте 72° до стигают 3,7%, а угловые — 2,1°. На карте Европы на этой же широте линейные искажения достигают 10,2%, а угло вые — 5,5°.
104
Измерять углы и расстояния на картах простой кониче ской проекции с помощью обычных инструментов нельзя.
2. Равноугольная коническая проекция. В этой проекции издана «Бортовая аэронавигационная карта» масштаба 1 : 4 000 000. Комплект карт состоит из 60 листов,, располо женных по шести широтным поясам со средними широта ми: 16, 40 и 64° северной широты и 8, 32 и 56° южной ши роты. Листы карт имеют прямоугольные рамки с перекрытйями. Без учета перекрытий каждый лист по широте зани мает 24°, а по долготе — 36°. В пределах каждого листа длины сохраняются по двум параллелям, отстоящим от средней параллели на 8° по широте.
Взоне перекрытия максимальные искажения длин до стигают- 2,2%- Для определения длин с учетом искажений на параллелях приведены поправочные коэффициенты. Под. южной рамкой каждого листа помещен график для определения прогиба ортодромии относительно прямой карты и порядок построения ортодромии. При длине орто дромии до 1000 км ее прогиб.в худшем случае менее 2 мм (8 км).
Вравноугольной конической проекции изданы маршрут
но-полетные карты для трасс Гражданской |
авиации |
мас |
||||||
штаба 1 : 2 000 000 и |
1:1 000 000. |
На этих картах |
искаже |
|||||
ния длин менее 1,5%■ |
поликоническая прцекция. |
В |
этой |
|||||
3. Видоизмененная |
||||||||
проекции |
изданы бортовая |
карта |
масштаба |
1 : 4 000 000 и |
||||
полетная |
карта |
масштаба |
1 -.2 000 000. Каждый лист этих |
|||||
карт строится |
самостоятельно и |
представляет собой изо |
бражение сфероидической трапеции. Размеры листа карты масштаба 1 : 4 000 000 составляют 24° по широте и 36° по долготе. Лист карты масштаба 1 : 2 000 000 имеет размеры: 12° по широте и 18° по долготе. Максимальные искажения длин на картах масштаба 1 : 4 000 000 в средних широтах
достигают |
1,5%> а углов— 1,5°. Максимальные искажения |
на картах |
масштаба 1 :2 000 000 примерно в три раза |
меньше. При длине ортодромии до 1000 км ее прогиб до стигает 1,5 мм (6 и 3 км).
Кроме указанных масштабов в видоизмененной полико нической проекции издаются карты масштаба 1 : 1 000 000, но для вождения тяжелых самолетов они применяются сравнительно редко.
4. Стереографическая проекция. В стереографической равноугольной проекций издаются карты на полярные районы Земли масштаба 1 : 10 000 000, 1 t 4 000 000,
105