Файл: Василинин В.Н. Автоматизированное вождение тяжелых самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 : 3 000 000 и 1 : 2 000 ООО. На эти карты кроме меридианов и параллелей нанесена условная прямоугольная сетка, ориентированная по меридианам 0—180° и 90—270°. За ши­ роту сечения обычно принимается 70°. При этом искажения длин в районе полюса достигают 3%, а на широте 50° — около 10%. Ортодромичность карты ухудшается по мере удаления от полюса. При длине ортодромии до 1000 км ее прогиб не учитывается на широтах более 70°.

5. Равноугольная цилиндрическая проекция. Эта проек­ ция имеет две разновидности: косую и поперечную (Гаусса).

В косой цилиндрической проекции изданьГ маршрутно­

полетные карты масштаба

1:4 000 000,

1:2

00 0 000 и

1:1 000 000. Карты масштаба

1:4 000 000

имеют ширину

захвата до 2800 км. Круги сечения отстоят

от

условного

экватора на 7—8°. При этом максимальные искажения длин на краях полосы и в центре достигают 0,8—1,2%. Ме­ ридианы и параллели изображаются в виде сложных кри­ вых. На картах масштаба 1 : 2 000 000 и 1 : 1000 000 шири­ на полос и искажения меньше.

В поперечно-цилиндрической проекции Гаусса издаются карты масштаба 1 : 500 000 и крупнее. Для составления карт в этой проекции поверхность Земли разбита на 60 ше­ стиградусных зон, каждая из которых проецируется на эллиптический цилиндр. Максимальные искажения длин 'не превышают 0,14%, да и то только по границам зон на эква­ торе. Для решения подавляющего большинства навигаци­ онных задач карта принимается за план.

Справочные карты служат для получения различной ин­ формации, необходимой при планировании и подготовке к полетам. К справочным относятся карты навигационной об­ становки, звездного неба, часовых поясов, климатические, сборные таблицы карт и др.

Специальные карты предназначены для решения задач дальней радионавигации и индикации. На радионавигаци­ онных картах типографским способом наносятся различные линии положения. Для этих целей обычно используются мелкомасштабные карты. Индикаторные карты могут быть различных масштабов.

Что же касается зарубежных

навигационных карт, то

о них можно сказать следующее.

Все государства, входя­

щие в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), пользуются преимущественно американскими

106


картами. В основу проецирования этих карт положен эл­ липсоид, несколько отличающийся от эллипсоида Красов­ ского; проекции применяются самые различные. Полетные карты, как правило, издаются с перекрытием и не рассчи­ таны на склейку. На обороте карт печатается подробная легенда, содержащая различную навигационную информа­ цию. Некоторые карты, кроме географической, имеют пря­ моугольную сетку. Карты, предназначенные для граждан­ ской авиации, издаются с минимальной топографической нагрузкой, за счет чего на них нанесена подробная навига­ ционная обстановка.

Для планирования используются карты в широком диа-. пазоне масштабов: от Г: 5 000 000 до 1 : 73 000 000. В даль­ них полетах применяются карты различных проекций, мас­ штабов от 1 : 2 000 000 до 1 : 5 000 000. Из крупномасштаб­ ных наиболее употребительной считается карта масштаба 1 : 250 000 равноугольной конической проекции.

§ 2. ИНТЕГРАЛЬНАЯ, ИЛИ ОБОБЩЕННАЯ, ИНДИКАЦИЯ

Сущность интегральной, или обобщенной, индикации в конечном счете сводится к уменьшению загруженности эки­ пажа путем предъявления ему пилотажно-навигационной информации в легко воспринимаемом виде, минуя проме­ жуточные параметры.

Идея создания интегральных индикаторов появилась давно, но воплощение ее в жизнь зависело от технического

*уровня приборостроения. Прежде чем приобрести совре­ менный вид, интегральные индикаторы прошли много раз­ личных стадий. Прототипом пилотажного интегрального индикатора был авиагоризонт, а навигационного — «авто­ штурман», или автоматический планшет с картой.

Техническому уровню ИТК-1 соответствуют интеграль­ ные индикаторы системы «Привод», дополненные картогра­ фическим автопланшетом. На рис. 40 показана лицевая

сторона КПП (командно-пилотажного прибора), а на рис. 41— лицевая сторойа НПП (навигационно-планового прибора). Эти приборы устанавливаются в центре прибор­ ной панели каждого летчика.

КПП работает по схеме «вид с самолета на землю». При изменении крена накреняется силуэт самолета / (рис. 40), а при изменении тангажа изменяется положение шкалы тангажа 2. Линия горизонта на шкале тангажа обозначается разделом между черным и голубым фоноім.

107

За силуэтом самолета расположены вертикальная ко­ мандная планка 3 управления боковым движением и гори­ зонтальная командная планка 9 управления продольным движением самолета. Вертикальная планка наклрняется вправо и влево относительно нижней точки крепления, а горизонтальная — вверх и вниз.'

■7

6

Рис. 40. Лицевая сторона КПП:-

/ — силуэт самолета;

2 — шкала тангажа; 3 — верти­

кальная командная

планка: -/ — шкала хренов; 5 —

рукоятка введения поправок в показания угла тан­

гажа-;

6 — указатель

скольжения;

7 — кнопка-лампа

арретнровання

авиагоризонта;

8 — вертикальная

шка­

ла

с

индексом;

9 — горизонтальная

командная

план­

ка;

ІО — флажок-сигнализатор

«Т»;

11 н

13 — лампы

внутреннего

подсвета;

12 — горизонтальная

шкала

с

индексом;

14 — флажок-спгналнзатор

«К*:

/5 —

 

 

 

центральный

индекс

 

 

Вертикальная шкала с индексом 8 и горизонтальная шкала с индексом 1 2 показывают соответствующие откло­ нения самолета от заданной траектории. Их показания в зависимости от режима меняются. Вертикальная шкала с планкой в навигационном режиме показывает положение самолета относительно заданной высоты полета, а при за­ ходе на посадку — относительно глиссады планирования: Аналогично меняются показания и горизонтальной шкалы с планкой.

1 08


При неисправности канала бокового управления появ­ ляется флажок-сигнализатор 14 с буквой «К» (курс), а при неисправности канала продольного управления — флажоксигнализатор 10 с буквой «Т» (тангаж).

На лицевой стороне КПП размещаются указатель скольжения 6 , шкала кренов 4, кнопка-лампа арретировання авиагоризонта 7, рукоятка введения поправок в пока-

3

4'

5

6

7

 

 

 

 

 

13

 

/?.

 

 

 

 

 

Рис. 41. Лицевая сторона НПП:

 

 

1 — указатель

положения

самолета

относительно

за­

 

данной

траектории;

2 и 5 —лампы

внутреннего

под­

t

света;

3 — неподвижная

шкала КУР:

-/ — стрелка

КУР; 5

и

10 — неподвижные

индексы;

ff— шкала

 

курса;

7 — индекс заданного

курса;

9— сигнализа­

 

торы-бленкеры неисправностей наземных радиотехни­

 

ческих

средств

посадки и

навигации в

копалах

кур­

 

са «К»

и

глиссады

«Г»;

// — рукоятка

установки

 

заданного

курса;

/2 — обратная

сторона стрелки

 

КУР; 13 — точка отсчета обратного радиопеленга по шкале КУР

зания угла тангажа 5, лампы внутреннего подсвета 11 и 13 и центральный индекс 15 в виде кружка, в пределах ко­ торого удерживается положение командных планок при авто­ матическом и полуавтоматическом управлении самолетом.

В КПП предусмотрен режим «Отключено», когда ко­ мандные планки фиксируются и он используется как обыч-

—ный авиагоризонт.

НПП также работает по схеме «вид с самолета на землю» и является плановым индикатором (рис. 41). Курс

109


самолета отсчитывается по шкале 6 против неподвижного треугольного индекса 5, расположенного по условной про­ дольной оси самолета. Курсовой угол радиостанции (КУР) отсчитывается против стрелки 4 автоматического радио­ компаса (АРК) по неподвижной шкале 3. По обратному концу этой стрелки 1 2 определяются: по шкале курсовых углов 3 — обратный радиопеленг, а по шкале курсов 6 — пеленг самолета относительно приводной радиостанции 13.

На шкале курсовых углов имеются индексы 10, исполь­ зуемые при построении захода на посадку по прямоуголь­ ному маршруту (коробочка). Заданный курс полета инди­ цируется с помощью индекса 7, устанавливаемого рукоят­ кой И.

В центре НПП расположены указатели положения са­ молета относительно заданной траектории 1 и сигнализа­ торы-бленкеры неисправностей наземных радиотехнических средств посадки и навигации 9 в каналах курса «К» и глиссады «Г». На лицевой стороне НПП также находятся лампы внутреннего подсвета 2 н 8 .

Управление интегральными индикаторами КПП и НПП осуществляется с единого пульта управления, на котором имеется переключатель режимов с положениями: «Откл.»— отключено, «МК»—-полет с заданным магнитным курсом, «Навиг.» — навигация по заданной траектории и «Заход»— заход на посадку с помощью РСБН-2 и посадочной си­ стемы.

Анализ зарубежных образцов аналогичных интеграль­ ных индикаторов показывает, что они принципиальных отлігчий не имеют и практически исчерпывают возможности электромеханических индикаторов.

Информация, получаемая летчиками через КПП и НПП, не дает представления о том, где находится самолет отно­ сительно поверхности земли и заданных пунктов полета. Для этого служат картографические автопланшеты с ру­ лонными картами.

Внешний вид планшета показан на рис. 42. Лицевая часть его представляет собой съемную кассету, в которой на двух барабанах заправлена рулонная карта. Индика­ ция MC осуществляется перемоткой карты вверх и вниз, а также смещением индекса самолета влево и вправо. Ме­ ханизм перемотки и смещения находится в корпусе, ко­ торый связан с вычислителем.

Планшет может быть переносным или может постоянно крепиться в удобном для пользования месте. Работа на

110