Файл: Василинин В.Н. Автоматизированное вождение тяжелых самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
1 : 3 000 000 и 1 : 2 000 ООО. На эти карты кроме меридианов и параллелей нанесена условная прямоугольная сетка, ориентированная по меридианам 0—180° и 90—270°. За ши роту сечения обычно принимается 70°. При этом искажения длин в районе полюса достигают 3%, а на широте 50° — около 10%. Ортодромичность карты ухудшается по мере удаления от полюса. При длине ортодромии до 1000 км ее прогиб не учитывается на широтах более 70°.
5. Равноугольная цилиндрическая проекция. Эта проек ция имеет две разновидности: косую и поперечную (Гаусса).
В косой цилиндрической проекции изданьГ маршрутно
полетные карты масштаба |
1:4 000 000, |
1:2 |
00 0 000 и |
1:1 000 000. Карты масштаба |
1:4 000 000 |
имеют ширину |
|
захвата до 2800 км. Круги сечения отстоят |
от |
условного |
экватора на 7—8°. При этом максимальные искажения длин на краях полосы и в центре достигают 0,8—1,2%. Ме ридианы и параллели изображаются в виде сложных кри вых. На картах масштаба 1 : 2 000 000 и 1 : 1000 000 шири на полос и искажения меньше.
В поперечно-цилиндрической проекции Гаусса издаются карты масштаба 1 : 500 000 и крупнее. Для составления карт в этой проекции поверхность Земли разбита на 60 ше стиградусных зон, каждая из которых проецируется на эллиптический цилиндр. Максимальные искажения длин 'не превышают 0,14%, да и то только по границам зон на эква торе. Для решения подавляющего большинства навигаци онных задач карта принимается за план.
Справочные карты служат для получения различной ин формации, необходимой при планировании и подготовке к полетам. К справочным относятся карты навигационной об становки, звездного неба, часовых поясов, климатические, сборные таблицы карт и др.
Специальные карты предназначены для решения задач дальней радионавигации и индикации. На радионавигаци онных картах типографским способом наносятся различные линии положения. Для этих целей обычно используются мелкомасштабные карты. Индикаторные карты могут быть различных масштабов.
Что же касается зарубежных |
навигационных карт, то |
о них можно сказать следующее. |
Все государства, входя |
щие в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), пользуются преимущественно американскими
106
картами. В основу проецирования этих карт положен эл липсоид, несколько отличающийся от эллипсоида Красов ского; проекции применяются самые различные. Полетные карты, как правило, издаются с перекрытием и не рассчи таны на склейку. На обороте карт печатается подробная легенда, содержащая различную навигационную информа цию. Некоторые карты, кроме географической, имеют пря моугольную сетку. Карты, предназначенные для граждан ской авиации, издаются с минимальной топографической нагрузкой, за счет чего на них нанесена подробная навига ционная обстановка.
Для планирования используются карты в широком диа-. пазоне масштабов: от Г: 5 000 000 до 1 : 73 000 000. В даль них полетах применяются карты различных проекций, мас штабов от 1 : 2 000 000 до 1 : 5 000 000. Из крупномасштаб ных наиболее употребительной считается карта масштаба 1 : 250 000 равноугольной конической проекции.
§ 2. ИНТЕГРАЛЬНАЯ, ИЛИ ОБОБЩЕННАЯ, ИНДИКАЦИЯ
Сущность интегральной, или обобщенной, индикации в конечном счете сводится к уменьшению загруженности эки пажа путем предъявления ему пилотажно-навигационной информации в легко воспринимаемом виде, минуя проме жуточные параметры.
Идея создания интегральных индикаторов появилась давно, но воплощение ее в жизнь зависело от технического
*уровня приборостроения. Прежде чем приобрести совре менный вид, интегральные индикаторы прошли много раз личных стадий. Прототипом пилотажного интегрального индикатора был авиагоризонт, а навигационного — «авто штурман», или автоматический планшет с картой.
Техническому уровню ИТК-1 соответствуют интеграль ные индикаторы системы «Привод», дополненные картогра фическим автопланшетом. На рис. 40 показана лицевая
сторона КПП (командно-пилотажного прибора), а на рис. 41— лицевая сторойа НПП (навигационно-планового прибора). Эти приборы устанавливаются в центре прибор ной панели каждого летчика.
КПП работает по схеме «вид с самолета на землю». При изменении крена накреняется силуэт самолета / (рис. 40), а при изменении тангажа изменяется положение шкалы тангажа 2. Линия горизонта на шкале тангажа обозначается разделом между черным и голубым фоноім.
107
За силуэтом самолета расположены вертикальная ко мандная планка 3 управления боковым движением и гори зонтальная командная планка 9 управления продольным движением самолета. Вертикальная планка наклрняется вправо и влево относительно нижней точки крепления, а горизонтальная — вверх и вниз.'
■7 |
6 |
Рис. 40. Лицевая сторона КПП:- |
|
/ — силуэт самолета; |
2 — шкала тангажа; 3 — верти |
кальная командная |
планка: -/ — шкала хренов; 5 — |
рукоятка введения поправок в показания угла тан
гажа-; |
6 — указатель |
скольжения; |
7 — кнопка-лампа |
||||||
арретнровання |
авиагоризонта; |
8 — вертикальная |
шка |
||||||
ла |
с |
индексом; |
9 — горизонтальная |
командная |
план |
||||
ка; |
ІО — флажок-сигнализатор |
«Т»; |
11 н |
13 — лампы |
|||||
внутреннего |
подсвета; |
12 — горизонтальная |
шкала |
||||||
с |
индексом; |
14 — флажок-спгналнзатор |
«К*: |
/5 — |
|||||
|
|
|
■ центральный |
индекс |
|
|
Вертикальная шкала с индексом 8 и горизонтальная шкала с индексом 1 2 показывают соответствующие откло нения самолета от заданной траектории. Их показания в зависимости от режима меняются. Вертикальная шкала с планкой в навигационном режиме показывает положение самолета относительно заданной высоты полета, а при за ходе на посадку — относительно глиссады планирования: Аналогично меняются показания и горизонтальной шкалы с планкой.
1 08
При неисправности канала бокового управления появ ляется флажок-сигнализатор 14 с буквой «К» (курс), а при неисправности канала продольного управления — флажоксигнализатор 10 с буквой «Т» (тангаж).
На лицевой стороне КПП размещаются указатель скольжения 6 , шкала кренов 4, кнопка-лампа арретировання авиагоризонта 7, рукоятка введения поправок в пока-
3 |
4' |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
13 |
|
/?. |
|
|
|
|
|
Рис. 41. Лицевая сторона НПП: |
|
|
||||||||
1 — указатель |
положения |
самолета |
относительно |
за |
|
||||||
данной |
траектории; |
2 и 5 —лампы |
внутреннего |
под |
t |
||||||
света; |
3 — неподвижная |
шкала КУР: |
-/ — стрелка |
||||||||
КУР; 5 |
и |
10 — неподвижные |
индексы; |
ff— шкала |
|
||||||
курса; |
7 — индекс заданного |
курса; |
9— сигнализа |
|
|||||||
торы-бленкеры неисправностей наземных радиотехни |
|
||||||||||
ческих |
средств |
посадки и |
навигации в |
копалах |
кур |
|
|||||
са «К» |
и |
глиссады |
«Г»; |
// — рукоятка |
установки |
|
|||||
заданного |
курса; |
/2 — обратная |
сторона стрелки |
|
КУР; 13 — точка отсчета обратного радиопеленга по шкале КУР
зания угла тангажа 5, лампы внутреннего подсвета 11 и 13 и центральный индекс 15 в виде кружка, в пределах ко торого удерживается положение командных планок при авто матическом и полуавтоматическом управлении самолетом.
В КПП предусмотрен режим «Отключено», когда ко мандные планки фиксируются и он используется как обыч-
—ный авиагоризонт.
НПП также работает по схеме «вид с самолета на землю» и является плановым индикатором (рис. 41). Курс
109
самолета отсчитывается по шкале 6 против неподвижного треугольного индекса 5, расположенного по условной про дольной оси самолета. Курсовой угол радиостанции (КУР) отсчитывается против стрелки 4 автоматического радио компаса (АРК) по неподвижной шкале 3. По обратному концу этой стрелки 1 2 определяются: по шкале курсовых углов 3 — обратный радиопеленг, а по шкале курсов 6 — пеленг самолета относительно приводной радиостанции 13.
На шкале курсовых углов имеются индексы 10, исполь зуемые при построении захода на посадку по прямоуголь ному маршруту (коробочка). Заданный курс полета инди цируется с помощью индекса 7, устанавливаемого рукоят кой И.
В центре НПП расположены указатели положения са молета относительно заданной траектории 1 и сигнализа торы-бленкеры неисправностей наземных радиотехнических средств посадки и навигации 9 в каналах курса «К» и глиссады «Г». На лицевой стороне НПП также находятся лампы внутреннего подсвета 2 н 8 .
Управление интегральными индикаторами КПП и НПП осуществляется с единого пульта управления, на котором имеется переключатель режимов с положениями: «Откл.»— отключено, «МК»—-полет с заданным магнитным курсом, «Навиг.» — навигация по заданной траектории и «Заход»— заход на посадку с помощью РСБН-2 и посадочной си стемы.
Анализ зарубежных образцов аналогичных интеграль ных индикаторов показывает, что они принципиальных отлігчий не имеют и практически исчерпывают возможности электромеханических индикаторов.
Информация, получаемая летчиками через КПП и НПП, не дает представления о том, где находится самолет отно сительно поверхности земли и заданных пунктов полета. Для этого служат картографические автопланшеты с ру лонными картами.
Внешний вид планшета показан на рис. 42. Лицевая часть его представляет собой съемную кассету, в которой на двух барабанах заправлена рулонная карта. Индика ция MC осуществляется перемоткой карты вверх и вниз, а также смещением индекса самолета влево и вправо. Ме ханизм перемотки и смещения находится в корпусе, ко торый связан с вычислителем.
Планшет может быть переносным или может постоянно крепиться в удобном для пользования месте. Работа на
110